Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

КОМИ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА Ильина И.В., 1997.
ВВЕДЕНИЕ

Исторически возникновение медицины связано с возникновением и развитием человечества, и с древности она является обязательным составным элементом культуры каждого этноса. Медицина в определенной степени обеспечивает защиту от неблагоприятных для жизни природных факторов, компенсирует возникающие нарушения физического и психического здоровья, поддерживает необходимую для существования этноса продолжительность жизни. Так как особенности медицинской культуры складываются во взаимодействии со всей системой природно-экологических и социально-экономических факторов, то понятно, что без ее изучения невозможна полная этнографическая характеристика народов мира.

Наибольший интерес представляет традиционная медицина, поскольку именно она, как неотъемлемая часть традиционно-бытовой и духовной культуры, несет главную этническую нагрузку, выполняет основные этнические функции.1 Именно к ней восходят конкретные особенности массовых медицинских знаний и повседневной медицинской практики, отразившие самобытные представления, познания того или иного народа об окружающем мире и человеке. Влияние же экспериментальной научной медицины, возникшей сравнительно недавно и все более приобретающей интернациональные черты, носит главным образом "структурный" характер, определяя присущее в данный момент для этноса соотношение различных видов медицинских знаний (традиционных, научных).

Материалы по традиционной медицине представляют исключительный интерес для истории развития духовной культуры, понимания ранних стадий народного мировоззрения, так как рациональный опыт и своеобразные достижения в освоении природных богатств неразрывно сочетались в традиционной медицине с иррациональными представлениями, религиозно-магическими действиями и обрядами.

Актуальность изучения традиционной медицины в значительной мере обусловлена практической важностью исследования многовекового опыта народов мира в области лечения и предупреждения заболеваний, необходимостью использования его в современной лечебной практике. Многие представители научной медицины, начиная с ее основоположников, по достоинству оценивали эмпирические знания, призывали к их изучению и применению. В современной лечебной практике используется множество способов и методов лечения, заимствованных из древних медицинских систем. Свыше 40% лекарственных средств взяты из арсенала традиционной медицины.2 И тем не менее, по мнению медиков, фармакологов, ботаников, ее потенциальные возможности как источники поиска новых средств и методов лечения далеко не исчерпаны. Задача современной научной медицины заключается в том, чтобы взять из многовекового опыта все ценное и рациональное, что там накоплено, отбросив все то, что может принести вред здоровью человека.3 Чрезвычайно важны для этих работ материалы этнографических исследований. Именно этнографы, рассматривающие медицину как неотъемлемую часть культуры, имеющие навыки работы с информаторами, могут оказать значительную помощь в выявлении, закреплении и оценке традиционных медицинских знаний и опыта с учетом социокультурного контекста их функционирования.4 Особенно актуально этнографическое изучение традиционной медицинской культуры сейчас, когда много внимания стало уделяться таким ее аспектам, как психотерапия, санитария и гигиена, уход за детьми и проч. Тщательно зафиксированный, экспериментально проверенный опыт может и должен быть включен в государственные системы санитарно-медицинской помощи.

Немаловажен и еще один практический аспект проблемы. На основе возросшего интереса к традиционным способам лечения в настоящее время возникло немало негативных явлений. Это и попытки самолечения непроверенными и не всегда безвредными средствами, и деятельность различных целителей, выдающих себя за народных, и не всегда оправданное в плане медицинской целесообразности увлечение мистикой, религиозно-магическими ритуалами. Формирование правильного отношения к народной медицине возможно лишь на основе всестороннего изучения многовековых медицинских традиций в контексте культурно-исторического развития народов, ознакомления с ними широких слоев населения.




Василий Игнатов. "Коми языческий городок" (гуашь, 1995).

Таким образом, всестороннее и глубокое исследование традиционной медицины как составной части культуры народов представляет несомненный теоретический и практический интерес. Оно активно поощряется Всемирной организацией здравоохранения. Исполнительный комитет ВОЗ 1975 г., Всемирная ассамблея здравоохранения 1977 г., Совещание ВОЗ 1980 г. приняли специальные резолюции по усилению исследовательской работы в области народной медицины специалистами различных областей науки.5 В настоящее время традиционные методы лечения широко изучаются во многих странах: США, Франции, Англии, Румынии, Швеции и других.

Отдельные сведения о традиционных средствах лечения и "изгнания" болезней содержатся в трудах известных ученых-путешественников П.С.Палласа, И.И.Лепехина, И.Г.Георги и других. Со второй половины XIX в. началось систематическое изучение народной медицинской практики. Появились этнографические и санитарно-антропологические работы, в которых большое внимание уделялось состоянию санитарии, гигиены, народной медицины у народов Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, их взглядам на причины заболеваний. А.А.Макаренко, Н.Л.Скалозубовым, Г.С.Виноградовым были разработаны специальные программы для сбора сведений по этой теме и опубликованы результаты собственных исследований в Сибири. Богатые материалы из 23 губерний были получены этнографическим бюро князя В.К.Тенишева и обобщены доктором Г.Поповым.7

В целом исследователи стремились закрепить народные медицинские знания, подробно описывали лечебные средства и приемы. Причем рассматривались не только средства растительного, животного, минерального происхождения, но и такие способы лечения, как психотерапия. Много внимания уделялось знахарству как социально-идеологическому явлению. Однако часто материал собирался и описывался без критического анализа, разделения рационального и иррационального. Некоторые работы, напротив, пронизаны нигилизмом по отношению к народной медицине. В целом же работы дореволюционных авторов представляют большой источниковедческий интерес, дают много конкретных сведений о народной медицине, знахарстве, состоянии здравоохранения.

Заметно повысился интерес этнографов к народной медицине с середины 60-х годов. В результате исследований 1960-80-х годов определился основной круг вопросов, связанных с этнографическим изучением народной медицины. В первую очередь уточнена, конкретизирована основная терминология, определены критерии выделения отдельных разновидностей медицины.

Наиболее распространенным является термин "народная медицина", под которым понимается совокупность накопленных народом сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыках, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. Однако это очень общее определение может рассматриваться исследователями в двух смыслах: народная — относящаяся к простому народу, массовая, непрофессиональная, и народная — характерная для народа как этнической общности. Поэтому в последнее время исследователи обратили внимание на выработку общих критериев выделения народной медицины.

И.И.Брехман попытался определить термин "народная медицина", "традиционная медицина" при помощи теории информации, учитывая средства вещественного закрепления информации.8 Существенным признается и способ ее передачи. Народная медицина характеризуется как незакрепленная, для которой характерна устная и отчасти зрительная передача медицинских знаний. На основе народной (или традиционно-устной) медицины формируется традиционно-письменная, то есть относительно закрепленная в письменной форме, характеризующаяся наличием специальных школ, пособий.

Принципиально важно учитывать и способ получения информации. В отличие от традиционной медицины (и традиционно-устной, и традиционно-письменной), основанной на эмпирических знаниях, приобретенных в результате многовековой практики, выделяется научная медицина, основанная на экспериментальных данных и закрепленная письменно.

Ю.В.Бромлей, придерживаясь вышеприведенного принципа выделения народной медицины как традиционно-устной, подчеркивает необходимость введения еще одного термина — "этномедицина", то есть народная медицина в широком понимании — как совокупность всех видов бытующей медицины (и традиционной, и научной).9 Это особенно важно для современности, так как в современных условиях обыденные массовые медицинские знания каждого народа определяются и устной традицией, и традиционно-письменной, и профессиональной научной медициной. Из сочетания этих слоев медицинских знаний складывается специфический "медицинский облик" современных этносов.

Таким образом, опираясь на разработки исследователей, можно выделить три разновидности медицины, различающиеся по способу получения, закрепления и передачи информации: традиционно-устную, традиционно-письменную и научную. На наш взгляд, целесообразно как синоним традиционно-устной медицины сохранить устоявшийся термин "народная медицина", понимая под ним сумму всех знаний и практических методов (как объяснимых, так и необъяснимых на современном уровне), применяющихся народом для диагностики, предотвращения и ликвидации нарушений физического и психического здоровья и опирающихся исключительно на практический опыт и наблюдения, передаваемые из поколения в поколение в устной и отчасти зрительной форме.10

Правомерно использование термина "традиционная медицинская культура", поскольку в исследованиях этнографов, как правило, речь идет не только о конкретных рецептах, методах, приемах лечения, а о функционировании целой системы медицинских знаний, уходящей в особенности всего образа жизни, пронизывающей многие стороны традиционно-бытовой и духовной культуры народа.11

Несмотря на возросшее количество публикаций, исследования практически во всех регионах страны, разработка проблемы по своему масштабу не соответствует задачам сегодняшнего дня. До сих пор отсутствуют обобщающие работы по традиционной медицинской культуре многих народов. Во многих регионах по-прежнему первоочередной задачей в области изучения медицинского опыта остается как можно более полный сбор фактического материала.

В частности, практически была не изучена традиционная медицинская культура одного из народов европейского Севера — коми. В записках путешественников и краеведов, отчетах о научных экспедициях, литературных и публицистических произведениях, опубликованных в самых разнообразных изданиях, имеются сведения об употреблении коми лекарственных трав, продуктов животного и минерального происхождения, использовании в лечебных целях бани, впечатления о санитарном быте деревенского населения.12

К сожалению, авторы этих работ, зафиксировавшие интересные этнографические детали, не ставили перед собой цель охарактеризовать традиционную медицинскую культуру коми. Поэтому сведения как о народных медицинских знаниях, так и об их носителях сравнительно немногочисленны и фрагментарны.

Более подробно состояние медико-санитарного обслуживания населения Коми края отражено в очерках и описаниях земских врачей. Особый интерес для характеристики дореволюционного Коми края представляет работа "Медико-топография Усть-Сысольского уезда" А.И.Држевецкого, проработавшего семь лет в качестве уездного и городского врача. На основе статистических данных о смертности и продолжительности жизни, сведений городской больницы и архива Усть-Сысольского комитета общественного здоровья, данных рекрутских наборов и ежегодных освидетельствований солдат, а также на основе личных наблюдений и практики исследователь создал исчерпывающую картину медико-санитарного состояния уезда, выявил причины и особенности заболеваемости его жителей, описал некоторые народные рецепты и приемы лечения. Оценивая состояние народной медицины, повсеместно распространенной ввиду явной недостаточности квалифицированной медицинской помощи, А.И.Држевецкий отметил, что "она богата и своими средствами, и своими деятелями, конкурировать с которыми не легко."13

Земский врач М.И.Тур обрисовал картину эпидемической заболеваемости среди зырян. В своей статье он описывает и некоторые народные представления о причине заболеваний, осложнявшие оказание медицинской помощи: "все эпидемические болезни, по мнению зырян, происходят от бога, а потому и принимать против них какие-либо меры — большой грех."14

Определенное внимание народной медицине края уделил С.В.Мартынов — политссыльный, врач по образованию, в 1903 г. участвовавший в экспедиции по исследованию санитарно-бытового состояния Печорского края. Наряду со статистическими данными о заболеваемости и организации врачебной помощи, он описал некоторые традиционные способы лечения, представления о болезнях. Наибольший интерес исследователя вызвало заболевание с симптомами расстройства нервной системы, обусловленное, по убеждению местного населения, действием сверхъестественных сил. С.В.Мартынов не только подробно описал формы этого заболевания, но и связал широкое его распространение с "влиянием глубоко укоренившихся убеждений" и особенностями хозяйственно-бытового и семейного уклада.15

Большое значение для характеристики традиционной медицинской культуры коми имеют работы по идеологическим представлениям, восходящим к дохристианскому мировоззрению.16 Особое место среди них занимает книга А.С.Сидорова "Знахарство, колдовство, порча у народа коми", в которой опубликован богатейший фактический материал по лечебной магии, сделана попытка его научного осмысления.17 Автор охарактеризовал отдельные категории народных врачевателей, описал народные представления о возникновении болезней в результате "порчи", способы магического лечения и предупреждения заболеваний. До сегодняшнего дня эта работа — наиболее серьезное исследование ранних верований коми, в полной мере сохраняющее свое научное значение.

Отдельные замечания, касающиеся народной медицины, приемов ухода за ребенком, содержатся в обобщающей монографии по этнографии коми-зырян и коми-пермяков В.Н.Белицер.18

Наряду с этнографическими работами изучению отдельных аспектов традиционной медицинской культуры коми посвящены работы языковедов, фольклористов, ботаников.19 История развития здравоохранения в Коми крае рассматривается в ряде работ кандидата медицинских наук Р.Э.Шумахера.20

С 1980 г. сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук начаты целенаправленные исследования традиционной медицинской культуры коми, результатом которой является данная монография. Главной целью монографии является этнографическое изучение медицинской культуры коми в конце XIX — первой половине XX вв., выявление объема и особенностей народных медицинских знаний, их взаимосвязи с другими элементами традиционно-бытовой культуры.

В задачи исследования не входила медико-биологическая оценка народных лекарственных средств и приемов, хотя в ряде случаев привлекались данные научных исследований для различения рационального и иррационального в традиционной медицинской практике.

В основу монографии положены полевые материалы, которые были собраны автором во время этнографических экспедиций, организованных в 1980-1990 гг. сектором этнографии Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН. Они хранятся в архиве отдела этнографии и даются в тексте без ссылки.

В ходе полевых работ были обследованы практически все этнографические группы коми: прилузские, удорские, ижемские, верхнепечорские, вычегодские, сысольские. Информаторами являлись в основном люди старше 60-70 лет, помнящие и применяющие народные лечебные средства, хорошо осведомленные о народных традициях и обрядах. Как правило, все они получили эти знания от своих родителей, что позволяет нам дать характеристику народной медицинской культуры конца XIX — первой половины XX вв. Сбор данных проводился на основе опроса информаторов по программе, предусматривающей изучение таких важнейших разделов, как народная этиология и диагностика заболеваний, рациональные и иррациональные способы лечения; народная санитария и гигиена; обрядность, связанная с рождением и охраной здоровья ребенка; практика и личность народного врачевателя. Поскольку до сегодняшнего дня во многих населенных пунктах есть люди, занимающиеся врачеванием традиционными методами, то ряд сведений получен в результате непосредственного наблюдения за их практикой. Использовались также сведения, имеющиеся в этнографической, краеведческой литературе.

Определенный интерес в плане сравнительного анализа представляют материалы фонда и архива Российского этнографического музея, архива Российского Географического общества. В фонде этнографического бюро князя В.Н.Тенишева имеются сведения о родильной обрядности, лечении "наговорной" водой, записанные в 1898 году в с.Лойма (современный Прилузский район Республики Коми).21 В фондах музея хранится коллекция лекарственных трав с указанием народных названий растений и традиционных способов их использования, собранная Ф.И.Дерябиной в 1963 г. в Коми-Пермяцком национальном округе.22 Из фондов архива РГО взяты материалы по народной медицине ненцев.23 В работе использованы также материалы Центрального государственного архива Республики Коми, архива Коми научного центра РАН, полевые материалы сотрудников отдела этнографии ИЯЛИ КНЦ РАН, находящиеся в личных архивах.Книга является первой обобщающей работой по традиционной медицине народа коми. Обобщение литературных и введение в научный оборот новых полевых и архивных материалов значительно расширят представления о традиционно-бытовой и духовной культуре народа, создадут источниковедческую базу для дальнейших исследований.

Результаты исследования имеют практическую значимость. Данные, приводимые в монографии, могут быть использованы в работе по созданию новых лекарственных препаратов. На основе обобщения и сопоставления традиционных рецептов, используемых различными этносами, выявляются наиболее перспективные пути поиска новых лекарственных средств. Однако следует подчеркнуть, что ни в коем случае нельзя рассматривать публикуемые материалы как рецепты для любительского лечения, поскольку цель данной монографии — не медицинские рекомендации, а характеристика одной из интереснейших сторон традиционно-бытовой культуры коми.

См. продолжение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981. С. 212.

2. Воронина М.П. К вопросу изучения опыта народной медицины Костромской области // Труды I Всесоюзного съезда фармацевтов. М., 1970. С. 447-451.

3. Вострикова Г.Г. Амурские растения в народной медицине удыгейцев, нанайцев и ульчей: Автореф. дис... канд. мед. наук. Томск, 1974; Шретер А.И. Пути оптимизации поисков перспективных лекарственных растений: Автореф. дис... доктора биологических наук. М., 1982. С.25.

4. Шретер А.И. Использование этнографических и лингвистических материалов при поиске новых лечебных средств растительного происхождения // Тез. ВКЭИМ. Л., 1975. С. 6-9.

5. Баннерман Р.Х. Программа ВОЗ по традиционной медицине // ХР. ВОЗ. 1978. Т. 32. #3. С.131-132; Народная медицина: пути содействия и развития. Доклад Совещания ВОЗ // Серия технических докладов. М., 1980. #622. С. 8-9.

6. Кребель Р. Народная медицина и народные средства различных племен Русского царства против разных болезней. М., 1868; Чашницкий М.М. Материалы к исследованию Чердынского уезда в медико-статистических и санитарных отношениях. Пермь, 1883; Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у различных народов преимущественно России. М., 1884; Овчинников М., Припугов Н. Заметки по народной медицине якутов и иркутян // ЭО. 1898. #II; Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899; Никольский Н.В. Народная медицина народностей Поволжья. М., 1909; Инструкция для собирания материалов по народной медицине Макаренко А.А., Программа для собирания материалов по народной медицине Скалозубова Н.Л. // Сборник инструкций и программ для участников экскурсий в Сибирь. СПб., 1912. С.113-120.

7. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. СПб., 1903.

8. Брехман И.И. Народная медицина в свете теории информации // ВКЭНМ. Ленинград. 10-12 марта 1975. Тез.докл. Л., 1975. С. 4.

9. Бромлей Ю.В. Современные проблемы...

10. Народная медицина: пути содействия развития. Доклад совещания ВОЗ // Серия технических докладов. #622. М., 1980. С. 8.

11. Воронов А.А. Значение традиционной медицинской культуры народа в системе этнической адаптации // Всесоюзн. сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1982-1983 гг. Май 1984 г. Тез. докл. Черновцы, 1984. С. 428.

12. Лепехин И. Дневные записки путешествий академика Лепехина. СПб., 1814. Т. 3. С. 250-251; Попов К. Зыряне и зырянский край // Изв. ИОЛЕАЭ. 1874. Т. XIII. Вып. 2; Иваницкий Н.А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Изв. ИОЛЕАЭ. 1890. Т. ЬХ1Х; Мельников С. Зырянская баня // ВГВ. 1853. #28; Аврамов В. Жители Яренского уезда и их хозяйственный быт // ВГВ. 1858. #34; Вологдин П. Лесное царство // Слово. СПб., 1878; Безсонов Б.В. Поездка по Вологодской губернии в Печорский край к будущим водным путям на Сибирь. СПб., 1909.

13. Држевецкий А.И. Медико-топография Усть-Сысольского уезда. СПб., 1872. С. 105.

14. Тур М.И. Эпидемические заболевания среди зырян Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии // ВГВ. 1880. #32, 34.

15. Мартынов С.В. Печорский край. СПб., 1905. С. 182.

16. Заварин. О суевериях и предрассудках, существующих в Вологодской епархии // ВЕВ. 1879. #4; Налимов В.П. Загробный мир по верованиям зырян // ЭО. 1907. Вып. 1-2; Сорокин П.А. Современные зыряне // Изв. АОИРС, 1911. #6; Грен А.Н. Зырянская мифология // Коми му. Усть-Сысольск, 1927. #4-6.

17. Сидоров А.С. Знахарство, колдовство, порча у народа коми. Л., 1928.

18. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми XIX — начало XX в. // Тр. ИЭ. М., 1958. Т. 45.

19. Ракин А.Н. Основные принципы номинации трав и ягод в коми языке и народная этимология // Серия препринтов "Научные доклады" КФАН СССР. Сыктывкар, 1977. Вып. 32; Ветошкина Е.В. Производственные и семейно-бытовые заговоры // Тр. ИЯЛИ КФАН СССР. Сыктывкар, 1982. Вып. 26: Национальное и интернациональное в коми литературе и фольклоре. С. 87-97; Обухов А.М. Лекарственные растения в Коми области // Хозяйство Севера. Архангельск, 1935. #11. С. 32-38; Мартыненко В.А., Котелина Н.С., Дулесова К.Н., Лащенкова А.Н., Улле З.Г. Таежная аптека. Сыктывкар, 1980.

20. Шумахер Р.Э. Земская медицина в Коми крае // Тр. Сыктывкарского научного медицинского об-ва и совещания судебно-медицинских экспертов. Вып. 2. Сыктывкар, 1967; Он же. Здравоохранение и здоровье населения Коми АССР. Сыктывкар, 1968; Он же: Материалы о развитии здравоохранения и сдвигах в здоровье населения Коми АССР за 100 лет. Сыктывкар, 1970.

21. Архив РЭМ. Ф.7, оп.1, д.383. С. 22-25.

22. Фонды РЭМ. Кол. #7505.

23. Архив РГО. Р.1, оп.1, #44; р.1, оп.1, #54.

КОМИ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

Реклама Google: