Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

Народный артист Коми АССР Иван Иванович Аврамов
(1915-1985).  Народный артист СССР (с 1976).

1915 род. в с.Слобода Усть-Сысольского уезда,

с 1932 в труппе Коми передвижного театра,

в 1933 учеба в Московском театр техникуме им.Крупской,

1934-1936 учеба в Лениград театр техникуме,

1936-1937 актер Коми драматеатра,

1937-1939 худ. рук. Объячево колх.-совхозного театра,

1939-1945 в Дальневосточной армии,

с 1945 актер и режиссер Коми драматеатра,

1960-1961 учеба в ГИТИС режиссерские курсы,

1961-1982 гл. режиссер Коми драматеатра.

Жена Коми нар.арт. Софья Ростиславина (с 1937).

Аврамов Иван Иванович, актер и режиссер, народный артист

Иван Аврамов чужис 1915-ӧд вӧӧ Вӧлӧгда губерняса Слӧбӧда сиктын. Кувсис 1985-ӧд вӧӧ Сыктывкарын.

Ворсысь, режиссёр. СССР-са нимйӧза артист (1976), Коми АССР-са каналан премияа лауреат (1970). Ворсны заводитіс Коми ветлӧдлан театрса труппаын 1932-ӧд воын. Уджсикасын тӧдӧмлунъяс босьтіс Н.К.Крупская нима Москваса театральнӧй техникумын (1933) да Ленинградса театральнӧй техникумын (1934-1936) Н.Комаровская, Я.Фрид, Л.Вивьен дорын. 1960-1961-ӧд воясӧ велӧдчис А.В.Луначарский нима государственнӧй театр искусство институтын вылыс тӧдӧмлун сетан режиссёръяслӧн курсъяс вылын Р.Симонов, Ю.Завадский, Н.Охлопков, А.Попов дорын. Аврамов коми сценаса нималана мастер. Ворсіс коми национальной репертуарын (Н.Дьяконовлӧн "Свадьба приданӧйӧн" комедияын Максим, В.Лекановлӧн "Сиктса рытъясын" Прокопий, Г.Юшковлӧн "Кыськӧ тай эмӧсь" спектакльын Казаков) да отечественнӧй да йӧз муса классика пьесаясын (Ф.Достоевскийлӧн "Идиот" роман серти пьесаын Мышкин ӧксы, А.Островскийлӧн да В.Соловьевлӧн "Василиса Милентьеваын" Иван Грозный, В.Шишковлӧн "Угрюм-юын" Прохор Громов, В.Шекспирлӧн "Отеллоын" Яго).

1961-ӧд восянь 20 во чӧж уджаліс Республиканскӧй драма театрса юралысь режиссёрӧн, пуктіс сцена вылын коми драматургъяс В.Лекановлысь, Г.Юшковлысь, А.Ларевлысь, М.Калининлысь, Г.Горчаковлысь постановкаяс. Оз вунны В.Лекановлӧн "Сиктса рытъясын" да Г.Юшковлӧн "Кыськӧ тай эмӧсь" пуктӧмъяс, кӧні Аврамов вӧлі ворсысьӧн и режиссёрӧн.

И.И.Аврамовлы Коми Республикаса театрын уджалысьяс пиын медводдзалы сетісны "СССР-са нимйӧза артист" ним.

Иван Аврамов: Счастье играть современника

Не думаю, что впечатления моего детства, такие далекие от всего, что связано с искусством, могли пробудить во мне мечты о театре.

Мать моя была неграмотная, любые представления она считала вздорной забавой, а если ей приходилось видеть артистов, то она отзывалась о них пренебрежительно, считая, что только люди, неспособные к труду, могут браться за такое бесполезное дело. Отец относился к театру с большой любовью. Да это и понятно. В молодости, когда отец служил в солдатах, его определили в Кремль в певческую команду, и он иногда участвовал в хоре Большого театра. Ему довелось повидать замечательных актеров, много раз слушать великолепный голос Шаляпина, наблюдать за его талантливой игрой.

Может быть, рассказы отца и возбудили мое детское любопытство, не знаю. Знаю одно - сознательно мечтать о театре я стал лишь шестнадцати-семнадцатилетним пареньком, когда по окончании начальной школы я был определен на ученье в слесарную мастерскую.

В то время на зимний сезон в Сыктывкар приезжали заезжие труппы - с Украины, из Вологды, Самары и других городов.

Я учился в городе и каждое воскресенье приходил в театр. Вот тут-то и зародилась мечта о сцене, сначала робкая, потом все более и более овладевшая всем моим существом.

Окончательным толчком на пути к театру явилась моя командировка в Москву по делам, связанным с лесозаводом, где я в то время работал.

Я уже не вспомню сейчас, в каких театрах довелось мне побывать в свой первый приезд в Москву.

Впечатлений было так много, что все слилось в памяти в какой-то туман. Помню лишь, что я вернулся домой одержимый желанием попасть на сцену.

Решение было принято, и я поступил в передвижной театр. Это случилось в 1932 году. Студии тогда при театре не было. Нас - начинающих актеров - понемногу занимали в спектаклях, и по мере сил и возможностей учили первым шагам на сцене. Мечталось о настоящей большой учебе, и вскоре эта мечта осуществилась.

В 1933 году меня откомандировали в Москву на режиссерское отделение при Центральном театральном техникуме имени Н.К.Крупской.

Наше отделение было поистине многонациональным. Из двадцати четырех учащихся восемнадцать говорило исключительно на своем родном языке: грузинском, коми, татарском, удмуртском и т.д. Лично я до 15 лет совсем не говорил по-русски, поэтому учеба на первых порах давалась мне нелегко.

"Украденное счастье" И.Франко. Нар.арт. Коми АССР И.И.Аврамов в роли Миколы Задорожного.

Много и упорно работал с нами над речью внимательный и чуткий педагог А.В.Прянишников. Бывало, лишь завидит кого-нибудь из нас в коридоре или в читальне, тут же подзовет к себе и заставит говорить по-русски, терпеливо выправляя неправильное произношение. Пребывание в стенах Московского театрального техникума - беседы и доклады, посещение театров, картинных галерей и музеев расширили мой кругозор, открыли много нового и увлекательного. Читать приходилось запоем, т.к. программа была большая, да и самому хотелось знать все больше и больше. Так великая русская культура оказывала громадное влияние на формирование нашего сознания и художественного вкуса.

Мне кажется, что руководство студии допускало ошибку, относясь к нам с известной скидкой, спрашивало с нас не так строго, как с других студентов. Это отнюдь не способствовало нашему развитию.

Руководил режиссерским отделением Н.А.Раевский. Он, видимо, подметил во мне актерские способности, потому что сначала мимоходом, а потом все более настойчиво советовал мне перейти на актерское отделение. Когда же он узнал, что в Ленинградском театральном училище производится добор в коми-мастерскую, то сразу же предложил мне переехать в Ленинград.

Я послушался его совета и в марте 1934 года держал экзамены сразу на второй курс коми-мастерской.

Мне очень помогло то, что самые азы были пройдены раньше, в Москве.

Надежда Ивановна Комаровская сразу же поручила, мне роль Петра в "Лесе". Образ Петра мне очень понравился, а т.к. я за все брался, обычно, горячо, то мне захотелось сразу же выучить текст и с первой репетиции начать играть. Я на всю жизнь запомнил первый серьезный урок, который дала мне Н. И. Комаровская, прервав мою сцену с Аксюшей и потребовав от меня не "игры", а глубокого проникновения в чувства и переживания Петра, раскрытия его характера, мыслей и т.д.

Эту трудность мне преодолеть удалось, но на пути вставали все новые и новые затруднения. Вспоминаю работу над образом Фердинанда в дипломном спектакле "Коварство и любовь". Я уже не говорю о том, что долго не мог я почувствовать себя свободно в чужом для меня костюме, стеснял парик, скованными были движения. Главная трудность была в том, что я играл "нутром". В драматических сценах и монологах я, буквально, заливался слезами от теснивших мою душу чувств. Однако, зрители оставались спокойными.

Вторым дипломным спектаклем был "Егор Булычев". Здесь я получил роль Звонцова. В студии меня упорно прочили в герои-любовники, если употребить терминологию старых амплуа, и даже собирались поручить роль Ромео.

"Порт-Артур". Иван Аврамов в роли поручика Борейко.

Но мне гораздо больше нравились характерные роли.

Когда, уже вернувшись в Сыктывкар, я получил роль Сторожева в "Земле" Н.Вирты, я сразу же почувствовал себя в своей тарелке. Я с увлечением и упорством работал над тем, чтобы раскрыть в этом, по-своему целостном, умном и сильном, мужике его хищное нутро, антинародную контрреволюционную сущность, кулацкую хватку. Мне хотелось показать закономерность распада этой внешне монументальной фигуры, историческую обреченность Сторожева и его класса.

Бубнов в "На дне" Горького, Черных в "Славе" Гусева, Сторожев в "Земле", сыгранные в первые годы работы в профессиональном театре, стали моими любимыми ролями.

Интересной работой среди раньше созданных мной образов был Фурманов в "Чапаеве". Я старался показать Фурманова всесторонним - как комиссара, правую руку Чапаева, и как писателя, человека, глубоко разбирающегося в окружающем, вдумчивого и тонкого. Пришлось поспорить с режиссером, который долго не хотел принять моего Фурманова, обвинял создаваемый мною образ в "интеллигентности".

Мне удалось, наконец, его убедить, и по моему настоянию была сделана одна маленькая сценка, где Фурманов является с книжкой и блокнотом, на ходу что-то записывая и что-то обдумывая.

В 1938 году я получил назначение в Объячевский театр на должность художественного руководителя. Коллектив совхозно-колхозного театра в Объячеве в большинстве составляли актеры, пришедшие прямо из самодеятельности. Пришлось вести большую педагогическую и воспитательную работу - люди не умели двигаться, не знали, что такое мастерство и т.д.

Мне раньше не приходилось ни самому ставить спектакли, ни ассистировать, но я присматривался к работе художественного руководителя коми театра Н.Д.Станиславского. Моим первым спектаклем была "Земля" Н.Вирты, в значительной степени копирующая постановку Н.Д.Станиславского в Сыктывкаре.

Следующий спектакль "Свои люди сочтемся" был уже поставлен совершенно самостоятельно.

Здесь же в Объячевском театре впервые на коми языке мы подготовили сокращенный вариант "Любовь Яровая" К.Тренева. В этом спектакле я успешно сыграл Швандю.

Много ездили по районам - обслуживали лесопункты, сплавные участки, колхозы и совхозы. В этих поездках невольно мое внимание привлекали громадные сдвиги, происшедшие в лесном хозяйстве за годы сталинских пятилеток.

Невиданные раньше машины, электрические пилы и другие механизмы облегчили тяжелый физический труд лесорубов.

Неузнаваемо изменился их быт, неизмеримо возрос культурный уровень, расширился кругозор.

Каждый приезд нашего коллектива был настоящим праздником в леспромхозе или на сплавном участке.

Наш небольшой творческий коллектив делал большое, полезное дело, нес передовую советскую культуру в самые отдаленные уголки, в каждый затерянный в бескрайних лесах поселок или деревню.

Мою работу в Объячевском театре прервала мобилизация на действительную службу в Советскую Армию.

Шесть с половиной лет я пробыл на Дальнем Востоке, был в Манчжурии и Корее.

На всю жизнь запомнилось мне, как наш армейский самодеятельный коллектив, которым я руководил, принимался населением в местечке Нанцин в Манчжурии. В первый раз в помещение школы, где мы давали свой концерт, пришли только мужчины. Женщины остались дома. Весть о нашем выступлении быстро облетела селение и, когда мы дали второй концерт, пришли уже и женщины, и мужчины, и дети.

Желающих было так много, что пришлось дать концерт в третий раз уже не в помещении, а на импровизированной сцене под открытым небом, так много людей хотели нас посмотреть.

Лучше всего принимались советские песни и пляски.

Истосковавшись по любимому делу, с тайным страхом, что за годы войны отстал от товарищей и не смогу играть, вернулся я в 1945 году в родной театр.

Первое время я действительно чувствовал себя неуверенно, а тут как нарочно нелепая роль в пошлой претенциозной пьеске "О, Сюзанна!" или бездейственная "лежачая" роль майора в плохонькой пьеске "Самолет опаздывает на сутки". Только работа над ролью Яго в "Отелло" в постановке Б.А.Мордвинова вернула меня опять к уверенности.

С какой радостью, с каким чувством благодарности встретили мы исторические постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, в которых по-большевистски решительно и сурово осуждалась и отвергалась эта дребедень и восстанавливалась в полных правах советская драматургия, отражающая жизнь, помогающая народу строить коммунизм!

Портрет режиссера И.И.Аврамова (1969), холст, масло. Художник Рем Ермолин.

В национальном репертуаре мне довелось сыграть три роли - Ваську-моряка в пьесе Н.Дьяконова и С.Ермолина "В дни войны", Донцова в пьесе Г.Федорова "В предгорьях Тимана" и Максима Орлова в "Свадьбе с приданым" Н.Дьяконова.

Работали мы над пьесами молодой национальной драматургии всегда с большим подъемом, горячо и творчески, помогая драматургам в создании образов наших людей.

Роль Васьки-моряка, молодого паренька, приехавшего с фронта в колхоз и помогающего наладить в нем работу, написана драматургами схематично и бледно. Создавая образ, я старался наделить его живыми, подмеченными мной в жизни чертами, которые помогли бы сделать Ваську живым, заставили бы зрителя поверить в его достоверность.

Начальник экспедиции Донцов - более живой, колоритный образ. Старый большевик - представитель русского народа, он воплотил в себе лучшие черты руководителя-коммуниста.

Я трактовал его как руководителя очень душевного и человечного. Его сила не в крике, а во внушении. Верящий в торжество советской науки, в советского человека, упорный и прямолинейный в борьбе с врагами - таким рисовался мне Донцов.

Пьеса "В предгорьях Тимана" рассказывает о поисках в глухих лесах девонской нефти. Экспедиция под руководством Донцова ищет нефть. Среди ее участников есть люди, которые не верят в успех дела, т.к. в писаниях западноевропейских "авторитетов" указано, что в такой местности не может залегать нефть. Донцов разоблачает предельщиков, с помощью охотника Чукичева находит богатые залежи нефти.

Большую радость доставила роль Максима в "Свадьбе с приданым".

Максим - страстный человек, по-большевистски страстный всей своей натурой, противостоящей равнодушию, самоуспокоенности. Несмотря на то, что Максим попадает в комедийные положения, его роль строится на серьезном основании. Своей целеустремленностью в борьбе и в труде он добивается успехов и в личной, и в общественной жизни.

Из наиболее крупных произведений советской драматургии мне хочется вспомнить о роли Телегина в "Большой судьбе" Сурова. Это моя любимая роль, но, видимо, я что-то недоработал в ней, т.к. до сих пор осталось у меня чувство внутренней неудовлетворенности, недовольства собой. Мне, как актеру, свойственна некоторая сдержанность, которую мне удалось выработать годами в борьбе с собственным темпераментом. Видимо, излишняя сдержанность помешала мне выявить в секретаре райкома Телегине, умном и чутком партийном руководителе, его живое человечное начало и свойственный большевику социалистический пафос и социалистический гуманизм.

Именно эти большевистские качества я старался раскрыть в таких мужественных людях, как советские офицеры Кузьмин ("Губернатор провинции" Бр.Тур и Шейнина) и Добрынин ("Я хочу домой" С.Михалкова), и в юном, только складывающемся характере чудесного парня, комсомольского поэта Вани Земнухова ("Молодая гвардия").

Большое значение в моем политическом и творческом воспитании сыграла роль Якова Свердлова ("Ленин в 1918 г."). Я много перечитал и передумал, работая над образом пламенного большевика, верного соратника Ленина и Сталина.

Моя мечта - создать полноценный образ нашего современника, передового советского человека.

Мне хочется своей работой выразить глубокую благодарность большевистской партии, воспитавшей наш коллектив, открывшей перед нами все пути-дороги в счастливое завтра.

И.И.АВРАМОВ, народный артист Коми АССР, 1951 год.

ОСНОВНЫЕ РОЛИ ИВАНА АВРАМОВА

1932 г.Глоба. "Ярость" Е.Яновского.
1936 г.Звонцов. "Егор Булычов и другие" М.Горького.
Фердинанд. "Коварство и любовь" Ф.Шиллера.
Петр. "Лес" А.Н.Островского.
Гоша. "Чудесный сплав" В.Киршона.
1937 г.Яша. "Чужой ребенок" В.Шкваркина.
Фурманов. "Чапаев" А.Фурмановой и С.Лунина (по повести).
1938 г.Сторожев. "Земля" Н.Вирты.
1939 г.Швандя. "Любовь Яровая" К.Тренева.
1945 г.Васька-моряк. "В дни войны" С.Ермолина и Н.Дьяконова.
1946 г.Петр. "Последние" М.Горького.
Яго. "Отелло" В.Шекспира.
Енакиев. "Сын полка" В. Катаева.
Свердлов. "Ленин в 1918 году" А.Каплера и Т. Златогоровой.
1947 г.Иван Земнухов. "Молодая гвардия" Н.Охлопкова (по роману А. Фадеева).
Смит. "Русский возрос" К.Симонова.
Агишин. "Женитьба Белугина" А.Н.Островского и Н.Соловьева.
1948 г.Тихон. "Гроза" А.Н.Островского.
Мелузов. "Таланты и поклонники" А.Н.Островского.
Донцов. "В предгорьях Тимана" Г.Федорова.
1949 г.Максим Орлов. "Свадьба" Н.Дьяконова.
Добрынин. "Я хочу домой" С.Михалкова.
Кораблев. "Два капитана" В.Каверина.
Достигаев. "Егор Булычов и другие" М.Горького.
1950 г.Герман. "Таня" А.Арбузова.
Бальзаминов. "Женитьба Бальзаминова" А.Островского.
Микола Задорожный. "Украденное счастье" И.Франко.
Николай Леонтьев. "Кандидат партии" А.Крона.
Андрей Уляшев. "Грозовые годы" И.Пыстина.
1951 г.Кузнецов. "Сильные духом" Д.Медведева (по Повести "Это было под Ровно").
Дульчин. "Последняя жертва" А.Н.Островского.
Андрей. "Под золотым орлом" Я.Галана.
1952 г.Кудров. "Совесть" Ю.Чепурина.
1953 г.Муров. "Без вины виноватые" А.Н.Островского.
Лошкарев. "Третья молодость" бр.Тур.
1954 г.Прокопий Беляев. "Сельские вечера" В.Леканова.
Ведерников. "Годы странствий" А.Арбузова.
1955 г.Степан Топилин. "Сердце не прощает" А.Софронова.
Забелин. "Кремлевские куранты" Н.Погодина.
1956 г.Князь Мышкин. "Идиот" (по Ф.М.Достоевскому).
Стрыжень. "Гибель эскадры" А.Корнейчука.
1957 г.Ананий Яковлев. "Горькая судьбина" А.Ф.Писемского.
Дмитрий Уляшев. "Изваильская крепость" И.Потолицына.
Бубнов. "На дне" М.Горького.
1958 г.Иван Грозный. "Василиса Мелентьева" А.Н.Островского и С.Гедеонова.
1959 г.В.И.Ленин. "Третья патетическая" Н.Погодина.
1961 г.Лапченко. "Иркутская история" А.Арбузова.
1962 т.Таран. "Фараоны" А.Коломийца.
Прохор Громов. "Угрюм-река" В.Шишкова (инсценировка Д.Медведева).
1964 г.Сартаков. "Совесть" Д.Павловой (инсценировка романа).
Фальстаф. "Виндзорские проказницы" В.Шекспира.
1966 г.В.И.Ленин. "Между ливнями" А.Штейна.
1969 г.Станчо Квасников. "Службогонцы" И.Вазова.
1970 г.В.И.Ленин. "Вечный источник" Дм.Зорина.
1971 г.Иван Казаков. "Бывают же такие" Г.Юшкова.
1972 г.Ковалев. "Самый последний день" Б.Васильева.
1973 г.Крутов. "Долги наши" Э.Володарского.
1976 г.Бригадир Потапов. "Протокол одного заседания" А.Гельмана.
1977 г.В.И.Ленин. "Есть такая Партия!" И.Рачады.
1979 г.Судаков. "Гнездо глухаря" В.Розова.

ОСНОВНЫЕ РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ ИВАНА АВРАМОВА

1939 г.К.Тренев. "Любовь Яровая" (совместно с И.Н.Поповым).
1949 г.С.Михалков. "Я хочу домой".
1953 г.И.Попов. "Семья" (совместно с П.Мысовым).
1954 г.В.Леканов. "Сельские вечера" (совместно с Е.Калинским).
1958 г.А.Ларев. "Свидания у черемухи".
В.Леканов. "Клин клином".
1959 г.А.Софронов, "Миллион за улыбку".
1969 г.Г.Литинский. "Иван Куратов" (совместно с И.Гайсинским).
1961 г.Ю.Чепурин. "Хозяева жизни".
1962 г.А.Коломиец. "Фараоны".
1963 г.Г.Юшков. "Макар Васька озорник".
1964 г.Д.Павлова. "Совесть".
М.Шолохов. "Поднятая целина".
1965 г.Г.Мдивани. "Украли консула".
Б.Шаврин. "Девушки с улицы Надежды".
1966 г.А.Штейн. "Между ливнями".
1967 г.И.Потолицын. "Это было в Сыктывкаре".
1968 г.В.Ежов. "Соловьиная ночь".
1969 г.В.Леканов. "Ухабы жизни".
И.Вазов. "Службогонцы".
1971 г.Дм.Зорин. "Вечный источник".
М.Калинин. "Печорская быль".
1971 г.Г.Юшков. "Бывают же такие".
Ф.Абрамов. "Две зимы и три лета".
1972 г.Н.Думбадзе. "Не беспокойся, мама".
Л.Мештерхази. "Одиннадцатая заповедь".
1973 г.А.Н.Островский. "Волки и овцы".
1974 г.Н.Белых. "За это судят".
Г.Юшков. "Кто тогда остался жив".
1975 г.А.Н.Островский. "Горячее сердце".
1976 г.Э.Володарский. "Самая счастливая".
В. Белов. "Над светлой водой".
А.Гельман. "Протокол одного заседания".
1977 г.Г.Горчаков. "Волк тундры".
И.Рачада. "Есть такая Партия!"
1978 г.Г.Джагаров. "Эта маленькая земля".
В.Савин. "На восходе солнца цветок увял".
1979 г.В.Розов. "Гнездо глухаря".
Е Шекспир "Рихард III" (совместно с В.Себекиным)
1980 г.А.Гельман. "Мы, нижеподписавшиеся".

← А.С.Русина (Тарабукина)     КОМИ ТЕАТР     Глафира Сидорова →

Реклама Google: