Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

КОМИ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ  ·  В.М.Кудряшова  ·  ТУНАЛӦМТОРЪЯС
Приметы, связанные с древним мировоззрением народа

В.М.Кудряшова,
Коми книжное
издательство,
г.Сыктывкар, 1993.
стр. 125-154.

Выль керкаӧ пыригӧн кӧть пес плака ӧшинь увсьыд да колӧ пыртны.
Если заходишь в новый дом, надо что-нибудь с собой занести, хоть полено из-под окна.

Выль керкаӧ петігӧн медпӧрысь мортыс петук первой керкаӧ лэдзас, ен улӧ кӧ воас, пызан улӧ ли и лажыньтчас — кӧзяин оз ло, а пачводзас кӧ мунас, кӧзяйка дыр олас.
Когда переходят в новый дом, то старший пускает в избу петуха, если он идет в красный угол и присядет под столом — хозяина не будет, если пойдет в предпечье — хозяйке долго жить.

Выль керкаӧ петан да сразу кӧ кулысь лоӧ, абу бур водзӧ.
Если сразу после новоселья кто-либо умрет — не к добру.

Мӧс кӧ травитчас выль керкаӧ петӧм бӧрын, бур водзын.
Если после новоселья корова погибнет, то к добру.

Керкаын кӧ ва кынмас, и тӧрӧкан кынмас.
Если в доме вода замерзнет, значит и тараканы вымерзнут.

Лудік кыптіс — лун бергӧдчис.
Клоп поднялся — день повернулся.

Черань локтӧ, юӧр вайӧ.
Паук идет, вестей несет.

Черань бур юӧр вайӧ.
Паук предвещает добро.

Чераньтӧ кӧ пӧ виян, мӧс вӧраыд пыктас.
Паука убьешь — у коровы вымя опухнут.

WebAdministrator

Web Administrator (Администратор паутины)

Чераньтӧ вины оз позь, кулан да сир ютӧ оз вуджӧд.
Паука убьешь, после смерти не перевезет через смоляную реку.

Чипан вомсӧ паськӧдлӧ — выль кулысь водзын.
Курица клюв разевает перед новым покойником.

Чипан чуксасьӧ — шог водзын.
Курица петухом поет — к горю.

Кӧклысь кӧ кӧкигас верман сы пуысь ув ли кырсь гуны — кор юксьыны кутан, ыджыд пай шедӧ (мед гуигад кӧкыс оз лэб).
Если с дерева, на котором кукует кукушка, возьмешь сук или кору, то когда будешь делиться, большой пай достанется (но чтобы кукушка не улетела).

Кӧк волӧстьӧ локтӧ — лёк юӧр вайӧ.
Кукушка в деревню летит — дурную весть несет.

Керка вылад кӧ кыйсян пӧтка локтӧ — лёк водзӧ.
Если на крышу прилетит промысловая птица — не к добру.

Кӧч кӧ керка дорад локтас — мыйкӧ лёк лоӧ.
Заяц прибежит к дому — не к добру.

Кырныш кравзӧ — юӧр вайӧ; "белӧйяскӧд" война водзад мый воліс кырнышыд.
Ворон каркает — несет худые вести; перед гражданской войной много было ворон.

Кырныш курксӧ — оз бур водзӧ.
Ворон каркает — не к добру.

"Трофимыч",  художник Вячеслав Кислов, (1975, Б., смеш.техника), персональная выставка, Сыктывкар 2008.

Би сюръя ыпйӧ — бара олӧм торксяс.
Огненные столбы полыхают — опять жизнь нарушится.

Бара би сюръяяс ӧзъялӧны — война лоӧ.
Огненные столбы горят — война будет.

Пӧрысь йӧз шулісны, война водзад пӧ асъя кыа кодзулыд дзикӧдз бырліс.
Старые люди говорили, перед войной утренняя (Полярная) звезда совсем пропадала.

Пӧжар дырйи бикӧд и тӧвкӧд паныд кӧ шыбитан чипан кольк, биыс водзӧ оз мун, тӧлыс мӧдарӧ бергӧдчас.
Если во время пожара бросишь против огня и ветра куриное яйцо, огонь дальше не пойдет, ветер переменится.

Вӧр шыр таво уна, народлы сьӧкыд лоӧ.
В этом году много лесных мышей, народу будет тяжело.

Кор потігӧн да кор усигӧн медсьӧкыд овны.
Самое трудное время для жизни — когда лопаются листья и когда они падают.

Кор киссигӧн да килькор потігӧн висьысь мортлы сьӧкыд овнысӧ.
При листопаде и когда дает трещину верхняя кожура бересты больному тяжело живется.

Кор корйӧн лым усьӧ — йӧзлы лоӧ сьӧкыд.
Снег выпадет до листопада — людям тяжело.

Сыв му вылӧ лым усьӧ — уна йӧз кулӧ.
Снег на талую землю падет — много людей помрет.

Керкаын мутшкакылӧ — кодкӧ кулӧ.
Если в избе трещит — кто-то умрет.

Орт олӧ, мутшкакылӧ — выль кулысь лоӧ.
Домовой беспокойно живет, скрипит — будет покойник.

Шуля пу ен улын — кӧзяин висьны пондас, а паччӧр пельӧсын — кӧзяйка висьны пондас.
Если расщепится бревно в переднем углу — хозяин будет болеть, а в углу около печки — хозяйка.

Дзуртан пу пачводзӧ сюрӧ — кӧзяйка висьны кутас.
Скрипучее дерево попадет перед печью — хозяйка будет болеть.

Матич мутшкакылӧ - нывбаба юр бырӧм водзын.
Матица трещит — к смерти хозяйки.

Кодкӧ кӧ зымнитас керкаад — выль кулысь водзӧ.
Если кто-го стукнет в избе — перед чьей-то смертью.

Гатш кӧ кань водӧма, регыд кулысь лоӧ.
Кошка легла вавзничь, скоро будет покойник.

Кань кӧ коксӧ мыськӧ — оз бур водзӧ.
Кошка ногу моет — к несчастью.

Пон кӧ омлялӧ, бур оз ло (ёнджыка кулӧм водзӧ).
Собака воет — не к добру (чаще к покойнику).

Омляліс пониыс суседъяслӧн — козяйкаыс куліс.
Выла соседская собака — хозяйка умерла.

Ӧдзӧс шӧрӧ кӧ водіс пон — ускотьтьӧ.
Если на порог легла собака — к несчастью (о падеже скота).

Самӧвар шутьляло — шог лоӧ.
Самовар посвистывает — перед печалью.

Кор нырбордъяссӧ кыскӧма да ловгӧн гуясыс сьӧд — сэк морт регыд нин кулӧ.
Когда ноздри втянуты, а впадина носа черная — скоро умрет человек.

Вӧтӧн кӧ пинь усьӧ — выль кулысь водзӧ.
Если во сне выпадет зуб, то кто-то умрет.

Вӧтӧн кулӧм морт кӧ ловзяс — шог лоӧ.
Если во сне оживет покойник — будет горе.

Пывсян вӧтӧн авдзан — абу бур.
Баню увидеть во сне — не к добру.

Эзысь деньга кӧ туй вылысь вӧтӧн зепад сӧвтан — висьман, ыргӧн деньга кӧ — синва, кабала деньга — озырлун.
Во сне серебряные деньги с дороги в карман положишь — заболеешь, медные деньги — слезы, бумажные — богатство.

Кулӧм мортлӧн кӧ синмыс воссяс — регыд выль кулысь лоӧ.
Если у покойника раскроются глаза — скоро еще покойник будет.

Мортыс кӧ кулӧ да оз кынмы, выль кулысь лоӧ.
Если человек умрет и не застынет, новый покойник будет.

Гӧпта из вылысь ва колӧ юны, сэки из кодь лоӧ сьӧлӧмыд, оз кут повны.
Выпьешь воду из выемки в камне, сердце будет как камень, не будет бояться.

Кодлӧн ньылӧм дукыс чорыд, сійӧ лёк морт.
От кого тяжело пахнет потом, тот злой человек.

Гарчиткыльтчӧ юрсиыс — вежӧктысь тайӧ.
Закручиваются волосы — ревнивый.

Пуртӧн кӧ ворсан, весь слава лоас.
Если будешь играть ножом, дурная слава пойдет.

Пывсян гор весьтын пывсян — весь слава лоас (ненавидитны кутасны).
Помоешься перед каменкой — дурная слава пойдет (будут ненавидеть).

Тасьті пыдостӧ кӧ куралан, кокъясыд сьӧктаммасны.
Будешь скрести со дна чашки, ноги отяжелеют.

Пож пыр видзӧдан, синмыд висьмас.
Будешь смотреть через решето, глаза заболят.

Пож пырыд эн видзӧдчы — пистиалас.
Не смотри через решето — будешь щербатым.

Гӧньӧ гум оз ков сёйны — пельтӧм лоан.
Нельзя есть головку бутеня Прескотта — оглохнешь.

Шыдтӧ кӧ дубнад паньыштан — заверткаыд орӧ.
Суп несоленый хлебнешь — завертка порвется.

Слепӧкур кӧ вӧдитӧ, колӧ мус сёйны.
Если мучает слепокур, надо съесть печень.

Рок сёйигӧн нянь оз сёйны, йӧнмӧссяс идйыд.
Будешь кашу с хлебом есть — осот заглушит ячмень.

Петук яй сеян — киыд кутас дзӧрны.
Петушатину съешь — рука будет дрожать.

Тасьті вуджӧрав, мед дьявӧлъясыс оз юны.
Тарелку перекрести, чтобы дьяволы не выпили.

Кытӧн нянь, сэтӧні и шыр.
Где хлеб, там и мыши.

Шыр кӧ вылад каяс — лёктор лоӧ.
Мышь залезет на человека — не к добру.

Шыр паськӧмӧ пырӧ — лёк водзӧ.
Мышь в одежде — не к добру.

Изки воръяд кӧ колян пызьтӧ, споринаыс оз ло, а он кӧ коль — изкиыс тшыгъялӧ.
Если между жерновами оставишь муку, то нет сытости, а если не оставишь — жернова голодают.

Ёна кӧ сералан — бӧрдны лоӧ.
Сильно смеяться — к слезам.

Туйо петігон кӧ кизь орӧ, абу бур водзӧ.
Если перед дорогой оторвется пуговица — не к добру.

Пеж гаг кӧ аддзылан — лёк водзӧ, мазі кӧ аддзылан — бур водзӧ.
Если ящерицу увидишь — не к добру; если пчелу увидишь — к добру.

Вылад кӧ вурӧны мыйкӧ, шуӧны: курччы воротник дортӧ, чассьӧыд мед оз вурсьы.
Если что-то шьют на себе, говорят: укуси кончик воротника, чтобы не пришить счастье.

Сьӧд кань кӧ вомӧналас — туй оз удайтчы.
Черная кошка перейдет дорогу — путь будет неудачным.

Кысӧй вуджис туйсӧ — лек водзӧ.
Кошка перешла дорогу — перед несчастьем.

Кань мыссьӧ — гӧсть воас.
Кошка моется — гость будет.

Шом чеччыштас пачысь — гӧсть воас.
Уголек выпадет из печки — гость придет.

Пачсьыд кӧ шом чеччыштас, шуасны: лёк морт локтас, надз морт локтас, гӧсть ли, гӧстя локтас.
Если из печки выскочит уголь, скажут: злой человек придет, медлительный человек придет, гость, либо гостья придет.

Паньыд кӧ усьӧ — кодкӧ тэрмасьӧ воны.
Ложка падает — кто-то придти торопится.

Юр пӧв петалӧ, кодкӧ видӧ ли, гаралӧ ли.
В голове стреляет, кто-то ругает или поминает.

Киль усьӧ юрысь — шог водзын, либӧ поводдя вежсяс.
Перхоть сыплется с головы — перед горем или непогодой.

Водзад кӧ килльыд, водзын на шогыд, а балябӧжад кӧ — кольӧма нин.
Если перхоть спереди — горе еще будет, если на затылке — уже прошло.

Рожабанӧй лудӧ — бӧрдны лоӧ.
Лицо чешется — плакать придется.

Синкым лудӧ — люкасян.
Бровь чешется — столкнешься с кем-либо.

Пельын тіньгӧ, юӧр воас.
В ушах звенит — весть придет.

Код пельӧй тіньго? Тӧдан кӧ, мый думайтан — инас.
В каком ухе звенит? Угадаешь — задуманное исполнится.

Пель пытшкӧс кӧ лудӧ — шондӧдас.
Если в ухе свербит — потеплеет.

Ныр розьясӧй лудӧны — шог водзӧ.
Ноздри чешутся — перед горем.

Несйӧдас кӧ — казьтылӧны.
Если чихнешь — вспоминают.

Кыв-вом гадялӧ, гӧсьт воас.
Языку и рту щекотно — будет гость.

Кыв-вом гилялӧ — тӧз йыв морткӧд сёрнитны лоӧ.
Уста свербят — с дорожным человеком придется разговаривать.

Кыв-вом гилялӧ — письмӧ воас, колан морт локтас.
Во рту щекотно — письмо придет, нужный человек явится.

Вомкӧтш курччан — выль кулысь лоӧ.
Закусишь угол рта — к новому покойнику.

Ускӧй лудӧ — письмӧ воас.
Ус чешется — письмо получишь.

Ускыд лудӧ — гӧстинеч воас.
В усах зачесалось — к гостинцам.

Ускӧй лудӧ-гилялӧ, тіралӧ — ветлысь-мунысь морткӧд сёрнитны лоӧ.
Усы чешутся, щекочутся, дрожат — с путником говорить придется.

Ускӧй лудӧ — лым усяс.
Ус чешется — снег пойдет.

Голяӧй сьылӧ — сур юны шедӧ, выль сур.
В горле поет — нового пива достанется.

Гӧлӧс сибдалӧ — зэр водзын.
Голос теряется — перед дождем.

Морӧс водз лудӧ — шог лоӧ.
Грудь чешется — горе будет.

Гырддза пом лудӧ — тӧдтоминын узьны лоӧ.
Локоть чешется — спать будешь в незнакомом месте.

Ки пыдӧс лудӧ — деньга сетасны.
Ладонь чешется — к деньгам.

Пидзӧс пом лудӧ — бӧрдны лоӧ.
Коленка чешется — плакать придется.

Кокӧй топаліс ӧдзӧс костӧ — гӧсть воас.
Нога попала в дверях — гость придет.

Кок пыдӧсӧй лудӧ, кодкӧ выль кулысь лоӧ.
Ступня чешется, кто-то умрет.

Корӧсьыс гоз кӧ лоӧ — верӧс саиӧ мунан, пӧв кӧ кольӧ — он на мун дай (кӧрталігас).
Если веник парным будет — выждешь замуж, непарный — еще нет (при связывании).

Пидзӧсӧй лудӧ — свадьба лоӧ.
Коленки чешутся — будет свадьба.

Эн порог вылад пуксьы, жонакыд бергӧдчас.
Не садись на порог, жених уйдет.

Эн ю юкватӧ — свадьба вылад зэрас.
Не пей уху — во время свадьбы будет дождь.

Венчайтчыны мунігӧн кӧ зэрас, сэк шуда олӧм лоӧ.
Дождь во время венчания — к счастливой жизни.

Вежай вундас кык нянь шӧрӧм, невесталы и жоникыслы, да оз босьт шильӧбсӧ, а видзӧ-дӧ, кыдз усьӧ пызан вылӧ — кымыньӧн или гатшӧн. Кымыньӧн кӧ усьӧ, оз нэммыны, кодыскӧ водз томӧн кулӧ, а гатшӧн кӧ — нэммасны.
Крестный отрежет два ломтя хлеба, невесте и жениху, да не возьмет кусок, а смотрит, как упадет на стол — ничком или навзничь. Если ничком, не уживутся, кто-то из них молодым умрет, а если навзничь — уживутся.

Коді войджык онмовсяс гӧтрасян войӧ — сійӧ медводдзаӧн кулӧ.
Кто раньше уснет в первую брачную ночь, тот первым умрет.

Матичыс кӧ и джодж плакаыс ӧти визьын — мужик юр керкаад оз кут овны.
Матица и половицы в одном направлении — мужчины в доме не приживутся.

Ордйӧдчасны свадьба вылас невесталысь кӧсасӧ кыигӧн, код кӧсаыс ӧдйӧджык лоӧ: веськыдыс кӧ — медводдзаыс чужас зон, а шуйга кӧсаыс кӧ — ныв лоӧ.
Двое невесте заплетают косы, которая коса будет быстрее: если правая — первым родится сын, левая — дочь.

Оз ков пызан гӧгӧрыд кытшовтны том йӧзыдлы, ыджыд семьяыд лоӧ, уна челядь ваян.
Молодым нельзя обходить вокруг стола, семья большая будет, много детей родится.

Пывсянад кӧ гозйӧн, торйӧдтӧг корӧсьтӧ нуан — гоз челядь ваян.
В баню парный веник унесешь, не разъединишь их — двойню родишь.

Паньын кӧ ва кынтан да мыльк лоӧ — кага кодкӧ ваяс (рӧдад).
Если в ложке заморозишь воду и будет бугор — ребенка кто-то родит (в роду).

Ныр йыв лудӧ — родын пи лоӧ.
Кончик носа чешется — в роду сын будет.

Чурк рушкуыс — пи ваяс, паськыд кӧ — ныв.
Если живот у беременной острый — родит сына, если широкий — дочь.

Нӧбасьысь нывбабалӧн кӧ кык син костас, плешкас, сӧныс польдчӧ, сідзкӧ пи лоӧ.
Если у беременной меж глаз, на лбу, набухает вена, сын родится.

Кага вайигӧн колӧ пыдӧстӧм пельсаӧ ва пыртлыны — ӧдйӧджык кага чужӧ.
Чтоб легче родить, нужно в бездонную бочку воду носить.

Кагаыдлӧн юр пыдӧсыс боквыв — ылӧдчысь лоӧ, весьтас кӧ юр пыдӧсыс — оз.
У ребенка макушка сбоку — обманщиком будет, посередине головы — не будет.

Юр пыдӧсас кӧ кык гӧгыль — шуда морт.
Если на макушке два круга — счастливый человек.

Кык юр пыдӧса — пӧръясьысь.
С двумя макушками — обманщик.

Дитя чужӧ, балябӧж гураныс кӧ шыльыд, сы бӧрын пи чужас, а кык кымын кӧ юрси крестассьӧма — ныв лоӧ.
Если ребенок родился с гладким затылком, следом будет сын, если на затылке перекрещены волосинки — будет дочь.

Кокчӧрйыс кагаыслӧн кузь да, ыджыда быдмас.
Ребенок голенастый — высоким будет.

Бать кодь кӧ — шуда.
Похожий на отца счастливый.

Нывбабалӧн кӧ плешыс югьялӧ — дӧва кольӧ.
Лоб блестит — вдовой останется.

Веськыд ныр розьӧд кӧ несйӧдлас, бурӧн казьтылӧны, шуйга ныр розь пыр — лёкӧн казьтылӧны.
Если через правую ноздрю чихнешь — добром поминают, через левую — злом.

Веськыд юр пӧлӧй петалӧ — кодкӧ бурӧн казьтылӧ; шуйга юр пӧлӧй петалӧ, кодкӧ лёкӧн казьтылӧ.
Если в правом виске стучит — кто-то добрым словом поманает, если в левом — недобрым.

Веськыд юр пӧв петалӧ — казыылӧны, а шуйгаыс кӧ — видӧны.
В правом виске стучит — вспоминают, в левом — ругают.

Веськыд рожабанӧй лудӧ — серавны лоӧ, шуйга рожабанӧй лудӧ — бӧрдны лоӧ.
Правая щека чешется — смеяться придется, к радости; левая чешется — к слезам.

Веськыд син лудӧ — серавны лоӧ. Шуйга син лудӧ — бӧрдны лоӧ.
Правый глаз чешется — смеяться придется. Левый глаз чешется — плакать придется.

Веськыд синмыд кӧ лудӧ, муса мортӧс аддзылан, а шуйгаыс нӧ — мустӧмӧс.
Если чешется правый глаз, увидишь любимого человека, а если левый — нелюбимого.

Веськыд пель пытшкӧс лудӧ — шондӧдас, шуйга пель пытшкӧс лудӧ — кӧдздӧдас.
В правом ухе чешется — к теплу, в левом — к холоду.

Веськыд гырддза пом лудӧ — тӧдтӧм керкаын узьны сюрӧ.
Правый локоть чешется — придется спать в незнакомой избе.

Веськыд ки пыдӧс лудӧ, видзаасьны сюрас.
Если чешется ладонь правой руки — с кем-либо здороваться придется.

Веськыд кок пыдӧс кӧ лудӧ, шуда туй лоӧ.
Если чешется подошва правой ноги, дорога будет счастливой.

Шуйга рожабан лудӧ — бӧрдны лоӧ.
Левая половина лица чешется — плакать придется.

Шуйга син кӧ лудӧ — бӧрдны лоӧ.
Левый глаз чешется — плакать придется.

Шуйга синлап кӧ сырмӧ — дивӧ лоӧ.
Если левое веко дрожит — будет диво.

Шуйга пеляд кӧ тіньгас — шог юӧр воас, а веськыдад кӧ — бур юӧр.
В левом ухе звенит — придет печальная весть, в правом — хорошая.

Шуйга пельпом вывсянь аддзан тӧлысь — шог лоӧ.
С левого плеча увидишь луну — горе будет.

Шуйга ки лудӧ, козин лоӧ сетны, веськыд ки лудӧ, здоровайтчыны сюрас.
Левая рука чошотся — придется подарок дать, правая — придется здороваться.

Шуйга ки пыдӧс кӧ лудӧ, деньга пӧлучитан.
Чешется левая ладонь, получишь деньги.

Шуйга кокыд кӧ чужйысяс, оз удайтчы туйыд.
Если левой ногой споткнешься, дорога будет неудачной.

Шуйга кок пыдӧс кӧ лудӧ — оз ло шуда туй.
Если чешется подошва левой ноги, будет путь несчастливым.

Шуйга кок пыдӧс кӧ лудӧ — гу талявны лоӧ, веськыд кок пыдӧс кӧ лудӧ — окотаинӧ сюрӧ мунны.
Если чешется левая ступня — топтать могилу, если правая — попадешь в желанное место.


*   *   *

 
В.М.Кудряшова,
Коми книжное
издательство,
г.Сыктывкар, 1993.
стр. 125-154.

Большая роль в тематике примет отводится жилищу как феномену культуры. Немало примет дошло до нас о символической организации внутреннего пространства традиционного жилища, где наблюдается выделение мужской и женской части, основанной на принципах сакральности пространства. Передний угол считался наиболее священным местом и соотносился с мужской половиной. В связи с этим возникла, например, такая примета. При переходе в новый дом старший по возрасту, пускавший вперед петуха, старался приметить, где он присядет, чтобы предсказать жизнь и судьбу будущих жильцов. Если петух садился под столом в красном углу, то это указывало на то, что хозяин, не жилец в этом доме,1  а если петух проходил в предпечье, то предсказывал хозяйке долгую жизнь.

О культе деревьев и тщательном выборе их при строительстве говорят приметы, связанные с поверьем, с запретом использовать некоторые из них из-за опасности накликать беду, например, сухостой. Полагали, что если скрипучее дерево попадет в сруб перед печкой, то будет болеть хозяйка, а если расщепленное дерево окажется в переднем углу - занеможет хозяин.

Определенным смысловым значением наделялись почти все детали крестьянского жилища. Матица в доме ассоциировалась с женским образом. Она якобы трещала к смерти хозяйки.

Получившие распространение в повседневном быту приметы отражают мышление людей в конкретных образах. Была создана универсальная классификация со своеобразной моделью мира, которая представляла собой набор оппозиций: мужской-женский, болезнь-смерть, парный-непарный, правый-левый, счастье-несчастье, удача-неудача, полезный-вредный и т. д. Как отмечают Н.М.Теребихин и В.А.Семенов, "семантика деревенской среды выражалась в виде своеобразной символической классификации пространства, которая включала в себя топографические объекты, наделенные, в общем смысле, положительными ("чистыми") и отрицательными ("нечистыми") значениями".2  Подобные классификации были тесно связаны с осмыслением системы социальных ценностей коллектива.

Некогда человек распределил окружавшее его в доме пространство и между мифологическими существами, а затем свою жизнь и благополучие прослеживал в зависимости от подаваемых ими сигналов. Предвестником смерти являлся орт, который свое присутствие выдавал с помощью различных звяков. Если в доме трещало, скрипело или стучало, то следовало ждать смерти кого-либо из членов семьи.

Символическая связь между жизнью и смертью прослеживалась и тогда, когда в роли предвестницы судьбы выступала птица. У коми такой птицей являлась, например, кукушка. Ее прилет в деревню служил недобрым знамением. Если лесная птица садилась на крышу дома или залетела в окно, которое в мифологии ассоциировалось с идеей смерти, то следовало ждать большого несчастья. К числу предсказателей судьбы относятся и некоторые домашние животные и птицы. Верили, что если курица разевает клюв, то будет покойник. Перед горем она якобы поет петухом. Предзнаменование смерти видели и в том, если к окну дона подползала ящерица.

Человека после смерти в прошлом причисляли к разряду сверхъестественных существ. Все, что происходило с покойником, которому приписывалась потусторонняя сила, относилось к загадочным явлениям. Смотрели на него и как на предсказателя судьбы. Если он открывал глаза или не замерзал, то якобы скоро снова кто-то должен умереть. Сон, в котором снился покойник, считался вещим. Если он звал или уводил во сне с собой, то это предвещало человеку смерть.

Множество суеверных примет получили свою известность посредством толкования сновидений. Такие приметы закреплялись в сознании благодаря религиозно-идеалистическому миропониманию некоторой категории людей. Корни этих представлений уходят в первобытные времена. Смысл снотолкований сосредотачивался главным образом на предугадывании будущего счастья или несчастья, жизни или смерти.

Суеверный человек постоянно стремился найти во всех явлениях какое-либо знамение или примету. Была выработана целая система расшифровок всевозможных сновидений. Суть ее в толковании явлений, основанном преимущественно на подобии, ассоциативных связях традиционной обрядности. Считали, например, что мыть во сне полы, увидеть девочку, ожившего покойника, голую женщину, ржаную муку - к горю, а мальчика - к счастью. Потерять зуб во сне - потерять близкого родственника. Конопля, брусника, морошка, черника и вообще ягоды, а также горох, медные деньги предвещали слезы. Пожар якобы снился к жаре или к морозу, дрова - к разговору, чистая одежда - к добру, рыба - к снегу, мышка - к деньгам, бумажные деньги - к богатству. Увидеть во сне попа, построить дом на мху, собрать с дороги серебряные деньги в карман - к болезни. Утонуть, упасть в колодец, увидеть на голове венец или развалившуюся избу, пилить дрова, пахать, построить дом или лодку - к смерти. Скоропостижную смерть предвещает человеку во сне звон на колокольне, а звон во все колокола - всему обществу.

Плохой приметой считалось видеть во сне умерших рсдителей, дать что-нибудь покойнику или пойти с ним. Если человек обнаруживал на своем теле синяки, то это означало, что кто-то скоро умрет, если большей синяк, то взрослый, маленький - ребенок.

Суеверный человек часто становился жертвой своих предположений. С помощью примет он старался найти несуществующие связи. Например, если кто-то прикусывал случайно уголок рта или губы, то начинали предсказывать чью-либо смерть. Не разрешалось вертеть ножницами, чтобы кто-нибудь не умер. Присматривались и к внешности людей, а по некоторый изменениям черт лице предсказывали далее скорую смерть.

Случайные явления иногда совпадают с некоторыми фактами жизни, не это вовсе не значит, что случайность следует из необходимости. Суеверное сознание приписывало особый смысл всякому неожиданному явлению. Считалось, что если после переселения в новый дом умрет кто-нибудь из людей, то это не к добру (отразится на судьбах других), а если корова - то к добру. На ложных представлениях построены такие приметы, как "Пуговица отрывается перед дорогой - не к добру", "Паук предвещает добро", "Лоб блестит - вдовой останешься" и так далее. На основе веры в несуществующие связи возникли приметы, в которых, например, говорится, что если падает нож, то якобы должен прийти мужчина, а если ложка - то женщина. А хлебная лопата будто бы падает к смерти женщины.

Множество примет человек связывал и с самим собой. Объектами предсказаний могут быть различные части тела - уши, язык, подошва ног и так далее. Если у кого-нибудь начинала чесаться левая ступня или бровь, то предполагали крайние последствия, а именно смерть близкого. Если чесалась грудь, левый глаз или нос, то следовало ждать горя. По некоторым признакам физического состояния человека определяли не только характер погоды, например, "В правом ухе чешется - похолодает, в левом - потеплеет", но и события ближайшего будущего. Причем в этих приметах большое значение придавалось понятию "левый-правый", связанному также с верой в черта. Правая сторона всегда считалась счастливой, а левая - несчастливой. Думали, что если чешется подошва левой ноги, то предстоит несчастливая дорога, а если правой, то счастливая; чешется ладонь правой руки - здороваться придется, левой - к деньгам; левое веко дергается, левый глаз чешешешь - плакать придется; чешется левый локоть - придется ночевать в незнакомом доме; правая щека чешется - смеяться будешь, к радости, левая - плакать; увидеть луну с левого плеча - к несчастью; споткнешься левой ногой - дорога будет неудачной и так далее. На магии слова основаны приметы: "В правом виске стучит - кто-то добрым словом вспомнит, в левом - недобрым", "В ушах звенит - весть придет", "Чихнешь через правую ноздрю - добром поминают, через левую - злом" и так далее.

Многие прилеты возникли в результате ложных истолкований, обобщений некоторых случайно сознавших фактов. Подобные умозаключения, закрепившись в консервативном сознании людей старшего поколения, продолжают еще кое-где бытовать и восприниматься за истину. Верили, что ус чешется к гостинцу, во рту щекотно, ус дрожит, кончит языка чешется, уста свербит, язык и рот щекочет - к разговору с путником, посторонним человеком; коленка чешется - к свадьбе. Обращалось внимание на значение "парный-непарный". Молодых девушек пугали тем, что у них родится двойня, если они отнесут в баню пару веников, не разделив их.

Некоторые из распространенных в повседневном быту примет также относятся к древним пережиткам. Например, не разрешалось пить уху с противня, чтобы не было дождя во время свадьбы, смотреть через решето, чтобы не заболели глаза; садиться на порог, чтобы не ушел жених. Нельзя было возврашаться с дороги за чем-либо, окликать уходящего, чтобы не испортить ему путешествие.

На почве страха, неуверенности в будущей супружеской жизни, неумения объяснить причины "счастья-несчастья", "удачи-неудачи" были порождены приметы по поводу брака. Так, не разрешалось молодым обходить стол, чтобы не было чересчур много детей. При заплетании невесте волос примечали: если правая коса была готова раньше левой, то первым должен родиться сын, а если наоборот - дочь. Счастливой приметой считался дождь, если он шел перед тем как молодым отправиться под венец, он предвещал им счастливую жизнь. Подмечали сходство детей и родителей. Если дочь похожа на отца - будет счастливой, а если на мать - несчастливой. О пополнении семьи судили по следующим приметам. Замораживали ложку и смотрели: если появился бугор, то в роду у кого-то должен родиться ребенок; если чесался кончик носа, то следовало ждать сына. По животу беременной определяли, кто родится - мальчик или девочка. Если живот острый, ждали сына, а если широкий - дочь. Если у беременной между глазами на лбу набухала вена, то это также означало, что у нее родится сын. Если после рождения затылок у ребенка гладкий, то следующим якобы родится сын, а если на затылке перекрещены волосинки, то дочь.

Многие приметы представляют собой результат переплетения различных мировоззренческих взглядов. В наше время трудно понять рациональный смысл такой, например, приметы: если съесть заплесневелый хлеб, то в лесу не встретишь медведя. Видимо, от языческих времен известна и такая примета: "Пӧжар дырйи бикӧд и тӧвкӧд паныд кӧ шыбитан чипан кольк, биыс водзӧ оз мун, тӧлыс мӧдарӧ бергӧдчас" (Если во время пожара бросишь против огня и ветра яйцо, огонь дальше не пойдет, ветер переменится). Полагали, что щепкой от дерева, в которое ударила молния, можно вылечить многие болезни, особенно головы.

На вере в колдовство, магию основывается следующая примета: "Первой гым кӧ кылан, колӧ тумбыльтчыны, мед шабдіыд кузь лоӧ" (Как услышишь первый гром, надо кувыркнуться, чтобы лен был высоким). На почитании петуха, как священной птицы, основана примета: "Съешь петушатину, рука будет дрожать".

Нелепыми представляются причинно-следственные связи и в примете, в которой говорится, что если перхоть сыплется спереди, то горе еще только предстоит, а если с затылка, то оно уже прошло. В то же время подобная примета имела и другое значение. Перхоть якобы сыплется не только перед горем, но и перед изменением погоды.

Как уже упоминалось, коми относили кукушку к вещим птицам. Это свойство передавалось и тому дереву, на котором она сидела. Думали, что если во время кукования взять с дерева сук или кору, но так, чтобы птица не улетела, то при дележе чего-либо достанется большой пай. На вере в подобное возникла примета, что если выпить воду из углубления в камне, то сердце будет подобно камню, то есть бесстрашным.

Страх перед стихийными явлениями природы породил приметы в несчастливые предзнаменования. Большое несчастье якобы предсказывали валящиеся во время бури деревья в лесу. Перед войной люди видели особые знамения: вроде появлялись вокруг солнца огненные столбы, а утренняя (Полярная) звезда пропадала совсем.  П.Д.Астапенко отмечает, что "солнечные столбы - довольно частое явление при сильных морозах. Они могут быть видны ниже и выше диска солнца. Кресты возникают даже при сочетании столбов и паргелического круга в точках их пересечения. Те и другие - признак устойчивой антициклонической зимней погоды, при которой обычны сильные морозы. В прошлом у суеверных людей эти явления вызывали ужас, воспринимались как небесный знак - предвестник голода и мора, ниспосылаемых людям в наказание за грехи. В ясные лунные ночи могут наблюдаться и лунные столбы".3

Нелогичными и недоказуемыми кажутся приметы о том, что если помыться в бане над каменкой - пойдут напрасные слухи (будут ненавидеть); будешь соскребать со дна чашки- ноги отяжелеют; съешь головку бутеня Прескотта - оглохнешь; будешь играть с ножом - опять же пойдут напрасные слухи.

В основе жизни человека с древнейших времен всегда были накапливаемые знания об окружающем мире. Они, возможно, не всегда базировались на сознательном анализе различных жизненных природных факторов и ситуаций в рамках рациональных представлений. Так как наряду с критически мыслящими всегда находились люди с устойчивыми мистическими, суеверными взглядами, утверждающие истинность именно своего наблюдения. Для них характерно также стремление объяснить возникшие какие-либо причинно-следственные связи необычным способом.

Незнание, страх перед неразрешенностью и неразгаданностью многих тайн природы не только способствовал возникновению сиюминутных объяснений, но и сохранению религиозно-идеалистического миропонимания и передачи их через народные афоризмы. Так, приметы советуют, что при шитье необходимо прикусить какую-нибудь материю или кончик воротника, чтобы не пришить счастье; во время родов нужно носить воду в бездонную бочку, чтобы облегчить роды и т.д.

Хотя мало кто верит сейчас в эти приметы в силу изменившихся социально-бытовых и иных условий жизни, тем не менее у нас еще много людей, не привыкших к критическому анализу, верящих в предсказательную силу подобных примет и зачастую еще ориентирующихся на них в обыденной жизни.

Некогда внушительные, впечатляющие суеверные приметы удерживаются еще в сознании наших людей, но уже с полушутливым характером. Сколько угодно можно встретить грамотных людей, которые непременно стучат по дереву, либо трижды сплевывают через левое плечо, дабы не сглазить, не накликать беду в личных делах. И это не боязнь перед необъяснимым, скорее желание опереться на старые добрые приметы, а заодно почтить верования предков, которые жили несомненно интереснее нас, духовно насыщеннее, проявляя доброжелательность в любом начинании. И все же значение древних поверий постепенно утрачивается в нашей жизни. Иные из них просто забылись в связи с изменением условий их применения, другие же остались как своеобразные памятники нравственности и духовности минувших эпох. Так или иначе суеверия, как и приметы вообще,- мощный пласт народной культуры, который надо изучать, беречь, по возможности разумно использовать в своей жизни. Хотя бы даже для красоты нашей речи, которая зачастую страдает скудостью, серостью и заштампованностью.


Примечания:

1. Это место у коми-пермяков наделялось сакральным значением. Оно отводилось скоропостижно умершим в поминальные дни.

2. Теребихин Н. М., Семенов В. А. Сематика традиционной деревенской среды у народа коми/ Традиция и современность в культуре сельского населения Коми АССР.- Сыктывкар, 1986.- С. 79.- (Тр. ИЯЛИ / АН СССР. Коми фил.; #37).

3. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. Гидрометеоиздат, Л., 1986, с.131.


Примечания foto11:

1. При прямом переводе на русский язык часто получается искажение из-за потери связи с коми этнографией, см. Трудности перевода с другого языка.

2. См. также:  Алексей Сидоров Знахарство, колдовство и порча у народа коми,
В.М.Кудряшова Заговоры народа коми, И.В.Ильина Народная медицина.
Фотоальбом Коми национальные символы.


ЭТНОГРАФИЯ КОМИ-ЗЫРЯН

Реклама Google: