Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

Пьеса "ИЗВАИЛЬСКАЯ КРЕПОСТЬ"

С начала существования коми театр привлекали героические пьесы.

К 25-летию театра осуществляется постановка пьесы И.Пыстина "Грозовые годы", а к 40-летию Советской власти "Изваильская крепость" И.Потолицына.

"Изваильская крепость"- народная драма из периода гражданской войны на Севере. В пьесе большое количество действующих лиц - коммунисты села, крестьяне-бедняки, середняки, купцы, русские офицеры и солдаты.

Пьеса начинается с массовой сцены. Голодные изваильские крестьяне пришли в волисполком и требуют хлеба для детей. В селе голод. Только кулаки и купцы, припрятавшие продовольствие, живут в достатке. Председатель комитета бедноты Яков успокаивает женщин, сообщает, что комитет направил вверх по Печоре обоз за продовольствием, которое будет распределено как только прибудет. Но не успел Яков закончить речь, как пришло известие о возвращении обоза без хлеба - на Печоре контрреволюционный переворот.

Отчаявшись в своих надеждах, коммунисты и представители комбеда приняли решение реквизировать хлеб у купечества и кулаков. Сцена кончается отчаянной схваткой между ними и коммунистами. Отобранный у имущих хлеб раздается крестьянам. Так разгорается жестокая классовая борьба.

Но вот в глухой тайге прошел слух о том, что приближаются белогвардейские отряды, которые жестоко расправляются с коммунистами и беднотой. Еще недавно крестьянин-бедняк Дмитрий Уляшев отвечал только за свою судьбу и судьбу своей семьи. Теперь на коммуниста Дмитрия партия возложила заботу за жизни многих людей, это он вместе с народом обязан решать будущее своего края.

Уляшев становится руководителем партизанского отряда, который должен сдерживать наступление белых, оборонять село, сделав его неприступной крепостью для врагов.

Жители села разделились на два враждебных лагеря: с одной стороны,- коммунисты и беднейшее крестьянство во главе с Дмитрием, с другой,- кулаки, купцы, некоторые середняки и замаскировавшийся враг Андрей Попов, состоявший в партии коммунистов. Обе стороны тщательно готовятся к схватке. Андрей Попов информирует белогвардейцев о всех приготовлениях коммунистов. Перед лицом опасности и ответственности за судьбы людей, в малограмотном крестьянине Дмитрие Уляшеве пробуждаются недюжинный организаторский талант, сметливость, твердость духа и непоколебимость в борьбе с врагом.

Ближайшим помощником Дмитрия и соратником в борьбе стал его брат Егор, бывший черноморский матрос. Это человек с горячим и храбрым сердцем. Чтобы распознать планы врага, Дмитрий посылает своего брата вместе с солдатом Афанасием Шомысовым в разведку, в белогвардейский штаб. Под видом добровольцев, желающих сражаться "за землю", Егор и Афанасий проникают в белогвардейский штаб. Еще в пути они разузнали данные о составе белой банды, их вооружении. Может быть, проникнув в штаб, они до конца успели бы разведать планы и намерения командования, но они увидели входящего Андрея Попова.

Поздно поняли они предательство односельчанина. И все же отважные разведчики ушли, доложили командованию данные разведки. Изваиль объявлен на военном положении. На всех дорогах расставлены посты, задерживаются все подозрительные и доставляются в штаб красных.

Партизаны решили принять бой. Первая атака была отбита. Белогвардейцы отступили. Но радоваться было рано: белые банды заняли соседнее село Крутую. Идет грабеж. Они получили подкрепление.

Снова зазвучал набат. Усталые партизаны стали готовиться к новому бою. Но получены еще более неутешительные вести: белые теснят красных со всех сторон. Оставлено несколько крупных населенных пунктов.

После небольшого совещания Дмитрий, Афанасий и Егор решили распустить отряды партизан, разбиться на мелкие группы и уйти в лес, захватив с собой раненых, пробиться к своим.

Активно борется за лучшее будущее и молодежь, представленная в лице Мауры и Ильи. Они горячо любят друг друга. Маура - один из полнокровных образов пьесы и спектакля.

Маура (Мавра) находится в услужении у купца Прокофия. В ее понятии хозяин - господин, которому она должна повиноваться во всем.

Но вот в село пришла Советская власть. Маура начинает общаться с людьми, особенно близки ей учительница Анна Павловна, Дмитрий Уляшев, Илья. Анна Павловна учит ее грамоте, делится своим небогатым гардеробам. Маура также изливает ей душу. Из разговора с Мау-рой Анна Павловна узнает, что Прокофий спрятал хлеб в яму, в то время как народ голодает. Анна Павловна сообщает об этом Дмитрию Уляшеву. Пока Прокофий и Андрей Попов проводят тайное собрание и принимают решение организовать борьбу против коммунистов, коммунисты вывозят хлеб Прокофия в общественный амбар, раздают бедноте.

Маура приходит в отчаяние. Она считает себя виновницей этого, боится Прокофия. Свою неприязнь она переносит на Анну Павловну, которая передала ее тайну коммунистам.

Учительница убеждает Мауру в правильности своих и ее поступков. Маура начинает сознавать, что коммунисты поступили правильно, раздав хлеб голодным.

Маура становится смелее, начинает понимать жизнь, по иному оценивать людей. Любовь к Илье воодушевляет ее на смелые поступки.

Дмитрий Уляшев дает ей поручение - съездить к Афанасию Шомысову, отвезти записку с просьбой организовать дополнительный отряд партизан для защиты Изваяли.

Маура не успела выполнить поручение. Ей повстречалась жена Афанасия и предупредила, что отряд белогвардейцев направился на Ухту, а оттуда намерен пробиться в Изваиль.

Маура вернулась обратно, чтобы предупредить Уляшева об опасности. Но в волисполкоме ее встретил Андрей Попов. Маура все рассказала ему. Попов делает попытку овладеть девушкой. Когда ему это не удается, он начинает запугивать ее. Но и тут Маура оказалась не из робких. Обозленный Попов ударяет ее по голове наганом. Маура падает. Попов бежит к своим. Полумертвую девушку спасает Анна Павловна.

По мере развития дальнейших событий Маура окончательно формируется в активного борца. Случай еще раз сталкивает ее с Андреем Поповым. В финале пьесы, когда партизаны и главные организаторы обороны Изваиля - Дмитрий Уляшев, его брат Егор, Афанасий и другие ушли, чтобы пробраться к красным отрядам, Андрей вводит в село белогвардейские отряды. Маура, только что простившаяся с Ильей, увидев белогвардейцев, прячется в амбар. Все уходят. Остается один Попов, садится на крыльцо и, предвкушая встречу с коммунистами, которых он уже не пощадит, говорит: "Придется нам еще встретиться. Но эта встреча будет последней. Комедия кончилась, завтра начинается драма".

Маура выходит из амбара, громко произносит: "Тебе до завтра незачем жить, Иуда!" и в упор стреляет.

Убедительны в пьесе и кулаки, купцы, белогвардейские офицеры. Наиболее ярко обрисован Прокофий. Это умный враг. Он не идет ни на какие уступки, использует в борьбе все средства. С помощью Андрея Попова, который вхож на все партийные собрания, он знает о всех намерениях коммунистов.

Мысль о мести коммунистам, разорившим его, не дают Прокофию покоя. День и ночь мечтает он о возмездии. Через Попова и своего подручного Харлампия Прокофий связан с белогвардейским штабом. Когда Изваильская крепость пала и все главари партизанского отряда были арестованы, Прокофий первый приходит в холодный амбар к заключенным и, торжествуя, говорит: "Ну, голубчики, достукались, доигрались. Холодно тут? Ничего, скоро мы устроим вам горячую баню. Теперь вы будете ползать у ног, просить пощады. Но пощады не будет. Возьмут вас за шиворот и в прорубь".

Белогвардейский штаб представлен капитаном Саблиным, поручикам Ротмистровым и прапорщиком Шахтаровым. Нельзя сказать, что драматург наделил их яркими индивидуальностями. Образы их выписаны довольно трафаретно.

Пьеса заканчивается гибелью организаторов защиты Изваильской крепости. Но в село уже входят красноармейцы, и Марфа, жена Павда, рассказывает им, как мужественно вели они себя при казни.

Борьба продолжается. Отряд оставшихся в живых партизан, соединившись с регулярными частями Красной Армии, двинулся преследовать отступающего врага.

Спектакль игрался на двух языках - коми и русском. Картины в штабе белогвардейцев, сцена встречи партизан в тюрьме с белогвардейскими офицерами шли на русском языке, другие - на коми. Этот прием позволил полнее раскрыть мысли и поступки героев, правдивее показать происходившие события.

Художнику П.Рачковскому и режиссерам спектакля удалось созидать единый образ спектакля, развивающийся во времени, в пространстве, в тоне, в цвете. Оформление отличалось монументальностью и лаконичностью, отсутствием бытовых деталей, ненужных мелочей, что позволяло зрителям сосредоточиться на главном - на действиях и переживаниях героев.

В первой картине - громадная деревенская изба, построенная из вековых тесанных бревен; небольшие окна, скупо пропускающие дневной свет, большие лавки, стол, за которым сидит председатель комбеда. Прямо перед зрителем низкая дверь, в которую входят действующие лица, в углу большая печь. Вот и вся обстановка волисполкома.

Костюмы действующих лиц - жителей деревни определяют принадлежность их к той или иной социальной группе. Здесь нет ярких красок, пестроты. Обстановка такова, что не до праздничных нарядов.

Зато в третьей картине весенний пейзаж радует глаз. Нежные, словно написанные акварелью, только что прощипывающиеся листья на березах, словно вымытые весенним дождем яркие сочные ветки сосен и елей видны из распахнутых настежь окон волисполкома. И даже мрачная изба ожила от этой буйной весенней зелени, ясного неба, яркого солнца.

На улице торжество - народ празднует победу. Белогвардейцы отступают. Молодежь веселится, танцует. То и дело мелькают цветные платки, сарафаны и рубашки, дополняя яркими пятнами весенний пейзаж.

Илья и Маура выделены в костюмах. Илья в красной праздничной рубашке, Маура - в белой кофточке и розовом сарафане.

Кульминацией спектакля явилась седьмая картина - отступление партизан. Ее мастерски оформил художник. Сцена казалась огромной благодаря заднику, написанному в манере картины, изображающей зимний лес, огромные деревья. Слева от зрителей была видна часть здания волисполкома, справа - изгородь и уходящая вдаль дорога, по которой должны уйти партизаны. На темном горизонте занимающееся бледное пламя - не то заря, не то пожар. Но вот пламя разгорелось ярче, и уже не в одном, а в нескольких местах. Вот оно уже охватило весь горизонт. Зловещий красный свет вызывает чувство тревоги, напряжения, ожидания чего-то страшного.

На фоне красных бликов и отдаленных глухих выстрелов проходил краткий митинг, где Дмитрий произносил напутственную речь уходящим и остающимся на месте партизанам, прощался с женой. В молчании расходились люди, слышны были всхлипывания женщин. Длинной цепочкой уходили партизаны в лес. Зарево разгоралось ярче.

Если говорить об отдельных исполнителях, то трудно выделить ту или иную удачную работу. В целом исполнительский коллектив составил слаженный ансамбль. Режиссер Ю.Г.Лаппа-Старженецкий мастер спектаклей героического звучания. В театре им успешно были осуществлены такие пьесы, как "Порт-Артур", "Гибель эскадры". И в "Изваильской крепости" режиссер увидел и сделал в спектакле главной движущей силой народ.

Однако наиболее запоминающиеся образы создали артисты И.Аврамов (Дмитрий Уляшев), Г.Лыткина (Марфа), К.Леканова (Маура), В.Рассыхаев (Егор), Н.Турубанов (Афанасий), А.Зин (Андрей Попов).

И.Аврамов сразу выделил в своем герое черты ума, организаторского таланта. Дмитрий Уляшев - один из тех мужиков, которого слушает и уважает народ. В сцене прощания партизан, на митинге Дмитрий весь собран, голос его спокоен. Он глубоко осознал всю ответственность за судьбы людей, которые ему верят. Только при прощании с женой голос его дрогнул. Но он уже овладел собой и почти силой цросит Татьяну уйти домой, к детям. Жена не уходит... Она, как и другие женщины, провожает отряд, не скрывая отчаяния и слез.

С достоинством ведет себя Дмитрий в сцене с Саблиным, который отмечает недюжинный военный талант Дмитрия и в то же время дает указание казнить его и всех партизан.

Большое впечатление произвела сцена казни партизан, которые, обнявшись, высоко держа головы, пели "Смело мы в бой пойдем", а обескураженный их несгибаемой волей Прокофий стоял согнувшись в стороне, предчувствуя свою неминуемую гибель.

К.Леканова умело и тонко показала, как постепенно формировалось мировоззрение Мауры, как она вырастала в настоящего борца. Женственная Маура приобретала черты непреклонности. Голос ее звенит, когда она говорит: "Тебе незачем жить до завтра. Иуда!" Это уже не забитая и униженная батрачка, а народный мститель.

В пьесе немного места отведено Марфе. Роль ее немногословна. Но в силу своего дарования и сценического обаяния Г.Лыткина наделила Марфу яркой индивидуальностью. Что бы ии делала Марфа: ругала ли мужа, шла ли за хлебом в амбар, перебранивалась ли с соседками, зритель с вниманием и глубокой симпатией следил за ней.

Спектакль "Изваильская крепость" на Всероссийском смотре советской драматургии был отмечен дипломом. Многие артисты-участники спектакля также награждены дипломами Всероссийского смотра.

*   *   *

Для коми драматургии последних лет характерна тематическая и жанровая узость. Преобладает в них комедийный жанр, тема - жизнь тружеников сельского хозяйства. Так, за последние годы в профессиональных и народных театрах республики шли пьесы "Свадьба с приданым", "Незабудочка", "Квартет Николая Курочкина" Н.Дьяконова, "Сельские вечера" и "Клин клином" В.Леканова, "Свидания у черемухи" А.Ларева и "Озорник" Г.Юшкова. Уже простой перечень репертуара говорит о его однообразии. Как будто нет в республике Печорского угольного бассейна, газонефтяной и лесной промышленности.

Правда, в 1959 году драматурги Э.Попов и А.Трошев написали пьесы на другие темы. Так, пьеса "У нас на севере" Э.Попова ставила проблемы формирования морального облика советской молодежи, работающей в лесной промышленности. Спектакль с успехом прошел 50 раз. Но после сокращения труппы и отъезда ряда исполнителей спектакль уже не возобновлялся. Аналогичная судьба постигла пьесу А.Трошева "Лес шумит", также посвященную молодым лесозаготовителям.

Каждый более или менее значительный промежуток времени рождает своего героя. Автор пьесы "Сельские вечера" В.Леканов, написавший ее после исторического сентябрьского Пленума ЦК КПСС, стремился показать энтузиастов колхозного дела на новом этапе развития советского государства.

Не все удалось драматургу. Ему не хватает подчас смелости и принципиальности глубже и острее показать основные противоречия, мешающие людям строить новое. Правда, здесь конфликт пьесы - борьба нового, прогрессивного с отживающим, цепляющимся старым - уже острее, правдивее, нежели в "Свадьбе с приданым".

Пьесы "В тайге", "Свадьба с приданым", "Сельские вечера" подняли коми драматургию и театр, они по праву стали называться этапными, обладая многими идейными и художественными достоинствами. Не удивительно, что они были переведены на русский язык, языки народов СССР и вошли в репертуар многих театров. В этой связи нельзя не отметить большую помощь опытных русских драматургов - А.Г.Глебова и А.В.Успенского, непосредственно участвовавших в проведении семинаров драматургов республики, переводивших коми пьесы на русский язык. Не без их участия коми пьесы вошли в репертуар московских театров, а это, в свою очередь, способствовало их дальнейшему продвижению в театры страны.

Но вот рождается еще одна пьеса: "Свидания у черемухи" А.Ларева (сценическая обработка А.Успенского). Она также привлекает внимание театров. За 1960 год пьеса ставится в 65 театрах страны 986 раз.

Пьесы "Сельские вечера" и "Свидания у черемухи" разделяют 5 лет. За это время в жизни страны произошли важные события. XX и XXI съезды КПСС восстановили ленинские принципы партийной и государственной жизни. Люди по-иному стали жить и чувствовать себя. Это был уже новый этап в сценическом рождении героев, которые приходят из жизни. Герои советских пьес стали интереснее, психология их стала глубже. Появились умные, заставляющие думать, пьесы Розова. Но в пьесе А.Ларева не было этой новизны. В статье "Изнанка традиции" (Журнал "Театр" 1961 г. #3) критик Е.Полякова дает произведению жестокую, но справедливую оценку. Приведу строки из ее статьи:

Пойдем, например, в Московский театр им. Гоголя, хотя бы на спектакль "Свидания у черемухи". Написал пьесу молодой драматург А.Ларев, работающий в том же театре Коми, откуда вышла "Свадьба с приданым" Н.Дьяконова.

Ларев не стал искать своей дороги в театре. Сделав окрошку из много читанного и виденного, главным образом из той же "Свадьбы с приданым", он добавил персонажей из других колхозных пьес, сдобрил все это частушками и прогулками у цветущей черемухи. И театр пошел за автором, подгоняя роли к сценическому амплуа, усилив частушечно-сенокосную лирику... И вышел спектакль и прошел уже больше сотни раз.

Есть в спектакле и лихой дед, распевающий под баян со старухой-соседкой: "Был молод, имел я силенку", и солдат, прибывший на побывку в колхоз, и отец его бригадир - он же парторг колхоза, докладывающий канцелярско-протокольным языком о положении своего колхоза, и деревенская модница в немыслимом берете, и лодырь, оторвавшийся от коллектива (впрочем, он перековывается в финале, равно, как и модница).

Нет необходимости оспаривать эту критику в адрес пьесы. Искусство драматурга - это умение создать самобытный человеческий характер.

Положительные герои пьесы - Семен, Михаил, Карп, Шура, Надя - лишены ярких индивидуальных характеров, в них нет глубоких обобщений типических черт молодого поколения нашего времени. Правда, все они чем-то похожи на наших современников, такие люди в жизни встречаются. Но они мелки, фотографичны, а поэтому не запоминаются так, как может запомниться искатель нового Курочкин, придирчивая и принципиальная Ольга Степанова, дед Авдей.

Права критик Е.Полякова и в том, что есть какие-то черты у героев "Свидания у черемухи", напоминающие чем-то героев "Свадьбы с приданым" и других пьес.

Вот, например, отрицательный герой пьесы Дубцов. На нем и строится конфликт произведения. Это стяжатель и единоличник. Но гораздо убедительнее были представлены современные стяжатели, мешающие успешному развитию колхозного строительства, Матрена и Егор в пьесе В.Леканова "Клин клином".

Намечается в "Свиданиях у черемухи" и личный конфликт между Дубцовым и Семеном, вернувшимся из армии и узнавшем об измене Нади. Но любовный конфликт также не развивается. В произведении слабо мотивированы переход Дубцова к трудовой колхозной жизни и перемена его взглядов.

В пьесе А.Ларева интересно намечен образ Катерины. Это мечтательная, спокойная и уравновешенная женщина. И вдруг, совершенно беспричинно, в последующих картинах она предстает перед зрителем крикливой, мелочной и бранливой старухой, которая ругает дочь, хорошего парня Михаила и всех на свете. И такой однокрасочной она остается до конца спектакля. Только в заключительной сцене с дедом Василием они снова, как вначале, составляют лирическую пару. Образ Катерины развивается в пьесе вопреки логике.

Есть совершенно ненужные эпизодические действующие лица - Мария Николаевна и ее дочь Элеонора. Неизвестно, с какой целью они введены, ибо их приход ничего нового не вносит в сюжет, не создает никакого конфликта, они появляются неизвестно для чего, также бесследно исчезают. Мария Николаевна принадлежит к типу таких мамаш, которые своей единственной заботой и целью считают оберегать своих детей от всяких трудностей.

Почему родилась такая пьеса? А.Ларев - способный, но неопытный драматург. В пьесе сказалось отсутствие мастерства. Но даже и не умея лепить характеры, можно было поставить в ней более серьезные проблемы, интереснее и острее сделать конфликт. Здесь налицо нежелание решать серьезные, назревшие жизненные вопросы. Автор скользит по поверхности, его герои всего добиваются легко и живут весело.

Режиссер И.Аврамов внес в пьесу некоторые поправки и спектакль от этого во многом выиграл. Запомнились зрителю некоторые актерские работы. Удачно выступил в роли демобилизованного воина Семена Мережкова Н.Турубанов. Он очень естественен и правдив. Неподдельная радость видна в его поведении при встрече с отцом, дедом, братом. С большим тактом проводит он сцену, когда узнает об измене любимой девушки. Чувство меры сопутствует актеру на протяжении всего спектакля. Верится, что такой человек, как Семен, способен к выдержке, подчинению своих личных чувств общественному долгу. Но он не сухарь, а живой человек, если не удалось найти счастья с любимой девушкой, не разочаровывается в жизни, а спокойно и обстоятельно приглядывается к людям и выбирает ту, которая будет достойна его. В конечном счете, автор предоставляет Семену это право.

Интересно представлен в начале пьесы и спектакля дед Василий (исполнитель заслуженный артист Коми АССР В.Леканов). Дед заражает своей жизнерадостностью, наивным хвастовством. Зритель симпатизирует ему. Здесь замысел автора и исполнительское мастерство актера слились. Образ деда в первом акте запоминающийся. Но, к сожалению, весь запал остается в первом акте. Далее характер деда не развивается. Он делается незаметным среди других героев. И в этом вина драматурга. Актеру ничего не остается, как следовать неинтересному замыслу автора.

Полюбилась зрителю пьеса Г.Юшкова "Макар-Васька - сиктса зон" ("Озорник"), которую театр поставил в марте 1963 года.

Коллектив театра во главе с постановщиком спектакля И.Аврамовым во многом содействовал успеху произведения. Комедия написана образным народным языком, чего были лишены многие коми пьесы. Поэтому зритель прощает автору многие недостатки пьесы и, в первую очередь, отсутствие глубокого конфликта и четко сформированных характеров героев. Один Васька имеет довольно интересную индивидуальность. Все ребята, окончившие с ним десятилетнюю школу, нашли работу в своем колхозе; трудятся на различных участках сельского хозяйства. Ваське не нравится работать в колхозе. Ему кажется, что так трудились наши предки много лет назад. Ему хочется сделать что-то необыкновенное.

Наконец, ему доверили трактор... Но дерзкая мечта пустить трактор без управления человеком привела к аварии. После нескольких подобных экспериментов Ваську не стали направлять вообще ни на какую работу.

Что ж? Ему оставалось только озорничать, что Васька умеет делать изобретательно и тонко.

В заглавной роли выступил артист Е.Турубанов; он очень искренне и непосредственно выражает чувства и поступки Васьки. В силу своих физических особенностей, сложения и внешности, Турубанову не надо подделываться под мальчика - он юн, в его герое много экспрессии, что обычно свойственно юности. В Ваське-Турубанове есть изюминка - огромное обаяние. Артист многогранно показывает характер Васьки, но выделяет основные его качества - неистощимую изобретательность и неугомонность, живой ум и сообразительность. Вот он сотворил очередную шалость, за которую ему грозит расправа со стороны тех, кто от нее пострадал, но ни разу никто не может его застать на месте преступления. Васька ловок и увертлив, можно только предположить, что шалость совершил он.

Наконец, Васька решил сделать полезное дело. Он выкапывает колодец, облегчает труд животноводов. Постепенно Васька взрослеет. Он полюбил Галю. Вот здесь-то актеру уже и не хватает какой-то весомости его мыслей и поступков, он остается почти таким, каким был в начале спектакля. Но ведь именно новые качества характера, проявившиеся у Васьки, и заставляют председателя колхоза Ивана Андреевича позабыть все старые грехи Васьки и направить его учиться. Васька доказал, что он уже перешагнул границы мятежной юности и превратился во взрослого человека. Этот существенный недостаток актер не мог преодолеть и на пятидесятом спектакле. Так милым, непосредственным, изобретательным, но не повзрослевшим Васька и уезжает на курсы, чтобы войти в другую, неведомую ему жизнь "среди незнакомых людей.

Другие герои пьесы почти начисто лишены индивидуальных особенностей. Председатель колхоза Иван Андреевич, Галя, Вера и Любовь запоминаются только по именам.

Надо отдать должное артисткам Г.Лыткиной (Галя), Т.Кобжув (Вера) и К.Лекановой (Люба), сделавшим их в какой-то мере различными, насколько позволили их собственные актерские индивидуальности и мастерство. Г.Лыткина наградила Галю юмористическими чертами характера, некоторой резкостью и решительностью. Вера в исполнении Т.Кобжув проявляет большую скрытность чувств, нежели ее подруги. Она любит Ваську не столь явственно, зато и обиду (он предпочел другую) выражает бурно, со слезами в голосе.

Роль Дарьи мастерски исполняет Ю.Трошева. На незначительном авторском материале она сумела показать зрителю, что по темпераменту они родственны с сыном. Трошева находит много красок во всех сценах.

Наблюдая за игрой Ю.Трошевой, за ее успехом в этой новой роли, приходится только сожалеть, что редко видят ее зрители на сцене в национальных пьесах. Со времени яркой работы в пьесе "Сельские вечера" в роли Дарьи прошло десять лет. А после постановки "Свадьбы с приданым", где она исполнила роль Ольги - целых 15. И все... Наконец, через такой большой промежуток времени еще одна сравнительно небольшая роль, которую актриса сумела расцветить и наполнить интересным содержанием.

Хочется отметить еще один недостаток пьесы "Озорник". В пьесе действуют герои 60-х годов, которые должны отличаться от героев, живших 15-20 лет назад. Но этого читатель и зритель не ощущают. Так жили и трудились колхозники и молодежь много лет назад. Не назовешь героями наших дней Ивана Андреевича, Дарью, Галю, Любу и Веру, и даже главное действующее лицо - Ваську. Такие озорники могли быть и раньше. Даже тот "подвиг", который совершил Васька, снискав к себе уважение окружающих, ничего особенного не представляет. Вырыть колодец в наших условиях дело нетрудное, тем более, что Васька это делает не один.

Нельзя драматургу прописать "рецепт". Каждый идет в творчестве своим путем, по-своему видит, понимает и изображает жизнь. Требовательный и доброжелательный зритель хочет видеть на сцене не только проказника Ваську Другова и примитивно мыслящего "робота" Мишку, а героя, который достоин подражания - богатого интеллектуально, щедрого на чувства, открывающего неизведанные пути в науке, совершающего трудовые подвиги, горячего патриота своей Родины.

*   *   *

См. также Тима Вень (Вениамин Чисталев) драма Изкар (Крепость)


← Пьеса "Квартет Николая Курочкина"     КОМИ ТЕАТР     Люди театра →

Реклама Google: