Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

Свадьба народа коми Часть I. Глава I. Описание обрядов.
КАНУН СВАДЬБЫ


"СВАДЬБА НАРОДА КОМИ",
Ф.В.Плесовский, 1968.

Канун венчания, в отличие от "кикутӧм", которое может пропускаться, отмечается почти во всех районах. Называется этот день по-разному. По Лузе, например, он имеет четыре названия: "Каризна" (Объячево, Читаево), "Блин cёян рыт" ("Вечер с блинами", Черныш), "Рытва" (Ловля, Ношуль, Черныш) и "Плаканье" (Занулье, Спаспоруб, Лойма). По Сысоле почти повсеместно называют "Чунькытшасьӧм" ("Обручение"), в Вотче, кроме того — "Вечер" (у невесты), на Ижме — "Ыджыд ки" ("Большое рукобитье"), на нижней Вычегде (Жешарт) "Вӧйпсьӧм" ("Сговор").

Из-за того, что этот день проходит в различных районах весьма по-разному, мы не можем здесь ограничиться одним обобщающим описанием, т.к. при таком обобщении значительное количество мелких деталей, которые, как увидим ниже, являются крайне важными для анализа обряда, неизбежно будут опущены. Потому мы вынуждены сделать описание обрядов этого дня по районам.

Общим для многих районов из обрядов этого дня является то, что жених со своими родственниками приходит к родителям невесты. Другой общей чертой для всех районов является то, что невеста в этот день причитает, причем большая часть причетов исполняется в этот день.

В Летке. Пока невеста моется в бане, в дом ее родителей собираются приглашенные гости, т.е. родственники невесты. Гости приходят с подарками; женщины дарят невесте материал на кофту, на платье, мужчины — кто-что может. Здесь их кормят, поят. Собирается в избу вся деревенская молодежь; гости и молодежь пляшут весь вечер до поздней ночи. Всех, кто заходит к невесте (хотя б посмотреть на веселящихся), невеста (или ее мать) угощает пивом. Родственники жениха собираются у его родителей с тем, чтобы утром поехать за невестой. Приходят они тоже с подарками (чаще с водкой).

По Лузе. В Черныше канун свадьбы проходит с большим количеством обрядовых церемоний и растягивается иногда на два дня. Первый вечер здесь, кроме общего названия Рытва, именуется еще "Блин сёян рыт" (вечер едения блинов). Особенностью этого вечера, почему и дано ему такое название, является то, что основным угощением жениха и его крестных родителей, приехавших к невесте со своим вином, являются блины. На стол подается стопка блинов. Первый блин обязательно должен попробовать жених. Крестный разливает, а жених подает вино родителям невесты, ее братьям и сестрам, а затем приглашенным на этот вечер другим родственникам невесты. Невеста причитывает.

На следующее утро жених с дружками (молодыми парнями) и с родственниками на парах лошадей отправляются к невесте. Жених обвязывает свою шею платком, дружки опоясываются поясами, взятыми (напрокат) у девушек (тугъя вӧньясӧн). Входят в дом — впереди крестный, за ним жених, крестная. Затем уже другие родственники и дружки. Садятся за стол (по ходу солнца). Выводят невесту из другой комнаты, садят на скамью. Крестный жениха читает кумлӧс. На тарелке подносят невесте деньги и сыплют ей в подол, пустую тарелку относят обратно. После этого жених берет невесту под руку и ведет за стол. Голова невесты, как и в Летке, обвязана головедечем и украшена лентами, ниспадающими на спину. И на этот раз жених приезжает со своим вином, передает вино родителям невесты. Жених остается ночевать у невесты (даже в том случае, если он из той же деревни). Ночуют у невесты и другие парни вместе с девушками.


"Гӧтрасьны, дак гӧтрасьны" постановка Коми-Пермяцкого окружного национального
драматического театра в октябре 2010 в Сыктывкаре.  См. фотоальбом.

В Обьячеве жених верхом на коне, украшенном лентами, бубенцами, объезжает своих родных и приглашает их на каризну. При встречах с прохожими жених приподымает шапку и кланяется. От невесты идут к жениху с приглашением придти на угощение. Для невесты с утра топят баню. Вернувшись из бани, невеста оплакивает "девью красоту". Жениха, дружек и других родственников встречают причетами-хулениями. Жених с крестным и крестной садятся за стол, а невесту уводят в другую комнату для переодевания. Одетая невеста выходит и садится рядом со своей крестной в промежутке между двумя столами. Жених привозит гостинцы — невеста благодарит за них плачем. Жених начинает угощать родителей и родственников невесты принесенными с собой вином и пивом. Сначала подает будущим тестю и теще. Невеста прекращает свои причитания, жених и его крестный подходят к невесте, последний со стаканом пива в руке, крестный читает заговор - "зумлӧс" (если крестный не умеет, нанимают за стакан пива знатока): "Во имя отца и сына и святого духа, аминь". Обращается к отцу-матери: "Отец и мать, приступите на одном полу на одну доску. Было ли сватовство? Было ли любовство? Было ли рукобитье?" (Отец и мать отвечают: "Было"). "Если было, благословите своему милому чаду. Родители отвечают: "Благословит бог". Крестный обращается к иконе и говорит: "Добрые люди, сторонитесь на все четыре стороны, вам воля была три дня. Мы люди дальние, мы ехали через горы, через леса, у нас ноги грязные, у вас платья чистые, замараем вас". Затем говорит невесте и жениху: "Господи Исусе Христе, сыне боже наш, помилуй нас. Молодой князь (имя жениха) и молодая княгиня (имя невесты), прими же ты чисто серебро, красно золото, прими да не томи, если будешь томить, он будет спамятовать. Господи Исусе Христе, сыне боже наш, помилуй нас. Стань на передние ножки, высокие башмачки, белые чулочки, встань да жредень (?)". Тогда жених с невестой спешат наступить на ногу один другому — кто первый наступит, тот и будет старшим. (Коді водзалас, сія олігас лоас ыджыдджык). Затем жених с невестой по три раза пьют из одного стакана. Оставшееся в стакане пиво невеста плескает на матицу (переводное бревно). Жених и крестный дают невесте деньги, которые последняя завязывает в платок, а ее крестная этим платком три раза обносит вокруг талии ("чтоб никто не пристал к невесте"). За этот платок жених ведет невесту за стол. До пира "часуются": крестный жениха зажигает перед иконами свечи, закрывают двери и все в полупоклоне молятся. Помолившись, садятся за стол. Жених с невестой приглашают к столу родственников невесты, подают им рюмки (к столу подходят по двое, если кто-либо один — без жены или мужа — находит себе пару); те говорят, что вино горькое; брачущимся приходится поцеловаться. Во время угощения при каждом новом блюде, появившемся на столе, поют "Пахомовну" ("Блинками, Пахомовна, блинками" и т.п.). Невеста раздает козин — большей частью по полотенцу. Получившие подарки поют "Пахомовну": "Козьналісны, Пахомовна, козьналісны" —" Подарок дали, Пахомовна, подарок дали". После пира опять "часуются". Жених со свитой уходит. Невеста приглашает своих подруг, причитальщицу и кой-кого из парней на последний ужин. После еды вместе с причитальщицей она благодарит родителей за этот ужин. Так проходит этот день в Объячеве.

В Читаеве, как и в Объячеве, невесту передают жениху после чтения "зумлӧса"; жених дарит невесте дорогой шелковый платок, и оба они, держась за этот платок, садятся за стол. Для родственников со стороны невесты готовят другой стол. Там их и угощают. Жених приглашает к своему столу кого-либо из гостей со стороны невесты, его крестный подает приглашенному вино. Выпив, дают деньги — кто сколько может — 5—10 коп. Родственники со стороны жениха пьют только чай, вино им не подают. Остатки водки дают отцу невесты, и тот начинает угошать гостей. После небольшого угощения (рыбные пироги) гости от жениха расходятся. Если жених из той же деревни — уходит, если из дальней — остается ночевать.

В Лойме, Спаспорубе и Занулье на плаканье сзывают всю родню невесты, всех соседей и всех девушек из ближних деревень, в общем бывает человек 100. Всех их один раз чаем поят и два раза кормят. Невеста сидит с крестной и с бабами (девушки и парни в это время пляшут где-нибудь в другой избе), приплакивает каждого из гостей песней, а приплаканный дает деньги, кто сколько может. Потом невеста дарит отца, мать, брата, сноху и т.д. и тоже с песнями. Подругам и сестре дарит ленты, сестре с песней В последнюю ночь перед плаканьем с не вестой ночуют ее подруги. Они стараются запереть крепче двери, чтобы кто-нибудь не зашел и не отрезал бы у невесты косу. Невесту с отрезанной косой считают опороченной.

Хотя по Сысоле канун свадьбы почти повсеместно именуют "чунькытшасьӧм" (за исключением Койгородка, где этот день, как и в Объячеве и Летке, называют "каризна"), никакого обручения тогда у них не происходило. Только в Кибре нами отмечено употребление колец, но любопытно что там кольцо во время чунькытшасьӧм дает не жених, как обычно, а невеста жениху1. Наиболее древняя форма сысольской свадьбы сохранилась до 1920-х, по-видимому, именно в Кибре, так как там отмечены обрядовые действия, нигде более не вcтречающиеся.

Лоемская девушка в
старинном наряде.
Фото Л.Н.Жеребцова

Здесь приходит вначале к невесте жених один. Невеста дает ему кольцо. После этого жених ведет к невесте своих друзей — парней и девушек. Невеста одаривает их — дает кому рукавицы, кому носовой платок. После небольшого угощения устраивается так называемый гыр майкӧм.

Кто-либо из присутствующих предлагает поднять ступу на скамейку в куте (ва лабичас). В ступу сыплют ость и этой остью осыпают всех присутствующих. После этого невеста приглашает своих подруг. Каждая из них приносит подарки. Невеста начинает причитать своим подругам (причитания называют здесь оллялӧм). Отрезок обряда после гыр майкӧм называется здесь чипсалӧм (свистение-гудение). Кто-либо из девушек играет на чипсанах, остальные пляшут. Невеста, причитая, прощается с подругами. Каждая, с кем прощается невеста, дает последней подарок. Невеста причитанием же спрашивает, зачем подруга одарила ее:

Прӧщай, муса соч, красна девица.
Мича нимӧн, мича славаӧн.
Мыйлӧ нӧ тайӧ тэ сетін, муса соч,
Понлы кӧ сетін, бӧжнас люг-легкерис...
Прощай, милая сестра, красна девица,
С красивым именем, с хорошей славою.
Зачем же ты дала, мне это, милая сестра,
Собаке б бросила, она б хвостом вильнула...

Невеста, обнимаясь, прощается со своей подругой, говорит ей:

Лысьта-ӧ ме тэ дінӧ кутчысьны, муса соч,
Ползян-ӧ тэ менам омӧльысь,
Яндан-ӧ тэ менам злыдниысь?..
Осмелюсь ли я обнять тебя, милая сестра.
Не испугаешься ли ты моей худобы,
Не устыдишься ли ты моей дерзости?.. и т.д.

Если невеста идет "с расходом" (т.е. с уплатой денет), то деньги в этот же вечер отдает жениху.

В Вотче канун свадьбы называют "вечер". Жених со своими родственниками приходит к невесте, приносит с собой две четверти вина. Сразу же садятся за стол. Невеста в это время причитает в другой комнате, в той же комнате молодежь играет и пляшет.

Невесту приводят ее крестный отец и крестная мать. Усаживают ее у окна между собой. Жених, выйдя из-за стола, приносит в шапке "чистое серебро" (50 коп. или рубль денег). Невеста берет их в правую руку, на рукав кофты. Жених берет со стола стакан пива и, величая невесту по имени и отчеству, просит попробовать. Так делает еще раз, а в третий раз подает стакан вина. Невесту сажают рядом с женихом. Начинается угощение. Когда подают на стол блины, невеста выходит из-за стола. Родные жениха уходят, а отец невесты догоняет жениха, приводит его обратно и угощает отдельно. Невеста продолжает свои причитания. Для нее топят баню. Придя из бани, невеста снова причитает. Для подруг, мывших невесту в бане, готовят стол. (По описанию О.Чумановой, мать жениха в Вотче не ходит в этот день в дом невесты из опасения, что счастье может уйти из дома жениха). После игр жених остается ночевать у невесты.

Описание визинтской свадьбы почти повторяет вотчинскую свадьбу. Есть очень незначительные различия в деталях. Так, здесь невесту выводит из другой комнаты крестная невесты. Обе они держатся за платок. Подойдя к столу, становятся напротив жениха. Жених, его крестный и крестная встают, те и другие кланяются друг другу. Невеста с крестной садятся у окна и ждут жениха. Жених, выйдя из-за стола, величает невесту по имени-отчеству и дает 2—3 рубля денег, сыплет их на ее рукав. Угощает невесту вином один раз, недопитое ею из стакана выпивает сам. Для невесты топят баню. Вернувшись из бани, невеста угощает ужином своих друзей и подруг.

В Пажге жениха и его родственников, пришедших к невесте, усаживают за стол, жениха — в красный угол. Невесту приводят две девушки. У каждой из них в руках тарелка, а на тарелках — козин жениху и платок для невесты. Мать невесты приносит большой короб (куд), и невеста, кланяясь, одаривает (козьналӧ) каждого пришедшего. Раздав подарки, начинают угощать. Невеста пробует только первое блюдо — рыбный пирог. Жених накидывает на нее платок, она выходит из-за стола и начинает причитать. Когда будет исполнено причитание жениху, последний выходит из-за стола, садится на колени невесте и шепчется с ней. Пошептавшись, невеста благодарит жениха и его родных. Гости уходят, а невеста плачет отцу, матери и своим родным.

"Пера и Райда (Зарань)" (1969), картон, гуашь, 50 х 80.
Василий Игнатов, Национальная Галерея Республики Коми.

В Вильгорте и в Тентюкове различий в проведении этого дня не много. Вильгортская и тентюковская свадьбы, однако, дают некоторые детали, отсутствующие в других описаниях сысольской свадьбы. Таковы, например, описания поступков и действий, происходящих в доме жениха перед отправлением к невесте. В Тентюкове жених с утра ходит к своим родственникам и приглашает их пойти вместе с ним на обручение. Идут туда же и дружки (1—3). Прежде чем выйти из дома, ненадолго садятся за стол. Все отправляющиеся затем трижды до земли кланяются перед иконами, молятся. Жених просит благословения (бурсиӧм) у отца, матери, у крестных родителей, у брата, сестры и у родственников, кланяясь до земли тому, кто дает "бурсиӧм". Дающий "бурсиӧм" крестит над его головой иконой, затем хлебом и дает жениху денег. Перед выходом ненадолго садятся за стол. На передних санях едут мужчины, в средине поезда в одних санях едут жених и его крестный. На последних санях — женщины.

Лошадей у дома невесты не распрягают и не кормят — нельзя. Сами, заходя в избу, садятся за уставленный кушаньями стол. Для жениха и невесты постлана шерстью вверх шуба.

После того, как невеста будет одета, жених, выходит из-за стола, приводит ее и сажает за стол с той стороны, где сидят женщины. Оба держатся за один платок. Обносят один ряд (пьют вино из одной рюмки) и невеста начинает раздавать "козин". Ей подают эти подарки из кута (кывт). Дает сначала жениху: рубашку, рукавицы, носки (шерстяные), штаны, полотенце (жӧник сулӧк), потом — крестному отцу, крестной матери, свекру, свекрови. Свекровь, получив подарок, говорит: "Кузь сос быдті да мыйда козин босьті" ("Длинный рукав вырастила и сколько подарков получила"). Каждый получающий козин кладет на блюдо деньги. Жених кладет деньги в завернутом (в бумажке) виде (сумма для него безразлична). Начинают угощаться. Каждое блюдо первым пробует крестный. Подают: три рыбных пирога, жареное мясо (кисель не приносят). Последним блюдом приносят "сладкий пирог". На пироге — блюдо. Туда кладут деньги. Когда кормят гостей, мать к столу не подходит — подают на стол родственницы невесты. После угощения жених покрывает своим платком невесту ("Вевт чышъян", в этом же платке невеста идет к венцу). Жених передает невесту ее крестной со словами: "Не подмени, обратно приведи эту". Невеста выходит в другую комнату, меняет платье, садится и начинает причитать. Гости жениха уходят, заходят ненадолго в дом жениха и, посидев за столом, расходятся.

В описании вильгортской свадьбы отмечаются еще такие детали: родственникам жениха, сидящим за столом у невесты, девушки, подруги невесты поют величальные песни. После ухода гостей молодежь играет, в избу заносят солому и начинается так называемый колип. И еще: платок, который жених дарит невесте, прежде чем покрыть им новобрачную, три раза обносит вокруг ее головы.

В Кочпоне канун свадьбы назывался "девичник" и "чунькытшасьӧм". Для этого дня характерны такие обряды: невеста моется в бане; до бани причитает родителям и молодежи; молодежь за причитания дает деньги. Приходят родственники от жениха, их угощают, раздают подарки. Затем девушки, подруги невесты, ходят в гости к жениху: подойдя к его дому, просятся песней "Вставай же, вставай" ("Чеччы жӧ, чеччы, не пӧра узьны, пӧра чеччыны" и т.д. См. ниже). У жениха их угощают, молодежь здесь поет и пляшет и затем все возвращаются обратно к невесте.

Причитание невесты вместе с ближайшей родственницей. с. Помоздино. Фото П.И.Чисталева.

В описании шошкинской свадьбы находим детали, не отмеченные выше. Роль крестной матери невесты исполняют так называемые "вводящие и выводящие" (пыртысь-петкӧдысьяс) — две девушки, которых выбрала невеста для этой роли. Они приводят невесту, они же ее уводят и переодевают, с ними же она и причитает. Пыртысь-петкӧдыси же идут с невестой к венцу. Здесь невеста выходит к гостям с блюдом в руках, на блюде — полотенце для жениха — "жӧник сулӧк" вместе с пыртысь-петкӧдысями троекратно кланяется гостям, трижды крестится перед иконами, трижды кланяется жениху, целует его и дает ему полотенце. За подарок жених кладет на блюдо деньги. Затем приносят ящик (куд) и начинают одаривать остальных поезжан. Покончив с этим, невеста садится рядом с женихом. За другим столом или поблизости сидят девушки и поют величальные песни гостям: каждому поют песню "Как у чарочки". После угощения прибывшие от жениха уходят, а жених сажает невесту у окна, накрывает ее платком. Жених вскоре уходит, а пыртысь-петкӧдыси переодевают невесту и приводят на то же место, покрывают платком и невеста вновь начинает причитать.

Причитает она "бурсиӧм" (благословение). Окончив этот причет, невеста посылает своих подруг и сверстников сходить к жениху в гости. Жених, зная о приходе гостей, запирается. В это время у него готовят угощение. Затем впускает гостей и угощает их. Невеста в это время дома причитает соседям, пришедшим из своей деревни. Возвращаются гости, ходившие к жениху. С ними же приходит жених. Пришедшие рассказывают о том, как они гостили у жениха, чем их угощали и т.д. Невеста причитает жениху. Под вечер устраивают так называемый девичий ужин ("ныв ужин"). Парни и девушки ужинают все вместе, в т.ч. и невеста. После ужина и плача невесты молодежь начинает колип. Заносят сено и солому в сени, в избу, и даже на улицу. Начинают играть, баловаться: валят кого попало на солому и заваливают ею. После "кольпасьӧм" жених и невеста ложатся спать вместе. Парни и девушки ложатся также парами. Автор описания шошкинской свадьбы, М.Елькин, пишет об этом колипе так: "Иногда при свадьбе в избе бывает полно спящих пар"2.

Как видно из описания шошкинской свадьбы, она весьма отличается от свадьбы по Лузе и Сысоле, хотя Шошка находится всего в 20 км от Сыктывкара. Шошкинская, так же как и кочпонская свадьба, ближе к средневычегодской свадьбе, нежели к сысольской. Отличия хотя и незначительные, но весьма примечательные: по Сысоле и Лузе — с угощением у жениха не встречались.

В нашем распоряжении имеется описание части свадебного обряда в Сторожевском районе3. Это описание во многом повторяет описание шошкинской свадьбы. Здесь после сватовства не устраивают более никаких сговоров и пр. Приводим вкратце это описание. Накануне свадьбы, перед приходом гостей, мать втыкает иголку без ушка в воротник пиджака невесты, шею осыпает солью. (То же делает мать жениха, когда он отправляется к невесте). От жениха отправляются к невесте, чтоб "заставить девушку плакать" ("ныв бӧрддзӧдны"). По приходе в дом невесты жениха и его крестных родителей усаживают на шубу. Отец невесты и жених ударяют по рукам, а крестный жениха и крестная невесты свидетельствуют ("ки орӧдӧны"). Затем жених новым белым платком покрывает невесту, целует ее, а сам садится за , стол пить-есть. Невеста дает дружкам полотенца, дружки надевают их через плечо ("Алыкаласны — пельпомсяньыс киняулас кӧртыштасны"). Садятся за стол: раньше всех старший дружка с плетью в руке, затем остальные дружки и родители жениха. Невеста причитает "бурсиӧм" жениху, сверстнику, подружке, крестному и крестной жениха. Поезжане уходят, а жених приглашает невесту с подругами, с крестной и другими родственниками придти к нему в гости. Невеста отбирает подруг и родственников и со своей крестной отправляются "обмыть жениха" ("жӧник киськавны"). Невесте шею обсыпают солью (делает это бабушка или мать невесты), в грудь кладут бодягу, в платье втыкают иголку без ушка ("чтоб не околдовали и не испортили "тӧдыси" — колдуны"). Идут с песнями и пляской. Просятся к жениху с песнями, поют их под окнами избы жениха. Заходят в дом, угощаются. Угощают жених, его родители и дружки вином, пивом и чаем, приносят большой рыбный пирог. Когда гости уходят, жених накрывает невесту "заграничным" (шелковым) платком. Возвращаются с песнями. Невеста, вернувшись, причитает, описывает, как их принимали у жениха, чем угощали и т.д. (На Вишере невеста обычно охаивает свое угощение у жениха: плохо кормили, плохо приготовлены кушанья и т.д.). Вечером приходит молодежь "кольпавны". Балуются, поют, пляшут, заносят солому и только под утро расходятся.

По нижней Вычегде. В деревнях по р. Пожег (Ипатово, Прокопьевка) канун свадьбы называют "вӧйпсьӧм". У невесты собираются ррдственники с обеих сторон — и жениха, и невесты. Рассаживаются за столами в таком порядке: родственники невесты садятся за столы, расположенные ближе к печи ("пачводз пызан"), родственники жениха — за столы, расположенные ближе к дверям. За центральным столом — в красном углу — жених с невестой и крестные с обеих сторон. Пока не приведут невесту, не едят. Невеста сама не ест, кормит ее жених. У каждого стола — разливающий вино. Гости в этот день много пляшут.

В Семукове, где рукобитья настоящего не бывает (как и в Черныше), канун свадьбы празднуют в два дня. Первый день называют "вечер" или "девисьник", второй "вӧйпсьӧм" или "чунькытшасьӧм". В день девичника парни и девушки из деревни приходят к невесте с 4 часов вечера. От невесты отправляются к жениху 4—5 человек; приходит жених и приводит 4—5 человек из своих родственников. До прихода жениха отец невесты не пускает молодежь в избу. Чай разливает в этот вечер обязательно невеста. После чая невеста с плакальщицей садятся под брус (сёр улӧ) плакать; невеста накрывается белым платком. Первое причитание — жениху; просит хорошо держать, учить и т.д. Затем другим гостям. Каждый, кому причитывает невеста, садится к ней на колени и оставляет на ее коленях деньги. Затем она причитает одна — оплакивает свою жизнь. Когда встает с ее колен жених, оставляет узел гостинцев (ноп гӧстинеч), всяких сладостей. Плачет отцу, матери, старшему брату ("зачем выдаете?"). Выходят в другую избу, где пляшет молодежь, и причитают им. Парни,и девушки также присаживаются на колени невесты и дают ей по 5—10—15 коп.

Второй день называется днем сговора (вӧйпсян лун). Днем у невесты собираются женщины и девушки с пряслицами. Невеста всех оплакивает; оплакиваемые садятся к ней на колени и дают деньги; она прячет их за чулок (чӧрӧс костас). Под вечер от невесты ходят с приглашением к жениху придти на сговор. В это время невеста причитает пришедшим на сговор своим родственникам. Приходят жених с родственниками (вӧйпсьысьяс). Их усаживают за стол. Невесту сажают рядом с женихом.

В Жешарте в день девичника (вӧйпсьӧм) невеста плачет с раннего утра (соседям, родным, знакомым). Со стороны жениха прибывает человек 40 гостей. Впереди всех дружка, у которого через плечо (виджадӧн) висит полотенце.

Гости садятся за стол. Невеста продолжает плакать. Жених посылает дружку унимать. Невеста не унимается. Дружка унимает второй раз. Плакать перестает. Плакальщица ведет невесту в горницу наряжаться. Воду выплескивают на девушек, которые играют (пляшут) в другой комнате. На невесту надевают красный шелковый платок (патка). Плакальщица приводит невесту к гостям на середину комнаты. Жених выходит из-за стола к невесте, делают друг другу три земных поклона, целуются. Затем жених берет невесту за руку и они садятся за стол (на лавке подложен войлок или одеяло).

Угощение идет в таком порядке: рыбник, студень, мясной суп, жаркое (обыкновенно телячий зад), легкие, жареный картофель с маслом на тарелке (картупеля рач); пшенная каша, рисовая каша, макароны, пирожное, приготовленное из сметаны и ячной (или белой) муки и посыпанное сахарным песком (выйсука, дрӧчӧна), творог с яйцами в маленьком горшке, кисель (пока едят кисель, ложку класть нельзя — ударят по лбу), сладкий пирог из белой муки (внутри черника, сверху изюм). После всех блюд на стол, где сидит жених, приносят на тарелке три мучника (простые ячные пироги) — "отказ". Во все время еды девицы подносят на подносе стаканами пиво, а подруги невесты воспевают (сьылӧдчӧны) гостей ("се гости добры да се короши" и т.д.). Дружка собирает деньги с гостей (кӧлысь пыгыдыслысь) и дает их поющим. После каждого получения денег певицы благодарят ("Благодарствуй, Василий-господин" и т.д.). Жених с невестой не выходят из-за стола до тех пор, пока не кончится еда. После еды невеста идет в женскую половину избы плакать. Жених покрывает невесту шалью. Невеста плачет жениху. Жених садится на время на колени невесте. После окончания плачей (дубовӧй, родне) жених берет невесту под руку и они вместе идут в свободную от посторонних комнату. Там человек 10 ужинают (едят три блюда: суп, рыбник, студень). Жених едет домой. Дубовӧй, по описаниям, сделанным в Прокопьевке и в Ипатове, исполняется в сопровождении определенного обряда. Обряд этот таков. Невеста усаживает за стол парней и девушек. На тарелки кладут сочни, прикрывают их глубокой чашкой. Невеста начинает причитать (см. текст). Стол отодвигают на средину пола, чтоб невеста могла обходить вокруг него. На стол, кроме сочней, кладут сковороду, а на нее — ножницы или что-либо другое железное, чтоб бренчало. Невесту покрывают шалью. Причитая, она обходит (вокруг стола трижды, против хода часовой стрелки, каждый раз ударяя рукой по столу. В это время приподымают и опускают на стол сковороду, чтоб громче бренчало. Затем невеста со всеми целуется, берет чашку сочней. Все присутствующие берут по сочню, а в другую тарелку кладут деньги. После дубового (или до него) разыгрывалась игра-комедия сатирического характера — высмеивались девушки легкого поведения, их родители и т.д. Играющие надевали маски, наряжались нищими, цыганами и т.д. (Эти инсценировки будут рассматриваться нами в отдельной статье).

В Часове отмечены такие дополнительные детали: у жениха — двое дружек, у невесты — один. На груди у них — пришитые из ситца кресты, а через плечо обвязаны полотенца. За стол садятся в таком порядке: вначале — крестный жениха и крестный невесты, затем крестные матери; те и другие держатся за носовой платок. Между ними садятся новобрачные. Невеста покрыта платком, принесенным женихом.

После пира пляшут; невеста "прирабатывает" ("наживайтчӧ") причитает пляшущим — те дают ей деньги.

На средней Вычегде на "обручение" едут жених со своими крестными и дружкой. Здесь перед приехавшими запирают двери, расспрашивают, кто приехал. Заходят и садятся сразу за уставленный яствами стол. В доме невесты к тому времени собираются все ее родственники, дружка (или ямщик) жениха привозит туда же родственников жениха. Все молятся иконам. На стол ставят икону и каравай хлеба. Ими благославляют невесту: невеста целует икону, благословляющих родителей, братьев-сестер и других родственников. Каждый, кто благославляет невесту, дает ей деньги. После этого невеста садится у среднего окна на разостланную шерстью вверх шубу. По бокам садятся ее крестные родители. Жених выходит из-за стола, ему дают в руки платок, тот платок он встряхивает в три стороны и кладет на голову невесте, садится к ней на колени, целует ее, встает и садится на свое место. Крестные встают, их место занимают подруги невесты и начинают оплакивать невесту. Слушать оплакивание приходит полная изба людей. Причитают бурсиӧм отцу, матери, крестной. Причитают почти весь день; каждый опричитываемый дает деньги. Жених со своими родственниками в это время сидят за столом; вначале пьют чай, затем обедают, пьют пиво, вино. Мать невесты одаряет жениха и его родных: подает на блюде жениху кальсоны, рубаху для венчания, чулки, рукавицы, полотенце. Все это обвязано поясом. Жених встает, раскланивается; отец невесты подает ему стакан пива. Жених берет подарок рукой, прикрытой носовым платком ("голой рукой нельзя, такова мода"). Затем подарки преподносят крестному жениха (полотенце, рукавицы, холст на кальсоны и пояс), его крестной (платок, чулки, холст и пояс), его матери (полотенце, чулки, рукавицы, рубашку — соска дӧрӧм, ситцу на кофту и пояс), свекру (чулки, рукавицы, холст на штаны, полотенце и пояс), золовкам (по полотенцу, рукавицы и чулки), деверям (то же; "что бедная невеста успеет накопить — все раздаст, а выйдет замуж, родится ребенок и не во что обернуть его бывает"). После одаривания гости вскоре уходят. Невеста ненадолго прекращает свои причитания, пообедает и под вечер снова начинают причитать. Причитает "Ныв ыджыд вӧля". Отдохнув, причитает подругам. Окончив этот причет, встает и, перекрестившись, вместе с подругами ужинает. Вечером в доме невесты собираются парни и девушки и под гармошку пляшут всю ночь.

В Корткеросе кольпасьӧм бывает до обручения ("чунькытшасьӧм"), "Это самый веселый вечер, в избу заносят солому и там барахтаются, толкаются. В этот вечер жених угощает парней табаком — "холостяцкая жизнь его на этом кончается" ("сійӧн сылӧн помасьӧ зон олӧмыс"). В день обручения запирают двери — чтоб не зашли колдуны и не испортили молодых. Жених встряхивает платком против хода солнца ("чтоб хорошей жизнь была"—"мед паныда олӧм лоас"). До покрытия невесты платком рядом с ней сидят ее крестные. Крестная держит платок, а крестный — икону. После ухода родственников жениха невеста ходит в баню.

В Усть-Куломе, как мы уже говорили, в канун свадьбы происходит рукобитье. Жених приводит невесту бить по рукам (оба держатся за полотенце). Родители жениха с родителями невесты бьют по рукам. Невеста раздает подарки, после чего начинает причитать. Остальное сходно с описанным выше. Сидящие за столом уговаривают кончить причитания ("не в солдаты берут и не в тюрьму посылают, хватит"). Девушки им отвечают: "Надо больше оплакать, чтоб все слезы дома остались" ("Бӧрдӧдам ёнджыка, мед ставис, бӧрдӧмис гортас кольӧ").

В Керчомье колип делается особо после рукобитья, на колип приходит только молодежь. "Колипом называют потому, что девушку в последний раз веселят". Поют, пляшут, играют (горанясьӧны). После колипа причитают "кукушке".

Уточняем некоторые детали (вход дружек, благословение и т.д.) по вишерской (Джиян) свадьбе. В состав поезжан ("Свадьба пыкыд"), приходящих к невесте, входят: дружки (их бывает до семи), жених и его крестные. Порядок следования и входа в дом невесты таков: впереди старший дружка с плетью, за ним остальные дружки (все идут гуськом), жених и его крестный — в ряд, замыкает крестная. После того, как откроют двери (за заговор, за выкуп), все входят в дом в том же порядке; когда переступают порог, крестятся. При входе свадьба пыкыд невеста сидит у среднего окна (краснӧй ӧшинь водзын), справа от нее сидит ее крестная, слева — причитальщица. Перед ними — скамья, на ней сидят: ближайшая (кушӧр) подруга и кто-либо из родных (бабушка, дедушка). Свадьба пыкыд заходят в избу, останавливаются у стола, крестятся на икону (главный дружка поднимает руку, а остальные — за ним) и затем садятся за стол в том же порядке, в каком зашли в избу (вокруг стола не обходят). Старший дружка сидит в переднем углу. На столе приготовлена еда, с края стола — каравай хлеба (нянь тупӧсь). Невеста в этот день носит платок по-татарски ("татарка моз"). Затем она подходит к столу для благословения. Становится на колени. Отец правой рукой берет каравай со стола и кладет его на голову невесты, а левой рукой помогает невесте встать на ноги и затем троекратно, крест-накрест целуется с ней (при этом левая рука с караваем остается на голове невесты, а правой он придерживает невесту за руку). Перед благословением невеста говорит: "Благослови, батюшка"; тот отвечает: "Бог благословит". Так благословляют невесту мать, братья и сестры. После благословения невеста садится на то же место, у среднего окна. Жених выходит из-за стола, садится к ней на колени, левой рукой обнимает ее за шею, голову прячет под платок, которым закрыта невеста, о чем-то шепчется с ней, затем сходит с колен невесты и садится за стол. Невеста остается на месте, прикрытая платком; при этом углы платка находятся спереди и сзади, т.е. один угол на груди, другой на спине, остальные на плечах. Начинаются причитания: причитальщица ведет, невеста повторяет за ней.

В канун свадьбы в Вольдине невеста вместе с подругами и причитальщицей оплакивает свою жизнь, прощается с родителями. Мать невесты прикрывает ее шалью, невеста садится на лавку под матицей (пуксьӧ лабичас матич кузьмӧс). Подружки обычно в ночь последнего колипа не расходятся, а остаются ночевать у невесты.

"Алӧй лента" танц.-песенная композиция анс. "Асъя Кыа", 2012.

На Удоре, по Вашке (Муфтюга, Ертома), накануне свадьбы жених и его родственники отправляются к невесте на "вечер". Идут не кучей, а гуськом. Впереди всех с иконой на груди идет "видзысь" — "хранитель", "сторож". За ним —жених, дружки и другие поезжане. У девушки в этот день собираются также все родственники. Как только заметят приближение жениха со свитой, в доме невесты запирают двери. Впускают только тогда, когда жених даст обещание поставить ведро вина. Входят в дом. За столом сидят девушки ("ныв ватага"). Чтоб уступили место, жених угощает девушек сладостями. Прежде чем сесть за стол, пришедшие с женихом трижды обходят вокруг стола против движения солнца. Жених сидит между своими крестными родителями. Поезжане приходят в дом невесты со своим хлебом — приносят целый короб хлеба. С собой же приносят солонку. Крестная жениха расстилает скатерть, выкладывает на стол хлеб и рыбные пироги. Отец невесты и жених бьют по рукам через стол (не голыми руками, а прикрыв ладонь рукавом или полой одежды). Кто-либо из присутствующих разнимает (ытшкӧ налысь ки). Невеста начинает свои причитания, просит благословения у родственников, причитая с ними в обнимку. Благословляют тем же хлебом, который принесли с собой родные жениха. Раздают подарки жениху и другим его родственникам. Одаривают сначала жениха. Мать невесты приносит на блюде то, что ему предназначено. Подарок обернут в полотенце. Жених берет подарок рукой, прикрытой носовым платком. ("Голой рукой нельзя, такова мода"). Отец невесты приносит жениху стакан пива.

Свадьба пыкыд (поезжане) уходят, а невеста продолжает причитать. Прекращает лишь для обеда. Вечером невеста ужинает с подругами. Приходят парни и девушки и под гармошку пляшут всю ночь. Каждый присутствующий дает невесте подарок: кто платок, кто пояс, кто кружева, ниточки; парни дают деньги. Приходит и жених. Вызывает невесту, но та вместо себя посылает подругу. Наконец, выходит сама. Если жених из другой деревни, то на ночь он уводит невесту либо в свою деревню, либо к кому-либо из соседей ("Чтоб не раздумали"—"моз косӧдчыны").

На Мезени и на Выми рукобитье, как уже указывалось выше, происходило сразу же после сватовства, и в канун свадьбы никакого особого вечера не устраивали.

На Ижме канун свадьбы называют ыджыд ки (большое рукобитье, букв. "большая рука" или вӧйпсьӧм (сговор). Жених с дружками утром приходит к невесте с подарками и с вином. Невеста дает жениху материал на рубаху. После угощения гости уходят, а дружки и жених остаются, приглашают девушек и парней от невесты в гости к жениху. Это называют здесь "Зонорд" ("У парня"). Невесту уводят в другую комнату, где она продолжает причитать. Гостей, посланных невестой, жених встречает на крыльце. Кланяется пришедшим и приглашает в избу. Здесь гостей угощают, после чего девушки поют песни, воспевают жениха. С гостинцами, жениха возвращаются к невесте. По пути в форме причитаний описывают, как принимали их у жениха, чем угощали и т.д.

В этот день моются в бане и невеста и жених. Невеста, отправляясь в баню, "юр ной" снимает и надевает "гӧна ной" (шапку). После бани, уже вечером, жених, тысяцкий, сватья и дружки в сопровождении сестер жениха (аянывъяс) отправляются к невесте. Приносят с собой закуску, зеркало, мыло. В кусок мыла вбивают серебряную монету. Все это кладут на стол и прикрывают платком. Мастерицы оплакивают невесту. Гости ненадолго присаживаются, затем встают: с одной стороны жениха — сватья, с другой — дружка; жених — в середине. Встают и невеста с причитальщицей. Жених подходит к невесте и своей правой ногой слегка наступает на правую ногу невесты. Волосы невесты распущены, закрывают лицо, а на ее голове "гӧна юр" (шапка). Жених отводит волосы невесты назад за уши. Подарок с блюда кладет на рукав невесты. Дает, кроме того, золотое кольцо, а невеста взамен дарит шелковый платок. Этот момент обряда называют "Вежсьӧм" (Обмен). Затем все уходят, кроме золовок (сестер жениха — аянывъяс), которые остаются у невесты до отъезда к венцу. Невеста снова причитает, затем угощает сестер жениха. Гости и подруги невесты вечером устраивают девичник. Сюда же приходят жених с дружками и молодыми парнями. Поют свадебные песни, играют хороводы и пляшут. Под утро жених уходит домой.

На верхней Печоре (д. Медвежская) так называемое рукобитье, каризна и т.д., не отмечается особо, а устраивается в день свадьбы, потому в день свадьбы здесь происходят некоторые обряды кануна свадьбы. Любопытно, далее, что здесь дружек имеет не только жених, но и невеста. Невеста назначает двух дружек и двух женщин в сватьи. Дружек невеста опоясывает кушаками, сватьям дает красивые платки. Сватьи одевают невесту, повязывают ей на лоб шелковый платок и уводят в кут. Приходит жених и его свита. Жених дает родителям невесты обещанный юрдон — приносит с собой три ведра водки. Мать невесты приносит поднос, и жених кладет на поднос назначенную сумму (100 руб.). Мать покрывает поднос платком и уносит в кут. Сватьи приводят находящуюся между двумя девушками невесту. Родителей невесты сажают за стол, жених с невестой стоят у стола. Жених достает из кармана вино, предназначенное для рукобитья (кикутан вина) и рюмку. Невеста берет поднос "рукавом" (ладонь прикрыта рукавом кофты), на подносе — 4 рюмки. Жених усаживает своих дружек, сватий, невеста — дружек, сватий со своей стороны. Невеста держит поднос, жених наливает во все 4 рюмки. Подносят матери, отцу невесты, дружкам. Под конец жених с невестой пьют из одной рюмки. Затем жених одной рукой, через стол, обнимает невесту и трижды ее целует и накидывает на ее голову красивый шелковый платок. Сватьи уводят невесту в кут для причитаний. Во время причитаний в дом невесты постепенно собираются ее родственники. Их усаживают за тремя столами. Приносят разные кушанья. Веселятся, пляшут. Затем следует то же, что и ижемское зонорд. Жених приглашает гостей к себе, отослав предварительно несколько человек для приготовления угощения. Попрощавшись с невестой, жених со своими сватьями уходит домой. Гости от невесты отправляются к жениху. Жених стоит на крыльце. Пришедшие просятся, жених не отвечает — куражится. Гости припевают, просят жениха приготовить еды-питья двенадцати сортов. Наконец жених впускает гостей. Если парень из той же деревни, что и невеста, то угощение гэтовят родители, если из другой, то зонорд устраивается на квартире. Еду и угощение для этого пира привозили с собой. В доме жениха не причитают — веселятся, поют, рассказывают сказки. Жених с невестой сидят рядом, кто-либо из родственников жениха угощает. Гости отправляются обратно к невесте, восхваляют причетом жениха за хорошее угощение. Жених остается дома. Запрягает коня, к дуге подвязывает колокольчики. Приезжает в дом невесты. Держа невесту за руку, ведет к саням. На руках усаживает в сани. Отправляются в церковь для венчания. На этом кончается "кӧлысь", Начинается свадьба. (Зонорд, кроме Медвежской, на верхней Печоре практиковался еще в Конецборе).

В Усть-Илыче после того, как невеста закончит обход родных, устраивают колип. Приглашают родню жениха для угощения. Характерно, что родня невесты при этом только смотрит, как угощают жениха и его родственников, их не приглашают даже сесть за стол.

У зауральских коми. Мы располагаем детальным описанием обдорской свадьбы, которая во многих деталях сходна с ижемской свадьбой. Описание обдорской свадьбы в некоторых моментах дополняет описания, сделанные в послереволюционное время в районах Ижмы и Печоры, когда отдельные детали обряда уже опускались. Ыджыд кикутӧм здесь происходит так (описание 1905 г.).

Пришедших в день большого рукобитья гостей угощают шафера невесты чаем с пряниками и вином. После чая кладут перед каждым гостем деревянную ложку, по куску черного и белого хлеба. Посредине стола, на тарелках ставят пироги из соленой рыбы в ржаных корках, квас в больших деревянных чашках и две чайные чашки, которыми гости черпают квас. Шафера в одной руке держат поднос с двумя рюмками, а в другой бутылку с водкой, наливают и подают всем. После пирогов ставят вареное мясо, а в заключение — простоквашу. Шафера все время угощают гостей вином. После этого обеда жених с гостями уходят, а невеста продолжает плакать, сидя на лавке между своими плакальщицами. Из числа приглашенных девушек невеста выбирает четырех, которые должны ходить по домам и приглашать знакомых на свадьбу. Эти девушки называются "дружками". Шафера ходят тоже с ними. Когда всех позовут, идут к жениху, их там просят садиться за стол, угощают чаем, вином. Угощение бывает такое же, как и у невесты. От жениха опять идут к невесте. Невеста, сопровождаемая плакальщицами, встречает их в сенях с плачем и причитаниями-песнями, в которых спрашивает девушек, хорошо ли их угощали. Те отвечают утвердительно. Тогда невеста начинает хвалить жениха за то, что он сумел угостить дружек. Потом невеста идет в баню со своими и жениховыми провожатыми (провожатыми называются женщины, которые сопровождают жениха и невесту в церковь, они приглашаются раньше и в свадебном пиршестве занимают почетное место) и девушками. Приходит из бани невеста с плачем и не перестает плакать до ночи. Девушки в это время играют хороводы и поют игровые песни... Часа через два после бани жених приходит к невесте с шаферами, провожатыми, тысяцкими и со своими знакомыми девушками. Шафера всю дорогу идут с зажженными восковыми свечами, сплетенными по две вместе, и поют: "Благослови, душе моя, Господа". Придя в дом невесты, шаферы сплетают все свои свечи вместе и гасят. Все останавливаются посредине комнаты. Невеста выходит с плакальщицами; волосы у нее начесаны на лицо; жених разнимает ей волосы и целует ее, и в это время наступает ей на ногу. После этого он осматривает кольца на обеих руках; если невеста по забывчивости имеет на руке кольцо необручальное, то жених бывает недоволен, снимает его и бросает на пол, а затем надевает принесенное с собой. Затем жених подает невесте узелок, в котором завязана тарелка с пряниками и конфетами; тут же завязано маленькое зеркало, кусок мыла, истыканный серебряными деньгами. Невеста берет узелок и подает жениху шелковый платок, который жених кладет в шапку и надевает на голову. Невеста сейчас же и садится на свое место. Девушки, пришедшие с женихом, идут за ней; она с плачем и пением расстегивает и снимает с них шубы. Жених в это время становится за стол, вынимает из шапки платок, утирает им лицо и передает тысяцкому; тот проделывает то же самое и передает платок провожатым. После того, как платок обойдет всех присутствующих, его возвращают жениху. Тот снова кладет его в шапку, надевает ее на минуту, но затем садится за стол уже без шапки. На столе поставлен хлеб и соль. Вскоре жених уходит домой со своими гостями... По уходе жениха все девушки, шафера и плакальщицы садятся за стол; невеста стоит у стола и угощает, все время кланяясь, со словами: "Пожалуйте". После ужина невеста ложится спать, а девушки играют хороводы, поют и пляшут. Молодые парни приходят без всякого приглашения и тут же с девушками пляшут целую ночь под звуки гармошки". Очень сходно происходят только что отмеченные церемонии дня кануна свадьбы и в Шурышкарах. Разница в том, чтс в последнее время, судя по описанию Т.И.Жилиной, обряды кануна свадьбы здесь исполняют в день венчания. Приводим это описание только для иллюстрации процесса сокращения, деформации старинных, по-видимому, весьма сложных обрядовых церемоний. Происходит это у них так.

В назначенный день от невесты приходят к жениху ее подруги с известием, что у невесты все готово, могут придти на рукобитье. Жених приходит с отцом-матерью и родственниками. Их усаживают за стол. Наряженную невесту подводят, к столу и обе стороны взаимно (трижды) раскланиваются. Жених ставит на стол бутылку водки. Он же разливает вино в рюмки. Подносит вино родственникам невесты. Когда вино кончится, жених целует невесту, и последнюю уводят причитать. Причитает она с двумя плакальщицами. Во время причитаний родственников жениха угощают. На голову невесты кладут юрной. После угощения жених и дружка подходят к невесте. Брачущиеся обмениваются платками. Невеста вместе с плачеями причитает жениху и дружке. Жених с дружкой садятся обратно за стол. К невесте подходят мать, крестная и тетки жениха. Они расчесывают гребенкой волосы невесты. Невеста причитает им. Жених и его родственники уходят. Невеста приглашает подойти к себе родных для прощания с ними. Причитает дедушке, бабушке, крестной, теткам, дядьям. Когда кончатся причитания, плакальщицы расплетают девушке косу. Невеста не дает, жалеет косу.

В Усть-Цильме канун свадьбы не отмечался. В этот день, по С.В.Максимову, "рано утром, выбираются дружки из тех ребят, у которых есть синие кафтаны: у женихова на правом плече нашивают ленты, у невестина дружки — на левом. Оба в тот же день ходят сзывать по домам родных и знакомых на завтрашнюю свадьбу", (Год на Севере, II, стр.443). По Н.П.Колпаковой, перед свадьбой по вечерам подруги и парни собирались к невесте на вечерку ("девишники"). Приезжал и жених. Раньше гости расходились около полуночи, потом стали оставаться на всю ночь, причем девушки оставались спать с невестой, а нередко тут же оставались и парни. Настоящего сна ни у кого не было; никто не раздевался, а только смеялись и озорничали: мазали друг друга сажей, пришивали незаметно к постели и т.д.4.

Примечания:

1. Объясняется это, по-видимому, тем, что кольца у коми не имели символа бракосочетания; у коми их носили преимущественно девушки (реже — женщины, а иногда даже парни — из щегольства). Кольца эти были домашнего изготовления, делались они из медных и серебряных монет.

2. Выражения "ночуют у невесты, спят с невестой" и т.д. не следует понимать буквально. Встречающиеся в некоторых дореволюционных заметках туристов и чиновников высказывания о свободе отношений между парнями и девушками до брака у коми сильно преувеличены. Бывали, конечно, и у коми случаи рождения детей до брака ("пиалӧм"), но было таких случаев не больше, чем у других народов. Судьба матери, родившей "чурку", как называли коми внебрачного ребенка, была нерадостной, всю жизнь ей приходилось терпеть насмешки соседей, попреки и укоры родных. Замуж она могла выйти только за вдовца, за старика. Потому девушки коми старались блюсти "честь", парни же в этих условиях не домогались их "чести", так как не меньшим укорам подвергался и отец "чурки", обманувший девушку. Потому во время колипа и в других подобных случаях обычно не спали, а разговаривали, ложились же не раздеваясь.

3. Архив краевед, музея. Инв.192, стр.1—26. Запись Александры Федоровны Латкиной.

4. Н.П.Колпаков а. Указ. соч., стр. 104—105.

Свадьба народа Коми

Реклама Google: