Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

Василий Налимов  ·  статьи по этнографии коми-зырян

К ВОПРОСУ О ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОЛОВ У ЗЫРЯН

Впервые опубликовано в журнале "Journal de la Société Finno-Ougrienne", 1908, bd.25.

К настоящему времени отношения полов у зырян почти еще не исследованы. Профессор Смирнов в своей работе "Пермяки" коснулся лишь вопроса об истории семьи у пермяков. Свои выводы он сделал исключительно на языковых данных. Использование этих данных требует очень осторожного подхода, и с помощью их едва ли можно сделать значительные обобщения и такие смелые выводы, которые мы находим у Смирнова. Но здесь нет необходимости говорить о выводах Смирнова. Вероятно, ни один из современных ученых не будет утверждать о существовании общественных браков в форме гетеризма как у пермяков, так и у других народов на ранней стадии их развития.

Но многие (В основном по работам Смирнова, К.Попова, лекциям Харузина и некоторые др.) утверждают и сегодня, что наряду с той или иной формой семьи у зырян и пермяков существовала и отчасти продолжает существовать большая свобода половых отношений; что зырянами и пермяками не принимались при этом в расчет родственные связи. Они подчинялись только своим инстинктам, и ничто не могло обуздать их дикую, безобразную страсть. Это утверждение требует более веских аргументов, чем почти безосновательные обобщения и данные о числе внебрачных детей, приведенные К.Поповым. Оставим в стороне вопрос о половой свободе и сексуальной распущенности зырян и пермяков и познакомимся с данными, указывающими на то, что у зырян имелась (и частично продолжает существовать) своя собственная сексуальная мораль, которая в значительной степени регулирует и раньше регулировала взаимоотношения полов. Существование сексуальной морали, разумеется, не исключает возможностей ее нарушения отдельными лицами.

Но здесь мы должны говорить о народе, а не об отдельных личностях, в то время как Смирнов и Попов приводят отдельные случаи и распространяют их на весь народ. Существующая сексуальная мораль у зырян, насколько мои наблюдения и опросы позволяют мне сделать вывод, оказывает влияние на регулирование половых отношений, в чем мы убедимся ниже. При каких условиях возникла эта своеобразная мораль, как она развивалась и какое влияние оказывали на нее другие народы, - все это предварительно сложно решить. Для этого необходимо более углубленное и обширное исследование религиозного мировоззрения самих зырян и других финских народов, и только тогда этот вопрос можно поставить на повестку дня; а пока мы должны оперировать материалом, полученным среди зырян, и воздержаться от сравнения с другими народами.

При половых сношениях, с точки зрения зырян, развивается пеж, который отличается особыми, вредными для человека свойствами и большой силой заражения. Мужчина после полового сношения до проведения определенной церемонии очищения считается зараженным пеж.  Пеж - это особо вредное свойство, не имеющее определенной формы и определенного образа. Пеж - это мыши и ящерицы. Соприкасаясь с едой, он передает ей свои свойства. Пеж имеет более широкое значение; пежасьны означает: "что-то украсть, съесть что-то неразрешенное". Заразные свойства имеет пеж, возникающий при половых сношениях, он также оказывает вредное влияние и на других. Женщина является носительницей пеж лишь в определенном возрасте.

Мужчины, дети и некоторые животные, прикасаясь к женщине, принимают вредные для себя свойства. Эти вредные свойства могут перейти от женщины к другим, если она перешагнет через них. Ребенок, к которому прикоснулась женщина, заболевает. Собака, до которой дотронулась женщина или через которую она перешагнула, теряет все свои способности: обоняние, не может на охоте видеть лесных духов. Следовательно, в лесу она не может больше защищать своего хозяина от них. Мужчина, будучи неосторожным, разрешает женщине перешагнуть через себя и теряет при этом свою силу, заболевает; он становится плохим охотником, но послушным исполнителем женских настроений; он не в состоянии влиять морально на женщину. Свойства женщин могут перейти на мужчин не только при непосредственном контактировании, но и тогда, когда женщина своими руками притрагивалась к какому-либо предмету, в частности к веретену. Веретено, по мнению зырян, является хорошим проводником женских свойств. Если мужчина и женщина одновременно взялись руками за одно веретено, то женские свойства передаются мужчине. Поэтому мужчина никогда не позволит себе поднять веретено, если его при прядении уронила женщина. Иногда это делают молодые парни, которые хотят услужить своей матери или бабушке. Но они не дают веретено в руки прядильщице, а кладут рядом с ней. Если кто-то по глупости отдаст веретено в руки женщине, то он навсегда теряет способность быть хорошим охотником. Однажды в детстве я совершил эту ошибку. Взрослые мужчины пришли в волнение, стали считать меня потерянным для охоты человеком. Длительное время при виде ружья я испытывал инстинктивный страх; Бывает, что женщины преднамеренно могут уронить веретено, а затем попросить кого-либо поднять его. Если кто-либо выполнит эту просьбу и даст веретено в руки, то от мужчин, как считают женщины, приобретут они выгодные для себя свойства. Вредное влияние женщин распространяется и на другие неодушевленные предметы. Если женщина наступит на оглоблю, то в пути та непременно сломается. В сети и силки, на которые наступила женщина, не идет ни рыба, ни зверь. В этих случаях рыбаки и охотники обкуривают сети и силки можжевельником, его ягодами. В Усть-Куломе (Александр Турьев, его братья и соседи) и некоторых других деревнях на Вычегде рассказывали мне мужчины, что они сами моют нитки, используемые для плетения сетей. "Тем, что мы моем нитки, мы как бы их заново плетем" - "мыськöмöн быттьö выльпöв печкам", - говорили мне зыряне. В деревне Выльгорт рыбаки сами наматывали нитки для сетей, никогда не позволяли делать этого женщинам. Очень ревностно оберегали мужчины и конские волосы, которые использовались для изготовления силков, от соприкосновения с женщиной и от того, чтобы женщины могли наступить на эти волосы. Женщине не разрешается входить в зерносушилку, где сушатся снопы, и подниматься на скирду (сером). Только в редких случаях разрешается женщине бывать в хмельнике и убирать хмель. До недавнего времени хмельники были обставлены столбами, чтобы ни одна женщина не прршла через них и не принесла вреда посевам хмеля. Мужчины-зыряне никогда не ходят в баню после женщины. Правда, сегодня это не всегда соблюдается, но в былые времена мужчины-зыряне строго соблюдали это правило (Усть-Кулом, Выльгорт, Подъельск, Небдино и граничащие с ними деревни).


Автор Попов Алексей Семенович, Коми Прилузский район.

Истинный смысл вреда, который приносит женщина, если, она не соблюдает одно из этих предписаний, обозначен такими словами, как урсавны, урöстны. Урсавны - "перенести на другого свойства пеж, и только тогда он становится больным или дряхлым и слабым, его тело покрывается коростой, что указывает на все симптомы вырождения (порчи)". Урöсмыны - "заразившись пеж, становиться больным"; этому подвержены дети, юноши и молодые девушки, не знакомые еще с половой жизнью. Влияние пеж на рыбную ловлю и охоту, на развитие растений выражается словами урöсмö, урсасис.

Мужчинам на охоте не разрешается произносить слова "женщина" или думать о ней. Если в разговоре они непременно должны назвать женщину, то они произносят другое слово: тшöтшыд "обрубленная". О вредном влиянии женщин на успех охоты рассказал и 75-летний старик Есь Прокö из деревни Усть-Кулом. Он поведал, как в первый раз с охотничьей артелью он отправился в лес на охоту. Когда пришли к месту охоты, старшина артели разжег костер. Все члены артели собрались вокруг него, и он изложил им обращение следующего содержания: "Хороший исход охоты будет зависеть от того, как будет вести себя каждый из нас. Многие из вас имели дела с женщинами. Охота - это нечто чистое. Ни дикие звери, ни птицы не любят пеж. Каждый из вас должен очиститься", - и он повел всех членов артели вокруг костра, - "не думайте о женщинах, не произносите слово "женщина" и слова "поп" и "кошка". Но он, как и все другие старшие артелей, разрешил им эти слова заменить другими: женщина - тшöтшыд "обрубленная", поп - кузь юрси "длинные волосы", кошка - сюръя дорын пукалысь "сидящая у столба". Зыряне считали священника и кошку существами, зараженными пеж. Зыряне говорили, что у кошки душа (лов или лол) - пеж, в то время как у собаки, по мнению зырянок1, пеж является только шерсть (гöн).

Несколько лет назад рыбаки не разрешали женщинам есть голову щук (село Выльгорт).

Все это говорит о том, что зыряне считали женщину существом, зараженным пеж, а контактирование с ней приносит вред. Но есть многочисленные факты, которые прямо противоречат этому. Во многих деревнях женщины-зырянки принимают участие не только в рыбной ловле, но и ходят на охоту. С помощью силков они ловят рябчиков. В Усть-Куломе дочери Сандрö Митрея ходят на охоту со своим отцом. Старые женщины, которые не ведут половую жизнь, часто выступают в роли своеобразных врачей: они моют больных детей в бане. Если они считались бы нечистыми, то они не могли бы выполнять такую высокую и почетную миссию. Больных детей могут мыть только здоровые, чистые (сöстöм) люди. Возможно, женщина считается нечистой только в определенном возрасте, который наступает вместе с половой зрелостью и с появлением менструаций; или женщина становится носительницей пеж тогда, когда она начинает вести половую жизнь с мужчиной, а освобождается от пеж, когда у нее в определенном возрасте прекращаются менструации, или она перестает жить половой жизнью. Не будем торопиться с ответом на этот вопрос. Прежде всего надо выяснить, как относятся зыряне к мужчинам, имеющим половые отношения с женщинами.

Каждый охотник, идущий на охоту, подвергается церемонии очищения. Церемонии очищения подвергаются также ветеринарные врачи, проходящие практику, например перед кастрированием коней. Простейшая церемония очищения заключается в том, что мужчины моются в бане, обливаются холодной водой и надевают чистые вещи. Более основательная церемония очищения довольно запутана. Очищающийся идет первым в баню, где в этот день еще никто не мылся. Он обрызгивает водой каменку в бане (гор) и собирает воду, стекающую по раскаленным камням печи в сосуд из бересты (чуман), затем обливается этой водой. Излишество в половых связях, контакты со многими женщинами, по мнению зырян, оказывают вредное влияние на мужчин. Мужчина заболевает и утрачивает все свои способности. В таких случаях для исцеления приглашается старик, который уже не живет половой жизнью. Первым в сухую баню (кос горвылса пывсян, букв. "баня с сухой печкой - каменкой" - так называется баня, в которой в этот день еще никто не мылся) идут старик и пациент. Пациент ложится на самую верхнюю полку. Старик готовит для него воду, которую он предварительно пропускает через горячие камни, и парит веником пациента, после этого он плюет ему между ног и обливает приготовленной для него водой; старик дает ему совет не думать больше о женщине и не говорить о половых сношениях. Вода очищает больного от пеж, прикосновение старика также способствует этому, его чистота (сöстöм) изгоняет пеж из больного. Часто роль врачей выполняют ветеринары, которые, по мнению зарян, являются умеренно сексуальными. Когда они пациенту плюют между ног, приговаривают висьöм пеж мун море мöд пöлö, Куръя Марья дiнö "болезнь, нечистота, иди по ту сторону моря, к Марьиной Курье". Ветеринар загоняет болезнь в ветви берез (кыдз улö). Заклинания ветеринара довольно однообразны и состоят только из нескольких слов. Вера зырян, что под влиянием женских ласк мужчины теряют свою силу и способности, нашла свое отражение в народной поэзии. В легенде "Пам Шипича"2 Шипича под влиянием ласк своей возлюбленной утрачивает свои силы и способности, не может потопить лодку разбойников (в других вариантах - новгородцев), которые плавают по Вычегде, и убить их. Ему надо только окунуться в воду, чтобы вновь получить силу. Но воды здесь не было, и это явилось причиной порчи. Это представление находит свое отражение и в легенде "Тунныр Як"3,  которая является вариантом легенды "Пам Шипича".

Половые отношения портят как мужчину, так и женщину. Мужчины должны очиститься от пеж половой жизни, прежде чем они начнут определенное занятие, которое требует чистоты. Женщины с. Усть-Кулом и других деревень с. Подъельск (Лабором, Новик, Аныб) очищаются от пеж половой жизни, прежде чем начинать сев, уборку урожая или сенокос. В Усть-Куломе мне рассказывали, что женщины перед тем, как начать печь, через воротник рубашки просовывали горячие угли. По представлениям зырян, горячие угли очищают от пеж половой жизни. Здесь же меня познакомили со старым человеком, который не разрешал своей невестке печь до тех пор, пока она не пройдет эту церемонию. И сегодня ни одна женщина не может начать печь, не положив что-то предварительно на голову. Этот предмет (вуджöр) очищает женщину. Женщина, которая не подверглась очищению, оскорбляет хлеб, который может отомстить затем женщине и всей семье. Зыряне очищаются и от поллюций. В этих случаях через воротник рубашки они просовывают горячие угли. Поллюции для них являются ничем иным как ночным половым сношением с лесным духом и лесными людьми4. Эти существа очень любят людей. Они приходят к ним ночью и вступают в половые отношения с ними. Горячие угли очищают от пеж половой жизни с лесными духами и предотвращают их приход. Приведу пример: крестьянин из с. Усть-Кулом Пйсти Иван исповедался и утром хотел пойти причащаться. Ночью у него была поллюция. Он мылся в бане и еще раз исповедался, так как он считал, что поллюция - это коитус с лесным духом.

На основе вышеприведенного материала можно сделать вывод, что мужчины очищаются перед тем как взяться за какое-либо занятие, например, охоту и ловлю рыбы, а женщины - перед севом, сбором урожая и сенокосом. Оказывается, раньше и мужчины подвергались очищению по этому поводу. Зыряне, хорошо знакомые с прошлым своего народа, пытались меня убедить в этом. Старики говорили, что они должны сейчас оплакивать, как плохо зреет зерно; раньше все делалось так как надо. Они отправлялись на сев, уборку урожая и сенокос после того, как они в благоговейном молчании вымылись в бане; сегодня уже ничего не соблюдается, поэтому зерно плохо произрастает. Зыряне и в настоящее время часто посещают баню, но трудно установить, когда ее посещение имеет церемониальное значение, а когда - нет. Только в определенные дни года баня у зырян имеет церемониальный характер. Внимательное изучение жизни зырян позволяет высказать предположение, что зыряне перед началом любой важной работы, вероятно, очищались от пеж половой жизни. Если в поездке у кого-то ломалась оглобля, то человек считался несчастливым, и это рассматривалось как следствие контакта с женщиной. Человека, который имел половые связи с женщиной, тяжело везти не только лошади, но и сани чувствуют определенную тяжесть. В одной сказке лошадь Царевича удачно перепрыгивает через ворота замка принцессы Феи. В замке Царевич соблазняется красотой принцессы и вступает в половую связь со спящей красавицей. На обратном пути лошадь уже не смогла перепрыгнуть через ворота, зацепилась задними ногами за провод у ворот. Лошади было тяжело везти своего всадника, который был заражен пеж и не очистился. Поэтому лошадь не смогла свободно и легко перепрыгнуть через ворота. Не все зыряне придают одинаковое значение церемонии очищения, по-разному растолковывают влияние половых сношений на исход охоты. Александр Турьев из с. Усть-Кулом отрицает вредное влияние половых сношений на результат охоты. Он рассказал мне, что в молодости следовал этим предписаниям, но на опыте убедился в ложности этого учения. Старый Есь Прокö из с. Усть-Кулом, вспоминая о своей первой охоте, тоже не разделяет мнение, что половые сношения влияют на исход охоты. Он прислушивался к главе артели и отгонял всякую мысль о женщине. Однажды они поселились вблизи деревни Канава, где стояло несколько домов. Здесь он встретил молодую девушку, с которой он вступил в половой контакт. Половые отношения с ней не нанесли не только никакого вреда, а наоборот способствовали его удаче. Вспоминая о днях своей молодости, старик говорил: "вир миян лöсялiс наша (кровь подошла друг другу)". Другие же охотники церемонию очищения от пеж и строгое воздержание от полового удовольствия считают необходимым условием удачного исхода охоты. Известный охотник с. Усть-Кулом Пиль Вась поведал мне: "Охота - это нечто чистое, звери любят только чистых (сöстöм) людей". (В остальных вопросах он придерживался радикального мнения и говорил с иронией об охотниках, которые требуют заклинаний. Заклинания (заговоры), по его мнению, заимствованы зырянами у самоедов, он смеялся над пермяками, считавшими охотников-зырян волшебниками. Пиль Вась не верил в то, что Ен (Бог) вмешивается в дела людей, или он объяснял это вмешательство довольно оригинально. Он считал необходимым при несчастье хулить Ена, тогда Ен даст еще больше).

Я немного отошел от нашего предмета разговора. Но это было необходимо. Исследователю часто встречаются противоречивые данные. Здесь важно обсудить, что является более древним представлением, а что несет в себе случайный характер более позднего слоя. Противники полового воздержания перед охотой признают, что они, как и остальные, раньше верили в это, но опыт, убедил их в ложности этого представления. Есь Прокö не является убежденным противником суеверий. Он признает силу заговоров (заклинаний), хотя и считает, что зыряне их заимствовали у самоедов. По представлениям зырян, порядочным людям никто не может предписать что-то плохое. Порядочность навсегда уберегает от коварства плохих людей; на охоте должна соблюдаться порядочность в том смысле, как это понимают зыряне. Собранный и приведенный выше материал указывает на то, что зыряне признавали и продолжают признавать вредное влияние половых сношений на удачный исход охоты.

Половые сношения, по мнению зырян, скверно сказываются не только на тех, кто непосредственно им отдавался, но страдают и те, кто случайно тем или иным образом соприкасался с пеж. По представлениям зырян, после полового сношения необходимо сразу вымыть ручку двери. Проделав это, человек защищает себя и других от заражения пеж. Характерным для зырян является такой факт: некий житель с. Выльгорт Симö Сарö после вечерней трапезы имел половой контакт со своей женой. Чтобы освободиться от греха, он затопил ночью баню и вымылся. Особенно легко заражаются пеж дети. Стоит им лишь постоять у предмета или дотронуться до предмета, зараженного пеж, чтобы заболеть. Все вещи, которые соприкасались с половыми органами взрослых, инфицированы сексуальным пеж. Зараженными пеж обычно бывают мужские кальсоны и женские рубашки. Такими вещами как пеж кöлуй нельзя укрывать детей (Зыряне из-за отсутствия одеял часто укрываются любыми другими вещами). Они не должны прикасаться к этим вещам, в противном случае они заболеют, а их выздоровление будет длительным. Я лично знаю одного мужчину из с. Выльгорт, который из бани выбрасывал жерди (сёр), на которых висело белье. Этот мужчина отметил, что его братья на эти жерди вывешивали не только чистое, но и грязное белье. Мужчина боялся, что его дети могут близко подойти к грязным вещам и заразиться от них. Он не разрешил также своим братьям вытряхивать нечистые вещи (пеж кöлуй) в бане или в доме. Этот мужчина не является исключением, так поступает большинство зырян. Многие и сегодня в бане для мытья детей используют особую посуду. Они убоятся, что при обливании детей из общей посуды пеж взрослых может перейти на детей. Корыто, в котором стирают грязное белье взрослых, называется пеж вор. Детям не разрешается подходить к этому нечистому корыту. Многие женщины и сегодня стирают детские вещи отдельно от вещей взрослых. Для обозначения нечистого и грязного белья у зырян есть свои названия: пеж колуй - нечистое белье, сьöд кöлуй - грязное белье.

Стирка белья запрещена в рождественскую неделю (вежа дырйи) и во время цветения ржи. В пору цветения ржи люди опасаются стирать, считают, что стирка вызовет болезнь особого женского существа (пöлöзнича), которое живет во ржи. Стирка белья и половые отношения запрещены, если в доме есть больные и в деревне свирепствует эпидемия; детское белье же в этот период можно стирать, так как оно не заражено пеж. Другие же и этого не делают. Зыряне через пеж боялись рассердить болезнь (висьöм), которая в большинстве случаев встречается в образе девушки. Возможно, раньше стирка белья и половые сношения запрещались, если в доме был больной или в деревне была распространена эпидемия, чтобы не усилить пеж, который способен вызвать некоторые заболевания. На основе приведенного материала нельзя сделать конкретный вывод, но можно сказать, что, по представлениям зырян, половые сношения вредны для людей. Мужчина теряет свои силы и способности, например, уверенность в стрельбе. Теряют ли что-нибудь женщины? На этот вопрос пока трудно ответить. Женщина после полового сношения подвергается церемонии очищения, но при этом ее силы не восстанавливаются. Половые сношения оскверняют только женщину, и она очищается, чтобы не заразить через пеж хлеб и некоторые другие предметы. Итак, мужчина во время полового сношения заражается пеж и теряет свои силы и способности, а женщина только заражается пеж. Если женщина не является носительницей пеж, то и она не заражает мужчину. Даже после очищения не разрешается женщине идти в зерносушилку, где сушатся снопы, подниматься на скирду или входить в хмельник. Имеются и противоречивые данные. Старые женщины, которые уже не ведут половую жизнь, не считаются нечистыми. Но насколько мне известно, они тоже не могут приходить в зерносушилку или в хмельник. По-видимому, и молодые девушки не являются нечистыми. Они беспрепятственно могут перешагнуть через мужчин и собак; а когда молодые парни хотят показать свое превосходство над девушками, они говорят девушке, перешагивающей через собаку - понсö урöстан. На мой вопрос, являются ли маленькие девочки нечистыми, зыряне везде отвечают отрицательно. По мнению зырян, женщина становится носительницей пеж только в определенном возрасте. Нельзя сразу ответить, развивается пеж у женщин при половом сношении или через менструацию. Важно было бы узнать, как сами зыряне объясняют менструацию. Но об этом я до сих пор ничего не могу сообщить. Я случайно от зырянок услышал слово пеж вывтыр, пеж вывтыра. Это означает роженицу, у которой после родов отходит много воды. Некоторые женщины распространили это обозначение и на менструацию. Мужчины остерегаются сами и остерегают собак от девушек, не разрешая им перешагнуть через себя. Но в жизни зырян можно найти противоречивый материал. Когда зыряне сажают молодую замужнюю женщину в сани, часто шутят: "Ты так тяжела после ночных объятий со своим мужем, что у лошади едва ли хватит сил везти нас". Сажая молодую женщину в лодку, они иногда язвят: "Лодка не выдержит такой тяжелый груз, и вода через края попадет в лодку". Эти слова к девушкам не относятся.

Мужчины, инфицированные пеж, перешагивая через детей, собак или другие предметы заражают их. Пеж от зараженного мужчины переносится и на женщину, если пеж мужчины развился не при половом сношении с ней, а с другой женщиной. Поэтому мужчине, имеющему половые оношения с какой-либо женщиной, не разрешается перешагивать через другую, которая может заболеть. В частности, молодые девушки остерегаются того, чтобы мужчины, которые предавались половому наслаждению, перешагивали через них. Они боялись заражения и болезней, вероятно, раньше - и беременности. И сегодня (но редко) можно услышать; баба вывтырнад вожма ласны кö, сьöктан "если мужчина после полового контакта с женщиной перешагнет через другую, то та может забеременеть". Своеобразным у зырян является опыт исцеления нестельных коров (оз тырсявны). Чтобы корова стала стельной, ее бьют мужскими кальсонами (пеж гач), которые были у мужчины при половом контакте с женщиной. Пеж зараженного мужчины может при половом контакте передаваться другой женщине. Пеж мужчины, который имел половые связи со многими женщинами, отличается большой силой заражения, так же, как и пеж женщины, имеющей половые связи с несколькими мужчинами.

Женщина и звери после родов становятся нечистыми. Женщины после родов не должны ходить в церковь в течение 6 недель до очищения, во время публичной молитвы не должны подходит к иконам. По мнению старых людей, раньше женщины после родов на некоторое время должны были оставаться в бане. Некоторые пережитки этого обычая наблюдал и я. Так, зырянки и сегодня приносят "чистую молитву" в церковь; до недавнего времени отец Элиас в деревне Выльгорт проводил "чистую молитву" в бане. Женщины шли в баню, где был священник, и произносили молитву, или как говорят зыряне, он (священник) давал чистую молитву. После всего этого женщина считалась очищенной. (По представлениям зырян, баня считается нечистой. Она не может быть обрызгана святой водой (вежа ва), а только каменная печка (гор). Возможно, баня считается нечистой, так как там очищаются от сексуального пеж, вероятно, и потому, что раньше там рожали женщины.)

Люди, которые при родах оказывали помощь, считались нечистыми. Они должны были подвергаться церемонии очищения. Гöгинь, женщина, которая обрезает пуповину ребенку, получает от отца или матери ребенка платок или полотенце. Получив его, она показывает, как будто вытирает (сушит) руки. Если гöгинь не получит такого платка, то, по представлениям зырян, на том свете она должна будет стоять вечно с мокрыми руками между двумя столбами (кык сёр костын) и просить у проходящих мимо нее воду, чтобы смыть пеж, и платок, чтобы вытереть руки. В отдаленных деревнях считалось, что если гöгинь, отрезавшая пуповину ребенку, не получала платок, то ребенок заболевал (Выльгорт, Усть-Кулом; Подъельск, Аныб и другие соседние села). В этом случае она может подвергнуться церемонии очищения и очиститься от пеж. По представлениям зырян, гöгинь духовно связана с ребенком, которому она отрезала пуповину. Пеж у гöгинь влияет на здоровье ребенка. Нельзя потреблять молоко той коровы, которая родила, до тех пор, пока не свершится над ней церемония очищения. Для очищения коровы специально готовило хлеб из ячменя; в хлеве делали дыру, затем его сушили и давала корове. Хлеб очищал корову от пеж. Некоторые и до сегодняшнего дня пекут хлеб на святой воде (вежа ва), которую они при несли 6 января после того, как священник опускал крест в воду.

Другие же не пекли такой хлеб, а давали только святую воду. Нельзя подходить к роженице или животному (родившему), не совершив своеобразный этикет; необходимо набрать в рот воду и обрызгать ею роженицу или животное, вместо воды в рот можно взять сосновую лучину. Это делается для того, чтобы человека или животное после родов защитить от злого взгляда (вомидз). Раньше этот обычай имел, вероятно, иное значение, чем сейчас. Тогда не очень решались посещать роженицу, чтобы не заразиться пеж. Вода или сосновая лучина защищала от этого. Сосновую лучину и сегодня называют вуджöр "оберегающая".

Трудно решить, в какой зависимости находится ребенок от гöгинь. Называться гöгинь - почетно. Зыряне строго порицали не только незначительное оскорбление гöгинь, но и всякое несогласие с ними в бытовых вопросах. Каждая женщина, достигшая определенного возраста, должна стать гöгинь и ассистировать у кого-нибудь, как это делают акушерки. Или она на том свете будет ассистировать роды у собаки, по мнению же других женщин, такая никогда не попадет на тот свет (Зто представление распространено везде на Вычегде). У зырян есть такая легенда; одну женщину никто не приглашал на роды, и она ни разу не смогла стать гöгинь; и вот она говорит: "По крайней мере, я могу ассистировать у лесных духов". Лесные духи пожалели бедную женщину и разрешили ей прийти ассистировать, когда у них случились роды. Зыряне считают, что гöгинь стоит выше отца и почитается больше, чем он. Об этом говорит каждый зырянин, но некоторые очень резко высказываются и об отцовских правах. Приведу пример. Когда летом 1907 я предпринял путешествие по деревням, расположенным вдоль реки Вычегды, то примкнул к группе женщин, которые шли из деревни Лабором в деревню Новик. В беседах с ними я попытался получить некоторые сведения об этнографических вещах. Одна из женщин объяснила мне: "Дети больше всего должны почитать мать, затем крестную и гöгинь, отец занимает только четвертое место, так что не грех ему и пригрозить".

В самом деле, разве терпит отец какие-либо мучения, разве будет он на том свете отвечать за своего ребенка! Он производит на свет детей ради развлечения. Что за порядок: отец - глава всего; не существует хитрее людей, чем те, которые пишут такие законы". Точка зрения этой женщины не является исключением. Вплоть до сегодняшнего дня продолжается упорная борьба между женщиной и мужчиной за право на детей. Женщины не хотят признавать право отцов, право, укреплению которого в значительной степени способствовали русское государство и русские законы. Эту борьбу можно наблюдать, если обратить внимание на повседневную жизнь зырян, на заседания общественного суда и т.д. До недавнего времени жалоба отца на своих детей не принималась общественным судом, если мать не давала согласия на это.

Без согласия, матери отец не мог забрать своего сына; можно найти много материала, свидетельствующего о преимущественном праве матери. Я приведу вам сцену из воспоминаний своего детства. Старый мужчина пришел выпивший домой и начал ругать детей. Мать защитила детей и набросилась на своего мужа. Она сказала, что дети - это ее дети, и они при случае могли бы пригрозить своему отцу. Старик почувствовал себя обиженным и заплакал, как ребенок.

Некоторые женщины и сегодня больше уважают гöгинь, чем матерей (Села Шошка, Выльгорт, Подъельск, Усть-Кулом), хотя и говорят: "А кто знает это; так говорили в древние времена, книжники должны знать лучше". Чтобы точнее понять роль гöгинь, необходимо проследить, какое значение сейчас придают зыряне крестным родителям (вежань, вежай), так как крестная мать (вежань) по своей роли во многих случаях вытеснила гöгинь. Это вытеснение могло произойти без ломки древнего мировоззрения зырян. Поведение гöгинь отражалось на здоровье детей, так же, как и поведение вежань на здоровье ребенка, которого она крестила. Гöгинь должна дать отчет о здоровье детей на том свете, сейчас же ответственность за это несет вежань. Каждая женщина, которая достигает определенного возраста, должна стать гöгинь, и каждая женщина в определенном возрасте должна крестить ребенка, стать вежань. В противном случае она должна стать крестной у молодой собаки на том свете.

Интересен своеобразный зырянский этикет, который обязывает крестных строго соблюдать его. Крестные разных полов не могут одновременно босиком ходить по полу. Пол является плохим изолятором, и крестные таким оборазом соприкасаются друг с другом и находятся как бы в половой связи друг с другом (Везде по Вычегде и вокруг Усть-Сысольска). Крестный отец и крестная мать не должны сидеть друг против друга, так как им в голову могут прийти дурные мысли, и в конце концов и без злых мыслей свойства одного перейдут другому; это напоминает о половом контакте. Несоблюдение всех этих предписаний ведет к заболеванию ребенка, которого они крестили. Сегодня некоторые говорят, что если крестный отец или крестная мать будут ходить босиком по полу, то они на том свете будут кричать от голода (Выльгорт и Сыктывдинпом - часть города Усть-Сысольска). Очевидно, здесь налицо влияние христианства, согласно которому за определенные проступки на том свете ждет наказание. Они будут наказаны за то, что их проступок вызвал заболевание ребенка. 20 - 30 лет назад зыряне придавали породнению через крестных родителей (вежань и вежай) еще большее значение. 84-летний старик из села Ыб Степан Петрович Колегов долго страдал от этих предписаний. В молодости он любил красивую зырянку. Все было готово к свадьбе. Но оказалось, что вежай жениха и вежань невесты были в дальнем родстве, Это помешало их счастью. Старик до сих пор не может забыть свою подругу. Он сказал нам: "Мы хотели обвенчаться тайно, но боялись, что дети могут быть уродами. Сегодня такие родственники венчаются, рожают детей, как и все. Я не знаю, кто прав; тогда предписания были строгие. Старое не воротишь". Насколько здесь сказывается христианское влияние, установить трудно. По-моему, христианство здесь еще неглубоко пустило свои корни. В той же деревне (Лёк грезд) один зырянин, например, взял крест из часовни, обругал его, плевал на него и т.д. Поведение этого мужчины не особо оскорбило религиозные чувства других зырян. Пиль Вась из с. Усть-Кулом рассказал в совершенно трезвом состоянии (он никогда не пьет), как он насмехался над Еном, и в ответ на это Ен послал ему счастье (Ен - Бог, создатель Вселенной). Это было несколько лет назад, охотники во время вечерней трапезы не заглатывали пищу, а выплевывали на чистое полотно; затем они вывешивали его на дереве в лесу и стреляли в него из ружья. Можно привести и другие подобные примеры.

Не менее характерным является и другой факт, в котором отражается представление зырян о влиянии поведения крестных отца и матери на здоровье ребенка, которого они крестили. В одной деревне (с. Час) крестные отец и мать любили друг друга, и будучи образованными людьми, к строгим предписаниям зырянской жизни относились либерально. Крестная мать вскоре должна была рожать ребенка, об этом быстро все узнали. Многие не хотели верить в это. Зыряне считали такую связь противоестественной. Ребенок родился, все с ужасом ожидали, что несчастливые дети, которых крестила эта либеральная крестная, заболеют.

По представлениям зырян, такие же правила должна соблюдать оспопрививательница, по крайней мере в период основных занятий (прививок). По какой-то причине у оспопрививательницы оспа не начиналась. Зыряне это объясняли плохим поведением оспопрививательницы. Старый оспопрививатель Канö Якö говорил, что в период прививания он спал отдельно от своей жены, а прежде чем идти на прививки, он подвергался церемонии очищения (Об этом рассказали дочери Канö Якö и другие женщины со слов Канö Якö).

Поведение гöгинь, вежань, вежай влияет на здоровье детей. Все те, которые считаются органически связанными с определенным ребенком, не могут состоять между собой в половых отношениях. К таковым относятся гöгинь, вежань, вежай и мать ребенка. Вежай (единственный мужчина среди всех этих лиц) не должен вступать в половые контакты с остальными из этого списка, а должен соблюдать сравнительно строгий этикет по отношению к ним.

Раньше отец ребенка не считался связанным с ним. Поэтому поведение отца не оказывало влияния на здоровье ребенка. Гöгинь и вежань не должны иметь половые связи с отцом ребенка; но родство вежань и вежай было более близким (хотя бы до крещения они были вообще не знакомы), чем родство вежань и отца ребенка. Гöгинь, вежань, вежай и мать ребенка не только не должны ругаться, но и говорить неприятные друг другу слова - в противном случае их ребенок заболеет. Насколько мне известно, что строгое предписание не относится ни к вежай, ни к отцу ребенка, хотя утверждать этого я не могу. Относительно этого вопроса я получил довольно противоречивые сведения. Но чтобы сделать правильные выводы, надо расширить район исследований. Следы кувады (кувада - симуляция родов отцом ребёнка. Значение кувады различными авторами объясняется по-разному) встречаются только в Ношуле и Летке, где существовало, вероятно, русское влияние. Здесь отцу ребенка дают хлеб с горчицей и солью, который он должен съесть. Вежай и вежань не должны вести распутный образ жизни, то есть не должны быть в половых контактах с несколькими женщинами и мужчинами - иначе ребенок, которого они крестили, заболеет. Распутство отца ребенка не влияет на здоровье ребенка, если он непосредственно не соприкасается с пеж отца; а пеж незнакомого лица при прямом контакте вредна для ребенка. Родители не должны вступать в половые связи друг с другом, если их ребенок болен. Это предписание относится ко всем членам семьи, не только к родителям, но даже и к чужим, живущим под одной крышей с ребенком.

При свадебной церемонии у зырян отец отходит на задний план. Невеста выкупается (вештыны) не родителями, а вежань и вежай (не путайте оба зырянских термина вештыны "выкупать" и ньöбны "купить"; выражение вештыны означает здесь "произвести платеж за заботу, службу"), только в нескольких деревнях вблизи города невеста выкупается матерью и вежань, а не отцом. Выкуп за невесту платит не отец жениха, а вежай или сам жених (Подробное изложение зырянских свадебных обычаев в своем разнообразии и в своей обусловленности под русским влиянием будет даваться по географическому принципу особо). И сегодня считают зыряне, что благословение вежай и вежань более существенно, чем благословение (бур сиöм) родителей. Вежай и вежань чаще всего являются братом и сестрой матери ребенка; возможно (но не хочу утверждать), выкуп невесты является только пережитком определенной формы зырянской семьи, матриархата, когда дети оставались у матери, а отец не имел права на них, только посещал мать. Такие браки "на согласии" (лöсялöны) встречаются и сегодня на Печоре. Поведение оспопрививателя и оспопрививательницы оказывает влияние на здоровье ребенка, которого они привили. Большинство болезней предстает перед зырянами в образе ужасно грязной женщины (лёк пеж ныв), оспинки указывают на чистую девушку. Оспинки не любят пеж, они не появляются у нечистого оспопрививателя и у детей.

Пеж от людей, поддерживающих половые отношения друг с другом, при касании передается детям. Но как следует понимать такое обычное явление, когда молодая мать, поддерживая половые отношения со своим мужем, ежедневно общается со своими детьми? Случайно я наблюдал такую сцену: молодая жена, будучи беременной; кормила грудью ребенка. Тут в комнате появилась бабушка ребенка, набросилась на молодую женщину, вырвала ребенка из рук и сказала: "Сама ты беременная (урöстан), а все еще кормишь его!". Бабушка внимательно осмотрела ребенка, здоров ли он. Старые женщины упрекают молодых часто в чрезмерной страстности половых отношений. "Не пройдет и года, а уже рождается второй ребенок. Потому-то сейчас и болеют (урöсмöны) дети". Конечно, это требует более веских доказательств того, что в былые времена женщины, когда кормили грудью, были сдержаннее в половом отношении.

Сегодня среди подрастающего поколения зырян наблюдается определенная изоляция полов, которая бросается в глаза путешественникам и этнографам5.

По-видимому, зырянские родители не так ласковы со своими детьми, как бабушки, дедушки и дяди.

Так как вышеприведенный материал говорит в пользу того, что лица, заботящиеся о детях, должны вести строгий образ жизни и ни при каких обстоятельствах не могут вступать в половые связи друг с другом, то спрашивается, влияют ли эти представления у некоторых народов в определенных областях до определенного уровня на развитие экзогамных браков.

При половых сношениях мужчины теряют свою силу, женщины же, по-видимому, нет. Как объясняется это? Возможно, зыряне считают, что мужчины свою силу передают женщине. В пользу этого говорит то обстоятельство, что мужчины не осмеливаются поднимать веретено и подавать его женщине. Но что-то обосновывать отдельными фактами - все же ненаучно. Есть и другой материал, который определенным образом подтверждает наше предположение. Если у мужчины исчезла уверенность в стрельбе, и его преследует неудача, то он должен отправиться домой, вступить в половые связи с какой-либо женщиной и таким образом передать ей нежелательные для него качества. Затем он должен вымыться в бане и надеть чистые вещи, после чего опять станет "настоящим" прилежным охотником. С этим фактом я столкнулся сначала в д. Сьöд Яков (относится к Выльгорту), где мне в искаженной форме сообщили: охотник должен отправиться домой, вымыться в бане, надеть чистое белье и затем вступить в половой контакт с женщиной; после этого он здоровым может опять пойти на охоту. Я не мог поверить этой точке зрения, так как она противоречит основным принципам зырянских народных верований и всем правилам охоты. Я попытался уточнить, откуда мои соседи взяли эти данные; они долгое время уже не занимаются охотой и многое забыли из преданий. Мне удалось разыскать источник; откуда были получены эти данные, и мужчину, который рассказал им все это. Обнаружилось, что мои соседи передали все это в запутанной форме. По представлению зырян, существует своеобразный метод исцеления охотников, который широко распространен на Вычегде. В чем его суть? Охотник под влиянием женских ласк при половой связи теряет качества хорошего охотника и приписывает все свои неудачи влиянию женских объятий. В таких случаях он спешит к женщине и опять вступает с ней в половой контакт, так как он все нежелательные для него качества хотел бы передать ей. Это, как мне кажется, говорит о том, что при половых сношениях качества мужчин переходят женщинам, и наоборот. Это становится более вероятным, если сравнить своеобразный метод исцеления охотников с некоторыми другими; явлениями из области зырянских народных верований. Зыряне считают, что болезнью пеж можно заразиться от стоячей воды. По их представлениям, некоторые стоячие воды инфицированы пеж. Чтобы заразиться пеж от стоячей воды, достаточно искупаться в ней или умыться этой водой. В данном случае не помогает ни одно лечение, кроме следующего: перенести пеж обратно в эту же воду; вот почему необходимо искупаться в этой же воде или умыться ею. Итак, пеж из стоячей воды может перейти на человека и обратно.

Необходимо выяснить, переходит ли при половых контактах сила мужчин на женщин. Очевидно, нет. Если было бы так, то женщина приобрела бы после первого полового контакта определенную силу, которую терял мужчина. Но, по представлениям зырян, она ее не получает. Нельзя идентифицировать силу и пеж. Сила - это естественное качество (свойство) человека, пеж - нечто чужеродное, разведенное в стоячей воде, распыленное в воздухе, присущее некоторым людям и животным и т.д. Человек, купавшийся в стоячей воде, заражается пеж, но не передает свои качества воде и не получает свойства воды, то есть он инфицируется чужеродным, разведенным в воде пеж. Зыряне (и не только они) верят в то, что можно защититься от болезней, если попытаться перенести их на других. Для этого они кладут платок, рубашку или какой-либо другой предмет на больное место и затем бросают его на улицу, надеясь, что кто-то возьмет его. Кто его поднимет, тот и заболеет, к нему переходит пеж. Я позволю себе привести еще ряд примеров. Зыряне выбрасывают березовый веник, которым они парили в бане больного с надеждой, что кто-то перешагнет через него и пеж от больного перейдет к неосторожному человеку. Некоторые болезни пытаются перенести и на животных. Лишай (Psoriasis vuilgarius) лечат следующим образом: больное место обкладывают горячим хлебом, а затем дают хлеб овце. Более радикальным является следующий метод: берут шерсть у барана (нигöна баль) не старше 1 года, не бывшего еще с овцой, и окутывают этой шерстью больное место; затем эту щерсть вместе с хлебом есть тому самому барану. Ячмень на глазах (пон кольк) требует следующего лечения. Больное место обкладывают горячим хлебом и дают хлеб собаке. Болезнь в первом случае переходит барану, а во втором - собаке. Своеобразное стремление зырян перенести болезнь на другого привело к тому, что некоторые стали страдать преувеличенным недоверием. При купании в бане они боятся соприкосновения с другим человеком. Если кто-то случайно коснется, сразу же обливается холодной водой. Многие боятся есть с чужими людьми; они дуют на хлеб и на еду, и таким образом отгоняют пеж и защищаются от него. И сегодня, когда зыряне пьют пиво, дуют на него. Другие боятся прикоснуться голыми руками к дверной ручке. Одна старая женщина из с.Выльгорт просила некоторых людей, которых она считала больными, не прощаться с ней, когда она умрет. (Прощаясь, зыряне целуют умерших). Она, уже будучи трупом, опасалась заразиться, боясь того, что пеж будет преследовать ее и на том свете.

Не всегда зыряне стремятся перенести пеж на других людей. Больные, страдающие урöсмö, источником которого является пеж, лечатся следующим оригинальным способом. Для этого они зовут чистого (сöстöм) человека, который моет больного в бане. Чистыми (сöстöм) являются дети, которые пока ничего не знают о половых отношениях, старики, которые уже не поддерживают половые связи, и наконец, люди, пришедшие издалека, из-за рек, ручьев, лесов. Реки и деревья очищают человека и даже предметы от пеж6. Зыряне часто просят детей парить в бане больного березовым веником с тем, чтобы сöстöм детей изгнал пеж. Таким же образом старики лечат в бане от урöсмö, очищают нечистых охотников от пеж.

Пеж может обретать определенный образ. Желтуха, по представлениям зырян, ни что иное как лёк пеж ныв "плохая нечистая девушка". Как сладострастная и буйная женщина, она часто приходит к красивым парням, которые затем заболевают. Излечиться от желтухи - это изгнать эту женщину. В детстве я сам болел этой болезнью. На женском семейном совете было решено вызвать "врача", старую женщину, которая, по словам моей тети, около 20 лет не поддерживала половые отношения с мужчинами и жила по ту сторону ручья. Она мыла меня в бане и говорила при этом: "лёк пеж ныв верманö сулавны мем паныд, сöстöм морткöд воча", "злая нечистая женщина, можешь ли ты противиться мне, чистому человеку?". В этом исцелении мы наблюдаем борьбу между пеж и сöстöм.

При анализе материала о зырянских верованиях не констатируется то явление, что зырянин пытается принять черты другого (лучшего) человека или боитсяотдать свой черты другому (плохому) человеку. При поверхностном рассмотрении материала можно сделать этот ошибочный вывод. Зырянки боятся собак, которые могут передать им свою вялость, леность. Если собака потягивается, то зырянка ногой наступает на нее и говорит: "Прочь отсюда, мне не нужна твоя леность, у меня слишком много своей". Зырянки по-своему относятся к собакам7. Я не смог заметить, чтобы мужчины боялись заразиться леностью собак. И наконец, леность (дыш), по мнению зырян, - болезнь, черта, не свойственная организму того или иного индивидума. Зыряне говорят, если человек ньöжмасьö8, потягивается, то это Омöль (брат Ена, создателя мира) лишает его силы. Сила - свойство организма. Но эти факты мало говорят в пользу того, что зыряне в далеком прошлом боялись свои качества передавать другому существу, Омöль только в последнее время под влиянием христианства получил эти отрицательные черты9.

У зырян существует своеобразный метод исцеления непригодных для охоты собак. Кастрируя собаку, ветеринар советует высушить удаленные половые органы собаки, что является хорошим лекарством для той же самой собаки. Если собака стала непригодной (тшыкöма), то ей дают съесть ее же высушенные половые органы, после чего она вновь обретает свои промысловые охотничьи качества. Но если эти половые органы будут даны другой непригодной для охоты собаке, то та не выздоровеет. Итак, свойства одной собаки не могут передаватсья другой. Болезнь тшыкöдöм переходит от одной собаки к другой. Если собака (тшыкöдöм пон), ставшая непригодной для охоты, укусит здоровую, то здоровая заболеет; а больная собака, по представлениям зырян, опять поправится. Но если здоровая собака укусит больную, то больная не выздоровеет. Здоровье - это свойство организма, которое не переносится.

Зыряне хотят, чтобы летом коровы паслись вместе. Этим значительно облегчается сбор коров (у зырян нет пастухов). Этого зыряне достигают очень оригинальным способом: от одной коровы берется пучок шерсти (лучше с грудной части, поближе к сердцу) и вместе с хлебом дается остальным коровам на съедение. Если зырянин хочет смилитны собаку, чтобы она следовала за ним, то он плюет на кусок хлеба и дает собаке съесть. В первом случае коровы, а во втором - собаки едят часть чужеродного организма и в очень небольшом количестве приобретают свойства чужого органа. Кусочек последнего живет в корове и собаке как нечто самостоятельное. Он тоскует по целостному своему организму, частью которого является. Эта тоска так велика, что организм коровы или собаки не может сопротивляться этому кусочку. Коровы бегают за той коровой, чью шерсть они съели, собака бегает за человеком, слюну которого она проглотила. Но корова и собака не приобрели при этом свойства чужого организма.

Только в одной местности я смог зафиксировать воззрение, что после того как съедают часть организма какого-либо животного, получают его свойства. В селе Шошка новобрачным давали съедать половые органы барана. Это означало, что молодые будут сладострастны, как баран. Половые органы барана являются лечебным средством при половом бессилии (импотенции). Зыряне Шошки переняли свадебные обычаи (как и многое другое) у русских, среди которых был и обычай с бараном.

Из всего вышеприведенного материала возможен следующий вывод: мужчины при половых сношениях не передают свою силу женщинам, только инфицируются пеж, от которого заражаются и сами женщины. И вообще, по представлениям зырян, свойства одного организма не могут передаваться другому. Конечно, на основе приведенного материала эти выводы являются слишком смелыми.

*   *   *

ЛИТЕРАТУРА

1. Налимов В.П. Загробный мир по верованиям зырян // Этнографическое обозрение. 1907. т.72. #1-2. c.20.

2. Налимов В.П. Легенда о Паме Шыпиче // Этнографическое обозрение. 1903. т.57. #2. c.120-140.

3. Жаков К.Ф. В хвойных лесах: Рассказы коми морта. СПб., 1908.

4. Налимов В.П. Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян // Этнографическое обозрение. 1903. т.57. - #2.

5. Максимов С.В. Год на Севере. СПб., 1871.

6. Налимов В.П. Загробный мир по верованиям зырян...

7. Там же.

8. Налимов В.П. Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян...

Реклама Google: