Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

СУК ПАРМАЛЫ
Кырссьӧ олӧмыдлӧн вӧліс
Тёпкан вомӧн, шыбель дор.
Доддьӧ чиктылігтыр сӧлам,
Асъя шонді син оз ёр.
Со тай мукӧд дырйи морттӧ
Шыбельӧ ляскӧбтас шляч,
Тёпкан шерддьыштлывлас ортсӧ-
Шегйӧс моз печиктас нач.
Мортыд сійӧ винёв рӧдысь -
Чеччас бӧр, гыжъяліг бок,
Сӧлас тройка доддьӧ мӧдысь,
Водзӧ пызьӧ вӧвлӧн кок.
Рӧдта тешкодь сяма вӧлӧн.
Уна вӧліс сикт и кар.
Лэбзьӧ вӧв лым кузя тӧлын,
Руньгӧ няйтӧд, кодыр ар.
Помтӧг гургӧ войвывлань.
Со и Горький кар весьт муна.
Карыс лоӧм ыджыд, шань.
Гажа кар тӧд вылӧ вайӧ
Максим Горькийлысь сӧдз гор...
Но ӧд сӧмын ӧмӧй тайӧ?
Вошъяс уна мукӧдтор.
Тувсов серамбана асыв,
Парма шувгӧм, пурга, лым,
Корлӧн кышакылӧм расын,
Мортлӧн сьӧлӧмкылӧм пым.
Мӧвпъяс визъялӧны тырыс.
Пуӧ сьӧлӧм и юр вем...
Парма шувгӧ... гаж нин бырис...
Менам сідзи-й кольӧ нэм.

Илля Вась, 1949.

Николай Фролов, Коми поэт и ученый

Фролов, Николай Адрианович (14.04.1909—09.01.1987), литературный псевдоним Сук Парма, - Коми поэт и ученый-математик. Родился в бедной крестьянской семье в c. Тентюково, сейчас это городской район Сыктывкара. Учился в Сыктывкарской школе 2-й ступени, Пермском университете, затем в аспирантуре МГУ.

Работал в Московском энергетическом институте и в Сыктывкарском университете. Доктор физико-математических наук, профессор. Автор учебников "Теория функций действительного переменного" и "Курс математического анализа".

Николай Фролов - член Союза писателей СССР с 1940 года, литературные произведения писал на Коми языке. Начал публиковать свои стихи в 1927 году, как только закончил школу. Автор лирико-эпической поэмы "Домна" (1936) и исторической драмы "Шыпича" (В темной парме, 1939). Поэма "Шыпича" позднее была опубликована еще в несколько иных вариантах, а также была подготовлена как либретто для Коми национальной оперы.

АВТОБИОГРАФИЯ (1958): Чужи ме 1909 вося апрель 14 лунӧ Тентюково сиктын. Мам-бать менам вӧліны гӧль крестьяна. Бать став том кадсӧ вӧлӧма батракӧн, а мам быдмӧма сирӧтаӧн рӧдня ордас да джынвыйӧсӧ вӧлӧма батрачкаӧн жӧ.

Керка миян вӧлі зэв ичӧт. Тӧвся туй турӧб лунъясӧ вӧлі кыптас сідзи, мый вӧла мунігӧн ӧшинь пыр вӧлі тыдалӧны вӧвъяслӧн сӧмын подковъясыс. А тулысын да гожӧмын миян кодь бур керка этша вӧлі позьӧ аддзыны матігӧгӧрысь. Озырлуныс миян керкалӧн вӧлі "сад" — кык льӧм пу да кык пелысь пу. Тулысныс налӧн еджыд розъясӧн миян керка вӧлі тупкыссьӧ ставнас.

Велӧдчи ме Тентюково школаын, а сы бӧрын — Сыктывкарса II ступени школаын. 1923 воӧ, кор ме велӧдчи карын нин, ме пыри комсомолӧ, но эг школаса ячейкаӧ, а Тентюково сиктса ячейкаӧ. Сы бӧрын регыд менам арлыда комсомолецъяслы коли "наследство" — нуны культурно-просветительнӧй удж Тентюково школа бердын. Сэтчӧдз тайӧ уджсӧ зэв бура нуисны миянысь ыджыдджык арлыда том йӧз. Ог вермы шуны, уна-ӧ бурыс вӧлі миян уджысь йӧзлы, но асьнымӧс миянӧс, комсомолецъясӧс, тайӧ уджыс бура воспитайис.

1927 воӧ ме муні Пермь карӧ да пыри велӧдчыны университетӧ. Велӧдчи ме физико-техническӧй отделениеын, а лыдди унджыксӧ поэзия йылысь книгаяс да важ поэтъяслысь произведениеяс. Медводдза стиховорениеяс, кытӧн вӧлі тӧдчӧ нин поэзиялысь законъяссӧ гӧгӧрвоӧм, ме гижи Пермын велӧдчигӧн. Сэки жӧ заводиті "Шыпичаӧс" гижны.

1931 восянь 1935 воӧдз велӧдчи Московскӧй государственнӧй университетын. Сэн ме вӧлі аспирантӧн. Нёль во ме пукті математика велӧдӧм вылӧ. Поэзия эновтлі дзикӧдз.

1935 воӧ ме вои Сыктывкарӧ да куті уджавны Коми пединститутын. Сэки ме бара босьтчи поэзияӧ. 1936 воӧ ме гижи поэма "Домна" да выльысь босьтчи гижны "Шыпича".

1938 восянь 1955 воӧдз уджалі Горький карын, пединститутын, а 1955 восянь уджала Московскӧй Ленин ордена энергетическӧй институтын. Тайӧ карын ме гижи кымынкӧ лирическӧй стихотворение да помӧдз вайӧді ассьым медся ыджыд произведение "Шыпича".

Бӧръя дас воын поэзиялы верми вичмӧдны зэв этша кад сы вӧсна, мый уна кад ме пукті высшӧй математика велӧдӧм йылысь книгаяс гижӧм вылӧ.

*   *   *

Читать: "ШЫПІЧА" (либретто, 1937)"ПАРМА ЛОВЪЯ" (ШЫПИЧА, 1981). Скачать сборники произведений: "Тувсов кадын", 1941; "Эжва дорын", 1958; "Эжва дорын", 1985.
См. также: "Атаман Шыпича" предание в изложении К.Жакова.

Учебник с автографом Николая Фролова.

Легенда "ШЫПИЧА" в творчестве Н.А.Фролова, или несостоявшаяся опера

Автор Надежда МИТЮШЕВА, октябрь 2013, первая публикация.
Доклад на Программе научных чтений, посвященных А.Цемберу, 24.10.2013.

Пемыд вой оз овлы помтӧм,
Оз век лысваӧн му бӧрд,
Садьмӧм мусӧ асыв шонтӧ,
Войся лысва косьтӧ бӧр.

Математик Н.А.Фролов — он же коми поэт Сук Парма, автор трех опубликованных сценических вариантов легенды в стихах о Шыпиче и еще двух неизданных (промежуточных). Но если в математическом мире Н.А.Фролов — общепризнанный авторитет, то в коми литературе у него весьма драматичная судьба.

Первое, что бросается в глаза, это мизерность публикаций, в которых рассматривается это произведение. И отводится ему от одного предложения до абзаца в обзорных статьях. При этом все признают высокие поэтические достоинства произведения, но ограничиваются общими фразами, типа: "Драма о Шыпиче стоит в ряду лучших произведений в коми литературе" (Рассыхаев И.Г.: вступительная статья в литературно-художественном альманахе "Парма юргӧ" 1946 г.). Следующее — это десять лет, когда его произведения не появлялись в печати, а имя не упоминалось.

В общедоступной литературе нет разъяснений на этот счет. Только одна подсказка: журнал "Войвыв кодзув" периода хрущевской оттепели как-то отнес Н.А.Фролова к репрессированным коми поэтам. Хотя после отъезда из Сыктывкара в 1938 г. он беспрерывно 17 лет работал в Горьковском пединституте, а затем был приглашен в Московский энергетический институт, где возглавлял кафедру математического анализа. Пришлось провести свое расследование.

Поэт Сук Парма (Н.Фролов) задумал "Шыпичу" в 1929 г. Это было неслучайно. Он родился и до отъезда на учебу жил в деревне Ягвыв, в Тентюковской волости последней, где каждый знал легенду о Шыпиче и что недалеко отсюда в Човью происходили связанные с ним подлинные исторические события. Работа над сюжетом о Шыпиче завершилась в 1936 г. публикацией в журнале "Ударник" (#8—9) под таким заглавием: "Шыпича. 5 актаса опералы либретто".

Автор не стоял перед дилеммой, что ему писать: историческую поэму или драму, потому что не ощущал себя ни историком, ни драматургом. Просто литературная обработка фольклорного материала Н.Фролова тоже не привлекала, ибо уже имелись образцы этого литературного направления (К.Ф.Жаков, М.Н.Лебедев). А цену себе как поэту знал хорошо. (Из письма 1952 г. Н.А.Фролова к Г.А.Федорову: "В коми поэзии пока еще нет ничего превосходящего мои поэмы "Шыпича" и "Домна").

И подходящий ракурс в решении идейно-художественной задачи был найден. В основу концепции молодой поэт положил понимание, что переплетение исторической реальности и народной фантазии столь существенно в предании, что его следовало бы включить в художественную ткань произведения. Поэтому Шыпича у Фролова — не только художественный образ реального прототипа — местного князька, купца и крупного феодала Суханова, жившего в 1-й трети 18 века. Автор придал ему проявление колдовской силы, как в фольклоре.

О своем художественном подходе Сук Парма сказал во вступлении ("Кывводзын"), которое в трех вариантах произведения остается неизменным. Вот как начинается либретто:

"Легенды и сказания Коми народа"  художник Василий Игнатов

4. ШЫПИЧА. Обращение Шыпичи к матери облаков

5. ШЫПИЧА. Битва Шыпичи.

Сідз кывлі Шыпичаӧс мойдӧм
Ме уна вомысь унаног,
Да вештам ылӧ йӧзлысь пойгӧм,
Мед сӧрӧ, кодлы абу шог.
Дерт, мойд, мый висьтала ме тані,
Эг мукӧд мойдкыв серти вӧч.
Ме сідзи мойдӧм ассьым пані,
Кыдз, чайта, мойдіс пӧчлы пӧч.
Мед мукӧд Шыпичаӧс доръяс,
Да шогла кӧрас ассьыс бан,
Ог на моз кисьт ме синва шоръяс, —
Кось пана Шыпичакӧд тан...
Збой йӧзлысь венӧм мойдысь кылі
Да найӧс ошки, найӧс сьылі.

Как видим, Сук Парма намерен описывать исторические события языком образов в духе народного предания: архивным документам он отводит подсобную роль, они помогают восстановить реальность, но он облачит ее в художественные образы и фольклорные одежды. Точно как сочиняли народные сказители. Проникнуться их мировоззрением и мироощущением, он верит, ему помогут родное слово, родство с участниками событий 1739 г., родовая память, зов предков. Поэт ощущает себя плоть от плоти своего народа, своей земли.

Отказавшись как слепо следовать документам, так и всецело погружаться в мир народной фантазии, — выбрав свой путь, автор сосредотачивается на социально-психологической характеристике своих героев, в душе которых есть место гневу, радости, удивлению, отваге и другим переживаниям. Создается психологическая реальность — причем это не заземленная, бытовая правда чувств и характеров, а возвышенно-романтическая, яркая, запоминающая. Именно в выразительном поэтическом слове так силен поэт Сук Парма! (Из письма 1956 г. Н.А.Фролова другу, коми писателю И.В.Изъюрову: "В "Шыпиче" есть много мест, представляющих собой высокую поэзию").

Первое стихотворение Фролов написал и опубликовал в 1927 г., в год окончания усть-сысольской школы 2-й ступени. До отъезда на учебу вышли еще три его лирические миниатюры — все подписаны псевдонимом Сук Парма. По этим публикациям молодой поэт Я. Чупров понял, что родился талантливый собрат по перу, и в том же 1927 г. посвятил Сук Парме стихотворение о празднике Первое Мая. Его замечает классик коми литературы В.А.Савин, ставит в пример сверстникам и предрекает большое будущее.

Горстка первых коми литераторов во главе с Небдінса Виттором казалась юному поэту не только кудесниками слова, но и богатырями-смельчаками, прорубавшими в парме просеку к возрождению коми культуры через художественное слово. И Николаю хотелось быть таким же бесстрашным первопроходцем и в жизни, и в литературе. Он упорно учился мастерству, чтобы скорее войти в их поэтическое братство.

Так же серьезно он относился к знаниям, сознательно стремился войти в ряды новой советской интеллигенции, служить своему народу. Поэтому ни минуты не сомневаясь, после окончания в Москве аспирантуры и защиты кандидатской диссертации, в 1935 г. он возвращается в Сыктывкар, где становится первым заведующим кафедрой физики и математики в Коми пединституте.

Решение обогатить коми искусство жанром оперы возникло у него осознанно и закономерно. Будучи знакомым с идеями В.А.Савина и П.А.Анисимова иметь свою оперную студию, высказанными неоднократно в 1920-ые годы, Н.А.Фролов глубоко проникся ими. В 1928—1929 г., когда возник замысел "Шыпичи" В.А.Савин писал в областных изданиях, как о насущной задаче, о необходимости иметь кадры профессиональных коми вокалистов.

Вдохновляющим примером служил М.Н.Лебедев, создатель опереточного жанра на коми языке. Начиная с 1919 г., им написаны четыре народные оперетки: "Мича ныв", "Пӧрысь тун", "Бур ань" и "Настук". Но надо было двигаться дальше — к опере. С 1933 г. В.Савин сотрудничал с хором радио. Н.А.Фролов уже находился в Сыктывкаре, когда летом 1935 г. была создана и трижды (26, 28 и 31 июля) прозвучала в эфире радиоверсия оперы "Русалка" Н.А.Римского-Корсакова на коми языке. Перевод — В.А.Савина, режиссер — студент ГИТИСа Б.П.Семячков, музыкальный руководитель — И.В.Осипов.

Живя в крупных российских городах, Н. Фролов полюбил оперное пение. А дома, действительно, и стены помогают: в первый же год работы в Сыктывкаре он смог закончить либретто "Шыпичи". Желая привлечь внимание общественности, Н. Фролов устраивает 27 июля 1937 г. обсуждение либретто в писательской организации, куда приглашаются все желающие (артисты, режиссеры, читатели, студенты). С этой целью он повторно публикует либретто в республиканской газете ("Вӧрлэдзысь" 27 мая 1937 г.).

В конце 1937 г. Обком партии назначает беспартийного Н.А.Фролова своим уполномоченным в разгромленной писательской организации. На тот момент в ней состояли: один член (М.Н.Лебедев) и два кандидата (Г.Федоров и И.Осипов). Арестованы как "враги народа" члены редколлегии журнал "Ударник", но журнал — орган несуществующей писательской организации — продолжал выходить, сплошь заполненный переводами и партийными документами. Надо было со всем этим делать что-то.

В марте 1938 г. создается Оргкомитет Союза советских писателей Коми АССР, в нем работают В.Юхнин, Н.Фролов и Г.Федоров. Руководство журналом переходит к ним, они пытаются его разнообразить.

Работать приходится под сильным идеологическим давлением. Достаточно сказать, что 30 страниц журнала ("Ударник" 1938 г., #3) заняла речь прокурора Союза ССР А.Я.Вышинского, государственного обвинителя на процессе над участниками антисоветского "право-троцкистского блока".

Итоги восстановительного периода в коми литературе подвела конференция, проходившая 15 октября 1938 г. Было провозглашено, что коми литература избавилась от орудовавших в ней врагов народа и теперь ничто не мешает создавать прекрасные народные произведения.

Но эта конференция прошла уже без Н.А.Фролова, как и два с половиной года спустя премьера музыкальной драмы "Шыпича".

Поняв, что израненной репрессиями коми национальной интеллигенции достаточного количества сторонников не набрать и продвигать идею оперной постановки как нового шага в национальном искусстве некому, Н.А.Фролов глубоко задумался. Пройдя конкурс на замещение вакантной должности заведующего кафедрой, к 1 сентября 1938 г. он перебирается в Горьковский пединститут, где успешно преподает 17 лет.

В Горьком он перерабатывает либретто в драматическую поэму и в 1940 г. публикует ее под названием "Пемыд пармаын (Шыпича)" в журнале "Ударник" (#8—9). Одновременно он подает заявление о вступлении в Союз писателей, куда его принимают 9 декабря 1940 г. В это же время "Шыпича" была включена в школьную программу по коми литературе. Будущий ректор СГУ С.И.Худяев заучивал отрывки из "Шыпичи" в 5-ом классе в 1946 г.

В марте 1941 г. на сцене драмтеатра прошла премьера первой музыкальной драмы на коми языке "Шыпичи" в основе ее — переработанное либретто Н.Фролова. Музыку для спектакля (вступление, песни, финал) написал московский композитор Б.М.Терентьев. Помогал ему местный специалист по музыкальному фольклору П.А.Анисимов. Режиссер — Н.М.Дьяконов. Спектакль получился масштабным, ярким, запоминающимся. В нем участвовал хор Ансамбля песни и танца (бывший хор радио).

После войны возник вопрос о возобновлении постановки "Шыпичи" — но уже в оперном варианте — что было вызвано двумя обстоятельствами. Во-первых, в Сыктывкар на два года вернулся Н.А.Фролов для чтения курсов по математике и руководства кафедрой: он стал работать в Коми пединституте по совместительству, периодически возвращаясь в Горький. Во-вторых, в Сыктывкар из Воркуты пригласили оперного режиссера Б.А.Мордвинова, до войны работавшего в Большом театре. Он снискал уважение и авторитет своими постановками в лагерном музыкально-драматическом театре, и это несмотря на статус заключенного. Два талантливых мастера: режиссер Б.А.Мордвинов и артист П.О.Мысов, наслышанные друг о друге, встретились в Сыктывкаре в совместной работе над "Отелло". Спектакль посвящался 25-летию Коми АССР.

Публикация либретто в газете 1937 года, см. текст.

Участнику юбилейного концерта, ухтинскому композитору О. Рассадину было предложено написать музыку к опере "Шыпича". Как впоследствии признавался Н.А.Фролов, это начинание ничем не кончилось, и было жаль потерянного впустую времени. Хотя ему удалось познакомить Б.А.Мордвинова с сюжетом и главными героями "Шыпичи" и либретто ему понравилось. Оно было заново отредактировано и анонсировано журналом "Войвыв кодзув" на 1947 г., но рукопись оказалась потерянной. Происходили и другие неприятности.

Н.Фролов сумел так художественно переработать предание о Шыпиче, что его нельзя было втиснуть в рамки партийных установок о приоритете идейной стороны произведения над художественной, и за это автору жестоко отплатили партийные критики.

Гром грянул в 1946 г., когда вышли печально знаменитое постановление ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам и доклад Жданова, сделанный перед активом Ленинградской писательской организации. Откликаясь на эти "исторические документы" партийные литераторы в Коми именно драму "Шыпича" выбрали для критики, как "не соответствующую духу времени и партийным установкам". На долгие годы название драмы "Шыпича" и имя ее автора были вымараны в книгах, а произведение исключено из хрестоматий. "Шыпича" возвращена в коми школу в конце 1950-х гг.

Уже совсем в другое время, в 1959 г., в статье, приуроченной к 50-летию Н.А.Фролова, написанной доброжелательном тоне, критик А.А.Вежев свел свои замечания к словам: "Драма не лишена недостатков" отказавшись от своих прежних идеологических обвинений: в отсутствии классового антагонизма, неправильной расстановке противоборствующих сил, нетипичности главных героев, от обвинений в художественных пороках и бессодержательности и прочих грехах.

Из письма к председателю Союза писателей Коми АССР В.В.Юхнину, ноябрь 1946 г.: "Или некоторые люди, претендующие на звание писателя, политически безграмотны, как безграмотны в литературном отношении, или хулиганским образом хотят выгнать меня из литературы, — писать в создавшихся условиях нельзя и не буду". В знак протеста на 10 лет Н.А.Фролов порвал контакты с Сыктывкаром.

О том, что было дальше, Н.Фролов рассказывал в письме своему другу И.В.Изъюрову: "Но если бы в Сыктывкаре нашлись люди, которые готовы заниматься созданием оперы искренне, а не для служебного времяпровождения, то такие люди могут рассчитывать на мое горячее участие в этом деле. Я мог бы войти в контакт с композитором и вновь отредактировать либретто "Шыпичи"... 11 ноября 1956 г. Москва". В 1956 г. в Сыктывкаре создается оргкомитет Союза композиторов. Писатель И.В.Изъюров, видимо, тогда же в члене оргкомитета М.И.Носыреве разглядел талантливого и образованного композитора, способного взяться за оперу. Он — бывший заключенный, попал в Воркуту с третьего курса Ленинградской консерватории, почти 10 лет работал в лагерном музыкальном театре, а освободившись, в 1955—1958 был дирижером оркестра драмтеатра в Сыктывкаре и концертмейстером филармонии. И теперь уже М.И.Носыреву, после неудачной попытки О. Рассадина, поручается написать музыку к опере "Шыпича". Это был 1957 г.

Поначалу все обстоит благополучно. Н.А.Фролов, воодушевленный тем, что его произведение реабилитировано и вновь оценивается как одно из лучших в коми поэзии, трудится в поте лица, перерабатывая драму снова в либретто. А ведь он — заведующий кафедрой математики в Московском энергетическом институте, в его подчинении более 20 преподавателей, и со временем очень туго. Но композитор торопит. И вот в конце декабря 1957 г. доработанное либретто уже в Сыктывкаре, его обсуждают в Союзе писателей.

Но... по окончании срока ссылки композитор М.И.Носырев получил приглашение из Воронежа занять вакантную должность дирижера в Театре музыкальной комедии (в дальнейшем — Театр оперы и балета). Здесь были созданы все его произведения: симфонии, инструментальные концерты, три балета. За 23 года с участием М.И.Носырева были поставлены десятки оперных и балетных спектаклей. Около 20 лет шел балет "Песнь торжествующей любви" по рассказу И.С.Тургенева. Успехи композитора и дирижера в Воронеже свидетельствуют, что Сыктывкар, распрощавшись в марте 1958 г. с семьей Носыревых, лишился возможного автора музыки к "Шыпиче". Так сорвалась и третья попытка создать оперу.

После этого Н.А.Фролов решает разбить либретто на части и публиковать их в качестве самостоятельных стихотворений. Так в 1958 г. появился небольшой сборник "Эжва дорын". В него автор включил пять отрывков из "Шыпичи" это: "Эн вунӧд", "Кыйсьысьяслӧн сьыланкыв", "Парус", "Эндӧм руч" и "Ме бара вои чужан муӧ". Ария Шонді ныв (в последней версии — Сандры), начинающаяся словами "Аддзи тулысын" не вошла в книжечку, так как, наверно, решили, что в серии "Школьнӧй библиотека" нет места для любовной лирики.

Три стихотворения, из названных отрывков, композитором А.Г.Осиповым были положены на музыку. Но до нас дошел только красивейший романс "Эн вунӧд" который можно считать экологическим гимном коми народа. Ноты же двух других: "Песни рабойников" ("Парус") и песни "Аддзи тулысын" — оказались утрачены.

Создание коми оперы Н.А.Фролов считал главным делом своей жизни, о чем он сообщил В.В.Юхнину в письме от 12 октября 1946 г.: "В последний раз обращаюсь к Вам с просьбой помочь довести до конца дело, которому я посвятил чуть ли не 20 лет, дело создания коми национальной оперы. Ведь появление оперы было бы таким огромным шагом вперед в коми культуре, что нужно этим делом заниматься, это неизмеримо важнее, чем сочинение и печатание таких ученических произведений, большинство которых никем не читается. Всем ясно, что опера была бы давно создана, если бы люди, от которых зависит организационная сторона дела, стояли на более высокой ступени культуры и могли различать мелочь, которую забудут завтра, от дела, которое, может быть, является началом нового этапа".

В заключении хочу привести еще одну цитату из письма Н.А.Фролова своему другу коми писателю И.В.Изъюрову. "11 ноября 1956 г., Москва... я убежден, что в "Шыпиче" как оперном либретто есть всё для того, чтобы создать первоклассную оперу. Кроме того, в "Шыпиче" есть много мест, представляющих высокую поэзию..."

Под "всё" подразумевается, что в либретто (и так же драме) есть арии, дуэты, куплеты, хоры, песни, хороводы, массовые сцены.

К сожалению, в обществе пока не видно творческих сил и лидеров, которые бы довели до реализации замысел великого поэта, гражданина и патриота Н.А.Фролова (Сук Парма). И вопрос: "А будет ли четвертая попытка?" повисает в воздухе.

Автор статьи Надежда МИТЮШЕВА, октябрь 2013, первая публикация.


См. также: Коми опера как предчувствие, Коми опера гижан кадыс абу ылын, Коми народная музыка.

Реклама Google: