Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ

В 1930-1934 советские театры начинают устанавливать более прочные связи с жизнью страны, с практикой социалистического строительства.

В этот период народы нашей страны, завершив восстановление народного хозяйства, включились в борьбу за осуществление исторических решений XIV съезда партии о социалистической индустриализации страны.

Партия уже в это время уделяет большое внимание росту и развитию искусства, стремясь приблизить его к задачам социалистических преобразований, сделав его вдохновенным пропагандистом идей партии. С этой целью объединяются массы художественной интеллигенции, искусство направляется по пути социалистической культуры, социалистического реализма.

Театры направляются в рабочие районы, в колхозы, имея в репертуаре спектакли, посвященные темам социалистического строительства. Организуются профессиональные национальные театры там, где они ранее не существовали.

Коми народный театр в этот период испытывает в своей деятельности большие затруднения. В статье "Театр Коми области" в журнале "Деревенский театр" писалось:

"Пьесы, ставившиеся в Коми театре, вначале были нехудожественные, незлободневные и не отличались идеологической выдержанностью. Труппа пользовалась успехом только потому, что ставились пьесы на родном языке, получившем права гражданства только после революции. Но репертуар устарел и выдохся, а вместе с ним стала чахнуть коми труппа, от которой осталось одно название. С начала 1929 года театр совершенно замолк. Столкнулись с тремя препятствиями: нет людей, нет денег и нет репертуара. У исполнителей из среды служащих и учащихся нет времени ходить на репетиции. Кроме того, учреждения и организации плохо смотрят на театральную работу. Бывают случаи откомандирования участников накануне спектаклей, которые из-за этого срывались".

Назревал вопрос о создании профессионального национального театра.

В это время В.Савин вносит на обсуждение Облисполкома проект организации двухгодичной театральной студии, а также о предоставлении средств на содержание труппы, призывает местных литераторов писать для театра.

Однако не все удается провести в жизнь. Вместо двухгодичной студии осенью 1930 года организуются месячные курсы по подготовке работников массовой художественной самодеятельности. Курсы прошли под руководством двух специалистов, командированных в гор. Сыктывкар Центральным Домом Народного Творчества им.Крупской С.И.Берсенева и А.В.Голицына.

Состав курсов был малоподготовленным. Лишь трое имели семилетнее образование. И все же из курсантов была создана труппа в количестве 13 человек и к XIII годовщине Октября организуется Коми инструктивно-передвижной показательный театр, положивший начало профессиональному коми театру.

В том же году в Москве созывается совещание представителей национальных театров для обсуждения вопроса о подготовке к Всероссийской театральной олимпиаде. В.Савин участвует на этом совещании. Здесь он знакомится с русским драматургом А.Г.Глебовым, который был в комиссии по проведению олимпиады.

С той поры В.Савин часто обращается к А.Глебову за советами. Из писем В.Савина, сохранившихся у А.Глебова, мы можем узнать немало подробностей о жизни театра, о личной жизни и работе Виктора Алексеевича.

После курсов театр получил небольшую денежную дотацию в сумме 6 тыс. рублей. На эти деньги невозможно было, конечно, содержать рабочих цехов, художника. Они полностью расходовались на содержание 13 артистов (в том числе и сам В.Савин), которые все делали сами: ставили декорации, убирали, хранили костюмы, занимались хозяйственными делами. Со свойственным В.Савину юмором он в стихах распределил обязанности между членами коллектива:

Объявление о спектакле, газ. "Зырянская жизнь"
23 окт. 1919.

Дас куим друг:
Илля - политрук,
Савин - руковод,
Ваня - щӧтовод,
Пантелей - домком,
Педӧсся - продком,
Сакаров - кассир,
Амон - кӧлуй видзысь мастер,
Санко - администратор,
Ӧндрон - декоратор,
Саня - контролер,
Надя - билетер,
Клавдилы уджыс эз шед -
Амонлы отсасьӧ мед.
Сэсся пасъя дзоляник мортӧс -
Митипӧр-Ӧльӧ Малыгин ёртӧс.
Сійӧ специалист: гармонист.

КИППТ начал активно готовиться к олимпиаде, но не было средств.

В большом письме В.Савин пишет А.Глебову:

Лично о себе скажу: основной профессией своей считаю литературную работу, начал писать с 1918 года (30-летним юношей!!) и весь Коми край знает меня как поэта и драматурга.

Но моя литературная работа проходит в таких условиях, о которых мало кто знает. По-"официальному" я считаюсь инструктором Областного отдела народного образования по художественной работе в деревне. Работы много. Затем инструктор и руководитель Коми показательного театра в г. Сыктывкаре, дальше - секретарь Коми ассоциации пролетарских писателей (много работы!), еще член редколлегии двух журналов - "Ордым" и "Коми просвещенец". Кроме того, секретарь ячейки ВКП(б) при Облоно. Когда же, спрашивается, можно сесть за литературное творчество?

Да и художественная работа падает на меня универсальная: и стихи, и проза, и пьесы, и песня, и музыка. В настоящее время работаю над переложением на музыку одной коми оперетты (не своей).

И все же Виктор Алексеевич не перестает пестовать свое детище.

Основные задачи передвижного театра заключались в участии в политико-просветительной деятельности на селе, в создании кружков художественной самодеятельности. Сам театр являлся образцом для самодеятельных художественных коллективов, инструктивно-показательным.

Коми инструктивно-передвижной показательный театр, 1931. руководитель В.Савин.
Сидят внизу слева направо: П.Мысов, А.Малыгин, С.Ермолин, Н.Дьяконов.
Стоят в центре: А.Костромин, В.Савин.

Студия при КИППТе, 1932. Руководитель Б.П.Семячков.
Слева направо, первый ряд: П.Цивунин, А.Ермолина. Второй ряд: Б.С.Фролов, С.Ермолин, Б.П.Семячков, А.Козлов, А.Малыгин. Стоят: А.Третьякова, И.Н.Попов, Т.И.Томова, С.Каликова.

Жизнь театра, его творчество тесно увязывались с современными ему политическими и экономическими задачами, стоящими перед тружениками области.

В 30-е годы главной отраслью народного хозяйства Коми области была лесозаготовительная промышленность. Дать стране миллионы кубометров экспортной древесины - вот за что боролись труженики леса.

Зимой 1931 года театр впервые едет в Устькуломский район, где пробыл в гастролях 46 дней, не пропустив по пути ни одного населенного пункта: дал 36 концертов, обслужил свыше 5 тысяч зрителей. В крупных селах, где имелись избы-читальни, были организованы 16 кружков и 2 районных опорных пункта.

Автор этих строк в то время работала учительницей в с.Сторожевске. По пути следования в Устькулом театр показал спектакль в сельской избе-читальне и мне удалось увидеть В.Савина и его труппу.

Концерт вел сам Виктор Алексеевич, одетый в полувоенный комсомольский костюм защитного цвета ("юнг-штурм"), как и вся труппа.

Представление начиналось вступительным словом о задачах социалистического строительства, пятилетнем плане, трудностях, которые переживала страна. Затем шли одноактные пьесы.

В одноактном спектакле "В лесу" по пьесе Я.Апушкина изображались события гражданской войны на Севере.

О борьбе с кулачеством, становлении колхозного строя в деревне рассказывала другая одноактная пьеса "Мути чужӧм" ("Лицо беса"). Правда, произведение слабое, но зрители увидели в нем то, что происходило в те годы в деревне, что их волновало.

Еще более доходчивой оказалась третья одноактная пьеса "Ключ", вольная интерпретация В.Савиным рассказа А.П.Чехова "Злоумышленник".

Как и в рассказе А.П.Чехова, в спектакле действовали тоже два героя, но объектом кражи была не железнодорожная гайка, а тракторный ключ, который рабочий повесил вместо часовой гири, отчего трактор простоял 5 дней. Суд обвинял рабочего в воровстве и в нанесении ущерба производству. Рабочий, как и чеховский Денис, никак не мог понять своей вины. Роль рабочего исполнял П.А.Мысов. В изменении рассказа была своя логика: железнодорожная гайка не была знакома в коми деревне, в то время как трактор многие уже видели.

Зрители долго аплодировали, когда уводили рабочего, который тщетно пытался доказать, что он ничего плохого не сделал, и все его братья, как и он, порядочные люди.

Фотография из журнала "Ордым" за 1930 год.  В центре Пантелеймон Мысов.
Оратория "Красная армия". Перевод на коми В.Савина, постановка А.Голицына

Сильное впечатление на всех произвела оратория "Красная Армия" в отличном переводе с русского на коми язык В.А.Савина. Участники хором читали стихи, маршировали, пели песни. Такую форму сценического представления зрители видели впервые.

В заключении были исполнены песни, частушки, танцы.

Концерт длился до поздней ночи. После окончания представления никто не уходил. Начинались массовые танцы, разучивались новые песни. Артисты театра и сам Виктор Алексеевич принимали в этом непосредственное участие. Он любил петь под аккомпанемент собственной балалайки свои песни, которые тут же разучивались присутствующими.

Возвратившись из длительной поездки, после небольшой передышки театр той же зимой был направлен в Устьвымский район. Вот что рассказывал об этой поездке ныне уже покойный заслуженный артист РСФСР и народный артист Коми АССР С.И.Ермолин.

"В Устьвымском районе, где была моя родина, мне все было знакомо. Приехав на место, мы обычно разбивались по группам и шли в село или, если это было в лесу, в рабочие общежития. До начала концерта мы беседовали с рабочими или крестьянами, выясняли обстановку. Узнавали, кто является ударниками труда, кто отстает, кто мешает в работе. Затем шли в партячейку или к избачу, советовались с ними и выпускали стенную газету".

Лично я, говорил Ермолин, за период таких поездок написал свыше 200 частушек на самые злободневные темы. В них высмеивались кулаки, подкулачники, лодыри, служители культа и прочие "вредные элементы", мешающие социалистическому строительству.

А вечером, когда давались концерты, находилось место, или как называли тогда работники театра - "окно", для местного материала. Частушки, шутки, основанные на живых фактах, производили на слушателей большое впечатление, они переживали все представленное на сцене бурно, вспыхивали жаркие споры, высказывались обиды и т.п.

Самой большой наградой для театра было сообщение о том, что после их посещения в лесу план стал перевыполняться. Ведь работники КИППТа сами объявляли себя ударниками и взяли социалистические обязательства.

В 1930 году, параллельно с КИППТом, в Сыктывкаре начинает действовать русский драматический театр (художественный руководитель А.С.Ходырев). Театр в полном составе был приглашен из г. Архангельска и стал стационарным, КИППТ - передвижным.

Руководитель КИППТа В.А.Савин, учитывая постоянные разъезды театра по районам, многоактные пьесы почти не ставит. Все имущество труппы размещалось в нескольких чемоданах, которые, если приходилось идти пешком, артисты несли сами. А так случалось нередко: то лошадей не выпросишь у хозяйственников, то дорога непроезжая.

Руководство писательской организацией, занятия литературным трудом, многочисленные общественные обязанности не дают возможности В.А.Савину постоянно находиться с коллективом театра, и руководство гастрольными поездками он все чаще поручает Ф.Г.Юраневой, П.А.Мысову и другим.

В этот период он новых пьес почти не пишет, а занимается переводами с русского на коми язык. Однако в 1931 году В.Савин написал актуальную по тому времени двухактную пьесу "Тимошка быдмо" ("Тимошка растет"), которая рассказывала о плутовстве колхозницы, носившей на поставку государству молоко, разбавленное водой. Сын ее пионер Тимошка разоблачает свою несознательную мать. Спектакль был предназначен для сельского зрителя.

Справа налево: А.Козлов, С.Ермолин, Б.Семячков за составлением частушек. Гастроли КИППТ в Усть-Вымском районе, 1934.

В этот сезон в состав театра вошел Б.П.Семячков, первый представитель коми народа, получивший специальное театральное образование в Москве. Б.П.Семячков зачисляется режиссером и актером театра и осуществляет постановку первого своего спектакля "Тимошка растет".

1931 год был волнующим для КИППТа: в этом году проходила II Всероссийская олимпиада театров. С проверенной на зрителе программой театр выезжает сначала в г. Архангельск. Все произведения были представлены на коми языке (оратория "Красная Армия", стихи В.Савина, М.Лебедева, народные песни и танцы).

Архангельская комиссия не нашла возможным направить весь коллектив в Москву. То ли по материальным соображениям, то ли недостаточно высок был уровень исполняемых произведений, но на Всероссийскую олимпиаду выехали лишь 5 представителей (П.А.Мысов, Н.М.Дьяконов, Б.П.Семячков, Ф.Г.Юранева и баянист А.Малыгин). Выступил на олимпиаде только баянист, остальные присутствовали в качестве гостей.

Знакомство с искусством многочисленных творческих коллективов страны и крупнейших театров столицы на всех участников произвело неизгладимое впечатление.

После олимпиады Б.Семячков мечтает поставить на сцене более значительное произведение коми драматургии и останавливается на драме "Устькуломский бунт".

Спектакль ставили два режиссера. На помощь Б.Семячкову пришел В.П.Выборов, также получивший специальное театральное образование в Ленинградском техникуме сценических искусств.

В Сыктывкаре его ждал непочатый край режиссерской, актерской и педагогической работы. А по натуре он был врожденный педагог. Вместе с Б.Семячковым они многое сделали по воспитанию театральной молодежи на месте. В частности, под их руководством вырос талантливый актер С.П.Бутиков.

Молодые режиссеры, конечно, во многом превосходили предыдущих постановщиков этой пьесы, обладая достаточной подготовкой, давая правильную социальную оценку событий. И все же спектакль не получил широкого звучания. Неудача объясняется прежде всего трудностью драматургического материала, а также недостатком профессионально подготовленных актеров и кратким репетиционным периодом. Вкусы и запросы зрителей к этому времени уже значительно выросли. Кроме того, рядом действовал русский драматический театр, профессиональное мастерство которого, несомненно, было значительно выше.

Каково же значение савинского театра - в полном смысле этого слова первого коми народного театра?

Народный театр просуществовал более 10 лет. Вспомним, что еще до официального оформления самодеятельная труппа начала работу в 1919 году. Правда, были перерывы, и все же за это время осуществлены постановки более 20 национальных пьес. Кроме того, около 10 пьес переведено на коми язькк ("Бедность не порок", "Не в свои сани не садись", "Не так живи, как хочется" А.Н.Островского, "Бабы" А.Неверова, инсценирован роман Бессалько "Бессознательным путем" и другие).

Театр не имел подготовленных актерских и режиссерских кадров. Даже сам В.Савин не представлял, что из этого получится, какой облик примет будущий театр. Все делалось интуитивно, на ощупь, так как и учиться было не у кого. И все же народный театр дал большой толчок самодеятельному театральному искусству народа коми, создал предпосылки для организации и создания профессионального театра.

Роль В.Савина в становлении национального театра огромна. Он очень многое сделал для его развития. Виктор Савин явился создателем драматургии больших и малых форм. Среди его произведений, написанных на самые различные темы, такое крупное эпическое полотно как историко-революционная драма "Устькуломский бунт", а также пьеса, характеризующая пробуждение сознания коми женщины и новые взаимоотношения в общественной жизни - "Дочь пармы". Вершиной творчества в драматургии стала его дилогия "В раю" и "Неприкаянная душа". В этом произведении раскрылся зрелый талант писателя-реалиста.

Как организатор театра, В.Савин объединил лучшие силы того времени. Это были энтузиасты, работавшие по вдохновению, жертвовавшие во имя любимого дела всем свободным временем.

Многие из участников КИППТа связали свою судьбу с жизнью театра, стали продолжателями дела, начатого В.Савиным.

В тридцатые годы Коми Областной отдел народного образования обратился с ходатайством в Ленинградский техникум сценических искусств об открытии в нем Коми театральной студии. Вопрос был решен, и двадцать коми юношей и девушек, многие из которых были в составе КИППТа, направились в Ленинград для получения театрального образования. Как вспоминают ныне некоторые из бывших студентов, многие из них слишком уж по-школьному прочитали на экзаменах стихи и басни на русском языке и не произвели на комиссию должного впечатления.

Самой находчивой из группы оказалась Ф.Юранева. Она предложила сыграть на коми языке старинную свадьбу, обряды которой все хорошо знали. И вот, лица молодежи оживились, исчезла натянутость, скованность. Это были живые люди, образы и быт неизвестного педагогам народа коми. Одетые в национальные костюмы, они "плакали" от имени невесты, шутили и балагурили, как настоящие сваты, пели и плясали народные песни.

Труппа театра в 1936. В центре педагоги Ленинградской студии
Н.И.Комаровская и Я.Б.Фрид и режиссер театра В.П.Выборов.

Вопрос о приеме их в студию был решен.

Вести занятия со студийцами взялись два педагога - Н.И.Комаровская и Я.В.Фрид. Первая взяла на себя преподавание мастерства актера, второй - сценическое движение.

За четыре года обучения студенты вместе с педагогами не раз побывали в Сыктывкаре и его окрестностях с отчетными спектаклями. К этому времени они хорошо овладели русским языком. К выпуску студии были подготовлены три спектакля: "Чудесный сплав" В.Киршона, "Слуга двух господ" К.Гольдони (на коми языке), "Егор Булычев и другие" М.Горького.

Окончили студию все двадцать человек.

В августе 1936 года, в день празднования 15-летия Коми автономии, торжественно открылся новый театр спектаклем "Егор Булычев и другие".

Роль Булычева исполнял А.Г.Зин, Званцова - И.И.Аврамов, Достигаева - П.А.Мысов.

Спектакль был поставлен на коми языке. Оценка спектаклей не была единодушной. После слаженной и довольно квалифицированной труппы русского театра спектакли выпускников студии многим показались "школьными". В какой-то мере, конечно, это было верно, но в игре молодых артистов отсутствовали штампы и та безликость, которые свойственны многим театрам, вынужденным "печь премьеры, как блины". Новизна приемов актерской игры, интересная режиссерская мысль отличала спектакли выпускников Ленинградской студии.

В состав новой труппы влились наиболее способные кипттовцы, среди них - режиссер В.П.Выборов и актер С.П.Бутиков.

Коми театр становится стационарным.

Национальный театр стоял перед большими трудностями: будучи стационарным, нужно было быстрее обновлять репертуар. КИППТ ставил 1-2 программы в год, достаточных для разъездов по республике. А городские зрители уже привыкли видеть 8-10 премьер новых спектаклей русского театра. Здесь нужно отметить, что в годы культа личности, в 1937 г., В.Савин был оклеветан и арестован. Понятно, что его пьесы в это время не могли войти в репертуар театра.

Оставалось готовить переводные пьесы, хотя была большая потребность в новых национальных пьесах.

Артисты С.Ермолин и Н.Дьяконов делают попытку создать для театра свои сценические произведения.

В 1938 году одна за другой ставятся пьесы Н.Дьяконова и С.Ермолина "Глубокая запань" - о бдительности советских людей, "Вороны" - о гражданской войне на Севере. В этих пьесах еще чувствуется неопытность авторов, произведения в какой-то мере схематичны, но знание законов сцены помогло им создать интересные и занимательные пьесы.

В 1939 году Н.Дьяконов и С.Ермолин в соавторстве написали народную драму "Устькуломское восстание". В основу произведения положены те же исторические события, что и в драме В.Савина. Но кроме общности темы, в произведениях не было сходства. Конечно, в нем были сохранены подлинные имена героев, хронология событий, но сюжет развертывался иначе. Фантазия авторов родила новых героев, таких, как Филипп и Агафья, девочка Фекла, усложняющих действия в пьесе, создающих новые ситуации борьбы, где общественное сочетается с личным.

В драму введены живые комедийные сцены, особенно в картине свадьбы Филиппа и Агафьи. Свадьба написана со знанием народных обычаев, сюда введены свадебные песни, шутки, прибаутки.

Спектакль подготовлен к 100-летию со дня рождения первого коми поэта И.А.Куратова (режиссер спектакля Н.М.Дьяконов, художник А.А.Полозова).

"Усть-куломское восстание",
В роли Гаврилы Попова
артист А.Зин,  1939.

Роль Гаврилы Попова исполнял артист А.Зин. Может быть в игре молодого еще тогда актера и были недостатки, но перед зрителями вставал целеустремленный человек, борющийся за правду, за народное счастье. Грим, костюм артиста воспроизводили облик крестьянина того времени.

Темпераментно проходила сцена, когда Гаврила в присутствии крестьян рвет списки недоимщиков, составленных старостой Мамонтовым. Глаза артиста сверкали гневом, в походке, в жестах проявлялась стремительность, голос негодующе гремел, что усиливало впечатление.

Достойной подругой Гаврилы в тяжелых жизненных испытаниях стала его жена Дарья. Роль ее с успехом исполнила Ю.И.Трошева, принятая в труппу театра в 1936 году после смотра сельской художественной самодеятельности.

Запоминающийся образ старосты Мамонтова создал П.А.Мысов. Актер вложил всю свою фантазию, изобретательность в воспроизведение внешнего облика старосты. Заросшее бородой лицо, узкие, глядящие угрюмо, исподлобья глаза, широкий, с раздутыми ноздрями нос, толстые чувственные губы - во всем облике животная жестокость.

Вспоминается сцена в доме Мамонтова, когда он, не подозревая об опасности, перебирает в сундуке богатство, и в этот момент врываются избранные народом представители и предлагают сдать казну, награбленное и атрибуты власти. Мамонтов-Мысов в ужасе застывал на месте. Затем широко распростертыми руками пытался оградить свои сокровища от непрошеных гостей. Руки тянулись к большому ножу. Но... поддержки нет. Он один. Его застали врасплох. В тот момент, когда богатства вытаскивают из сундука и уносят, он сникает, как старый гриб, и тяжелыми шагами идет под арест.

И все же спектакль был неровным. Наряду с отлично поставленными сценами, имели место неудачные, неразработанные куски, вносившие сумятицу и неразбериху в спектакль. Драматургический материал имел много недостатков. Авторы пьесы смотрели на события глазами сегодняшнего дня, и крестьян, стихийно восставших против угнетателей, нарисовали, как подлинных революционеров. С таких позиций трактовался весь спектакль.

К началу Великой Отечественной войны театр окончательно оформился и творчески окреп. Ярким доказательством творческой зрелости коллектива стал спектакль "Человек с ружьем" в постановке Г.А.Мирского.

Спектакль готовился долго и тщательно. Роль Ленина поручили играть П.А.Мысову и артисту русского театра Н.С.Межевому.

В своих воспоминаниях о работе над образом В.И.Ленина П.Мысов рассказывал, какое огромное впечатление на него произвела работа актера Московского театра им. Вахтангова Б.В.Щукина, выступившего в одноименном спектакле своего театра, а также в кинофильмах "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году".

П.Мысов едет в Москву встретиться с талантливым актером, но в это время Борис Васильевич скончался. П.Мысов встретился с другим исполнителем роли Ленина - М.М.Штраухом.

Штраух тепло принял молодого артиста, дал ему ценные советы в работе над сложнейшей ролью. Он организовал ему встречу со своим гримером, который помог П.Мысову в создании внешнего сходства образа Владимира Ильича. П.Мысов потратил много времени и сил в достижении характерных ленинских жестов, в воспроизведении голоса.

Но не во внешнем сходстве заключалось существо образа Ленина. Нужно было воспроизвести внутренние черты этого человека, его гениальный ум, талант организатора масс. И вместе с ленинской волей и непреклонностью в решении сложнейших вопросов революции нужно было показать величайшую человечность вождя.

13 февраля 1941 года состоялся общественный просмотр спектакля. Новую работу театра оценивали не только зрители Сыктывкара, но и комиссия из Москвы. Если бы образ Ленина не получился, спектакль, конечно, не разрешили бы показывать, и вся огромная работа коллектива театра могла пропасть бесцельно.

И вот ленинский проход по коридору Смольного. В зале раздались дружные аплодисменты. Артист воспрянул духом: "Признали!" Слегка картавя, Ленин-Мысов заговорил с солдатом Иваном Шадриным.

Но все же Мысову в роли Ленина того периода не удалось полностью воплотить очень важную черту характера вождя - его интеллект. Это удалось ему позже, в других спектаклях о Ленине.

Крупной творческой удачей стала работа С.Ермолина в роли Ивана Шадрина. Его солдат, это - солдат-крестьянин, страстно стремившийся к своей земле, своему хозяйству, своей семье. Актер убедительно показал перелом в сознании своего героя в необходимости защищать Советскую власть.

Зрительный зал буквально замирал, когда в коридоре Смольного Ленин беседовал с Шадриным, так хороши были оба актера в этой короткой, но динамичной сцене.

Убедителен и нежен был Шадрин - Ермолин в сцене со своей женой Надеждой. Реплику: "Ты у меня самая лучшая" актер произносил голосом, заставлявшим поверить ему.

Талантливо исполнял роль Сибирцева, барственного капиталиста с изящными жестами, приятным голосом, холеной внешностью Г.А.Мирский.

В спектакле многие актеры отлично справились с порученными им ролями (артисты В.Григорьев - Чибисов, Т.Дальская - Надежда, Григорьева - бабушка, Подчуфаров - в эпизодической роли дворника).

Хорошо были выполнены декорации и костюмы по эскизам художника Н.Бармина.

Спектакль произвел большое впечатление на зрителей. Сыктывкарцы посещали его целыми коллективами. В течение 10 дней "Человек с ружьем" посетило 5 тысяч человек. Это значит, что каждый спектакль смотрел полный зрительный зал. Вскоре он был показан жителям северных городов и рабочих поселков.

Драма "Шыпича" по поэме Фролова.
В роли Яраша - И.Попов,  Солнечной девы - Т.Пунегова.

Значительным событием в жизни театра стала постановка поэмы-легенды Н.А.Фролова "Шыпича".

Не нарушая художественной целостности произведения, Б.П.Семячков пишет ее сценический вариант. Участники будущего спектакля и режиссер Н.М.Дьяконов были восхищены стихами поэмы, написанными отличным литературным языком, приподнято-романтическим характером всего произведения, проникнутого тонким лиризмом.

Поэма имеет исторические корни. Некогда, в окрестностях Усть-Сысольска жил купец-эксплуататор Суханов, державший в зависимости сотни людей и получивший прозвище "Шыпича" за жестокость и злой, беспощадный характер.

Писатель усложняет образ Шыпичи, приписывая ему колдовские чары, делает его грабителем и насильником. Разбойничья шайка Шыпичи орудует не только в своем крае, но и далеко за его пределами, на берегах Черного моря.

Пьеса начинается набегом отряда Шыпичи под руководством Васьки Ерша, сподручного колдуна, на владения восточного хана. Происходит жестокий бой с охраной хана, который заканчивается ограблением всех его богатств и похищением красавицы Шонді ныв. Награбленное погружается в челны, и отряд готов к отплытию к родным местам. Но в стане разбойников нет единства. Один из разбойников, Яраш, сильный и храбрый человек, не находит счастья в разбое и грабежах. Он понимает, что избранный им путь - путь отверженных народом.

Яраш живет мечтой о родной земле и хочет, чтобы его народ жил свободно и счастливо. Он ненавидит алчного тирана и угнетателя трудового народа Шыпичу. В характере Яраша заложена противоречивость: мечтая о лучшей доле своего народа, он сам является слугой ненавистного ему колдуна.

Наделенный пылким сердцем, Яраш влюбляется в Шонді ныв, которая предназначена в наложницы Шыпиче.

Чувство к плененной девушке стало исходным моментом для начала борьбы Яраша с Шыпичей. Яраш становится вожаком народных масс и вступает в смертельную схватку со своим врагом.

Перед режиссером спектакля стояла нелегкая задача - из небольшой поэмы, переделанной в либретто, создать большой спектакль.

Н.Дьяконову и художнику А.А.Полозовой удалось найти стилевое единство спектакля, придать ему эпическую широту и вместе с тем оттенить его сказочность. В оформлении отсутствовали бытовые детали (исключение - сцена подготовки к свадьбе), декорации и костюмы по стилю были близки к оперному спектаклю. Таково крупное бревенчатое здание с характерным северным орнаментом - обиталище Шыпичи, на переднем плане широкие лапчатые сосны объемного решения, на заднике - бескрайний простор пармы.

Завершала впечатление музыка композитора Б.М.Терентьева, придавая бодрый характер всему спектаклю.

Запоминалась и долго исполнялась в концертах величальная в сцене чествования Шыпичи, написанная композитором торжественно и напевно.

Несмотря на различие участвующих в спектакле творческих сил (хора и танцевальной группы ансамбля, оркестра, молодой театральной студии), режиссеру удалось объединить их в единое целое и подчинить своему замыслу.

Драматическое решение конфликта между Шыпичей и вожаком восстания Ярашем в спектакле нашло убедительное и правильное разрешение. На протяжении всего спектакля жил и действовал народ, и Яраш черпал свою силу в постоянной связи с народом.

Чеканный, возвышенный характер стиха увел исполнителей от бытовой приземленности и сделал их героями, приподнятыми над действительностью.

Роль колдуна исполняли П.А.Мысов и С.И.Ермолин. У П.Мысова Шыпича стал реалистичнее, весомее и внешне страшнее. С.Ермолин придал образу более сказочные черты и некоторые элементы символики.

Исполнитель роли Яраша И.Н.Попов был сильным, страстным и целеустремленным борцом за справедливость, в молодом актере было много непосредственных чувств, он нашел искренние интонации в лирических сценах.

Очень интересный образ Васьки Ерша создал С.П.Бутиков. Он сумел найти убедительные черты, и прежде всего, отталкивающую внешность: Васька был одноглаз, с острым носом, лицо перекошено шрамом - следы драк и сражений, костюм его отличался от всех, он был вне национальности, все чужое - с различных плеч и разных рук. Васька в исполнении С. Бутикова был полон экспрессии. Внутренние черты характера Ерша - хитрость, коварный ум, жестокость, находчивость в любых ситуациях - выпячены им до гиперболы.

Роль Шонді ныв исполняли Е.К.Кызъюрова и Т.Ф.Пунегова. Первая исполнительница подчеркивала лиричность героини и недостаточно утверждала героизм последней сцены, вторая была более стремительна, активна и переход к заключителыной сцене проводила драматичнее.

Спектакль завершался победой над тираном Шыпичей, но в этой борьбе гибнет также и Яраш. Знамя борьбы поднимает любимая им Шонді ныв, она ведет за собой отряд, чтобы разгромить логово врата и окончательно освободить народ.

Музыкальная драма "Шыпича" - последний национальный спектакль мирного времени. Спустя 3 месяца гитлеровская Германия вероломно напала на нашу страну. Многие работники театра ушли на фронт защищать свое отечество от врага, оставшиеся на месте начинают перестройку своей деятельности, учитывая новые требования времени.

Каковы же итоги деятельности молодого театра за первые пять лет.

За период с 1936 по 1941 год на сцене поставлены 6 оригинальных коми пьес: "Глубокая запань", "Вороны", "Устькуломское восстание" и "Домна Каликова" Н.Дьяконова и С.Ермолина, пьеса Н.Заболотского "Граница" и инсценировка поэмы Н.Фролова "Шыпича". Кроме того, на русском языке шли "Платон Кречет", "Слава" и переводные пьесы "Чапаев", "Ревизор", маленькие трагедии Пушкина.

Для коми драматургии того периода характерна ее героическая направленность, отсутствие бытовых и интимно-психологических пьес, и, можно сказать, что все они стали необходимой ступенью дальнейшего развития коми драматургии и театра.

В этот период театр продолжает воспитывать молодых актеров. В 1934-1938 при театре учится молодежь. В августе 1938 года была направлена на учебу в Москву, в институт театрального искусства имени А.В.Луначарского (ГИТИС), вторая группа способной молодежи.

Художественным руководителем был назначен А.3.Окунчиков, а мастерами двух групп, образованных в студии, стали В.Э.Мориц и И.Доронин.

Начавшаяся война помешала студийцам полностью закончить свое обучение. В сентябре 1941 года, когда враг вплотную подходил к Москве, студия вместе с педагогом А.В.Тункелем (позднее включившемся в работу студии) эвакуировалась в Сыктывкар, где с помощью преподавателей Коми педагогического института закончила курс обучения.

Выпуск студии состоялся в январе 1942 года. Несмотря на тяжелые условия, вызванные войной, он прошел в торжественной обстановке. Студийцы сыграли дипломные спектакли: "Продолжение следует" А.Бруштейна, "На дне" М.Горького и "Домну Каликову" коми драматургов С.Ермолина и Н.Дьяконова.

В числе окончивших были ныне заслуженные артисты РСФСР и народные артисты Коми АССР Г.П.Сидорова, Ю.И.Трошева, С.С.Ростиславина, засл. деятели искусств Коми АССР В.Д.Леканов, И.Н.Суханов, заслуженные артисты Коми АССР В.Н.Рассыхаев, Н.Н.Турубанов, а также А.К.Рыжков, А.И.Трошев, В.С.Попов, В.Попов, Н.Невский, Б.П.Савин, Н.К.Поповцева, Р.А.Кривошеина, Т.Н.Кобжув, М.С.Дьяконова и другие.

В период войны, когда значительная часть ведущих актеров ушла на фронт, и многие из ушедших погибли, возникла необходимость нового пополнения театра. Поэтому в октябре 1943 года под художественным руководством Н.М.Дьяконова была создана студия при театре, где силами актеров театра при помощи квалифицированных педагогов 3.А.Трубецкой и X.X.Кристерсон, эвакуированных из Москвы и Ленинграда, были подготовлены тридцать молодых актеров. В 1947 году наиболее способные из них вошли в труппу театра. Среди них ныне заслуженные артисты Коми АССР Г.П.Лыткина, М.А.Красильников, Э.А.Попов, К.Д.Леканова, артисты Г.Н.Турубанов, Л.Ф.Ильчуков, А.В.Жуковская, Э.В.Колмакова.

*   *   *

В самом начале войны из Москвы в Сыктывкар эвакуировался известный музыкальный деятель А.А.Воронцов, ставший в Сыктывкаре художественным руководителем национального ансамбля песни и пляски. Как-то сразу оживилась музыкальная жизнь республики. Профессор А.А.Воронцов заинтересовался народным творчеством, выезжал в сельские районы, записывал коми мелодии, создавал песни для ансамбля. А когда речь зашла о создании крупных музыкальных форм (оперы, симфонической музыки), было выражено мнение - создать музыкальную драму. Н.Дьяконов и С.Ермолин взялись написать драму в стихах на основе их пьесы "Устькуломское восстание".

Произведение рождалось в тесном общении с композитором.

Работали интенсивно, забывая об отдыхе.

Сюжет драматического варианта пьесы был почти полностью сохранен, но получил большую четкость, исчезли длинноты. Лучше были выписаны характеры главных героев, поступки их стали более продуманными. Правда, язык пьесы был все же примитивен, так как в нужной мере авторы не владели коми литературным языком.

Знакомство профессора А.Воронцова с национальной музыкой, записи народных песен помогли ему создать новое произведение. Большую помощь профессору оказал сыктывкарский композитор-мелодист П.А.Анисимов, в распоряжении которого были десятки народных песен, плачей, причетов.

Музыка занимала доминирующее место в спектакле. Она отвечала характеру произведения, помогала воссоздавать образы мужественных людей, рисовала красоты северной природы. Музыка была торжественной, величественной и подлинно героической, особенно такие хоры, как "Вставайте, братья!", "Вздымайся, как волна" и другие.

Премьера спектакля состоялась в конце марта 1942 года. См. статья: "Заставить музы замолчать война пыталась".

Спектакль поставил Н.М.Дьяконов. Оформил его художник В.А.Баусов, выезжавший в Усть-Кулом и сделавший много эскизов и набросков видов природы и окрестностей села, особенности архитектуры строений, церкви и т.д. Артисты оделись в национальные костюмы и обувь.

В спектакле была занята вся труппа, ансамбль песни и пляски в полном составе, оркестр, а также представители многих драматических и хоровых кружков города.

На некоторые роли потребовались певцы, которыми, естественно, драматический театр не располагал. В роли Гаврилы Попова выступил Н.И.Ярапов, драматический актер, обладавший сильным голосом.

Хорошую пару молодых влюбленных составили Филипп и Агафья. В роли Филиппа выступил самодеятельный артист И.М.Терентьев, обладавший лирическим тенором, в роли Агафьи - солистка ансамбля А.С.Морозова (драматическое сопрано).

Подлинно эпической фигурой в роли странника выглядел П.А.Анисимов (бас) - соавтор А.А.Воронцова в создании музыки.

События давно минувших дней воспринимались зрителями, как созвучные времени. Вот что рассказывает о спектакле рецензия А.М.Линевского, этнографа Севера, опубликованная на страницах газет "За новый Север" и "Вӧрлэдзысь" 3-4 апреля 1942:

Автор этих строк не знает коми языка, но, присутствуя на спектакле, он не пострадал от этого. Прекрасная музыка, замечательные декорации, хорошая игра большинства актеров целиком заменили непонимание той или иной фразы.

Высокой оценки заслуживает работа художника: церковная площадь,

задник с собором, зимний лес могли бы украсить любой столичный театр.

Третья картина - свадьба проходит так живо и естественно, что я забывал, что сижу на спектакле, а не на свадебном веселье.

Этот спектакль, насыщенный идейно, имеющий прекрасную музыку и оформление, войдет в фонд культурных достижений республики.

Одной из лучших пьес Н.Дьяконова и С.Ермолина стала "Домна Каликова" - о национальной героине гражданской войны, переработанная после постановки в 1940 году.

Интересен образ Домны. Она жизненна, достоверна. В характере Домны есть черты отваги и находчивости. Командование поручает ей самые сложные задания, и она с честью выполняет их.

Зритель видит героиню в стане врагов - в штабе белогвардейцев, куда Домна проникла под видом простоватой прислуги Евстолии.

В другой раз в этот же штаб она проникает как мальчишка-продавец самогона.

Домна показана не только как убежденный борец за дело революции, но и как девушка, горячо любящая комсомольца-односельчанина Сергея Гуляева. В короткой сцене у костра мы ощущаем аромат чистой и нежной любви. Не везде удалось авторам сохранить целостность характера героини. Образ теряет реалистическую основу в самой важной драматической сцене - в финале пьесы, в момент допроса и гибели. Домна говорит языком лозунгов: "Да здравствует коммунизм! Пусть живет социалистическая революция во всем мире!"

Схематичными получились комсомольцы Сергей, Яков и Марья. Только по фамилиям запоминаются командиры Красной Армии и партизанских отрядов Лихачев, Клыков, Золин, другие.

Но среди врагов революции есть интересно задуманные образы, например, эпизодическая роль кулака Тщегова. Речь Тщегова хорошо выражает его характер. Вот первое появление кулака в штабе белых, куда не допускает его часовой. Грузный Тщегов отстраняет часового и проходит.

Возмущенный часовой кричит: "Куда суешься, как медведь?" Кулак со спокойной уверенностью отвечает: "Попробуй удержать этого медведя!" Следующий часовой предлагает Тщегову предъявить пропуск. В ответ на это Тщегов подносит к носу часового свой кулак и говорит: "Вот мой пропуск!"

Иным тоном говорит Тщегов с губернатором Латкиным. Низко склоняясь в поклоне, он произносит: "Батюшка Степан Осипович! От всех мирян". Роль Тщегова исполнял П.А.Мысов. Уже один его голос и фигура производили большое впечатление.

Коварным, умным и жестоким врагом изображен в пьесе губернатор Латкин. Артист И.Н.Суханов рисовал его убедительными красками.

Даже внешний облик запомнился зрителям: небольшая бородка, насупленные седые брови, узкие бегающие глаза, ровный, без интонаций голос, скупые жесты, лысая голова. Да, этот человек беспощаден, холоден, жесток. Вначале кажется, что Латкин ко всему равнодушен. Но в сцене допроса Домны, в холодном заиндевевшем от мороза сарае, голос его наливался металлическими нотами, жестокостью.

Роль Домны исполняла Г.Сидорова, тогда 19-летняя выпускница ГИТИС.

Молодая актриса сумела передать зрителям непоколебимую волю Домны, уверенность в победе.

Но как бы ни были удачны спектакли "Устькуломское восстание" и "Домна Каликова", они не показывали того, чем жили коми трудящиеся в эти дни.

Писатели республики оставались в долгу перед театром и зрителем. Стараясь пополнить этот пробел, театр ставит пьесы на русском языке - "Фронт" А.Корнейчука, "Русские люди" К.Симонова, "Нашествие" Л.Леонова.

Правда, писатель В.Юхнин, тогда уже широко, известный по повести "Динъёльский лесопункт" и роману "Алая лента", к декаде коми искусства, которая проходила в апреле 1943 года в г. Сыктывкаре, написал пьесу-сказку "Зарни кыв" ("Золотое слово"), в аллегорической форме отражающую борьбу советского народа с гитлеровской Германией, но этот спектакль не стал достижением театра.

К концу Великой Отечественной войны театр осуществил постановку пьесы Н.Дьяконова "Герой".

Вот как родилось это произведение. В 1942 году в Сыктывкар приезжал Герой Советского Союза Н.В.Оплеснин. В театре устроили встречу героя с земляками. Желающих его видеть было так много, что зрительный зал не вместил пришедших. Многие стояли в фойе, вестибюле, за сценой.

Облик Н.Оплеснина запечатлелся в памяти всех, кто его видел: стройный, с умным лицом, он олицетворял силу и уверенность нашей армии в победе над врагом.

Рассказывая о своем подвиге, он не выпячивал своей личности, В местных газетах были опубликованы страницы из дневника героя. В его скупых строчках еще яснее обрисовывался образ этого замечательного человека, его беспримерный подвиг. Вскоре после отъезда из Сыктывкара Н.В.Оплеснин погиб, защищая Родину.

Н.Дьяконов решил написать пьесу об Оплеснине. В образе лейтенанта Упорного в пьесе "Герой" драматург почти точно изображает боевую обстановку, сопутствовавшую подвигу Н.Оплеснина. Убедительно написаны сцены встреч Упорного по возвращении "с той стороны", когда он узнает расположение вражеских частей и, имея точные данные, хочет сообщить советскому командованию, но встречает недоверие советских же людей, принимающих его за немецкого лазутчика.

Спектакль ставил сам драматург. Он хорошо продумал его идейно-художественное и образное решение, нашел ряд интересных мизансцен. Вспоминается, как полузамерзший Упорный ползет к избушке, иногда теряя сознание, движется навстречу огоньку, гостеприимно мигающему в маленьком оконце избушки.

Автор-постановщик вложил много труда. Весь коллектив театра был полон желания создать полнокровный спектакль, и все же спектакль по-настоящему не прозвучал.

Тогда трудно сразу было осмыслить, почему он не получился таким, каким хотелось бы видеть. Теперь, когда прошло много лет, легче понять причины ошибок. Одной из них, на мой взгляд, была излишняя фотографичность событий, приземленность героев пьесы. Они были живыми, взятыми из действительных событий, но не выходили за рамки обычных впечатлений и представлений и не производили глубокого впечатления на зрителя.

Неудачу спектакля усугубил и исполнитель центральной роли Н.Н.Турубанов. Все знали, что эта пьеса - об Оплеснине, и невольно отождествляли героя спектакля с самим героем, а сравнение было не в пользу актера. Он был лишен тех черт, какими обладал подлинный герой, лишен тепла, большого человеческого обаяния.

Конечно, жизнь театра никогда не бывает ровной и гладкой. Наряду с удачами - праздниками в творчестве, бывают и неудачи, которые всегда заставляют задумываться, делать выводы.

Оглядываясь на пройденный театром путь в годы войны, хочется отметить прежде всего, что театр продолжает трудиться над созданием новых национальных произведений, пересматривая ранее созданное, и в новом освещении воплощает их на сцене.

За годы войны театр поставил 5 национальных произведений, в том числе "В дни войны", "Герой".

Естественно, театр не мог ограничиваться одними национальными пьесами. Почетное место в его репертуаре занимали такие произведения, как "В степях Украины" и "Фронт" А.Корнейчука, "Русские люди" К.Симонова, "Нашествие" Л.Леонова, "Давным давно" Ф.Гладкова, "Кремлевские куранты" Н.Погодина и другие, постановка которых осуществлена совместно с русским коллективом театра.

В годы войны театр впервые начал обслуживать новостройки Севера, промышленные города, не забывая и сельских районов. П.А.Мысову была поручена организация филиала Республиканского драматического театра в г. Ухте. Он с честью выполнил задание, в течение 3½ лет со своим коллективом обслуживал важнейшие промышленные стройки Севера и Заполярья.

Выезды театра на гастроли весной и летом принимали всеобщий характер. Маршруты творческих коллективов (в том числе филармонии и недавно созданных колхозных театров) утверждались областным комитетом партии с расчетом на то, чтобы по пути следования не пропускался ни один, даже самый малый населенный пункт. К каждой гастрольной группе прикреплялся лектор, который перед спектаклем рассказывал о событиях на фронтах Отечественной войны. Зрительный зал всегда был полон, люди спешили послушать новости, увидеть спектакль. Суровые и строгие зрители после тяжелой напряженной работы внимательно следили за событиями, развертывающимися на сцене, аплодировали артистам. Это была самая большая награда творческим работникам за их труд.

За годы войны театр дал 5982 спектакля, из них выездных 3456. Обслужено этими спектаклями 1,404,200 человек.

После окончания Великой Отечественной войны в составе Коми республиканского объединенного драматического театра произошли значительные изменения. Эвакуированные в начале войны актеры московских, ленинградских и других театров страны после пятилетнего пребывания в русской труппе республиканского театра уезжали в свои города. Уехал из республики и художественный руководитель обоих коллективов театра Г.А.Мирский, народный артист Коми АССР, бессменно руководивший творческой жизнью театра в течение семи лет.

Многие выпускники Ленинградского театрального училища - В.П.Выборов, С.Н.Пылаев, Б.И.Фролов, А.П.Кузнецов, Бабинов - ушли на фронт и погибли на полях сражений. Значительная часть актерского состава находилась в г. Ухте.

После выезда почти двадцати русских актеров нарушился весь репертуар театра, дезорганизовалась его работа. В связи с этим был ликвидирован филиал Коми театра в г. Ухте, и актеры вернулись в г. Сыктывкар. Началось формирование труппы, создание нового репертуара, в котором достойное место заняли пьесы драматургов, написанные после Отечественной войны.

И.Гладких "Шондіӧй-Мамӧй". Постановщик С.Горчакова.

В.Кушманов и С.Горчакова "Югыд Кодзув", сцена из спектакля.


См. также: Пантелеймон Мысов. Первые шаги в искусстве. КИППТ.
      Справка минкульта о состоянии и перспективах развития искусств Коми АССР, октябрь 1958.

← У истоков коми театра     КОМИ ТЕАТР     Пьеса "Ключи богатства" →

Реклама Google: