Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

СПРАВКА о состоянии и перспективах развития искусств Коми АССР

Профессиональное искусство в нашей республике начало развиваться с большим опозданием. Коми стационарный театр был организован только в 1930 году, до этого не систематически работал передвижной театр "Сыкомтевчук", а первый музыкальный коллектив - ансамбль песни и пляски был создан только в конце 1939 года, тогда же была открыта первая детская музыкальная школа.

К началу войны в республике уже было 3 театра, из них 2 передвижных (Объячево и Ижма), концертно-эстрадное бюро, включающее в себя ансамбль и 1 эстрадную бригаду.

За период войны произошла передислокация театров. Был закрыт Ижемский колхозный театр, в связи с уходом на фронт всего мужского состава. Вместо него был открыт в 1942 г. филиал республиканского театра в г.Ухте, позднее был открыт передвижной театр в с.Устькуломе.

В 1948-50 г.г. все передвижные театры, в связи с сокращением ассигнований по искусству, были закрыты.

В то же время уже начали действовать ведомственные театры в Ухте, Печоре, Абези, Воркуте. Таким образом центром обслуживания зрелищными учреждениями стали города, обслуживание же сельского населения резко сократилось, в связи с ликвидацией трех передвижных театров. Необходимо было восполнить этот пробел.

Вся тяжесть обслуживания сельских районов легла на республиканский драматический театр и концертно-эстрадное бюро, которые все больше и больше стали организовывать выездные спектакли и концерты. Обслуживание зрителей села и лесозаготовителей стало хорошей традицией республиканских зрелищных учреждений, которые в весенне-летний период, используя водный транспорт, выезжают обычно во все районы республики.

Если говорить о развитии сети учреждений и учебных заведений искусства, то с 1955 г. по 1958 год она несколько выросла, открыты 2 театра в г. Воркуте, в текущем году организован музыкальный театр, созданы дополнительно 3 детских музыкальных школы в Печоре, Инте и в Воркуте.

В ближайшие 2 года предполагается открытие детских музшкол в селах Ижме, Визинге, Объячево.

Итак, в настоящее время у нас имеется 4 театра, 7 учебных заведений искусства, филармония и музыкальный театр, художественный музей, 2 творческих союза (Союз советских художников и оргбюро советских композиторов), Всероссийское театральное общество, организовано хоровое общество.

Источник:   стр. 261-272.

Однако, сеть учреждений искусства ещё далеко не обеспечивает потребностей населения, имеющиеся учреждения искусства неравномерно обслуживают зрителей. Все ещё недостаточно обслуживается население сельских районов, особенно отдаленных. Отдельные районы, такие как Удорский, не обслуживаются зрелищными учреждениями годами. Главная причина неравномерного обслуживания зрителей - бездорожье. Во многие райцентры (не говоря уже о более мелких населенных пунктах) можно попадать только самолетом. Вторая причина - отсутствие собственного транспорта. Театры и филармония имеют только грузовые машины, в условиях сурового северного климата, особенно на Воркуте, это приводит к частым заболевания актеров, а также не способствует более широкому охвату зрелищами жителей глубокой периферии.

II. Репертуар

Сознавая свою значимость в коммунистическом воспитании народа, театры и концертные организации боролись за выполнение постановлений ЦК КПСС по вопросам литературы и искусства. Преобладающей чертой в репертуаре театров и коллективов филармонии является их связь с современностью.

За сезон 1957-58 года было поставлено театрами 29 пьес, из них современных 21, классических 8.

Об интересе зрителей к современному репертуару говорит их посещаемость. Так спектакль "Кремлевские куранты" в Воркутинском драматическом театре был сыгран 28 раз, его посетило 7 тыс. зрителей, сумма сборов составляет 73 тыс.руб.

Это в г. Воркуте, где 3 года назад говорили, что серьезные советские пьесы здесь зритель не будет посещать.

Национальный репертуар

В национальной республике особое место занимает национальный репертуар. Борьба за новый репертуар ведется повседневно и настоятельно.

За весь период существования театра на стационаре, не включая деятельности "Сыкомтевчук", где ставились пьесы В.Савина, было поставлено 17 пьес коми драматургов. Среди которых наиболее популярными оказались "Усть-Куломское восстание", "Домна Каликова" и особенно широко известны, переведенные на русский язык "Свадьба с приданым" Дьяконова и "Сельские вечера" Леканова, прошедшие в Коми театре 409 раз.

В текущем театральном сезоне Коми театр поставил пьесу о гражданской войне "Изваильская крепость" И.Потолицына, к 40 летию Советской власти и "Клин-клином" Леканова о современной колхозной жизни. Пьеса была вывезена в сельско-хозяйственные районы, т.е. тому зрителю, для кого она написана и играется на родном языке. Зрители колхозной деревни хорошо отзываются о ней, видя в героях пьесы самих себя и близких людей нашего времени. И все же двух национальных пьес в театре недостаточно.

За год необходимо ставить не менее 4 названий, чтобы наиболее полно обслуживать коренное население республики.

В целях оживления работы драматургов и оказания им практической помощи, в марте 1958 г. был проведен семинар, с разбором 7 пьес местных авторов. По приглашению Министерства проводил этот семинар т.Успенский. Семинар дал толчок и некоторые из пьес были приняты к постановке.

Совместно с драматургом Успенским работает над пьесой о молодежи драматург Ларев, эта пьеса будет осуществлена к 40 летию комсомола.

Принята к постановке и готовится пьеса Э.Попова "Дороги и тропы" о рабочих лесной промышленности, дорабатываются пьесы Изъюровым и Юшковым, драматургом тов.Дьяконовым написан водевиль "Мышонок".

Одновременно готовился репертуар для музыкального театра. Подготовлены 2 либретто "Гроза над Устькуломом" Ермолина и "Шыпича" Фролова. Композиторы работают над созданием национальной оперы. Одновременно проводится работа по созданию новых национальных песен по договорам с поэтами и композиторами. Так в течение 1956-58 годов было приобретено около 60 новых песен, не считая печатавшихся за это время сборников национальных песен Осипова и других композиторов, подготовленных Министерством культуры и Домом народного творчества.

Приобретались также произведения крупных музыкальных форм: "Вариант на коми народные темы для 3 баянов" Перепелицы, "Поэма" Дехтярова, "Коми марш" для духового оркестра Микоша, одноактная музыкальная комедия на слова Власова "Знакомство"; музыка Шафранникова и др.

Однако, это не означает, что учреждения искусства, самодеятельные коллективы, музыкальное училище и школы обеспечены национальным репертуаром. Наше книжное издательство, литературный журнал "Северная звезда" мало издает песен, а крупные музыкальные произведения, вообще, не издаются. С большим трудом печатаются даже песенники из-за отсутствия собственной полиграфической базы. Обычно, заказывая композитору произведение, мы располагаем 1-2 экземплярами и не можем его широко распространять в народ.

Естественно, чтобы произведение знали и пользовались им, его надо печатать и распространять в народ.

Вторая причина слабой популяризации в народе коми произведений - это косность, мы ещё плохо воспитываем руководителей, мало требуем от них, чтобы они умело использовали то хорошее, что имеется у коми поэтов, композиторов, драматургов.

Это прежде всего надо начинать со школ и училищ, техникумов, с учащейся молодежи и постепенно переносить и на взрослое население. В этом деле большую роль должны сыграть Министерства культуры и просвещения, такие учебные заведения, как коми пединститут, педучилище, музучилище и также ДНТ.

За последнее время из-за отсутствия средств не проводились конкурсы на лучшее драматическое, музыкальное произведения, а также произведения изобразительного искусства.

Филармония.

Главной задачей Филармонии и её коллективов является широкая пропаганда Советской и классической музыки, лучших произведений писателей, в условиях национальной республики - создание и пропаганда лучших образцов коми музыки, песни, художественного слова. Основным коллективом филармонии является национальный ансамбль, в составе которого 60 человек. Ансамбль является собирателем, хранителем и пропагандистом коми музыкального искусства. В репертуаре ансамбля 165 произведений. В числе которых песни, собранные в народе Анисимовым, Воронцовым, Осиповым, Каторгиным, а также созданные композиторами в наши дни. Через Министерство культуры осуществляются заказы на новые музыкальные произведения песни, композиции, танцы.

С точки зрения идеологической программы ансамбля выдержаны; они всегда отображают важнейшие моменты в жизни нашего общества, торжественные даты, юбилейные дни. По положению ансамбль должен готовить 2 концертные программы в год, что в основном он и выполняет. Учитывая, что каждая программа готовится месяц-полтора, кроме того дается месячный отпуск, коллектив ансамбля работает для зрителя около 8 месяцев.

В течение театрального сезона ансамбль 1 раз в год обслуживает города и рабочие поселки по магистрали, 2 раза в год зимой и летом выезжает по обслуживанию сел и лесопунктов и 1 раз за пределы республики. За 1957 год ансамбль дал 175 концертов, обслужил 26839 зрителей, сумма сбора составила 320 тыс.рублей.

Все коллективы филармонии - эстрада, лекторий и ансамбль дали за прошлый год 1200 концертов, обслуживали 200 тыс.зрителей, сумма сбора составляет около полутора миллионов рублей.

За последнее время есть много суждений о творческом облике нашего ансамбля. Есть некоторые ценители музыки, некоторые утверждают, что ансамбль не имеет подлинного национального лица, другие говорят, что он имеет свой облик.

Те, которые утверждают, что ансамбль не имеет национального облика, очевидно, понимают, что он, примерно, должен выглядеть как хор им.Пятницкого, т.е. петь открытым звуком, чисто по-народному.

Наш ансамбль поет в академической манере, т.е. прикрытым звуком. Значит ли это, что это не национальная манера пения? Мне кажется не значит. Конечно, национальный облик складывается из многих элементов. Это и костюм и манера исполнения, и репертуар. Многое, конечно, оставляет желать лучшего. В репертуаре должно быть больше народных песен и танцев. Хотелось бы иметь одну смену подменно народных костюмов (Ижемских), как это имеет архангельский хор, вторую смену - стилизованных костюмов, т.е. отображающих национальные особенности разных районов и костюмы концертного плана, т.е. современные. Пока мы позволить себе такой роскоши не можем, т.к. это стоит значительных средств.

В работе филармонии ещё неизжиты крупные недостатки, зависящие и независящие от нее.

Одним из самых значительных недостатков является слабая пропаганда национальной музыки, художественного слова, в особенности через эстрадные группы. Не изжито ещё низкое качество и однообразие концертных бригад, приглашаемых из вне республики.

Неравномерное обслуживание районов и городов. Города и рабочие поселки обслуживаются лучше, нежели сельские населенные пункты.

Отсутствие опытных административных и художественно-руководящих кадров тормозит хозяйственную деятельность и не решает многих проблемных творческих вопросов. Значительно тормозит деятельность филармонии отсутствие надлежащего помещения - зрительного зала.

Чрезвычайно слабо поставлена воспитательная работа среди творческого коллектива. Среди работников эстрадных групп, лектория есть лица с рваческими тенденциями, противопоставляющие себя руководству, есть люди нечестные.

Предстоит большая работа по оздоровлению состава, а также по дополнительному укомплектованию национальными кадрами ансамбля, эстрады и лектория.

В настоящее время подготовляется репертуар для эстрадных исполнителей и ансамбля, а также лектория совместно с коми поэтами и композиторами, объявлен конкурс на лучших чтецов, исполнителей коми песен и танцев.

Наблюдая из года в год за работой эстрадных групп соседних филармоний, которые в порядке кустового обмена посещают нашу республику, приходится констатировать, что кадры эстрады слабые, репертуар их однообразный и низкокачественный. Почти все эстрадные группы на одно лицо. Пора серьезно задуматься над подготовкой кадров эстрады и создания им репертуара во Всесоюзном масштабе. Одной республике или области этой проблемы не решить.

Важную роль в музыкальном просвещении народа должен играть лекторий. Лекторий филармонии работал нерегулярно, от случая к случаю. Артисты лектория тяготеют к городам, любят ездить за пределы республики, превращаясь там в обычних эстрадных певцов и чтецов и не любят выезжать на село. Этому нездоровому стремлению слабо противодействовало Министерство, не помогали направить работу лектория и вышестоящие органы.

Перед началом театрального сезона необходимо провести специальные совещания работников филармонии по улучшению её работы, где следует наметить ряд практических мероприятий по изжитию недостатков.

Несмотря на много крупных недостатков в работе все же музыкальные коллективы филармонии оказали и оказывают большое влияние на развитие музыкальной жизни в самодеятельных коллективах. Особенно благотворное влияние оказывает национальный ансамбль песни и пляски. По его образу и подобию строится работа многих самодеятельных коллективов городов и сел республики.

Во время фестиваля театров и музыкальных коллективов, посвященных 40 летию Советской власти, национальный ансамбль песни и пляски был награжден Почетной грамотой Министерства культуры СССР.

Творческая работа Коми композиторов (которых состоит на учете Министерства культуры 11 человек) направляется оргбюро, избранным 2 года назад.

В составе оргбюро Микоша (председатель), Зерницкий, Осипов, Дехтяров и Чисталев. Задача оргбюро - организовывать при помощи Союза Советских композиторов РСФСР - Союз Коми композиторов, принять в члены союза наиболее активных, творчески выросших за последние годы композиторов.

Музыкальная жизнь республики сейчас на подъеме. Создаются не только произведения малых музыкальных форм, но и крупные произведения, включая оперы. Хотелось бы видеть более реальную, ощутимую помощь от Союза Советских композиторов и Министерства культуры РСФСР - по приему членов Союза, а также выделить необходимые средства на заказ новых национальных произведений.

Подготовка творческих кадров.

Театральные кадры, начиная с 1932 года, готовились систематически. Было 4 выпуска актеров со средним и высшим образованием.

В 1936 году Ленинградское театральное училище подготовило 18 чел. (Мысов, Зин, Выборов, Пылаев, Аврамов, Дьяконов, Ермолин, Русина, и др.), представляющие старшее актерское и режиссерское поколение, в 1942 году был выпуск ГИТИС - Московская студия - в составе 22 чел. (Сидорова, Трошева, Кобжув, Турубанов, Рассыхаев и др.).

В 1947 году был подготовлен третий выпуск актеров, в самом национальном театре, под художественным руководством Дьяконова в составе 31 чел. (Красильников, Лыткина, Попов, Леканова и др.).

К 40 летию Советской власти Коми театр получил четвертое пополнение, выпускников Ленинградского института театрального искусства, в количестве 14 чел., представляющий собой молодежное ядро театра. Таким образом за весь период существования театра было подготовлено специалистов с высшим и средним образованием 85 чел. В настоящее время в национальном театре нет ни одного артиста или режиссера без специального театрального образования.

Значительное количество специалистов с театральным образованием и опытом работы трудится в РДК, в ведомственных клубах, в средних учебных заведениях, на административных постах, в редакциях газет и т.п.

Учитывая, что среди артистов, вокалистов и музыкантов обычно после выпусков бывает значительный отсев, необходимо систематически и впредь готовить кадры. Примерно с 1960 года необходимо вновь запланировать национальную театральную студию.

Если театральные кадры начали готовиться сравнительно своевременно, то музыкальные кадры, в которых республика нуждалась значительно больше в количественном отношении, нежели в театральных, начали готовиться с большим опозданием. Первая детская музыкальная школа в г.Сыктывкаре (школа, а не училище) была открыта только в 1939 году, т.е. 22 года спустя после организации Советской власти. Срок обучения школе для того, чтобы поступить в училище 7 лет.

Следовательно первые специалисты школы должны была поступить в училище только в 1946 г. и быть выпущенными в 1950 году, мы же, не имея на это права, начинали принимать кадры в училище с 1943 года лиц без музыкальной подготовки. Это, безусловно, сказалось на качестве подготовки специалистов училища первых выпусков. Училище было открыто без всякой материальной базы, не было ни помещения, ни педагогов, ни оборудования. За 10 лет существования училище дало 163 специалистов.

Из них:
68 дирижеров-хоровиков
40 баянистов
12 певцов
2 пианиста
41 инструменталиста.

9 выпускников музучилища получили высшее музыкальное образование (Бобракова, Забоев, Калинина, Исакова и др.).

Все выпускники работают в учреждениях искусств и музучилище. В 1969 году прибудут 4 выпускника консерваторий, в текущем году направляем в консерватории на внеконкурсный прием 6 чел. представителей коренной национальности.

Из выпускников музучилища работают:
в самом училище - 8 чел.
в детских музшколах - 20 чел.
в районных и городских ДК - 30 чел.
в сельских клубах - 6 чел.
в театрах и филармонии - 24 чел.
в средних школах - 26 чел.
в учреждениях Министерства культуры - 3 чел.
выбыли за пределы республики в армию и по другим причинам 46 чел.

Необходимо сказать, что до последней поры со стороны вышестоящих органов имело место пренебрежительное отношение в подготовке и созданию условий в работе единственного в республике музыкального училища. Училище не имеет сколько нибудь удовлетворяющего в работе учебного помещения, общежития для учащихся и вынуждено арендовать частные дома в городе за высокую плату, чтобы разместить учащихся.

Из-за тесноты в учебном корпусе занятия протекают с 6 ч.утра до 12 ночи.

До последнего года каких-либо ощутительных сдвигов в предоставлении новых помещений училищу или строительства здания не было, только в 1958 году эта проблема разрешена.

В настоящее время училище располагает проектом нового учебного здания, Советом Министров отпущены средства на начало строительства учебного здания и интерната.

Министерством культуры РСФСР разрешена подготовка на полном государственном содержании 15 чел. из лиц коренной национальности с двухгодичным подготовительным сроком в музучилище. Это мероприятие позволит нам готовить наиболее дефицитных специалистов - музыкантов и вокалистов с разрешением количества приема учащихся (сейчас принимаем 40 чел. в год, выпускаем, примерно, 32-35 чел. в год) в ближайше 3-4 года проблему подготовки кадров со средним образованием разрешим. Что же касается проблемы подготовки музыкальных кадров высокой квалификации нужно будет 7-8 лет, когда будет достаточное количество певцов, музыкантов и др. специалистов.

Острое положение создалось с подготовкой хореографических кадров. За все время не было подготовлено ни одной студии в средних и высших учебных заведениях страны.

Подготовка балетных кадров шла через национальный ансамбль песни и пляски, до 1948 года была там постоянно действующая стажерская группа. Но с сокращением государственной дотации зрелищными учреждениями были ликвидированы все местные студии и стажерские группы и на наши неоднократные ходатайства Министерство культуры отвечало отказом. Только в этом году разрешён вне конкурса прием 3 чел. в Ленинградское хореографическое училище.

Ещё необходимо отметить подготовку кадров изобразительного искусства.

Из лиц коренной национальности, окончивших средние и высшие учебные заведения, насчитывается 28 художников. Из них 10 работают вне республики, но не порывают с ней связь, а выполняют заказы по договорам Министерства культуры и участвуют на выставках изобразительного искусства. В настоящее время в художественном фонде работают 26 художников, учатся за пределами республики ___ чел.

Из среды коми художников выросли мастера-оформители книг Поляков, Безносов, художники-живописцы Жилин, Добряков.

Учитывая большой рост населения республики, быстрое развитие городов, рабочих поселков, кадры, ныне подготовляющиеся в республике и за её пределами в нынешних масшабах, не обеспечивает дальнейшего роста искусства. Необходимо принять срочные меры и значительно убыстрить подготовку наиболее необходимых и дефицитных специалистов, это необходимо сделать по линии не только Министерства культуры, но и других заинтересованных в этом Министерств и ведомств.

С этой целью необходимо:

1. Увеличить прием учащихся в Сыктывкарское музучилище с 40 до 60 человек в год.

2. Ежегодно направлять в консерваторию не менее 10 человек вокалистов и музыкантов.

3. Организовать при филармонии стажерские группы хористов и танцоров по 15 чел. в каждой, всего 30 чел.

4. Просить Министерство культуры РСФСР организовать в 1959-60 учебном году балетную группу коми в Ленинградском или Пермском хореографических училищах. С целью быстрейшей подготовки многочисленных руководителей хоров и музыкальных коллективов необходимо:

1). При всех детских музыкальных школах и музучилище открыть вечерние курсы баянистов, пианистов и других специалистов со следующего учебного года на средства профсоюзов, предприятий и ведомств, а также личные средства граждан.

2). Обязать директоров педучилища и пединститута подготовить необходимое количество учителей музыки и пения и создать при этих учебных заведениях показательные хоры и оркестры.

3). Просить Министерство культуры РСФСР ежегодно выделять внеконкурсные места в художественные ВУЗы не менее 10 мест.

Министерство культуры Коми АССР.

Министр культуры Коми АССР /А. ТЕРЕНТЬЕВ/.

Реклама Google: