Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

Двадцать лет Коми театра

Komi Theatre in 1951Komi Theatre in 1950

Театральное искусство в Коми АССР рождено Октябрем. До Великой Октябрьской Социалистической революции народ коми и мечтать не мог о своем театре. Колонизаторская политика царского самодержавия была устремлена к тому, чтобы держать в порабощении и невежестве народы, населяющие окраины Российской империи. Коми народ, обитающий на отдаленной северо-восточной окраине Европейской России, на протяжении столетий разделял судьбу многих угнетаемых самодержавием малых народов, находящихся в тисках национального и социального бесправия.

Коми до Октября не имели своей письменности, школ на родном языке, национальный язык запрещался, - беспощадно пресекались малейшие проявления культурной деятельности.

Это мрачное прошлое выразил старейший коми поэт М.Н.Лебедев в таких строках:

В кошмарный век самодержавья
Был Коми край угрюм и дик.
Царило лютое бесправье
Всегда в лесах его глухих
Вздохнуть свободно не давали
Народу коми никогда,
Его безжалостно терзали
Лихое горе и нужда.

Но народ не сдавался, народ жил, боролся, отстаивал свою национальную самобытность. В устном народном творчестве отражены чаяния и мечты коми народа, создавшего немало оригинальных песен, сказок, плачей, загадок и пословиц.

С давних времен коми народ испытывал благотворное влияние великого русского народа. В самые глухие уголки Коми края несли передовые идеи и знания лучшие русские люди - борцы с самодержавием. В старом Устьсысольске отбывали ссылку такие выдающиеся ученые, общественные и революционные деятели, как Надеждин, Соловьев, Варенцова. Устьсысольск был местом ссылки замечательного большевика М.Ф.Шкирятова и многих других.

Великий Октябрь раскрепостил народы, принес всем национальностям нашей страны равноправие и независимость, положил начало братской дружбе народов Советского Союза, дружбе, закрепленной навечно в Сталинской конституции.

Преобразования, происшедшие в Коми республике за годы её существования, поистине чудесны. Коми АССР за годы сталинских пятилеток превратилась в цветущую республику, с высоко развитой экономикой и культурой. Грандиозные достижения культурной революции в СССР особенно видны на примерах культурного расцвета нашей республики. Ярким образцом этого расцвета является театральное искусство в Коми АССР.

Коми театр, созданный 20 лет тому назад, активно участвует в деле коммунистического воспитания трудящихся и стал важным очагом художественной культуры в нашей республике. Более того, национальная коми драматургия в наши дни вышла за пределы республики; достаточно указать, что пьесы коми драматургов Г.Федорова "В предгорьях Тимана" и Н.Дьяконова "Свадьба с приданым" изданы московским издательством. Поставленная весной 1950 года московским театром Сатиры комедия Н.Дьяконова "Свадьба с приданым" имела такой успех, что её включили в свой репертуар десятки театров страны.

Эта пьеса переведена на украинский, белорусский, латышский, осетинский и марийский языки, а также на венгерский язык.


Творческий состав театра, 1951.

Театральное искусство коми народа смогло добиться таких успехов в результате неустанной заботы партии и правительства о развитии культуры национальных республик. Всеми своими достижениями коми театр обязан мудрой ленинско-сталинской национальной политике, укрепляющей нерушимую дружбу между народами Советского Союза.

   

В Драма театре Савина, ноябрь 2009.

Созданию национального театра в Сыктывкаре предшествовали годы подготовительной работы. Молодежь народа коми жадно тянулась к знаниям, к культуре, к искусству.

В созданных после победы Октября клубах, народных домах, культурно-просветительных учреждениях возникает и развивается художественная самодеятельность; уже в 1917 году силами самодеятельного драматического кружка в Сыктывкаре, на сцене Народного Дома был поставлен первый спектакль на коми языке - "Женитьба" Н.В.Гоголя. В годы гражданской войны с клубных сцен впервые зазвучали в устах молодых кружковцев пламенные слова, призывающие к борьбе против белогвардейщины, против англо-американских интервентов на Севере, против кулачества - за революцию, за светлое будущее.

В первые послереволюционные годы в Сыктывкарском Народном Доме были поставлены несколько оригинальных коми пьес, в том числе одноактная оперетта писателя М.Н.Лебедева "Мича ныв". Однако, все это была еще крайне далеким от уровня профессионального театра.

Короткие гастрольные приезды в Сыктывкар в летние периоды "сезонных" трупп с бедным, примитивным репертуаром, состоявшим большей частью из дореволюционных пьес, не могли, разумеется, способствовать развитию театрального дела в Коми республике.

Двадцать лет тому назад, в 1930 году были предприняты первые шаги, направленные к созданию в столице Коми АССР - Сыктывкаре национального драматического театра. В сентябре 1930 года из Москвы была направлена в Сыктывкар бригада, в составе которой были режиссер Бартенев и композитор Голицын. Эта бригада отобрала лучших участников художественной самодеятельности города на краткосрочные курсы по подготовке профессиональных актеров. В состав курсантов вошли: П.А.Мысов (ныне заслуженный артист РСФСР и народный артист Коми АССР), А.А.Каликова, А.Г.Козлов, Ф.Г.Юранева, А.И.Костромин, А.В.Холопова; А.Н.Малыгин, В.С.Сахаров, И.А.Кайдалов и другие. Из этих курсантов в конце 1930 года был сформирован первый профессиональный театральный коллектив - передвижной коми драматический театр. Недостаточный уровень подготовки, отсутствие сценического опыта, конечно, отражались на качестве спектаклей молодого театра, еще мало отличавшегося от самодеятельного кружка. Тем не менее, этот коллектив уже в первом году своего существования осуществил около 70 спектаклей, выезжал в отдаленные районы республики. Весной 1931 года в передвижной театр влилась новая группа курсантов, в числе которых были Н.М.Дьяконов и С.И.Ермолин (ныне заслуженные артисты РСФСР и народные артисты Коми АССР).

Одновременно с созданием передвижного коми театра в 1930 году в Сыктывкаре был организован постоянный русский театр, художественный руководитель которого заслуженный артист РСФСР А.С.Ходырев оказывал молодому национальному коллективу постоянную творческую помощь.

С первых дней своего существования коми театр теснейшим образом был связан с общественной жизнью своих зрителей.

Молодые артисты - энтузиасты оформляли лозунгами и плакатами избы-читальни, развертывали культурную и пропагандистскую работу среди колхозников и единоличников, помогали в организации художественной самодеятельности деревни.

В процессе этой кипучей работы в коллективе театра выявились свои поэты и художники. Возникали импровизированные выступления на местном материале, бичующие колхозные неполадки, разоблачающие кулаков и подкулачников, лентяев и пьяниц, отмечающие лучших тружеников. Неизменный редактор выездных стенгазет С.И.Ермолин написал много частушек и злободневных стихов на животрепещущие темы того времени.

Плодотворная деятельность передвижного театра была отмечена после первого года работы: коллектив в полном составе выезжал в Москву на Всесоюзный смотр культурно-просветительных учреждений национальных республик. В результате этого смотра театр был премирован грамотой Центрального штаба по проведению смотра.

Но первые самостоятельные шаги передвижного театра убедительно показали, как ограничивает возможности коллектива недостаток общей и профессиональной культуры.

Для расцвета театрального дела была необходима серьезная учеба, основательные творческие знания и навыки.

И в 1932 году лучшая часть актерской молодежи передвижного театра была направлена в Ленинград на четырехлетнюю учебу в Ленинградское театральное училище. В числе других в этой группе находились ныне засл. артисты РСФСР и нар. артисты Коми АССР П.А.Мысов, А.С.Русина, Н.М.Дьяконов и С.И.Ермолин, заслуженный деятель искусств Коми АССР, нынешний директор театра И.Н.Попов, народный артист Коми АССР И.И.Аврамов, заслуженный артист Коми АССР Н.В.Уродов , артисты Т.Ф.Пунегова, Е.К.Кызъюрова, С.А.Пылаев, И.И.Потолицын, Ф.Г.Юранева, А.П.Ситкарев, Н.И.Ярапов, А.Н.Пылаева. Вскоре из этой группы выделились основные творческие силы театра, теперь широко известные коми народу театральные деятели, в том числе способный режиссер Н.М.Дьяконов и талантливый актер П.А.Мысов.

В лучшем театральном ВУЗ-е Ленинграда творческое воспитание коми студии на протяжении четырех лет осуществляли заслуженная артистка РСФСР Н.И.Комаровская, имя которой тесно связано с деятельностью Ленинградского Большого драматического театра им. А.М.Горького, и её ассистент режиссер Я.Б.Фрид.

Замечательная представительница старшего поколения мастеров Малого театра Александра Александровна Яблочкина, познакомившись в 1935 году в Ленинграде с коми студией, писала:"Я получила большое удовлетворение, побывав на просмотре третьего курса драматического отделения национальной мастерской коми... Передо мной предстал коллектив преподавателей и учеников, объединенных общим порывом: создать будущий первый театр республики Коми. За три года из совершенно сырого материала, из юношей с полным отсутствием театральной культуры и знания русского языка, - я увидела стройный спектакль, полный юмора, вполне освоенный мимически и пластически ("Слуга двух господ")... За такими юношами, умеющими желать и осуществлять свои желания - будущее".

К концу учебы в Ленинграде коми студия подготовила вполне завершенные спектакли - результат долгой настойчивой учебы: "Егор Булычев" А.М.Горького, "Лес" А.Н.Островского, "Ревизор" Н.В.Гоголя, "Слуга двух господ" К.Гольдони, "Коварство и любовь" Ф.Шиллера.

С этим репертуаром воспитанники Ленинградского театрального училища возвратились в 1936 году на родину, в Сыктывкар. Здесь за время их отсутствия театральная жизнь не останавливалась. Под руководством заслуженного артиста Коми АССР В.П.Выборова передвижной коми театр продолжал свою деятельность, обслуживая, главным образом, колхозы, работников леса и сплава.

В передвижном театре вырос и завоевал любовь широких зрительских кругов талантливый актер и режиссер, заслуженный артист Коми АССР С.П.Бутиков.

Возвратившиеся из Ленинграда студийцы влились в состав передвижного театра, и таким образом был сформирован первый профессиональный национальный коми театр. Художественным руководителем этого театра был назначен Н.Д.Станиславский. В сентябре 1936 года театр в торжественной обстановке открыл свой первый сезон спектаклем "Егор Булычев".

Был глубокий смысл в том, что коми театр начал новый ответственный этап своей жизни именно с этой пьесы Горького - величайшего пролетарского писателя, основоположника социалистической литературы.

Существенным пробелом в репертуаре нового театра было отсутствие современных пьес. Молодые актеры в годы учебы совершенствовались исключительно на классике, и это удаляло их от современной тематики. Коллектив нужно было столкнуть с темами из советской действительности, с образами наших современников - героических советских людей. Поэтому с первых же дней руководство театра взяло отчетливый курс на полноценную советскую пьесу: в 1936 - 1938 репертуар театра последовательно обогащается такими значительными произведениями, как "Платон Кречет" А.Корнейчука, "Слава" В.Гусева, "Чапаев" по роману Фурманова, "Земля" Н.Вирты, "Профессор Полежаев" Л.Рахманова. Работа над этими спектаклями расширяла идейный кругозор актеров, воспитывала в них вкус к наиболее волнующим проблемам современности, приближала театр к живой жизни, к социалистической действительности.

Вместе с тем работа над советским репертуаром укрепляла реалистический курс, взятый театром: метод социалистического реализма практически осваивался и внедрялся в процессе работы над созданием образов современников.

В этом отношении особенно плодотворной была работа над "Землей" Н.Вирты. Подлинно реалистические, взятые из гущи народной жизни персонажи пьесы Н.Вирты не допускали в сценическом воплощении ни прозаического бытовизма, ни романтического украшательства.

Приближение к жизненной правде - вот то драгоценное качество, которому учились актеры коми театра, работая над "Землей".

Более сложной была в те годы задача создания национальной драматургии. В репертуаре национального театра нетерпимо отсутствие национальных пьес. А между тем, многоактных пьес коми авторов в то время еще не существовало.

Проблема создания национального репертуара приобрела такую остроту, что за её рождение должны были приняться сами работники коми театра. В 1939 году актеры театра Н.Дьяконов и С.Ермолин совместно написали оригинальную пьесу на материале современной жизни коми народа "Глубокая запань". Эта пьеса изображала ожесточенную борьбу с врагами народа, происходящую на одной запани.

Постановка первой большой пьесы на местном материале явилась крупным событием в жизни коми театра. Несмотря на поверхностность, иллюстративность и плакатность, пьеса "Глубокая запань" обладала сценичностью, и спектакль был тепло принят зрителем.

В 1939 году была осуществлена вторая пьеса "Вороны" - о гражданской войне в Коми крае.

В 1940 году Н.М.Дьяконов и С.И.Ермолин дали театру новую пьесу "Устькуломское восстание". Эта пьеса была построена на конкретном историческом материале - восстании Устькуломских крестьян в 1841-43 годах против своих угнетателей: кулаков, купцов, царских чиновников. В этой пьесе авторы обратились к сокровищнице народного творчества, к коми фольклору. Однако, не количеством использованного фольклорного материала, национальных песен решается проблема национального своеобразия пьесы. Еще Н.А.Добролюбов писал:

"Народность понимали мы не только как умение изображать красоты природы местной, употреблять меткое выражение, подслушанное у народа, верно представить обряды, обычаи и т. п. Чтобы быть поэтом истинно народным, надо больше: надо проникнуться народным духом, пожить его жизнью, встать вровень с ним, отбросив все предрассудки сословий, книжного умения и проч., прочувствовать всё тем простым чувством, каким обладает народ."

В последующих оригинальных коми пьесах национальный колорит все более проникался этим "народным духом".

В результате длительного творческого содружества Н.М.Дьяконова и С.И.Ермолина накануне Отечественной войны на сцене коми театра была поставлена пьеса "Домна Каликова", посвященная теме гражданской войны в Коми крае. Спектакль "Домна Каликова" был .значительным событием в нашей театральной жизни. Имя Домны Каликовой чрезвычайно популярно в коми народе. Бессмертной славой покрыла себя в годы гражданской войны славная дочь коми народа. Никакие пытки не могли сломить её волю к борьбе. Выведенная на расстрел 21 декабря 1919 года, она гордо бросила вызов своим палачам: "Ваших пыток и расстрела я не боюсь, расстреляйте меня. Пусть я умру, но коммунизма вам не убить. Да здравствует коммунизм!" Легендарный образ Домны Каликовой в пьесе Н.Дьяконова и С.Ермолина (в превосходном исполнении главной роли артисткой Г.П.Сидоровой) воплощает мужество и героизм, беззаветную любовь и преданность коми народа к своей социалистической родине.

Удался авторам и образ Натальи Ивановны - матери Домны. Эта простая, ничем внешне не примечательная женщина с большой душой - один из лучших женских образов в коми литературе.

Рост национальной драматургии потребовал расширения и усиления коми театра. В целях квалифицированной подготовки нового актерского пополнения в 1938 году в Москву, в ГИТИС - лучший театральный вуз страны - была направлена на учебу новая группа наиболее одаренной молодежи, хорошо проявившей себя в театре. Великая Отечественная война и вызванные ею трудности не приостановили учебы этой группы: в 1942 году состоялся выпуск Московской студии, в театр влился ряд хорошо подготовленных актеров, ныне прочно занятых в ведущих ролях репертуара театра и занимающих руководящие должности в учреждениях искусства, в том числе народные артисты Коми АССР Г.П.Сидорова и Ю.И.Трошева, заслуженные артисты С.С.Ростиславина, В.Д.Леканов, И.Н.Суханов, артисты А.И.Трошев, Т.Н.Кобжув, М.С.Дьяконова, П.А.Мысова, Н.Н.Турубанов, В.Н.Рассыхаев, А.К.Рыжков, В.С.Попов и другие.

В 1940 году коми театр впервые работает над пьесой с образами величайших гениев человечества В.И.Ленина и И.В.Сталина - "Человек с ружьем" Н.Погодина. Этот спектакль - важнейший этап на пути идейно-художественного роста театра, был подлинным экзаменом для всего коллектива на творческую зрелость. Весь процесс работы над пьесой с образами вождей партии и народа имел серьезное воспитательное значение для работников, театра. В "Человеке с ружьем" был занят весь актерский коллектив коми театра. К участию в этом спектакле был. приглашен и весь коллектив русского театра, работающий в одном здании и находящийся в тесном творческом: общении с работниками коми театра. (В последние годы оба состава - коми и русский - объединены в единый Республиканский театр с единым административным и художественным руководством).

Роль В.И.Ленина была поручена П.А.Мысову (эту роль исполнял также артист русского театра Н.Межевой), роль И.В.Сталина - артисту русского театра Н.Н.Шамраеву, Шадрина играл С.И.Ермолин, Чибисова - артист русского театра В.С.Григорьев. Репетиции сочетались с углубленным изучением биографий наших вождей, изучением истории нашей партии.

Н.Погодин "Человек с ружьем". Засл. артист РСФСР и народный артист Коми АССР П.А.Мысов в роли В.И.Ленина, Засл. артист РСФСР и народный артист Коми АССР Н.Н.Шамраев в роли И.В.Сталина.

Такая работа способствует вооружению творческих работников театра марксистско-ленинской идеологией, ленинским принципом большевистской партийности в литературе и искусстве, сталинским методом социалистического реализма.

Успехи, достигнутые коми театром в спектакле "Человек с ружьем", так же, как и в постановках таких крупных произведений советской и классической драматургии, как "Любовь Яровая" К.Тренева, "Разлом" Б. Лавренева, "Поздняя любовь" и "На всякого мудреца довольно простоты" А.Н.Островского, "Мнимый больной" Мольера, "Отелло" Шекспира, свидетельствовали о высоком уровне коми театра.

Грянула Великая Отечественная война и вся необъятная социалистическая держава перестроилась на военный лад. Война с немецким фашизмом заставила коми театр пересмотреть свою работу, выдвинула перед ними новые задачи. Да и в составе коллектива театра война произвела существенные изменения: немало актеров, в том числе актеры ведущего плана ушли на фронт защищать Родину от врага.

Первоочередной для театра в годы войны стала задача широкого обслуживания трудящихся промышленных районов: шахтеров Воркуты, нефтяников Ухты, железнодорожников Северо-Печорской магистрали.

Именно здесь шла кипучая работа по выполнению важнейших заказов фронта, сюда нужно было нести мобилизующую и вдохновляющую силу советского искусства.

Вот почему в период Отечественной войны был создан специальный передвижной театр - филиал коми республиканского театра. Филиал возглавил П.А.Мысов, проявивший себя как энергичный организатор и руководитель. Развернулась напряженная деятельность театра и на стационаре, и по всей обширной территории республики. Зимой и летом, весной и осенью, при любой погоде театр путешествовал, ободряя, согревая, вдохновляя своих зрителей на новые трудовые подвиги. Театр пользовался в это время всеми видами транспорта, от самолетов до пешеходного следования за подводами, нагруженными декорациями и костюмами. Ежегодно с наступлением весны все работники обоих составов коми театра устремлялись на пароходах и поездах во все концы Коми АССР. Спектакли ставились не только в промышленных городах и поселках, но и в самых отдаленных колхозах, лесопунктах, сплавных участках. Коллектив коми театра считал себя мобилизованным на все время войны и работал, преодолевая все трудности и препятствия. Плодотворная деятельность театра в военное время была высоко оценена, правительством: 53 работника искусств Коми АССР награждены медалью "За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941 - 1945". Ряду актеров были присвоены почетные звания народных я заслуженных артистов Коми АССР, многие награждены почетными грамотами Верховного Совета Коми АССР.

Сыктывкар, Дом культуры в 30-е годы.

Коренным образом изменился в суровые годы войны репертуар театра: ставились лучшие, боевые пьесы советских драматургов, укрепляющие ненависть к врагу, воспитывающие благородные патриотические чувства. Основой в репертуаре коми театра в годы войны были такие пьесы, как "Фельдмаршал Кутузов" В.Соловьева, "Шёл солдат с фронта" В.Катаева, "Русские люди" К.Симонова, "Фронт" А.Корнейчука, "Нашествие" Л.Леонова.

Настойчиво работают в этот период над темами, связанными с Отечественной войной, и коми драматурги.

Пьеса Н.Дьяконова и С.Ермолина "В дни войны" показывает героические трудовые будни рядового колхозаг. расположенного в глубоком тылу. Действие пьесы происходит в самый трудный период войны - летом 1942 года, когда немцы прорвались к Волге, когда у стен Сталинграда началась легендарная битва. Пьеса рассказывает о перестройке колхоза на новый лад, о выдвижении женщин на руководящие посты, о росте рядовых тружеников в борьбе с трудностями военного времени.

После этой пьесы драматурги Дьяконов и Ермолин начинают работать самостоятельно.

Подвиг, совершенный в годы Отечественной войны Героем Советского Союза Н.В.Оплесниным, положен в основу фронтовой пьесы Н.Дьяконова "Герой".

Автору удалось в центральной фигуре своей пьесы показать лучшие качества, присущие советскому воину-командиру: смелость, решительность, упорство в достижении поставленной цели, непреклонную волю к победе над врагом.

Центральный персонаж пьесы - Н.В.Оплеснин - взят из самой жизни, подвиг Н.В.Оплеснина воодушевил: автора и актеров театра на создание патриотической пьесы.

Действие пьесы С.Ермолина "Молодые патриоты"" происходит в оккупированном немцами советском городе. Автор стремился изобразить мысли, чувства и дела советской молодежи, подвергнувшейся суровым испытаниям, очутившейся во вражеском тылу. Следует сказать, что внешняя занимательность в этой пьесе заслонила собою внутренний мир молодых патриотов, их индивидуальные характеры остались в пьесе не раскрытыми, и это значительно ослабило воздействие пьесы.

Интересна, своеобразна по замыслу пьеса В.В.Юхнина "Золотое слово", появившаяся в 1943 году. В героической сказочной форме автор показывает борьбу советского народа с фашистскими захватчиками. Герои пьесы В.Юхнина символизируют нашу славную отчизну, героический советский народ, великого учителя Сталина. Пьеса была глубоко своевременной, потому что выражала сокровенные мысли и чувства советских людей в годы войны. Спектакль "Золотое слово" прозвучал в коми театре, как воплощенная дума о матери-Родине, о борьбе народной с темными силами, о мудром вожде Сталине.

Другая пьеса В.В.Юхнина "Ключи богатства" явилась первой попыткой сценического воплощения чрезвычайно важной для нас темы: о чудесных изменениях, происшедших в Коми АССР, где создана новая топливная база Советского Союза - Заполярная Воркута, где выросли нефтяные промыслы на Ухте, где проложена новая железная дорога - Печорская магистраль. Схематичность и чрезмерная растянутость во времени (действие пьесы начинается в период первой мировой войны и доходит до войны Отечественной) отрицательно сказались на качестве "Ключи богатства". Тем не менее, эта пьеса была началом сценической разработки большой новой темы, над которой работают и будут работать коми драматурги.


Н.Погодин "Человек с ружьем". В роли И.В.Сталина - засл.артист РСФСР и народный артист Коми АССР Н.Н.Шамраев, в роли рабочего Чибисова - засл.артист Коми АССР В.С.Григорьев (слева); в роли солдата Ивана Шадрина - засл.артист РСФСР и народный артист Коми АССР С.И.Ермолин.

Таким образом, годы Великой Отечественной войны не только не остановили развития коми театра, но, напротив, способствовали его дальнейшему сплочению и творческому подъему.

На полях сражений Отечественной войны погибли смертью храбрых наши друзья, преданнейшие работники коми театра. Их светлую память чтит коллектив театра, их благодарно вспоминаем все мы, подводя итоги двадцатилетию театра. Это - один из самых обаятельных актеров театра коми, лирический и жизнерадостный С.А.Пылаев, старейший актер и режиссер, воспитатель молодежи, заслуженный артист Коми АССР В.П.Выборов, яркий характерный актер Б.П.Фролов, артисты А.П.Ситкарев, Н.Князев и Г.Бабинов. Их благородная жизнь и героическая смерть навсегда останутся для нас примером служения Родине.

Испытания Отечественной войны не помешали театру растить новые творческие кадры. В 1943 году при театре была создана студия, которой в течение четырех лет руководили наиболее зрелые режиссеры и актеры старшего поколения. В 1947 году воспитанники этой студии, закончив курс учебы, влились в состав коми театра. Нынешнее молодежное ядро театра составляют, главным образом, эти студийцы: Э.Попов, М.Красильников, Э.Колмакова, К.Леканова, Т.Михеева, Г.Лыткина, В.Худяев. Одновременно в театр, вступили молодые актеры Ф.Мысов, Н.Частухин и Н.Фролов.

Послевоенный период ознаменовался в коми театре рядом новых полноценных работ, в их числе были такие зрелые в идейно-художественном отношении спектакли, как "Последние" А.М.Горького, "Бесприданица", "Горячее сердце" и "Гроза" А.Н.Островского, "Молодая гвардия" по роману А.Фадеева.

Следует отметить успешную и плодотворную работу художественных руководителей театра того времени - народных артистов Коми АССР Н.М.Дьяконова и Г.А.Мирского.

В период Отечественной войны и особенно в послевоенный период коми театр стал строить планы своей работы с учетом широкого охвата периферии республики. Наряду с крупными промышленными центрами театр систематически выезжает в самые отдаленные уголки Коми АССР, приобщая к театральному искусству всех жителей республики. Возросла популярность коми театра среди трудящихся.

Однако, в послевоенный период в коми театре наблюдалось искривление репертуарной линии - прямой результат художественной невзыскательности, отрыва от жизни. В погоне за внешней занимательностью, за так называемыми "кассовыми" пьесами, театр в это время ставил такие порочные в идейном отношении, чуждые нам своей сущностью пьесы, как "Он пришел" Пристли, "Самолет опаздывает на сутки" Савченко, "О, Сюзанна" Райт и другие.

Исторические решения ЦКВКП(б) по вопросам литературы и искусства помогли коми театру оглянуться на свой творческий путь, проанализировать свои ошибки и идейные срывы и серьёзно задуматься о будущем: прежде всего пересмотреть репертуар, очистить его от пьес порочных, случайных, мелких. Решения ЦК ВКП(б) подчеркнули политическое, государственное значение искусства, его активную роль в деле коммунистического воспитания трудящихся: в постановлении ЦКВКП(б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" сказано: "Советский театр может выполнить свою важную роль в деле воспитания трудящихся только в том случае, если он будет активно пропагандировать политику Советского государства, которая является жизненной основой советского строя". Партия потребовала от театров изучения советской действительности, внимания к полноценным советским пьесам, к темам современности.

Театральные сезоны в коми театре, начиная с осени 1946 года, протекали под знаком перестройки всей работы театра в свете постановлений ЦК ВКПб).

Следуя указанным партией путем, коми театр добился значительных успехов. Такие спектакли, как "Большая судьба" Сурова, "Счастье" Павленко, "За вторым фронтом" В.Собко, "Губернатор провинции" бр.Тур и ряд других воплощали лучшие стороны характера советского общества в его непрестанном движении вперед.

Постановления партии оказали решающее влияние и на национальную коми драматургию. Тема социалистического труда, образы героев этого труда - вот к чему устремились теперь коми драматурги. Практическим ответом на призыв партии было появление таких этапных для коми драматургии пьес, как "В предгорьях Тимана" Г.Федорова и "Свадьба с приданым" Н.Дьяконова. Обе эти пьесы посвящены именно теме социалистического труда, новых социалистических отношений, герои обеих пьес - простые советские труженики, героические строители коммунизма.

Действие пьесы Г.Федорова "В предгорьях Тимана" разворачивается в нефтеносных районах Коми АССН, где действуют изыскательные партии, геологов. Действие комедии Н.Дьяконова "Свадьба с приданым" переносит нас в современную жизнь колхозников - борцов за высокие сталинские урожаи на севере. Обе пьесы обращены лицом к современной жизни, к беспримерным трудовым подвигам советского народа.

С 1948 года с коми драматургами поддерживает творческую связь член комиссии по драматургии Союза Советских Писателей СССР А.Г.Глебов. Глебову принадлежат авторизованные переводы пьес "Свадьба с приданым" и "В предгорьях Тимана". Его творческая помощь оказала благотворное влияние на развитие коми драматургии, способствовала широкому выходу коми драматургии на сцены театров СССР.

В 1949 году на Всесоюзном смотре спектаклей на современную тему, были отмечены, как особенно удачные, 19 национальных спектаклей. Среди них были пьесы "В предгорьях Тимана" и "Свадьба с приданым" в постановке коми национального театра.

"Свадьба с приданым" Н.Дьяконова: народный артист Коми АССР И.И.Аврамов в роли Максима Орлова; народная артистка Коми АССР Ю.И.Трошева в роли Ольги.

Знаменательным является тот факт, что "Свадьба с приданым" Н.Дьяконова, поставленная Московским театром Сатиры, была в Москве первой постановкой пьесы написанной драматургом одной из автономных республик Российской Федерации. Это обстоятельство отмечали все многочисленные столичные рецензии на "Свадьбу с приданым".

В настоящее время ряд коми драматургов завершает работу над новыми пьесами. Далеко за пределами Коми АССР с интересом ждут новой комедии Н.Дьяконова "Чистый ручей" - о новаторах лесной промышленности, внедряющих передовую механизацию, социалистические методы работы и в эту отрасль труда.

Коми писатель В.В.Юхнин в содружестве с П.А.Мысовым заканчивают инсценировку известного романа В.Юхнина "Огни тундры", произведения, глубоко и содержательно раскрывающего тему освоения советскими людьми Севера на примере строительства заполярной кочегарки - Воркуты. Пьеса "Огни тундры" задумана авторами не как механическая инсценировка романа, а как самостоятельное художественное произведение.

Драматург С.И.Ермолин завершил работу над новой пьесой о жизни колхозной деревни "Новые всходы".

Важной исторической теме борьбы против англо-американских интервентов на Севере посвящена пьеса И.И.Пыстина "Грозовые годы". Постановкой этой пьесы коми театр отмечает свое двадцатилетие.

Над новыми пьесами работают драматурги П.Доронин и В.Леканов.

И все же развитие коми драматургии протекает медленно, отстает от жизни: мы слабо привлекаем к драматургии литературный актив, мало работаем с писателями.

Коми драматургам предстоит еще много потрудиться, чтобы итти в ногу с жизнью, отражать величайшую созидательную деятельность советского народа, создавать яркие и глубокие пьесы о рабочем классе, о наших колхозниках, о советской интеллигенции.

В 1949 году, с переходом на сокращенную дотацию, коми театр произвел коренную перестройку всей своей производственно-хозяйственной деятельности. Работа в новых условиях явилась новой серьезной проверкой зрелости театра. Добиться хорошей рентабельной работы в новых условиях можно было лишь путем напряженной борьбы за выполнение плана, за качество спектаклей, созданием наиболее благоприятной творческой обстановки.

Надо сказать, что и эту проверку коми театр выдержал с честью. Среди театров автономных республик коми театр занимает в настоящее время одно из первых мест по выполнению финансового плана. Однако, в погоне за рентабельностью театр стал очень редко ставить спектакли на коми языке. Это - один из самых существенных недостатков работы театра за последнее время.

Коми театр встречает свое двадцатилетие полный сил, энергии и дерзаний. В августе 1951 года Коми АССР отметит свое тридцатилетие. В этом году театру предстоит работать над лучшими новыми пьесами советской драматургии, над большой классикой. Первоочередная назревшая для театра задача - добиться ансамбля, добиться общего для всего коллектива творческого лица.

В деле преодолевания недостатков театра, в деле его роста и совершенствования постоянную помощь театру оказывают руководящие организации Коми АССР. Много сделано и Управлением по делам искусств Коми АССР, во главе которого с 1938 года бессменно работает заслуженный деятель искусств Коми АССР С.М.Попова.

Самый дорогой и ценнда материал коми театра - это его кадры, способные и скромные труженики, любимые зрителем, актеры, имена которых известны во всей Коми республике. Теперь коми театр можно по праву назвать народным. С законным чувством гордости работники театра повторяют слова великого Ленина:

"Искусство принадлежит народу, оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединить чувство, мысль и волю этих масс, поднимать их, оно должно пробуждать в них художников и развивать их..."

Повседневное руководство большевистской партии воспитало собственную национальную художественною интеллигенцию коми народа, лучшие представители которой работают в театре.

Коми театр располагает своими актерскими и режиссерскими кадрами. В начале своей деятельности коллектив театра состоял целиком из комсомольцев: теперь он состоит в большей части из коммунистов. В 1950 году 10 основных творческих работников театра окончило вечерний университет марксизма-ленинизма, в настоящее время в университете учатся 14 человек.

Успешной работе театра во многом способствует труд художников, на протяжении многих лет работающих в театре, заслуженного деятеля искусств Коми АССР В.А.Баусова и А.А.Полозовой.

В техническом составе театра есть скромные, невидимые зрителю труженики, энтузиасты и мастера своего дела: машинист сцены И.Л.Гапон, заведующий костюмерным цехом А.А.Мальцев, парикмахер И.А.Шаньгин, помощники режиссера А.А.Чевская, А.В.Холопова. Их честный труд во многом способствует выполнению напряженных производственных планов театра.

Своеобразной особенностью коми театра является то, что он работает совместно с коллективом русского театра. Объединение двух трупп в единый художественный организм укрепило еще больше братскую дружбу коллективов. В этой дружбе, как в малой капле воды, отражается великая сталинская дружба народов. Богатейшей культуре русского народа обязана молодая коми культура всем своим развитием.

Коми театр возник, развивался и будет дальше расти на славных традициях русского театра. Поэтому особенно благородна и почетна роль русского театра в национальной республике. Следует отметить стабильность состава работников нашего русского театра. Со дня основания работает в театре народный артист Коми АССР Н.А.Киселев, с 1939 года - заслуженный артист РСФСР и народный артист Коми АССР Н.Н.Шамраев, народные артисты Коми АССР Т.А.Дальская и А.М.Эманин. Многие артисты русского театра завоевали к себе любовь и уважение у зрителей.

Ряд больших спектаклей коми театра созданы при непосредственном участии актеров русского театра. Отдельные спектакли коми театра поручались режиссерам русского театра: народному артисту Коми АССР Г.А.Мирскому и заслуженному артисту Коми АССР В.С.Григорьеву. Совместная дружная творческая жизнь - залог дальнейшего движения вперед обоих наших театров.

За двадцать лет своей жизни театр побывал в самых отдаленных уголках нашей республики, выезжая и за пределы Коми АССР, гастролировал в Архангельске, в Котласе, в Нарьян-Маре, в Салехарде.

Большевистская партия предоставила работникам театрального искусства безграничные возможности, создала все необходимые условия для роста и расцвета искусства, национального по форме, социалистического по содержанию.

Осуществились слова, сказанные тов. Сталиным в 1927 году: "Наука и искусство будут пользоваться условиями, достаточно благоприятными для того, чтобы добиться полного расцвета".

По книге Люди Театра Коми, Сыктывкар, 1951, глава 1.   Читать дальше →


Примечание foto11: Первая Коми профессиональная театральная труппа образована Виктором Савиным в 1930. Это был Коми инструктивный передвижной показательный театр (КИППТ). Спектакли ставились на Коми языке, в это время в Коми крае более 90% населения были по национальности коми (см. статью энциклопедии).

Традиции фольклорного творчества и актерских выступлений издавна в народе очень сильны, основаны на традициях народных гуляний и посиделок с незапамятных времен. Случаи театральных спектаклей известны с XIX века, в 1831 с разрешения губернатора Вологды в Усть-Сысольске в частном доме для "благородного общества" был открыт любительский театр. После 1917 театральные постановки самодеятельных коллективов в революционном стиле стали массовыми в домах культуры, народных домах и проч. Но эти постановки нельзя назвать профессиональными. В колониальных условиях иначе быть не могло.

Во время сталинской зачистки национальный театр был почти уничтожен. В лагерях погибли все коми драматурги, их произведения были запрещены и уничтожались в билиотеках и везде. Восстановление коми театра началось только в 1950-тые годы.


  КОМИ ТЕАТР     Пантелеймон Мысов →

Реклама Google: