Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

Каллистрат Жаков

Каллистрат Жаков

Жаков, Каллистрат Фалалеевич (30.09.1866—20.01.1926) чужис Вӧлӧгда губерниялӧн Усть-Сысольск карбердса Давпон грездын (ӧні Сыктывкар). Велӧдчис Усть-Сысольскын уездса училищеын, помаліс Тотьма карын велӧдысьясӧс дасьтан семинария. Та бӧрын уджаліс Вятскӧй губернияса Холуницкӧй заводын, вӧлі писарӧн Кӧрткерӧсын. Водзӧ велӧдчис Вӧлӧгдаса реальнӧй училищеын да Петербургса вӧр институтын, недыр кад велӧдіс манастырын. 1896-ӧд воӧ пырис велӧдчыны Киевса университетӧ, сэсся вуджис Петербургсаӧ история-филология факультет вылӧ. 1901-ӧд воын помаліс университетсӧ да лои сэні велӧдысьӧн. Велӧдчигас пыдісянь туяліс коми йӧзлысь олӧмсӧ да лӧсьӧдіс научнӧй гижӧд. 1911-ӧд воӧ лои профессорӧн. 1908-ӧд воӧ академик В.М.Бехтерев корис К.Жаковӧс уджавны психоневрологическӧй институтӧ. Велӧдіс сэні 1917-ӧд воӧдз. 1917-1926-ӧд воясӧ оліс Псковын, Юрьевын (Тарту, Эстония) да Ригаын (Латвия).

К.Жаков гижис роч кыв вылын. Медводдза гижӧдъяссӧ — кывбуръяс, очеркъяс, висьтьяс вӧлі йӧзӧдӧма ХХ-ӧд нэм пуксигӧн Петербургын ("Парма" небӧг лэдзанінын). Зэв тӧдчана да гижысьӧс паськыда нимӧдана уджъясӧн лоины "Сквозь строй жизни" повесьт да важся коми йӧзлӧн олӧм йылысь "Биармия" поэма.

Куліс К.Ф.Жаков Ригаын, дзебисны Покровскӧй кладбище вылӧ. 1990-ӧд воӧ выльысь дзебисны Сыктывкарын.

Каллистрат Жаков

Жаков, Каллистрат Фалалеевич (30.09.1866—20.01.1926) родился в селе Давпон близ Усть-Сысольска (ныне район Сыктывкара). После окончания Усть-Сысольского уездного училища и Тотемской учительской семинарии работал на Холуницком заводе Вятской губернии чернорабочим, волостным писарем в Корткеросе. Затем учился в реальном училище в Вологде и Петербургском лесном институте, был послушником в Заозерской пустыни. В 1896 стал студентом физико-математического факультета Киевского университета, через три года перевелся на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого здесь же работал преподавателем. Уже в студенческие годы серьезно занимался научной деятельностью. В 1911 стал профессором. С 1908 по 1917 по приглашению академика В.М.Бехтерева преподавал в Петербургском психоневрологическом институте. С 1917 по 1926 жил в Пскове, Юрьеве (Тарту, Эстония) и Риге (Латвия).

К.Жаков выучил язык русских и писал на нем. Первые произведения — стихи, очерки, рассказы были опубликованы в Петербурге (издательство "Парма") в начале XX века. Наиболее значительными литературными произведениями К.Жакова являются автобиографическая философская повесть "Сквозь строй жизни" (1914) и эпическая поэма об истории средневековых коми "Биармия" (1916).

Умер К.Ф.Жаков в Риге, был похоронен на Покровском кладбище, в 1990 его перезахоронили в Сыктывкаре.

читать про К.Ф.Жакова

"Родительский дом и родословная К.Жакова" (Н.Митюшева), "Сьӧлӧмнас пыр вӧлі Комиын" (В.Мартынов), "Зырянский Фауст" (С.Белоконь), "Псковская страница жизни философа К.Ф.Жакова" (М.Маркова), "Латвия в жизни Каллистрата Жакова" (С.Ковальчук), "Воспоминания о К.Ф.Жакове" (И.Мӧсшег).

Театральная постановка "Парма Лов" по мотивам эпоса "Биармия" в Коми национальном музыкально-драматическом театре.

Имя профессора Жакова присвоено улице в Сыктывкаре в микрорайоне Давпон, указ Главы республики 15 авг. 2000.

Барельеф К.Жакова на здании Сыктывкарской средней школы #24 имени Каллистрата Жакова.
Школьный музей открыт в октябре 2001, здесь собраны уникальные материалы о его жизни и творчестве.

Имя К.Ф.Жакова присвоено школе в январе 2002.
Мемориальная вывеска К.Ф.Жакову на здании школы установлена в июне 2002, создана скульптором Владимиром Рохиным.

произведения

Купить книги Каллистрата Жакова.

Произведения К.Жакова: "Языческое миросозерцание зырян" (1901), "Происхождение зырянского племени" (1909), рассказ "Пильвань" (1906), "В хвойных лесах" (Разсказы комi-морта, 1908), "Мудрый Пам" (1910), "Царь Кор" (1913), поэма "Биармия" (1916), "Ён и Омӧль", "Сказки и предания", "Гимны" (1926).

Перевод поэмы "Биармия" на латышский язык: Янис Райнис (Jānis Rainis) "Biarmia" (1924, первое издание).

скачать книги: "На Северъ въ поискахъ за Памомъ Буръ-Мортомъ" (1905), zip pdf 26 Mb.
"Изъ жизни и фантазіи" (1907) сборник рассказов, zip pdf 19Mb.


В октябре 2011 в Сыктывкаре состоялся симпозиум "Каллистрат Жаков: грани творчества" (см. Программу симпозиума) в рамках одной из секций Всероссийской научной конференции. Основные выводы: Каллистрат Жаков - в первую очередь ученый, создатель философского учения. Поэтому все его работы следует рассматривать в единстве, а не отдельно как этнографа, литератора или общественного деятеля. В литературных работах может быть больше этнографического материала, а в этнографических - литературного. Но большинство публикаций пронизаны основами его философских воззрений.

Если описывать теорию лимитизма Каллистрата Жакова в двух словах, то это языческая близость к природе, спокойное эволюционное развитие. Жаков очень много общался с многими видными людьми, был в гуще событий, но в своих убеждениях о необходимости защиты природы был абсолютно одинок, так как в то время господствовали идеи покорения природы.

"Основы эволюционной теории познания", 1912, эпиграф: "Философия должна быть глубоко преобразована. Конец временам, когда думали, что можно создать философию отдельно от наук о природе, а знание о природе независимо от постижения внутренних свойств человека".

К.Ф.Жаков собрал большой материал по коми-зырянской древней истории, этнографии и традиционной религии, восстановил пантеон национальных богов.

В 1926 Илля Вась включил информацию о К.Жакове в "Комі Гіжысјac" обзор Коми литературы. После этого Жаков и его произведения были запрещены и публично не упоминались. Восстановление его имени и творчества началось только в конце 1980-х годов.
Он был замечательным человеком во многих отношениях. Его происхождение и биография в чем-то напоминали мои. Ему также пришлось карабкаться вверх из коми крестьянских детей до положения профессора философии и известного писателя, автора романов эпических поэм жизни коми народа в стиле, напоминающем "Гайавата" Лонгфелло и финскую "Калевалу". Но прежде всего это была чрезвычайно богатая личность, оригинальная и интеллектуально независимая от всех модных тогда направлений мысли и творчества.
  Питирим Сорокин, Долгий путь. Сыктывкар, 1991. стр.47.

"ЗЫРЯНСКИЙ ФАУСТ"

Писатель и разносторонний ученый Каллистрат Фалалеевич Жаков родился 18 (по новому стилю - 30) сентября 1866 в деревне Давпон села Выльгорт Усть-Сысольского уезда. Отец его был столяром-краснодеревщиком высокой квалификации и, помимо ведения своего хозяйства, занимался отхожим промыслом — ставил иконостасы в возводимых церквях. Каллистрат c детства вместе с отцом скитался по селам и деревням Коми края — по Вычегде и Сысоле, Вишере и Пожегу, Ижме и Выми...


Каллистрат Жаков портрет, художник
Э.Козлов, музей Сыктывкар университета

Окончив Усть-сысольское уездное училище, подросток пешком отправился в Тотьму, где поступил в учительскую семинарию, которую окончил с блестящим успехом в 1884. Его намерение стать сельским учителем не осуществилось. По распоряжению вологодского губернатора Жаков не был допущен к учительской работе как "атеист и вольнодумец". В 1885 он уходит в Вятскую губернию, нанимается работать на Холуницкий завод. Не выдержав каторжного труда, через год возвращается на родину, зарабатывая на пропитание в дороге показом своей силы и ловкости, поднимая и подбрасывая тяжелые гири.

Вскоре Каллистрат Жаков отправляется на службу волостным писарем в Корткерос. Но и здесь не задержался надолго. Строптивость характера, да и желание продолжить образование снова заставили его покинуть родные места. В 1887 он поступает в пятый класс Вологодского реального училища. Средства на существование зарабатывает репетиторством в семьях местных богачей и чиновников. Много читает, занимается философией, ищет ответы на трудные вопросы бытия.

В 1890 "с 20 копейками в кармане" Каллистрат Жаков отправляется в Петербург, поступает в Лесной институт. Постигая тайны жизни, часто обращается к богу. Возвращается в Вологду, откуда отправляется в Заонежскую пустынь. Готовясь к пострижению в монахи, учительствует в монастырской школе. Однако вместо "слова божьего" рассказывает ученикам о мире и человеке, о бесконечном космосе. Это не могло продолжаться долго. Через пять месяцев Жаков вынужден уйти из монастыря и оказаться под надзором полиции, без права выезда из Вологды. Прожил он здесь около пяти лет. Несмотря на бедственное положение, блестяще выдержал экзамены на аттестат зрелости.

Освободившись от полицейского надзора, Каллистрат Жаков получил разрешение поступить в университет (за исключением Московского и Петербургского). В 30 лет становится студентом естественного факультета Киевского университета. Через год переходит на историко-филологический факультет. С третьего курса переводится в Петербургский университет, в 1901 оканчивает его и остается преподавателем на факультете. В 1902 защитил магистерскую диссертацию "О грамматическом строе зырянского языка". Как пишет сам Каллистрат Жаков, он "преподавал во всех гимназиях Петрограда. 10 лет читал лекции по философии в Психоневрологическом институте. 14 лет преподавал на курсах Черняева".

ПАРМАСА ПРОРОК
Коми сиктысь сійӧ петіc,
Сійӧс чужтіс коми мам,
Ачыс вӧр-ва сылы сетіс
Мукӧдъясысь унджык сям.
Олӧм некодӧс оз жалит,
Ло кӧть кага, ло кӧть пӧль,
Давпонысь Палальӧй Кальӧ
Вӧлі быдӧн кодь жӧ гӧль.
Велӧдчыны муніс кӧмтӧг,
Кӧть быд гӧпт нин кышліс йи,
Нянь да книга ньӧбан сьӧмсӧ
Пӧсьнас перйыліc бур пи.
Эз кӧ тырмыв вын да вежӧр,
Дерт жӧ, гӧлӧсыс эз кыв.
Писькӧдчыліс сылӧн кыв.
Сійӧ чуксаліс выль енмӧс,
Кыдз тай кевмысьӧ пророк,
Медым мырддис кызьӧд нэмлысь
Гӧльлун, тшыгъялӧм да шог.
Ланьтіc чужан мусянь ылын
Сылӧн шӧйӧвошӧм лов...
Медся пӧсь кыв, вокъяс, сылы
Шуны эз ӧмӧй нӧ ков?
Серафим Попов, 1991.

С 1900 по 1912 год по поручению Академии наук и Русского географического общества трижды побывал в научных командировках в Коми крае (Вычегда, Сысола, Печора), а также в научных экспедициях у коми-пермяков, удмуртов и мордвы.

В летние месяцы Каллистрат Жаков ежегодно ездит с публичными лекциями по городам Севера, Урала и Юга России. В 1911 проехал по всей Транссибирской железнодорожной магистрали, читал лекции во всех крупных городах от Перми до Владивостока. Темы выступлений очень далеки от животрепещущих вопросов жизни: "Апология неба или поэзия Апполона и Диониса", "Бог в природе и человеке", "Об энергии мира, о первопотенциале — мудром принципе Вселенной" и т.д.

Писать стихи, поэмы, рассказы, научные статьи Каллистрат. Жаков начал с 1893. Первое его произведение - трактат "Языческое миросозерцание зырян" было опубликовано в журнале "Научное обозрение". В художественную литературу он пришел со сборником рассказов "На Север, в поисках за Памом Бур-Мортом", вышедшем двумя изданиями в 1901 и 1905. Вслед за этой книгой появляются "Очерки из жизни рабочих, крестьян на Севере", сборники "Из жизни и фантазии", "В хвойных лесах", "Под шум северного ветра" и др. Особенно надо выделить автобиографические повести "Сквозь строй жизни" (три тома, вышедшие в 1912—1914) и заключительный том "Гараморт на Крайнем Севере" (1914).

Каков же итог исканий философа, писателя? На это отвечает сам К.Ф.Жаков: в области литературы он нашел себя в сказках; из атеиста превратился в религиозного человека, слепо верящего в бога; в области морали и нравственности стал проповедником идей всепрощения и непротивления злу насилием; в личном быту обратился в кочевника-странника...

Революционные события в России застали Жакова в Эстонии. Он преподавал философию в Юрьевском (Тартуском) университете и организовал там студенческий кружок "Лимитном", читал публичные лекции, вернувшись в Петроград, осенью 1918 переехал в Псков на должность преподавателя учительского института. Когда в мае 1919 город захватили белогвардейцы, К.Ф.Жаков оказался на оккупированной территории. Переехал в г. Валка (Эстония) к родственникам жены. С осени 1919 снова преподает в Юрьевском университете.

В 1922 К.Ф.Жаков поселился в Риге. Читал лекции, занимался литературным творчеством. Несмотря на систематическое воздействие белоэмигрантских кругов, Каллистрат Фалалеевич стремился на родину. Но это не удалось осуществить. В январе 1926 К.Ф.Жаков скончался.

До последнего времени все творчество К.Ф.Жакова в лучшем случае замалчивалось, а чаще всего облыжно, чохом отвергалось. Но многое из того, что создано им, может и должно служить родному народу. Пришло время переоценок, нового, непредвзятого отношения к богатому творческому наследию "зырянского Фауста".

Автор статьи: Георгий ТОРЛОПОВ, писатель.

Родительский дом Каллистрата Жакова: Сыктывкар, ул. Давпонская, 41. Октябрь 2011.

Гимн Северу. К.Жаков, 1926

О
О
, север мой прекрасный! Вновь вижу сквозь прозрачный кристалл воображения твои пышные леса, пармы древние. Вот на горах, покрытых снегами, сосны поднимают свои кудрявые головы в лучах зари Востока. Едем мы с отцом лесной дорогой. Снег сыплется на голову... Дуга, перекинутая через гриву рыжего коня, касается снежных ветвей елей дремучих. Я гляжу на деревья. В разных позах стоят они. Вот сосна высокая, прямая как колонна в Севильском соборе, глядит в небеса, и руки воздевает, свои длинные снежные руки и молится творцу своему.

Вот другая сосна как бы машет рукой, и головой качает, внимая великим сказкам севера. Соседняя кряповистая ель рассказывает ей, наклонившись, причудливые сказания о древних богатырях, живших на земле.

Третья сосна, необыкновенно могучая, окруженная целой ротой витязей сосен и елей, куда то рукой указывает и зовет на бой.

О, север дивный мой, сердцу милый... Видел я твои красы. Видел реки прозрачные твои, несущие свой хрусталь к морю далекому. Видел водопады у гор Уральских у ворот Сибири на крыльце Приуралья. Любовался величием Сибирских кедров, наслаждался вкусной смолой лиственницы широковетвистой, пил сладкий сок, текущий из берез.

Много, много богатств на севере. Благодатный край, суровый и величавый, порою кроткий и смиренный. Ты питал некогда в груди силы непочатые, смолистым воздухом своих лесов, развивая во мне дар рассказа пением своих ручьев, игрой лучей, неописуемо прекрасных, в ранний утра час, и в час заката, когда бронзою и пурпуром покрываются вершины деревьев. О родина чудная моя. Тем блажен я, что родился на севере таинственном. Наставницей моей была великая мать природа. И вела она меня по лестнице жизни не спешно, и не медля. Богатый сказаниями лугов, полей, холмов не спешил я учиться.

В школу тогда лишь поступил, когда вопросы возникли насущные. Когда мне сказали, что в школе молитву Богородицу знают по зырянски, только тогда в школу поступил я. Когда в другой раз в азбуке прочитал, что до солнца 100 миллионов верст, только из-за этого поступил в уездное училище. Только когда Попов сообщил мне, что какая то алгебра есть наука, и на буквах все делают, вместо цифр, я удивленный этим, не доверяя Ваське Попову, что на буквах можно вычислять, поступил в семинарию в Тотьме. Только когда на заводе в Вятской губернии, после великой борьбы с силачем Ильей, я спросил себя, почему вижу я и слышу, ибо глаза только вода, и нервы только шнурки, и не дав ответа себе на этот вопрос, покинул завод, и отправился в Вологду, в реальное училище.

Если бы не эти вопросы, зачем учиться стал бы я, счастливец, среди лесов севера.

О север мой прекрасный, доныне радуешь ты душу мою, и диктуешь поэмы сладкие мне. Люблю тебя, люблю...

Каллистрат Жаков, "Гимн Северу", 1926.

См. также: Что такое парма?

Библиография. Источник: Писатели Коми. Библиографический словарь, Сыктывкар, 1996, стр.169-175.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ:


Книга 1905 года

Жаков К.Ф."Сквозь строй жизни", 1914.— Автобиографический роман, издавался отдельными частями:

· Ч. 1. Изд-во М.К.Костина, 1912. 136 с.

· Ч. 2. Изд-во М.К.Костина, 1912. 132 с.

· Ч. 3. Вып. 1. Изд-во И.К.Борисова, 1912. 80 с.

· Ч. 3. Вып. 2. Изд-во И.К.Борисова, 1914. 154 с.

· Ч. 4.: Гараморт на Крайнем Севере. Изд-во И.К.Борисова, 1914. 64 с.

Жаков К.Ф. Сквозь строй жизни. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1996.

*   *   *

· На Север в поисках за Памом Бур-Мортом. СПб. Изд-во Осипова, 1905 - [2], II, 5-195 [2] с.: ил.

· Очерки из жизни рабочих и крестьян на Севере, СПб. Изд-во Пирожкова, 1906. 70 [1] с.

· Из жизни и фантазии. СПб. Парма, 1907. 107 [2] с.

· В хвойных лесах: Рассказы Коми-Морта. СПб. Парма, 1908. 55 с.

· Зырянские сказки, СПб., 1908. (Тип. М-ва пут. сообщ., Т-ва И.Н.Кушнерев и К). 20 с.

· Ниеганелла: (Сказание о зле). СПб. Парма, 1908. 24 с.

· Иван Карамазов; Народный университет: Лекции. Под ред. К.И.Арабажина, СПб., 1909.

· Атаман Шыпича, СПБ., 1910, 13 с. (Б-чка "Копейка"),

· Джак и Качаморт: Северная сказка; На Щугоре: Из жизни печор. староверов: Рассказ, Архангельск, 1910. (Губерн. тип.). 12 с.

Книга 1906 года

· Царь Кор: Чердынское предание. Архангельск, 1911. 10 с.

· Под шум северного ветра. СПБ., 1913. 64 с.

· Майбыр: Сказка. Пер. Н.Попова. Усть-Сысольск, 1923.

· Под шум северного ветра: Рассказы, очерки, сказки и предания. Сост., вступ. ст. и коммент. А.И.Туркина. Сыктывкар, Коми кн. изд-во, 1990. 461 с.

· Биармия: Коми лит. эпос. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993. 312 с.

-"-

· Песни Пама Бур-Морта. Зеленый сборник стихов и прозы. СПб., 1905, стр.53-56.

· Карько: Из деревенских воспоминаний. Защита животных. СПб., 1907, #1 стр.3-6.

· Зырянские сказки. Живая старина. СПб., 1908. Вып. 1, стр.92-100; Вып. 2. стр.232-242.

· Из летней поездки к зырянам: О рукописях И.Куратова. Север. Вологда, 1908, 14 авг.

· Кнут Гамсун и основные мотивы его творчества. Гамсун К. У врат царства. СПб., 1909, стр.5-18. (Прил. к журн. "Ясная поляна", 1909, #6).

· Леонид Андреев и его произведения. Андреев Л.Н. Рассказ о семи повешенных, СПб., 1909, стр.39. (Прил. к журн. "Ясная поляна", 1909, #3).

· "Природа! С юных лет служу...". Нева. 1909, #3. Стб. 309-310.

· Иван Карамазов: Попытка философ. истолкования романа Достоевского "Братья Карамазовы". Ясная поляна. 1909, #5, стр.25-32; #6, стр.33-64.

· Дорогое счастье: Сцены. Нева, 1909, #13. Стб. 1387-1398.

· Ей Морт Мили-Кили: Сказка. Нева. 1909, #21. Стб. 2175-2186.

· Венулитто: Сказка. Нева. 1910, #9. Стб. 913-928.


Книга 1908 года. Полный текст.

· У ксифодонов: Лиликара: Геолог. поэма. Вятская речь, 1910. 15, 16 июля.

· Василий Кудряш. Вятская речь, 1910. 18, 20 июля.

· Тогай: (Самоедское предание). Вестн. знания, 1910, #10, стр.1077-1085; Северное утро, Архангельск, 1911, 15, 19,21, 22, 25 окт.

· Джак и Качаморт: Северная сказка. Арханг. губерн. ведомости, 1910, 5 авг, стр.2-3.

· Страничка из жизни северной деревни. Архангельск, 1910. 25, 26, 27 авг.

· Улетин-Елена. Арханг. губерн. ведомости, 1910, 8, 12 сент.

· Поэзия Аполлона и Диониса. В Киев! СПб., 1911, стр.110-122; Северное утро, 1911, 25 авг.

· Золотая сказка; Сказка серебряная; Гулень на небе; Бегство северных богов. Арханг. губерн. ведомости. 1911. 11, 13, 15, 22, 23 янв.

· Беженада-Вирси-Урго: Северная поэма. Вологод. справ, листок, 1911, 23, 30 янв.; 6, 10, 13 февр.

· Из жизни охотников на Вишере. Изв. Арханг. о-ва изучения Рус. Севера. 1911, #3, стр.200-204.

· На другой земле: Путешествия и злоключения Гараморта. Арханг. губерн. ведомости, 1911, 20, 21, 26 авг.; 23 сент.; 29 окт.; 1, 2 дек.

· Нялай. Северное утро. Архангельск, 1911, 21, 24 авг.

· Вайморт: Северная сказка. Вологод. листок, 1911, 28, 31 авг.; 4 сент.

· Женские типы Чехова. Мстинская волна. 1912, 1, 5, 8, 12,15, 19, 21, 22, 26 янв.

· Из инвенских былей. Северное утро. Архангельск, 1912, 28, 29 февр.

· Миликар и Леонелла: Сказка. Думы Забайкалья, Чита, 1912, 17, 19, 21, 24 июля.

· Трагизм в русской литературе: Содерж. лекции. Вологод. листок. 1913, 7 июня.

· О птице Дуур-Кури: На мотив тунгус. легенд. Вологод. листок. 1913, 9 июня.

· Беседа Гараморта с тенями древних мудрецов о том, как жить на свете. Архангельск, 1913, 15, 18 июня.

· Иван Карамазов Достоевского: Лекция. Петербург, воскр. газ. 1913, 6 окт.

· Человек в самоедской одежде: Северная поэма. Северное утро, Архангельск, 1914, 11, 14, 15, 17, 18, 21 янв.

· Трагизм в русской литературе: Лекция. День. 1914, 15 февр.

· Коми сиктын. Пер. А.Сивкова; Вӧралӧм. Пер. Н.Попова; Заводӧ ветлӧм. Пер. В.Лыткина. Выль туйӧд. Усть-Сысольск, 1923, стр.21-26; 90-92; 124-130.

· Биармия: Поэма. Войвыв кодзув. 1991, #1, стр.3-5; #2, стр.33-36; #3, стр.42-46; #4, стр.24-29; #5, стр.33-38; #6, стр.34-39; #7, стр.56-61; #8, стр.46-54; #9, стр.43-50; #10, стр.10-17; #11, стр.28-35; #12, стр.54-58; 1992, #1, стр.35-40; #2, стр.32-37; #3, стр.22-28.

· Мудрый Пам: Легенда. Парма. 1991, #1, стр.29-32.

· Атаман Шыпича: Рассказ; Гулень на небе: (Сказка о ленивце). Вестн. культуры Коми ССР. 1991, #2, стр.27-30.

· Вӧралӧм: Рассказ. Пер. Н.Попова; Коми сиктын: Рассказ. Пер. А.Сивкова; Заводӧ ветлӧм: По рассказам "На Богословский завод". Пер. В.Лыткина. Войвыв кодзув, 1991, #9. стр.57-65.

По информации Светланы Ковальчук: Ю.И.Абызов2 опубликовал список работ К.Ф.Жакова, изданных на русском языке в эстоно-латвийский период жизни. Публикации Жакова на латышском языке см. по Указателю Гинтера3.

*   *   *

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ:

· Канев С.Н. Каллистрат Жаков: Жизнь и судьба. Сыктывкар, 1990, 20 с. (Забвению не подлежит).

· Культурные связи русских и коми на Европейском Севере в XVII - начале XX вв.: Метод, указания и библиогр. список трудов К.Ф.Жакова. Сост.: Л.В.Жакова, А.Б.Шабунин; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР; Сыктывкар, гос. ун-т им. 50-летия СССР. Каф. истории СССР. Сыктывкар, 1990. 37 с.

"Мудрый Пам" 1910, текст.

· Творчество К.Ф.Жакова. В.Н.Демин, А.К.Микушев, Г.К.Лисовская, Т.Л.Кузнецова. Сыктывкар, 1991. 56 с. (Сер. препр. "Науч. докл.". АН СССР. УрО. Коми науч. центр; Вып. 269). Библиогр.: 61 назв.

· К.Ф.Жаков. Проблемы творчества: Материалы конф., 1991. Редкол.: В.Н.Демин, А.К.Микушев и др. Сыктывкар, 1993. 164 с. (Тр. Ин-та яз., лит. и истории. Рос. АН. УрО. Коми науч. центр; Вып. 55).

-"-

· Блок А. Рец. на кн. "Зеленый сборник".Вопр. жизни. СПб., 1905, #7.

· В.А. Рец. на кн. "Атаман Шыпича" и "Мудрый Пам". Изв. Арханг. о-ва изучения Рус. Севера, 1910, #11, стр.42-44.

· Рец. на кн. "В хвойных лесах", "Ниеганелла", "Из жизни и фантазии". Вестн. знания, 1910, #6, стр.738-739.

· "Новое время" о профессоре Жакове. Голос Вятки, 1910, 8 авг.

· Сорокин П.А. Грезы Севера: Рец. на кн. "На Север в поисках за Памом". Изв. Арханг. о-ва изучения Рус. Севера. 1910, #17, стр.33- 37.

· Огронович В. Творчество К.Жакова. Арханг. губерн. ведомости. 1911, 10 февр.

· Биография и портрет К.Ф.Жакова. Лит. альм. 1911, #2, стр.61-62.

· О К.Ф.Жакове. Справочная книга о Психоневрологическом институте на 1912-1913 гг. СПб., 1912, стр.216.

· Кондратьев Н. Рец. на кн. К.Ф.Жакова "Сквозь строй жизни". Изв. Арханг. о-ва изучения Рус. Севера. 1912, #18, стр.824-830.

· Янов Н.А. Книга жизни: После прочтения книги К.Жакова "Сквозь строй жизни". Думы Забайкалья, Чита, 1912, 8 сент.

· И.С.  Интересные жизни: Рец. на кн. "Сквозь строй жизни". Рус. молва, СПб., 1912, 16 дек.

· Скиф Е. Душа лесного человека: Рец. на кн. "Сквозь строй жизни" и "Под шум северного ветра". Живое слово. М., 1913, #24, стр.9-10.

· Швецов М. Новые книги: Рец. на кн. "Сквозь строй жизни" и "Под шум северного ветра". Вологод. листок, 1913, 6 авг.

· Брусянин И. Рец. на кн. "Под шум северного ветра". Современ. мир. 1913, #10, стр.217.

· Альянов Г. Рец. на кн. К.Ф.Жакова. Утро жизни: Студ. лит. альм. СПб., 1914, стр.83-85.

· Торопова М.П. К.Ф.Жаков как личность. Изв. Арханг. о-ва изучения Рус. Севера. 1914, #1, стр.23-25.

· Беляев В. Художественные произведения К.Ф.Жакова. Волхов. листок. 1914, 21 июня.

· Поведская А. Рец. на кн. "Сквозь строй жизни". Изв. Арханг. о-ва изучения Рус. Севера, 1914, #18, стр.579-583.

· Жаков Каллистрат Фалалеевич (18 сент. 1886 г.). Вологжане-краеведы: Источники словаря, Вологда, 1923, стр.24-26.

· Лыткин В.И. Коми поэзия артмӧм. Парма ёль. 1923, #1 (2). стр.10.

· Палалей-Кальо. Коми гижысьяс. Сост. В.И.Лыткин. М., 1926, стр.27-29.

"Царь Кор (Чердынское предание)", текст.

· Извещение Коми отделения Совнацмена Наркомпроса РСФСР о смерти К.Ф.Жакова в Риге 20 янв. 1926 г. Известия, 1926, 27 февр.

· О К.Ф.Жакове. Картавцов И.М. Наши утраты в 1926 г. (Библиогр. справка о науч. работниках, умерших в 1926 г.). М., 1927.

· О К.Ф.Жакове. Ульянов Н.И. Очерки истории коми-зырян. Сыктывкар, 1932, стр.7-16, 41-42.

· О К.Ф.Жакове. Подоров В.М. Очерки по истории коми (зырян и пермяков). Сыктывкар, 1933, т.1. стр.54-69.

· Минц С. Фольклор народа коми. Лит. обозрение. 1938, #9, стр.37-41.

· Коми Автономная Советская Социалистическая Республика. Большая советская энциклопедия. 1-е изд. М., 1938, т.33, стр.611.

· О К.Ф.Жакове. Безносиков Я.Н. Культурная революция в Коми АССР, М., 1968, стр.40-41, 49, 104.

· Изъюров И. Литература коми народа. Север, 1968, #6, стр.110.

· Микушев А.К. Дружба йылысь висьт. Югыд туй, 1968, 6 авг.

· Латышева В.А. К.Ф.Жаков и фольклор. Тез. докл. Всесоюз. конф. по финно-угроведению. Йошкар-Ола, 1969.

· Латышева В.А. К.Ф.Жаков и германо-скандинавская литература. Вопр. сов. финно-угроведения. Саранск, 1972, стр.44-45.

· О К.Ф.Жакове. Зиедонис И. У каждого колодца свое эхо. М., 1972, стр.246.

· Шабунин А.В. Жаковлӧн вермӧмъяс да усьлӧмъяс. Войвыв кодзув, 1972, #1, стр.55-58.

· Жакова Л.В., Трифонов Н.М. "Сквозь строй жизни". Север. 1974, #8, стр.102-106.

· Туркин А. Венгеро-коми литературные связи. Север. 1974, #8, стр.124.

· Медведев Г. Языком документа. Крас. знамя, 1974, 6 сент.

· Белоконь С.И. Жаков Каллистрат Фалалеевич. Краткая лит. энцикл. М., 1978, т.9, стр.229.

· Белоконь С.И. Жаков Каллистрат Фалалеевич. Укр. сов. энцикл. Киев, 1980, т.3, стр.537.

· Ванеев А.Е., Лыткин В.И., Мартынов В.И. К.Ф.Жаков. История коми литературы. Сыктывкар, 1980, т.2, стр.84-92.

книга

Издание 1993 года, текст.

· О К.Ф.Жакове. Беляев Г. От вечно живого корня. Сыктывкар, 1983, стр.44-50.

· О К.Ф.Жакове. Исследователи Коми края: Рек. указ. лит. Сыктывкар, 1984, стр.29-30.

· О К.Ф.Жакове. Микушев А.К. На таежных просторах. М., 1986, стр.34-35.

· Латышева В.А. К.Жаков да политссыльнӧйяс? Югыд туй, 1988, 27 февр.

· Жеребцов И. Зырянский Фауст. Молодежь Севера, 1988, 27 марта.

· Белоконь С.И. Зырянский Фауст. "Даугава". Рига, 1988, #5, стр.112-124.

· Шабунин А.В. "Любопытнейшая фигура!..". Лит. Россия, 1988, 1 июля (#26), стр.24.

· Петрицкий В. Зырянский подвижник науки. Крас. знамя. 1988, 20 авг.

· Рочев Е. Оз-ӧ позь Сыктывкарӧ? Можно ли в Сыктывкар?. Югыд туй, 1988, 19 нояб.

· Овчинникова Е. Он стремился на Родину...: Интервью с внучкой К.Жакова. Крас. знамя, 1988, 20 дек.

· Николаева А. Мой дед Жаков: Запись рассказа внучки К.Ф.Жакова - Л.В.Жаковой. Молодежь Севера, 1989, 15 янв.

· Латышева В. Зыряналӧн Фауст. Войвыв кодзув, 1989, #3, стр.53-57.

· Канев С. Чужан муӧ бӧрсӧ эз во: Каллистрат Жаковлӧн олӧм да политическӧй туйвизь. Югыд туй, 1989, 18 мая.

· Туркин А. Кык гижысь. Два писателя: К.Жаков и М.Горький. Югыд туй, 1989, 14 июня.

· Жакова Л.В. Сквозь строй жизни.... Крас. знамя, 1989, 4 июля.

· Лисовская Г. "Нашел интересного писателя...": О рассказах Каллистрата Жакова. Крас. знамя, 1989, 10 сент.

· Цыпанов Е., Жеребцов И. О некоторых взглядах Каллистрата Жакова на язык. Сов.финно-угроведение, 1989, #4, стр.288-291, Библиогр.: 12 назв.

· Брюсов В. Рец. на кн. "Зеленый сборник". Брюсов В. Среди стихов, 1894-1924, М., 1990, стр.133.

· К.Ф.Жаков в воспоминаниях современников. Родники пармы. Сыктывкар, 1990. стр.40-50, Содерж.: Последние годы К.Ф.Жакова. А.Янсон; Воспоминания о К.Ф.Жакове. И.Мӧсшег; Успешный дебют в столице. П.Сорокин.

книга

Сборник 1990 года

· Жеребцов И.Л. "Создам я сказку всемирную...": Общ. полит. взгляды К.Ф.Жакова. Родники пармы. Сыктывкар, 1990, стр.26-40.

· Кузнецова Т. Биармия Каллистрата Жакова: О поэме "Биармия". Крас. знамя. 1990, 22 сент.

· Латышева В.А. Каллистрат Жаков. Дыхание пармы. Сыктывкар, 1991, стр.100-111.

· Латышева В.А. Коді сійӧ вӧлі - Каллистрат Жаковыс? Латышева В.А. Миян кывным мыйӧн шыасяс...: Лит. критич. ст. Сыктывкар, 1991, стр.46-52.

· Попов А. Уна во мысти. Через много лет: О кн. "Под шум северного ветра". Коми му, 1991, 24 янв.

· Мартынов В.И. Сквозь дебри лесные: О кн. "Под шум северного ветра". Крас. знамя, 1991, 22 февр.

· Демин В. Символ коми культуры XX века; Мир поэтических откровений; Преданье старины глубокой; "Сказка ложь, да в ней намек..."; К.Ф.Жаков в восприятии современников: К 125-летию со дня рождения К.Ф.Жакова. Вестн. культуры Коми ССР. 1991, #2, стр.20-26, 29, 31-32.

· Лисовская Г. Краткая хронология жизни и творчества К.Ф.Жакова. Вестн. культуры Коми ССР. 1991, #2, стр.33-38.

· Туркин А. "Писатель, ученый, просветитель": К 125-летию со дня рождения К.Ф.Жакова: Беседа с д-ром филол. наук А.Туркиным. Записал А.Попов. Парма, 1991, #4. стр.31-41.

· Лисовская Г. К.Ф.Жаковлӧн висьтъяс. Войвыв кодзув, 1991. #9, стр.66-70.

· Лыткин В.И. (Илля Вась). Ыджыд коми сьӧлӧмлы. Коми му, 1991, 14 сент.

· Демин В. Гижа сідз, кыдз тшӧктӧ менам лов. Звезда, 1991, 19 сент.

· Бурилова Н. "Чаще глядите на небо": О философ. взглядах писателя. Республика, 1991, 18 окт.

· Жаков К.Ф. Русские писатели. 1800-1917: Биогр. слов. М., 1992, т.2, стр.253-255.

· Жаков К.Ф.: Крат, биогр. сведения и содерж. архив, материалов. Центральный государственный архив Республики Коми: Путеводитель. Сыктывкар, 1992, стр.251-252.

· Туркин А. "Вы сидите на троне, а я пишу Вам правду": Об открытом письме К.Жакова В.И.Ленину. Молодежь Севера, 1992, 10 янв.

· Лисовская Г. Возвращение К.Ф.Жакова. Север, 1992, #7, стр.146-151.

· Кузнецова Т.Л. К.Ф.Жаковлӧн "Сквозь строй жизни" роман йылысь. Войвыв кодзув, 1992, #9. стр.71-74.

Реклама Google: