Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

Свадьба народа коми Часть I. Глава I. Описание обрядов.
РУКОБИТЬЕ (Кикутӧм, ки орӧдӧм, лӧсьӧдчӧм и т.д.)


"СВАДЬБА НАРОДА КОМИ",
Ф.В.Плесовский, 1968.

"СВАДЬБА НАРОДА КОМИ",
Ф.В.Плесовский, 1968.

ЧАСТЬ I. СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ
НАРОДА КОМИ

Глава I.

Описание обрядов

· Сватовство.

· Размер калыма, козина и приданого.

· Рукобитье (Кикутӧм, ки орӧдӧм).

· Канун свадьбы.

· Баня.

· День свадьбы.

· Несколько дней после свадьбы.

· В первый год после свадьбы.

Основным в этом свадебном обрядовом действии является закрепление согласия, достигнутого при сватовстве. Главными моментами в обряде являются: рукобитье, мольба иконам и распитие принесенной женихом водки. Но не везде это происходит одинаково.

Время рукобитья после сватовства не регламентируется. "Кикутӧм" (Летка, Луза, Сысола, Вычегда) или "лӧсьӧдчӧм" ("сговор"— Шошка, Тентюково, нижняя Вычегда) устраивается дня через два после сватовства или недели через две после сватовства (Летка); "вӧйпсьӧм" (Шошка — Вымь) — дня за три до венчания, накануне свадьбы (Усть-Кулом); "вӧльнӧй уськӧдӧм" (Ижма), "дзоля кикутӧм" (Ижма, Обдорск)— неделю спустя после сватовства и т.д.

Это обрядовое действо, как и сватовство, происходит в доме невесты. Жених приводит с собой своих родственников; количество их может быть большим или меньшим, но обязательно должны быть его родители и его крестные. Могут быть, кроме них, затевья, сестры и т.д. Повсеместно на рукобитье жених идет со своим вином. Количество вина зависит от числа приведенных женихом гостей и от его достатка. В Кочпоне приносили, например, поллитровку, в Визинге — четверть. Родственники со стороны невесты (кроме родителей) могли быть приглашены, но могли и не присутствовать. На Выми, например, родственников с невестиной стороны на кикутӧм не приглашали. В некоторых местах не присутствовала во время рукобитья и невеста. По Лузе, например, невесты в это время обычно не бывает: она прячется.

Прежде чем пить вино и угощаться, отец невесты и жених, помолившись иконам, в знак окончательного решения и согласия, жмут друг другу руки (в Читаеве — Луза и на нижней Вычегде, не голыми руками, а обернутыми рукавами рубах) или же бьют по рукам сами брачущиеся — жених и невеста; кто-либо из родственников разнимает их ударом руки снизу (Кочпон, Сыктывкар). В Обдорске били по рукам отец невесты и жених, а невеста, удернув руку в рукав своей рубашки, разнимала их руки. В Усть-Цильме приступали к богомолью и рукобитью после того, когда улаживался вопрос о "запросе", били по рукам: через рукав накладывали руку на руку сваты с родней невесты, а тысяцкий снизу разнимал их. Избегали прикасаться друг к другу голой рукой, чтоб молодым не жилось голо. Невеста присутствовала при всем этом, но сама тоже била по рукам с женихом. Порядок накладывания рук был таков: сначала клали руки отцы, затем жених и невеста, затем все остальные родные. Когда разнимали руки, отец жениха тут же передавал отцу невесты — тоже через рукав — деньги-запрос. Невеста уходила сразу, едва руки были разняты и передача "запроса" происходила уже без нее. В тех случаях, когда сговор происходил не сразу после сватовства и сваты приезжали на него специально, он обставлялся торжественнее: стряпались лишние блюда, созывались гости, родня невесты. В обоих случаях на сговоре женихова родня сидела на почетных местах. Невестина родня им прислуживала. (По Максимову, это — "запой", обычная сумма для запроса— 10—15 рублей. "Пьют запой на женихов же счет и с женихом вместе").

Своеобразно, в форме обмена платками, совершалось рукобитье в Вольдино. На рукобитье идут жених, его мать и крестные родители. Зайдя в избу, жених ставит на стол четверть водки и садится за стол. Невеста подходит к столу и подает через стол жениху платок, жених встает и в свою очередь подает невесте свой платок. Оба держатся за углы протянутых платков. Крестная жениха берет в руки каравай и этим караваем разнимает ("чышъяннісэ оредэ нянь тупесен вежань"). Платок невесты берет жених, платок жениха — невеста. Жених выходит из-за стола, становится против невесты. Невеста кланяется ему в ноги. Жених поднимает ее, и они целуются. Невеста дает жениху пару рукавиц, обвязанных красным поясочком, жених берет рукавицы и дает невесте деньги, после чего садится обратно за стол. Невеста дает подарок (козин): матери жениха — пару рукавиц, обвязанных красным вязаным поясочком, крестной жениха — материал на кофту, тоже обвязанный парой шерстяных шнурков для обуви. После этого садятся за стол и другие гости. Угощаются вином, привезенным женихом. Договариваются с невестой, когда она придет к своим родственникам на благословление ("бурсины"). Жених с будущим тестем сговариваются о дне свадьбы.

Совсем по-иному совершается этот обрядовый момент на Ижме. Там, как и повсюду, жених приходит со своим вином. На стол на подносе приносят рюмки. Жених и невеста становятся друг против друга. Невеста кланяется жениху. Жених наливает вино, невеста берет поднос рукой, прикрытой концом рукава кофты. Невеста угощает всех, просит: "Пожалуйста, пейте". Одну рюмку ставят на стол, и прикрывают ее хлебом. Пустые рюмки с подноса невеста ставит на стол, а полную рюмку со стола ставит на поднос и подносит жениху. Жених выпивает половину, а затем берет поднос и подносит невесте. Невеста выпивает, поднос кладут на стол и жених с невестой целуются. Жених садится за стол. Невеста начинает причитать. Для этого она переодевается, на голову надевает "юрной". Жениха и его родных угощают, невеста в это время причитает. После угощения гости встают, мать и крестная жениха подходят к невесте. Мать жениха берет с головы невесты "юрной", гладит невесте волосы, кладет "юрной" обратно на ее голову1. Жених берет носовой платок невесты, а ей отдает свой. После этого садятся пить чай. После чая все гости уходят. Невеста продолжает причитать.


"Гӧтрасьны, дак гӧтрасьны" постановка Коми-Пермяцкого окружного национального
драматического театра в октябре 2010 в Сыктывкаре.  См. фотоальбом.

Из описаний усть-илычской и обдорской свадьбы следует, что рукобитье там подразделяется на два вида. Одно из них "дзоля кикутӧм" (малое рукобитье) и второе —"ыджыд кикутӧм" (большое рукобитье) . Первое рукобитье проходит без особого угощения, так как жених со своими родственниками приходит туда в основном для того, чтобы окончательно договориться о размерах калыма. Малое рукобитье, по словам М.Ларионовой, проходит следующим образом: "Когда жених придет к невесте, родители ее объявят о согласии. Затем молятся богу, и отец невесты дает руку жениху. В это время из другой комнаты выходит невеста, удергивает руку в рукав своей рубашки и разнимает, их руки. Потом все садятся за стол". Следует описание угощения, сходное с ижемским. "После этой церемонии меняются кольцами. Затем невеста уходит в другую комнату, а жених садится за стол; при этом угощают всех чаем. Потом заходит речь о том, какой калым возьмут за невесту. Сват спрашивает отца невесты, сколько он хочет взять за свою дочь; тот отвечает, что это не его дело, а дело матери. Сват обращается к матери, и та назначает цену. Деньгами берут от 10 до 100 руб. и вина от 1 ведра до 5 ведер. Родители жениха просят уступить из назначенной цены, и те уступают. Когда скажут, что уступить больше не могут, тогда мать жениха говорит, какие должны быть сделаны подарки ближайшим родственникам жениха. Матери дарят обыкновенно рубаху, отцу — на пиджак или на брюки, братьям на жилеты, сестрам по платку. Если калым назначен большой, то и подарки покупают из дорогого материала, в противном случае — из дешевого.

Покончив с вопросом о калыме и подарках, назначают день свадьбы, которая обыкновенно бывает через неделю или через две после просватанья. Этот приход жениха называют "Джёля (дзоля) кикутама"— маленькую руку держали".





"Серия о богатыре Йиркапе. Сватовство". 1972,
бумага, гуашь. Художник Василий Игнатов.

Здесь нам необходимо отметить еще следующее. Если в описаниях ижемской свадьбы последних лет "Кикутӧм" и "Вӧльнӧй уськӧдӧм" исполняются одновременно, то прежде "Вӧльнӧй уськӧдӧм", по-видимому, и на Ижме устраивали в другое время. Об этом мы судим по описанию обдорской свадьбы, в которой очень много общего с ижемской свадьбой. Этот момент обрядовой церемонии в Обдорске проходил следующим образом: "За день или за три дня до свадьбы,— сказано в статье М.Ларионовой,— жених идет к невесте со своими родственниками. По приходе садятся все за стол и родственники невесты тоже сидят все тут. Какая-нибудь посторонняя женщина выводит за руку невесту к столу. Затем повторяется та же процедура угощения, что и на обручении. По приходе жениха отец его отдает плату за невесту ее отцу. Мать невесты берет чайное блюдце и отец кладет на него деньги, а вино уносит шафер. Этот приход жениха называют "Вӧльнӧя уськедам"— волю сбросила. После всех этих церемоний невеста уходит в другую комнату; там ей надевают на голову "наклонник", который шьется из грубого трико и вышивается крупным бисером. С этого времени невеста начинает плакать. В помощь ей приглашаются особые опытные женщины-плакалыцицы, которые плачут и причитают, рассказывая всю жизнь невесты: как и где она жила, что у нее было, как будет жить по выходе замуж" (стр. 328).

Заметим, кстати, что и в усть-цилемском сговоре, по описанию Максимова и Н.П.Колпаковой2, одним из важнейших вопросов был вопрос о размере "запроса". Во время сватовства, по словам Максимова, дело считалось решенным, когда улаживался вопрос о запросе. Тогда приступали к богомолью и рукобитью. Руки разнимал кто-нибудь из родных. Невеста била по рукам со всеми, а затем уходила в кут и плакала (без слов); подруги приплакивали причетом: Не вставай же, мой гора высокая...

После плача невесту наряжали и вели за стол. На ней бывало два сатиновых сарафана, шелковый платок и нарядные рукава. На рукобитье ни невеста, ни жених вина не пили. Молодежь в это время играла в сенях. Невеста и жених в этом веселье не участвовали.

Значение вопроса о размере "запроса" подчеркнуто и в следующем описании усть-цилемской свадьбы, сделанном Н.П.Колпаковой. Она пишет:

"Если невестина родня требовала время на размышление, то сваты должны были приехать и еще раз или два. Если же согласие давалось сразу, то накрывался стол и сватов принимались угощать чаем, мясом, рыбой и пр. Сваты доставали привезенное с собой вино и распивали его с родней невесты. Все угощение ставилось на стол сразу, без перемен. За столом уговаривались о "запросе", т.е. о сумме, которую жених вносил за невесту. Богатым "запросом" считалось 100 руб., бедным— 20—30 руб. В ответ на "запрос" невесте давалось в приданое все платье, постель, лошадь с упряжью или корова с теленком. Прежде чем сесть за угощение, все заходили за стол, вставали и молились перед зажженной лампадой:

— Господи Исусе Христе, помилуй нас, грешных.

Невеста за стеной начинала причитать: "Высоко снялось красно солнышко".

Вопрос о размере "юрдон" едва ли не основной и в усть-илычской свадьбе. О размере его договариваются во время рукобитья. Запрашивали: денег— до трехсот рублей, водки— для угощения родственников ведра три и, кроме того, четверть водки "для обмывания жениха" ("жӧник киськалан вина"), и связку ("мӧтушку") кренделей. Только после того, как будет решен этот вопрос, жених с отцом невесты бьют по рукам; крестный жениха разнимает снизу. Чтоб засвидетельствовать этот договор, просят придти туда крестную невесты. Сама невеста, покрывшись большой шалью (лапӧд), обходит своих родственников и подруг, зовет их к себе в гости. Приглашенные идут с гостинцами, дарят невесте материал на кофту, юбку, либо на платье. Распивают принесенное женихом вино ("Кикутан вина"). Невесту сажают в простенок между двумя окнами, покрывают большой шалью ("лапӧдӧн") и начинают оплакивать ее.

В то же время в свадьбе районов Сысолы и Вычегды большое значение придается залогу. О залоге на нижней Вычегде уже говорилось. Там отец жениха во щремя рукобитья брал от отца невесты сатину или ситца на рубаху и рублей 10 денег. Залог брали и в Сторожевске и на Вишере. В Кочпоне в качестве залога ("попятну") родители невесты давали шелковый платок.

По Сысоле (Визинга, Кибра, Вотча, Пажга) во время рукобитья пришедшие к невесте родственники жениха производили осмотр приданого и обмер холста, предназначенного для "козин"— свадебных подарков жениха. Это — так называемое "шӧрасьӧм"— примерка. Отмерянный на козин холст родственники иногда брали с собой, иногда оставляли у невесты. Частичное или полное одаривание родственников жениха в этот день происходит и в Усть-Куломе. Почти повсеместно вечером того дня невеста начинала свои причеты. Так, в Ипатове, на нижней Вычегде, после сговора и ужина родственники невесты окружают ее. Невеста кланяется всем, каждого угощает пивом и целует. После этого дружка закрывает невесту большим платком ("вевт шальӧн"). Невеста выходит из круга своих родственников и начинает причитать. На Выми, по материалам А.С.Сидорова, на "вӧйпсьӧм" или "кикутӧм" приходили только родственники с жениховой стороны. После стола, т.е. угощенья разными кушаньями, жених покрывал невесту большой шелковой шалью рублей в 10. В этот вечер она причитает под этой шалью, а в остальное время причитает под простым платком, который тоже дарится женихом (тот и другой платок потом, как обычно, носит молодая женщина). В описании Г.Старцева о рукобитье на Выми говорится еще следующее: во время помолвки отец или старший в доме подносит по стакану пива. Жениху подносится первый стакан пива и шелковый платок. После этого невеста садится около жениха и спрашивает у матери: "Скоро ли меня уложат спать?" Мать отвечает: "Еще не скоро". Ранее зырянка, по рассказам стариков, выходила замуж в 12 лет и часто в Доме жениха перед тем, как ложиться спать, уходила на берег, свой кокошник засыпала песком и забавлялась по-ребячьи. По возвращению домой она часто опрашивала: "Скоро ли ляжем спать?" Еще: при помолвке подается первое блюдо — сметана. Жених три раза пробует это блюдо и потихоньку стукает по лбу невесты (котшкас — стукнет). Невеста после этого начинает свои причитания".

По информации из Шошки (Вымь) для причитания в этот вечер девушка садится рядом с причитальщицей под полати. Первое причитание имеет специальное название "пиюр бӧрдӧм"—"Плач жениху": невеста описывает, как ее сватали, как оценивали, затем — плач-обращение к жениху.

Значительно проще проходил этот обрядовый момент в бассейнах Лузы и Летки. По Лузе, особенно по нижней, невесты в этот вечер обычно не было. В Летке жениху и его родственникам ставили самовар. Гости усаживались за стол, просили сесть рядом с женихом и невесту. "Выпьют, посидят рядом за столом, вот и кикутӧм. Встанут, помолятся и уходят. Если гостей много, то устраивают второй стол" (Слудка). В этот вечер всем пришедшим с женихом невеста дает подарки. Во время угощения приносят блины на сковороде и просят жениха перевернуть стопку блинов ("узнают — здоровы ли у жениха пальцы". Березовка). Жених оставался ночевать у невесты после рукобитья, по имеющимся у нас материалам, только в Визинге. В Усть-Цильме в вечер сговора невеста с подругами, проводив сватов и принарядившись, ехала к жениху смотреть его дом. Жених приезжал за ней с товарищами, все собирались на дворе у невесты, затем парни усаживались попарно с девушками и ехали в женихов дом. Невеста с женихом ехала в тарантасе, а остальные верхом: парень в седле, девушка сзади него.

Выше говорилось о том, что свадьба могла расстроиться даже после получения той или иной стороной залога. В таких случаях подарки и деньги, полученные стороной, нарушившей договор, возвращались. В Усть-Илыче существовал такой порядок: если после рукобитья жених отказывался взять невесту, с него брали двести рублей, если невеста отказывалась выйти за жениха, то она должна была уплатив сто рублей.

Видео. Свадьба в Центре Коми культуры Сыктывкара. Здесь два эпизода: Появление невесты и Кикутӧм. В рукобитье участвуют жених, невеста и их родители. Август 2012.

ПОСЛЕ РУКОБИТЬЯ, СГОВОРА И Т.Д.

Основной заботой сторон, заключающих брак, после оформления окончательного договора во время рукобитья, является подготовка к свадебному пиршеству. И та и другая сторона варили пиво (или самогон), шили или покупали наряды, свадебные подарки и т.д. Девушек, помогавших невесте шить подарки, на Выми называли "ныволысьяс". (В Летке шить подарки начинают только после получения "приноса").

В большинстве районов невеста начинает свои причитания, как говорилось выше, после рукобитья. Но так происходит не везде. В Летке и Объячеве определенное значение в свадебном обряде уделялось пиву. Так, в Летке, когда варят пиво, от жениха посылают кого-либо из родственников к невесте с бураком пива. После этого невеста вплетала в волосы все ленты, собранные у подруг, надевала на голову узкий ободок из красного материала, унизанный бисером ("головедеч"), садилась вместе с причитальщицей между двух окон напротив дверей и начинала свои причеты. В это время у невесты находятся ее подруги, помогающие ей шить подарки, особенно поясочки. В Объячеве невеста начинала свои причеты также при варке сусла (сур). В этот день к невесте приходили женщины и девушки, они и расплетали косу у невесты (первый плач — о косе)3.

В Жешарте невеста начинала свои причеты дня за два до девичника и после того, как получала от жениха кольцо. В этот день соседи, родственники невесты и ее подруги, собирались у нее в избе с раннего утра. Сама невеста сидела в женской половине избы ("иньпӧв"). Жених вместе с кем-либо из парней приносил невесте кольцо. После этого его сажали за стол в горнице, а невеста начинала причеты (отцу, матери, жениху, подружке, брату, парню, солдату, соседям и соседкам. См. во II части).

На Вашке, по описанию М.Пятиевой, особое значение имели досвадебные посещения дружки жениха. Придя к невесте в первый раз, дружка приносил мыло, полотенце и ножницы. Ножницы втыкали в стену, и под ними невеста причитала. Во второй раз он приносил жареную утку. В третий свой приход он просил от невесты пояс. Этот пояс готовился невестой заранее. Плели его из соломы, вплетали в него разноцветные нитки. Девушки, находящиеся у невесты, подбрасывали этот пояс кверху. Дружка старался отнять пояс, поймать, схватить. Отдавали ему пояс только после того, как он плясал до изнеможения.

Наиболее существенными в обряде свадьбы в дни между рукобитьем и девичником являются предсвадебный обход или объезд невестой своих родственников и предсвадебные посещения невестой молодежи и девушек и парней. На верхней Вычегде обход невестой родных называли "бурсиӧм" (благословение), а на Выми "ариндзи".

Так, на Удоре (Латьюга, Чернутьево, Глотово, Буткан) после сватовства и рукобитья невеста сначала собирала своих родственников и угощала их вином, полученным от жениха в счет "юрдона", а затем ходила к ним со своими подругами (если до этого родных не собирала, ходила к ним со своим вином). Вместе с нею ходили причитальщица и ближайшие подруги. Причитания у своих родственников на Удоре называли "Царевна бӧрдӧм" ("Плач царевны"), а подарки, которые она получала от родственников (материал на кофту, на платье и т.д.), называли "Синвавыв грош" ("Гроши за слезы". Буткан). Порядок посещения родных по вольдинской свадьбе был такой: вначале невеста ходила к своей крестной, затем к сестре матери и к жене брата матери, т.е. к родственникам по матери, а затем уже к другим родственникам по степени близости родства. Посещения продолжались около недели. После небольшого угощения (в присутствии девушек, собравшихся из деревни — их тоже угощали) невеста садилась у среднего окна, крестная (или тетка) покрывала невесту шалью, сама заходила под это же покрывало, причем садилась по правую руку от невесты, начинала причитать: учить невесту, как ей жить замужем (быть послушной, терпеливой и т.д.).

Обычай предсвадебного посещения родных невестой был распространен весьма широко; он существовал в Летке, на верхней Вычегде, на Выми, на Мезени, по Лузе — в Занулье. На Выми, по описанию Г.Старцева, "объезд, или, вернее, последнее прощание, имеет место в кругу самых дорогих и близких родных, по мнению родителей невесты,— зятя и сестры, крестной, дяди — брата отца. Если дядьев у невесты несколько, тогда она посещает их по очереди и по старшинству. Из вежливости дядья и близкие родные иногда сами заранее приглашают невесту. Посещение продолжается 1—3—4 дня. Невеста идет не одна, а целой компанией девушек, приглашенных ею для шитья венчального платья и нужных вещей к свадьбе" (Свадебные причитания зырян, стр.205).

Интересно, что в Усть-Илыче, по описанию, сделанному М.А.Сахаровой, вместе с невестой к ее родным ходит и жених. На следующий после рукобитья день невеста с женихом ходили к крестной. Зайдя к ней, невеста начинала причитать: "Моя дорогая (шондібанӧй) крестная, еще раз я к тебе зашла" и т.д. Крестная усаживает невесту (с женихом) за стол. Первую рюмку подают невесте, затем жениху, а потом уже остальным. Каждое блюдо первой пробует невеста, а потом уже жених и другие. (Капля некод оз лысьт вӧрзьӧдны, первой быд сёян невеста джынъялӧ, сэсся вӧлисти жӧник да мукӧд. Вот кутшӧм ыджыд лоӧ невестаыд. Кӧть мый ваясны, ставсӧ должен видлыны невеста, кӧть и оз кол, быть чегышт либӧ паньышт".— "Вот какой большой становится невеста — до нее никто ничего не смеет тронуть; хоть ей и не хочется, но должна отломить или хлебнуть"). После еды невеста благодарит причетом за угощение, затем идет в переднюю часть избы (пачводзӧ—иньпӧв) и, кланяясь, просит у крестной благословения: благослови в большом хозяйстве жить (уна скӧтӧн олны, уна няньӧн олны), с хорошим хозяином жить... Поклонится в ноги хозяйке, обнимет ее. Прощаясь, хозяйка желает невесте всех благ. (Бурсиа дас кык додь тыр чассьӧ тэныд нуны, мед шуд-таланыд петас, а оз кӧ пет, кӧмкот вольӧс пыдди видзасны тэнӧ) и дает какой-нибудь подарок. У других так: кто благословляет, а кто просто угощает.


"Гӧтрасьны, дак гӧтрасьны" постановка Коми-Пермяцкого окружного национального
драматического театра в октябре 2010 в Сыктывкаре. См. фотоальбом.

Предсвадебные визиты молодых людей (и девушек, и парней) в дома невест имели место в прошлом почти повсеместно. На нижней Вычегде, в частности, в Жешарте, пока готовятся к свадьбе, варят пиво, невесту посещает молодежь, в том числе и жених. Играют на гармошке, пляшут.

В описании Абрамова об этом говорится следующее: "До дня свадьбы у невесты гостят подруги, они шьют и готовят приданое, а от невесты в это время требуется, чтобы она плакала и причитала, что оставляет отцовский дом и продает свою косу. При этом из кудели делается нарочная коса, которою невеста, во время причетов, размахивает. Если она не мастерица на причеты, или если у ней плохо льются из глаз слезы, в таком случае подговаривается вдова и знающие порядок в подобных случаях. Посещающих в это время невесту опевают. За эту честь всякий обязан непременно подарить невесте сколько-нибудь денег от 1 до 3 коп. За подарок посетителя благодарят и в честь его поют особые хвалебные песни. В случае его скупости подруги невесты поют такие песни, в которых личность его жестоко поносится".

На средней и верхней Вычегде, как и на нижней Сысоле, посещения невесты и время провождения вечеров имеет специальное название "колип" (кольпавны, колипавны). Молодежь на этих вечерах поет, пляшет, водит хороводы, поет величальные и шуточные песни. На Выми обычая "колип" не было; там в один из дней до свадьбы жених приходил к невесте, приносил ей и ее подругам вино, вино распивали, и после этого веселились: пели и плясали (Шошка). По Летке (Слудка, Черемухово), по Лузе (Объячево, Читаево), по Сысоле (Визинга, Пыелдино, Вотча) на нижней Вычегде (Жешарт, Ипатово) и Выми (Онежье) в доме невесты после рукобитья спят парни и девушки — зимой в избе на соломе, летом — в сарае, так же, как жених с невестой. Так длится неделю, иногда две. Колип проходил без жениха на верхней Вычегде. В Вольдино, если на "кольпалӧм", длящийся до двух недель, приходил жених, то к его спине старались привязать ступу ("пугают"), из-за чего жених обычно оттуда убегал. Приходил тогда, когда все уже расходились. Особенно интересным и веселым был "колип" в канун свадьбы4. Во время колипа обычно плясали "чижика": девушки по очереди вызывали одна другую; затем играли в игру под названием "Доволен"; плясали кадриль; снова садились на лавки, играли в "Имена" (Вольдино).

Обычай ходить к невесте вплоть до дня свадьбы соблюдался на Мезени: молодежь веселила "княгиню" ("нывйӧс да зонйӧс невеcтаӧс гажӧдасныс". Пысса). Удорские невесты и их подруги до свадьбы готовили в основном поясочки (в отличие от южных районов, где основным подарком было полотенце). Одна из наших информаторов из Латьюги говорила, что до свадьбы ею было связано 60 поясов (йи) и 50 поясочков (вӧнь) и все это она раздала на свадьбе родственникам жениха.

Примечания:

1. Девичий головной убор ижемок состоял из головного венчика, "юрной", шириной около 10 см, делавшегося из красного сукна, причем твердая передняя часть украшалась бисером, пуговицами и металлическими блестками. Во время свадьбы на этот головной убор надевался меховой ободок. Во время свадьбы же надевался парчевый высокий головной убор (ӧшувка), сходившийся спереди и сзади двумя плоскостями в одну линию поперек головы и имевший сзади две шелковые ленточки (кек). После свадьбы надевался кокошник с круглым плоским верхом, украшенным золотом. Подробнее о головных уборах у коми девушек и замужних женщин, также в нарядах и украшениях см. В.Н.Белицер. Очерки по этнографии народов коми. М, 1958, стр. 271—281.

2. Н.П.Колпакова. Свадебный обряд русского Севера. Архив ИРЛИ, колл.65, п.25. В последующем: Н.П.Колпакова.

3. Если обо всем договаривались во время сватовства, то в том же Объячеве кикутӧм (рукобитье) устраивается после варки сусла. В этот вечер происходит частичное одаривание родных жениха (невеста раздает 20—30 полотенцев).

4. Термин колип находится, по-видимому, в связи со словом колипкай. На верхней Вычегде (Помоздино), Печоре, средней Сысоле и в Сыктывкаре — колипкай — жаворонок.

Свадьба народа Коми

Реклама Google: