Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

Псковская страница жизни философа К.Ф.Жакова

Автор статьи Маргарита Маркова. Публикуется с сокращениями.

*   *   *


Каллистрат Жаков портрет, художник
Э.Козлов, музей Сыктывкар университета

(...) Осенью 1917 г. Жаков читает лекции в Юрьевском университете, там же ему удается издать две книги - "Учение о душе" и "Лимитизм".2

Но оккупация Эстонии немцами и приезд в Дерпт немецких профессоров вынуждает Жакова переехать в Псков, куда предполагалось перевести и Юрьевский университет. По предложению директора Коммерческого училища В.Я.Разлетовского, он начинает там работать. Псков был оккупирован немцами, но культурная жизнь продолжалась. Это нашло отражение в издании газет, учебников, организации выставок в художественной школе, чтении публичных лекций.

Первая публичная лекция К.Ф.Жакова в Пскове состоялась 12 мая 1918 г. на тему "Общечеловеческие типы во всемирной литературе". В газете "Псковский вестник" есть подробное изложение её содержания. Автор считает, что "общественные законы развития человеческого сознания одинаково проявляются в истории, литературе, в жизни народов и отдельных классов. Первая ступень характеризуется подъемом жизненных сил, который проявляется в борьбе и труде. Вторая ступень - период колебаний, остывание порыва, возникновения сомнений, разочарований, доходящих иногда до мрачного пессимизма и отрицания. Третья ступень - возврат к самому себе, период самоуглубления, самопознания, постижения правды и морали. Каждая из этих ступеней имеет свои законченные человеческие типы. Эволюционная волна осложняется в культуре и литературе вмешательством новых обстоятельств. Героем литературы в будущем станет человек, достигший полноту знания и нравственный идеал."4


26 мая Жаков читает лекцию на тему "Новейшие течения в литературе", где делает вывод о том, что современный культурный человек болен; это находит отражение в пессимистической литературе. Чем талантливее писатель, тем безотраднее его картина жизни. Тоской, томлением души веет от поэзии Брюсова, Бунина, Вяч.Иванова. Мережковский не находит выхода из вечного богостроительства и богоискательства. Не переходят в жизнь искания в московских религиозных кружках (Бердяев, Булгаков, Трубецкой). Футуризм - смелое, свежее течение, но у футуристов смелости больше, чем права на признание. Люди нашего века не имеют веры ни в Бога, ни в самих себя. Культура наша дряблая и лицемерная, что имеет определенные причины: быстрота развития культуры создает неустойчивость. Ум человека не успевает за бегом жизни. В нашей культуре много элементов, но мало гармонии, нет высшего миропонимания, соответствующего современному состоянию науки. Наблюдается разлад инстинктов с умом, воли с нервами. Разлад в душе переходит в разлад в действиях. Где спасение? Необходима новая материальная и духовная культура, гармоничная сама в себе. Создание её возможно, не иссякли еще силы в человечестве".4

23 июня появляется объявление о новой лекции на тему "Христианство и буддизм", а 14 июля - "Астрономия как основа философии". Однако обозреватель отмечает, что лекции проходят при полупустой аудитории. Пытаясь выяснить причину, задает риторический вопрос: равнодушие публики, крайняя её невежественность или чрезмерная мудрость проблем? На некоторое время публичные выступления прекращаются, но уже в ноябре состоялась лекция на тему "Единообразие, цели и идеалы истории."5

После восстановления Советской власти в Пскове Жаков не только остался в городе, но именно в этот короткий период (с ноября 1918 г. по май 1919 г.) вносит значительный вклад в развитие культурной жизни города.

Прежде всего К.Ф.Жаков пытается получить постоянное место работы в Псковском учительском институте. В январе 1919 г. его фамилия значится в кандидатском списке персонала института. Из публикации узнаем, что профессору К.Ф.Жакову 52 года, он имеет стаж работы 20 лет, что предмет, который он может преподавать в институте, называется "методологические учения".6 Аттестационная комиссия утвердила Жакова на предлагаемую должность.7

В начале 1919 г. в Пскове проводится широкая агитационно-пропагандистская работа. С этой целью в феврале создается партийная школа, которая имеет свой устав. Здесь читают лекции К.Гей, М.Иванов, Бузанов, Кригер. Тематика лекций утверждается губкомом. Главные темы: капитализм, империализм, коммунизм, переходная эпоха, государство и революция, экономическая политика Советской власти, от частной собственности к государственному распределению продуктов и др.8

Для того, чтобы противопоставить "вредоносным, ненаучным доктринам (вроде марксизма)" истинное знание, Жаков подает председателю губоно О.Сарику докладную записку, в которой обосновывает необходимость издания научного журнала "для распространения научных знаний в толще народа". В журнале должны быть разделы по математике, биологии, медицине, истории, филологии, философии. "Редактирование должно осуществляться строго на коллективной основе".9 Это предложение Жакова было одобрено, и часть сметы, выделенной институту, должно было использоваться на издание журнала. Существовал ли журнал? Как он назывался? К сожалению, это неизвестно. Но в1919 г. вышло несколько номеров журнала "Единая школа", редактором которого был О.Сарик. Среди авторов - В.Я.Разлетовский, Н.Эрн, А.Таран. Под непосредственным влиянием Жакова, вероятно, написана статья о преемственности современной педагогики и философии Платона.10

Одновременно Жаков выступает с инициативой создания научного общества. 23 марта после чтения очередной лекции состоялось учредительное собрание, на котором обсуждался устав. В общество записались 15 человек, среди них председатель губоно О.Сарик, В.Я.Разлетовский, Д.Воскресенский, С.Яхонтов, студент Петров и др.11 Было решено организовать два цикла лекций: для научного общества и для учителей по четвергам с 6 до 9 час. вечера (единый методический день во всех школах). Тематика лекций этих циклов была различной: для учителей несколько приближена к учебным программам (Например, "Происхождение жизни на земле", "Теория трудовых процессов"), а для членов научного общества более сложная (например, "Русская философия и интернационализм"). (...)

Кроме журнала и научного общества, Жаков принимает активное участие в обсуждении вопроса о превращении Псковского педагогического института в университет. На страницах местной печати развернулась дискуссия о необходимости и возможности открытия университета. Защитники идеи (среди них К.Жаков, С.Яхонтов, Д.Воскресенский), убеждали, что провинциальные университеты сейчас важнее столичных, что здесь должна развиваться не только наука, но и вестись её пропаганда среди населения. Народные массы должны иметь возможность изучать то, что хотят.13 Скептически настроенный Н.Барсуков убеждал в том, что вполне достаточно педагогического института, так как в Пскове нет необходимых кадров, кроме гуманитарного цикла, нет достаточной материальной базы.14 На это губземотдел ответил конкретным предложением: передать пединституту, если он будет преобразован в университет, ферму "Березка" (бывшее имение барона Н.Н.Медема), Ботанический сад (основан в 1878 г. директором реального училища Н.Н.Раевским), метеорологическую станцию и другие объекты, которые необходимы будут для биологического факультета.15 В апреле 1919 г. в Наркомпросе вопрос об открытии университета в Пскове был решен положительно при условии, если 1/3 расходов на его содержание пойдет из местного бюджета.16

В мае 1919 г. по решению губоно было издано литературно-философское сочинение К.Ф.Жакова "Сквозь строй жизни", которое очень быстро разошлось, что свидетельствует об определенной популярности автора.17

К сожалению, дальнейшая деятельность Жакова в Пскове была осложнена оккупацией города бандами Булак-Балаховича. Летом на страницах местной печати встречаем полемику между редактором газеты "Заря России" г. Волжаниным и почитателем профессора Жакова А.Радзиевским, который опровергает слова первого о том, что лекции профессора наводят "суеверный страх и тоску на слушателей", утверждая, что слова профессора пробуждают воспоминания о лучших днях жизни, наполненных лучшими мыслями и надеждами.18

Перед приходом красных частей К.Ф.Жаков покидает город. Он опять оказывается в Валке, затем в Дерпте, где преподает в университете. В 1921 г. русская эмиграция в Эстонии широко отметила 55-летие философа, так как он часто публиковал статьи в газете "Последние известия", издававшейся в Таллинне на русском языке.

В 1922 г. К.Жаков переезжает в Ригу, где также читает лекции в университете. Сюда неоднократно приезжает представитель журнала "Смена вех" с целью привлечь К.Жакова к участию в белоэмигрантских издательствах. Но одновременно поступали предложения вернуться в Россию. К.Ф.Жаков обращается к М.Н.Покровскому с просьбой открыть кафедру народов Севера в Пермском университете и получает согласие. Но возвращение на родину не состоялось, так как 20 января 1926 г. Жаков скончался.19

Последнее упоминание о профессоре Жакове в местной печати относится к лету 1923 г. В публикации говорится о том, что В.Гринкевич, В.Разлетовский, А.Янсон и другие поделились воспоминаниями о покойном профессоре как "о преподавателе коммерческого училища, как о человеке, стремящемся всегда и везде к популяризации знаний, а также как о милом и обаятельном товарище, на огонек к которому в его квартиру против Поганкиных палат охотно и радостно шли все, кого не затянуло болото жизни". Присутствовавшие говорили о Жакове "как о человеке, наделенном энергией, которой не всегда может похвалиться и молодой человек, и таким огнем, который в состоянии осветить жизнь народной массы". На заседании было объявлено о решении губоно опубликовать все имеющиеся сочинения профессора Жакова.20

Как видим, псковские друзья К.Ф.Жакова говорили о "покойном" профессоре задолго до его смерти. Здесь уместно предположить, что после его переезда в Ригу оборвалась связь, а кроме того, известно, что он часто и подолгу болел. Вероятно, в Псков пришла ложная информация. Но оценим благородство и смелость этих людей, не побоявшихся сказать добрые слова об эмигранте (также отметим, что в 1926 г. у них такой возможности уже не было, так как многие из них будут лишены работы, а некоторые окажутся вне Пскова).

Ничто на земле не проходит бесследно... Даже кратковременное пребывание на псковской земле Каллистрата Фалалеевича Жакова оставило заметный след в культурной жизни общества. Главное его детище - научное общество - не исчезло. На его базе в ноябре 1920 г. создается Псковское отделение Русского общества любителей мироведения, на заседаниях которого в основном присутствовали студенты и преподаватели института народного образования.21 Последователь идей Жакова, В.Гринкевич, был участником Первой всероссийской конференции научных обществ, состоявшейся в Москве в декабре 1921 г. По его инициативе в январе 1922 г. в Пскове создается общество изучения родного края. Он верил, что "после потрясений и революций государство обратилось за помощью к беспристрастной науке". Вслед за Жаковым В.Гринкевич считал "научное общество средоточием живых общественных сил".22

Нашла воплощение и другая идея К.Ф.Жакова — издание журнала. В 1922 г. в Пскове появляется общественно-политический, научно-популярный и литературно-художественный журнал "Новая жизнь". Основными авторами статей становятся те, кто тесно общался и дружил с философом. Влияние Жакова чувствуется как в выборе тем, так и в глубине подачи материала. Так, в статьях В.Гринкевича "Научный переворот", опубликованных в #4 и 5, излагается теория относительности А.Эйнштейна. К.Иеропольский знакомит читателей с недавним прошлым жизни города - "Псковская пресса после февральской революции". Редколлегия журнала предоставляет возможность для публикации отставному генералу царской армии А.Куропаткину, который помещает "Очерк экономического быта вольных городов Новгорода и Пскова.23 Большое место в журнале отводится и художественной прозе. Сохранилась традиция публичных лекций, с которыми постоянно выступают краеведы В.Гринкевич, Н.Эрн, А.Янсон, Н.Барсуков, А.Семенов и другие.24

Примечания:

1. Канев С. Каллистрат Жаков: жизнь и судьба. Сыктывкар, 1990., С. 1—6.

2. Русская философия: Словарь. М., 1995. С. 152.

3. Псковский всстник. 1918, 15 мая.

4. Псковский вестник. 1918, 2 июня.

5. Псковский вестник. 1918, 14 июля.

6. Псковский набат. 1919, 7 января.

7. Единая школа. 1919. #2. С. 53.

8. ПОЦАДПОД, ф. 1, оп. 4, д. 1, л. 14; д. 2, л. 95.

9. Псковский набат. 1919, 16 марта.

10. Единая школа. 1919. #2.

11. Псковский набат. 1919, 23 марта.

12. Псковский набат. 1919, 20 марта.

13. Там же.

14. Псковский набат. 1919, 16 марта.

15. Псковский набат. 1919, 28 марта.

16. Псковский набат. 1919, 26 апреля.

17. Псковский набат. 1919, 18 мая.

18. Псковское вече. 1919, 12 августа.

19. Канев С. Указ. соч. С. 17—18.

20. Псковский набат. 1923, 4 июля; 1919, 23 марта.

21. Новая жизнь. 1922. #4.

22. Новая жизнь. 1922. #1—2.

23. Новая жизнь. 1922. #6. С. 81—103.

24. Псковский набат. 1923, 19 сентября.

*   *   *

См. Каллистрат Фалалеевич Жаков - профессор, философ, этнограф, писатель.

См. С.Белоконь "Зырянский Фауст".

См. С.Ковальчук "Латвия в жизни Каллистрата Жакова".

См. И.Мӧсшег: Воспоминания о К.Ф.Жакове.

Реклама Google: