Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

Свадьба народа коми Часть I. Глава I. Описание обрядов.
РАЗМЕР КАЛЫМА, КОЗИНА (СВАДЕБНЫХ ПОДАРКОВ) И ПРИДАНОГО


"СВАДЬБА НАРОДА КОМИ",
Ф.В.Плесовский, 1968.

"СВАДЬБА НАРОДА КОМИ",
Ф.В.Плесовский, 1968.

ЧАСТЬ I. СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ
НАРОДА КОМИ

Глава I.

Описание обрядов

· Сватовство.

· Размер калыма, козина и приданого.

· Рукобитье (Кикутӧм, ки орӧдӧм).

· Канун свадьбы.

· Баня.

· День свадьбы.

· Несколько дней после свадьбы.

· В первый год после свадьбы.

Калым за невесту в пределах Коми АССР в "чистом" виде платили в Летке, на Печоре (Усть-Цильма, Медвежская, Усть-Илыч). Небольшой калым — юрдон — платили на Удоре. В других районах калым имел более символический, нежели реальный смысл.

В Летке калым называли "принос". Еще при сватовстве отец невесты оговаривал сумму приноса. Размер приноса колебался от 10 до 50 рублей. На эти деньги невеста покупала подарки (козин) родным жениха. Если денег от "приноса" не хватало, родители невесты добавляли свои. От жениха требовалось, чтобы он купил своей будущей жене ботинки. О размерах калыма (реального и символического) в других районах будет говориться подробнее ниже.

Приданое и козин. Свадьба без приданого (кроме личных вещей невесты) характерна для Удоры.

Во всех других местах с невестой идет еще и приданое.

Передача свадебного подарка. Постановка кружка художественной самодеятельности с. Усть-Кулом. Фото В.Н.Белицер

В Летке. На наш вопрос, которая из брачущихся сторон несла больше расходов во время свадьбы, последовал такой ответ: "Родители невесты расходовались больше, чем родители жениха. Только вина родители невесты покупали меньше: у невесты пировали с вечера каризны до увода невесты на следующий день, а у родителей жениха — трое суток. Только на козин двух тюков холста ("пона")- не хватало; раньше все холстом дарили, все свое, не одевали ведь сразу-то. Невесте очень тяжела свадьба. "Приносных" денег далеко не хватало; холста ой-ой много уходило. Кроме того, до 30 поясов дарили; к поясу еще платки привязывали". Для "мужского полка" покупали "русские пояса" ("роч вӧнь") и вязали "коми пояса"— поясочки с кистями ("коми вӧнь — тугъя вӧнь"); женщинам тоже поясочки "йи кос" ("кык гӧгӧрпӧв бабаяс гартӧбтасны"— "женщины два раза обвертывают вокруг тела"), "пӧкрӧм" ("ной шӧртысь кыӧма"— "связан из шерстяных нитей)". Дарили: свекру — штаны и рубашку, свекрови — платье, платок, фартук (запон), братьям жениха — полотенца, сестрам — платья. Приданое — корова, овца и личные вещи невесты.

По Лузе. Корову, овцу от невесты требовали повсеместно. Кроме того, из родного дома невеста привозила некоторые орудия труда: косу, грабли, серп.

В Читаеве родители невесты требовали подарки и от жениха — братьям, сестрам и крестной невесты. Крестная невесты получала платок, сама невеста получала большую ("заграничную") шаль. Эту шаль называли "зумлӧс".

В Лойме приданое: машина (швейная), самовар, пожня. Корову и овцу с невестой давали без запроса.

По Сысоле:

В Кибре приданое: от невесты требовали денег около 25 рублей. Некоторые вместо денег давали хлеб, а некоторые, кроме обычного приданого (корова, овца), требовали в приданое коня.

В Вотче козин: 10 пар рукавиц, 8 пар носков, около 8 рубашек, около 6 пар штанов, платков 4, приданое: 40 рублей денег, корова, овца, курица, коса, серп, чашки-ложки, росчисть (весась) на 3—4 воза сена, пашня на 100—200 снопов.

В Визинге козин: 12 пар чулок, 20 пар рукавиц, 19 пар штанов, 15 рубашек, 8 платков, на расходы 30 рублей денег.

В Пыелдино козин: 20 рубашек, 25 штанов, 25 пар рукавиц, 12 пар носков, 6 сарафанов, 20 платков.

В Пажге "тыр козин" ("полный подарок") свекру: носки, рукавицы, рубаху, штаны; свекрови: сарафан, женские чулки, рукавицы, рубашку; золовкам: по паре рукавиц, по рубашке, по паре чулок и по полотенцу; деверям: по паре рукавиц, по рубашке, по "гачу", по паре носков; крестному отцу: рубашку и штаны, крестной матери: рубашку, пару рукавиц, полотенце. Другим родственникам — ло договоренности, соответственно близости родства.

В Нёбдине приданое: пожня на 10 возов сена, пашня под пять пудовок зерна, корова и 100 рублей денег.

В Ипатове: 25—30 руб. денег, 15 полотенцев, свекру-свекрови — по рубашке, то же — крестным родителям жениха, корову, овцу. Ситцем — кому на рубашку, кому на сарафан. Если родители невесты не могут дать денег, то дают рожь до 20 пудов. Пуда два муки уходит на пиво.

В Жешарте: 40 руб. денег, корову, 100 арш. холста, полдуши земли1; жениху — чулки, перчатки, пояс, штаны, рубашку; свекрови: пару (кофта и сарафан), шаль, нагрудник; золовке — пару; деверю — рубашку; крестному — рубашку, крестной — пару. От жениха просят: пару — невесте, надблюдные туфли, шаль-покрывало (вевт шаль), зеркало и мыло; в Семукове — надблюдные туфли, шаль и сарафан.

В Усть-Куломе: матери жениха — материал на сарафан, на кофту, рубашку, полотенце, рукавицы, платок и пояр. Другим — соответственно близости родства. Кроме коровы, овцы, в приданое от некоторых просили пашню, пожню и машину (швейную); крестным — по паре чулок и рукавицы, по полотенцу. Здесь, однако, родители невесты требуют компенсации: "Мы дадим что следует, но и вам взамен придется принести, сколько стоит козин" (Описание свадьбы 1925 года).

В Мордино козин: свекру — пару чулок, пару рукавиц, холста на штаны и носовой платок (ус чышкӧд); свекрови — холста на сарафан, рубашку (мыгӧма дӧрӧм), платок (шаль, чышъян), пару чулок, пару рукавиц.

На Выми, по Г.Старцеву, "более зажиточные родители дают вместе с невестой одну корову, 2—3 овцы, 50—100 рублей деньгами, пожню-расчистку в 3—5 телег, иногда еще прибавляют пахотное поле на 2—3 пуда ржи и, в первую очередь, дают самотканного холста 60—300 аршин (холст идет на подарки родственникам жениха по кускам в 5—10 арш., смотря по близости родственной связи). За девушку из бедной семьи родители дают деньгами 30—40 руб., и, что безусловно считается необходимым, холста 60—90 арш. Редко бывает так, чтобы за девушкой ничего не давали. Это бывает в тех случаях, когда жених из-за сильной привязанности к девушке действует на свой страх и риск, не считаясь с общими правилами волости. Родители его долгое время не прощают ему этого поступка. Девушка-одиночка, сирота, при выходе замуж непременно должна иметь определенную сумму денег (50—100 руб.), без чего родители жениха долгое время не соглашаются"2.


Невеста. "Гӧтрасьны, дак гӧтрасьны" постановка Коми-Пермяцкого окружного национального
драматического театра в октябре 2010 в Сыктывкаре. См. фотоальбом.

Размер приданого и козина зависел еще от качеств девушки. От родителей красивой, работящей, здоровой девушки, по словам наших информаторов, приданого и козина требовали меньше, чем от родителей девушки некрасивой, сварливой или имеющей какие-либо физические недостатки. Больше же всего требовали и приданого и козина от забеременевших девушек. Даже в тех случаях, когда парень просил сватать девушку, беременную от него самого, родители куражились и запрашивали как можно больше козина и приданого. По рассказам наших информаторов с Вишеры, бывали там и такие случаи, что девушек выдавали в 15-летнем возрасте: родители парня, наметившие какую-либо красивую, работящую девушку из хорошей семьи в жены своему сыну, посылали сватов (или ходили сами) к родителям еще не достигшей зрелости девушки, отказывались и от приданого и от козина, а за разрешением венчать в церкви обращались к архиерею ("преставитчӧны аркирейлы").

"Алӧй лента" танц.-песенная композиция ансамбля "Асъя Кыа", апрель 2012.

Что должна была иметь девушка при выходе замуж, обычно оговаривалось также при сватовстве. Вишерские невесты в начале нашего века должны были иметь такой минимум белья, одежды и обуви. Из белья — шерстяной сарафан (вуруна шушун; ткется он тонкой домотканной шерстью на нитяной основе); синий сарафан (лӧз шушун), сарафан с узорами (кӧдзыд кубъя шушун — сарафан с набойкой из желтой краски или из сургуча); пестрый сарафан (ткется фабричной нитью на льняной нитяной основе)3, простые сарафаны — "английский", "кумач", синий; сандалик (сходен с сарафаном — "шушун модаа", но из очень тонкого полотна, красится сандалом — темно-синей краской), китайка (синяя и желтая)4; "обычные" сарафаны; обязательным был кашемировый сарафан ("кашемир сарапан" — алый или красный); рубашки — пестрая, из коленкора и из кумача; нагрудники (водздӧраяс — нагрудники обычно носили замужние женщины); обязательным был нагрудник с "петухами" (петука нагрудник — из красного ситца с вышитыми внизу петухами — покупной); кофты — "кожа ковта" (из чертовой кожи). Из одежды невеста должна была иметь — 2 рабочих кафтана (сукман), старый и новый; будничную шубу; праздничную — белую (нагольную) шубу (из белой овчины, опушена со всех сторон белой овчиной); либо крытую шубу (крыли "чертовой кожей" —не опушена и без воротника) либо "ур ку дорӧса пась" (такие шубы бывали у более богатых — их покрывали коричневым материалом из "кожи"; у них были опушены рукава, ворот, а некоторые со всех сторон, беличьими шкурками); либо "роч ной пась" — шуба, покрытая сукном. Невеста должна была иметь, далее, два дукӧса — белый и черный (дукӧс — армяк или кафтан из домотканного сукна, длиной до колен). Невесте полагалось иметь несколько платков, рабочие платки (весьлунскӧй) из пестрого холста и ситцевые, обязательным был "английский платок (аглинскӧй чышъян — из плотного красного материала с зелеными или белыми узорами), кашемировые платки (один — обязательно; кашемировый платок — это небольшой платок с кистями, называют пелькӧрт или голя ув чышъян), один или два шерстяных платка (большая шаль, если разрезать, то получится 4 платка, носят ее осенью и весной, называют заграничной шалью); обязательно должна быть еще суконная шаль (ной шаль), некоторые невесты имели пару — две таких шалей. Из обуви невеста должна была иметь: коты — рабочие (ляпкыд кышина кӧті), праздничные коты или башмаки, в прошлом в моде были еще низкие башмаки (ляпкыд башмак); две пары праздничных валенок (белые и серые) и рабочие (согласно договоренности).

Оговаривали также количество пар рукавиц; праздничных невеста должна была иметь две пары: перчатки (чуня кепысь) и обычные (немӧй кепысь); и рабочие — теплые рукавицы (ӧтка ема кепысь). Оговаривалось, далее, количество пар чулков, количество полотенец и количество аршин холста. Отдавали с невестой корову и овцу (иногда овцу и барана или овцу с ягненком, кроме коровы). Невеста приносила в дом мужа посуду — и кухонную, и чайную. Из орудий труда — грабли, серп и косу. Козин давали согласно договоренности. Обязательно нужно было одарить родителей жениха, его крестных и близких родственников. При этом — чем старше родственник, тем ценнее подарок. Все подарки должны были быть непременно обвязаны поясами; более дальним родственникам и детям могли быть подарены только пояса.

В отличие от южных районов козин не был обязательным на верхней Печоре. Так, в селах от Медвежской до Троицко-Печорска иногда не дарили ничего; невесты побогаче могли подарить свекру-свекрови по рубашке (Конецбор). В приданое с девушкой шло по преимуществу только то, что имела невеста из белья, одежды и обуви. За правило считалось, кроме того, выделить, если есть возможность — корову. Так было в Подчерье, в Троицко-Печорске, Конецборе. Сестры и родственники дарили невесте одежду, с тем, чтобы хватило на 3 года. Приданого не давали в том случае, если невеста выходила замуж убегом, против воли родителей.

Примечания:

1. Половину площади, причитающейся на мужскую душу при переделах общинной земли.

2. Г.Старцев. Указ. раб., стр.216.

3. Старинные коми сарафаны назывались "шушун". В отличие от обычных сарафанов они были косоклинными; такие сарафаны, как шерстяной, пестрый и с набойкой из сургуча были широкими, со сборками, отрезными по талии (кӧрӧм шушунъяс).

4. Китайка — тоже сарафан, но с украшениями — с вышивкой по вороту, сзади и спереди.

Свадьба народа Коми

Реклама Google: