Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

Что такое  "Гажа валяй"?

Гажа — веселый, радостный. У вас есть любимый гаджет? Он удобный, быстрый и красивый? — Значит, он тоже гажа, от него радостно.

Валяйтны (а также быглявны, тупльӧдлыны) — катать, раскатывать (часто о белье, реже — о хлебе). Отличия значений в разных Коми-зырянских диалектах несущественны. Валяйтчан (или валяйтчан палич) — скалка для белья. Валяйтчыны — валяться.

*   *   *

Праздник "Гажа валяй" известен в Коми Сысольском районе. Из названия очевидно, что праздник ассоциируется с радостным катанием на лошадях, в разукрашенных повозках или праздничном обозе. И особенно - катание с гор на "ледянках" и на санях.
Выражение "Гажа валяй" упрощенно-буквально можно перевести как "веселое, разнообразное и широкое (в смысле - массовое) катание".

Праздник "Гажа валяй"

Программа праздника в с. Визин (Визинга), март 2016 (скачать zip 0.5Mb).

В 2016 году седьмой "Гажа валяй" Республиканский народно-обрядовый праздник в с. Визинга был посвящен 95-летию республики. В программе: "Мича дадь" парад разукрашенных санок, ярмарка изделий народно-прикладного творчества, сельскохозяйственной продукции и национальной кухни, первенство охотников и конкурс семейных команд, соревнование на снегоходах, народные игры, спортивные состязания и футбол на снегу, фольклорный концерт в районном Доме культуры и Ледовая этнодискотека.

Далее информация со стенда на Дни культуры Сысольского района в Сыктывкаре 21.03.2010:

Народно-обрядовый праздник "Гажа валяй" проходил в Сысольском районе еще в дореволюционные годы, после установления советской власти, во времена коллективизации его отменили.

В старину от деревни к деревне собирался праздничный обоз. Он проезжал деревни Вотча, Вадыб, Чукаиб, Сорд, Ултас (Луч), Вичкодор, в д. Горьковское праздник завершался. По опросам других старожилов - ездили только по деревням Катыд, Сорд, Переход и Кытыдпом, они все расположены в Визинге и в Горьковском (это село в 9 километрах от Визинги, в настоящее время относится к сельскому поселению "Визинга", также состоящее из нескольких деревень). Ездили обычно три дня, затем гуляли пешими. Возможно, каждый год выбирались разные деревни. А как же можно праздновать без песен и без гармошки, гармонисты были украшением каждой повозки. Еще в 80-е годы, когда праздник только стал возрождаться, ансамбль гармонистов собирал около 20 человек, а играли на гармошке чуть ли не в каждой семье, преимущественно это были "слухачи".

Традицией на этом празднике было украшение лошадиной сбруи и кошевы, владельцы лошадей не жалели средств для их украшения, порой даже продавали коров, чтобы перещеголять друг друга в этом соревновании. Кошеву расписывали изображениями петухов, обивали дорогими тканями. (Кошеву специально покупали в Вятской губернии, ее использовали только на праздники, а в обычные дни ездили и работали на розвальнях).

И, пожалуй, самое любимое развлечение на празднике было - катание с гор. Катались с гор, кто на чем горазд, например, специально заливали "ледянки" - брали широкую доску (еще лучше - корыто, с которого кормили скотину), обмазывали навозом, обливали его несколько раз водой, давая замерзнуть каждому слою отдельно, и ледянки уж несли своего седока дальше всех. Устраивались соревнования, кто дальше прокатится. А молодежь и люди постарше катались с гор на больших санях.

Готовили угощение: кашу с изюмом, коми лепешки с крупой ("ляпа-шаньга"), сахарные "петушки", разные кисели, варили сур.

Возобновление традиций началось около 30 лет назад. Специалисты районного Дома культуры обходили старожилов и записывали рассказы по истории проведения праздника.

Не раз были организованы научные экспедиции преподавателями и студентами Сыктывкарского Государственного университета со специалистами отдела культуры Сысольского района и участниками художественной самодеятельности, активистами общественной жизни по сбору фольклорного материала: песен, игр, прибауток связанных с этим праздником. По итогам этих экспедиций фольклорные песни Сысольского района, в переработанном виде вошли в сборники фольклора Коми Республики. Это такие песни, как медленный "Шондібан", "Шондібанӧй Гажа валяйӧй", "Гӧгыль пӧ гӧгыль", "Гажа валяӧй", "Валяӧй" (в переводе с коми языка по сути — "солнечный", "солнечный валяй", "круг по кругу", см. Коми народные песни). Это песни возвеличивающие солнце, круг. Круг — это также символ солнца, "непрерывности". Но это лишь небольшая толика из общего многообразия песен связанных с праздником "Гажа валяй".

В 2009 году в рамках этого праздника был организован межрайонный фестиваль фольклорных коллективов, в котором приняли участие коллективы из 5 районов Коми республики. Каждый гостевой коллектив представил свой обряд и свои игры, принимал участие в играх Сысольского района.

В программе праздника много разнообразных игр, силовых испытаний, хороводов. Каждый участник праздника имеет возможность покачаться на качелях и каруселях, прокатиться в санях, принять участие в играх и танцах.

*   *   *

См. также: репортаж о проведении "Менам муза" праздника поэзии и народного творчества в селе Кебра (Куратово) Сысольского района в 2013 году.

Реклама Google: