Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

О КОМИ МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ · Александр Осипов, 1969.

следующая →

от автора   глава 1   глава 2   глава 3   глава 4   глава 5   заключение   ноты   библиография  

ОТ АВТОРА      

А.Г.Осипов

Александр Осипов

Коми напевы я начал записывать с 1940 года. Будучи оркестрантом, а затем руководителем оркестра народных инструментов в ансамбле песни и пляски Коми АССР, мне все время приходилось инструментовать и обрабатывать народные песни. Особенно интенсивно я стал собирать песни, когда сам начал сочинять музыку.

Занятия в аспирантуре и работа над диссертацией вызвали, естественно, поиски различных материалов, посвященных коми народному творчеству. В архивах музеев и библиотек Москвы, Ленинграда, Сыктывкара и Кудымкара мне удалось обнаружить весьма интересные рукописные и печатные материалы. Об истории собирания песен рассказывается в первой главе.

Наиболее ранние, известные нам нотные записи, сделал Александр Луканин в 1839 году. В своих заметках "Черты в характере зырян" он приводит сведения о манере исполнения и многоголосном пении.

Последующие записи коми напевов относятся уже к началу нашего века. Известный венгерский ученый Фокош Давид дважды приезжал в Коми край и в своей книге "Образцы зырянского фольклора", изданной в Будапеште в 1913 году, он опубликовал коми песни.

А.Г.Осипов

Александр Осипов

Но наиболее значительное количество коми напевов зафиксировал в эти же годы австрийский музыковед Роберт Лах. В 1916 году по поручению Венской Академии наук он записал довольно много песен военнопленных русской армии и среди них песни народа коми. Записи коми песен отражены в двух публикациях Лаха: в предварительном отчете, изданном в 1918 году (в нем приведено несколько коми мелодий в качестве примеров), и в сборнике, изданном в 1926 году (он содержит 69 коми напевов с текстами и подстрочными переводами на немецком языке).

С первых лет Советской власти собиранием музыкального фольклора коми стали заниматься местные музыканты. В 1926 году в Москве был издан первый фольклорный сборник местного собирателя песен П.А.Анисимова. Он, правда, не анализировал строение напева. Такую попытку предприняли М.И. и С.А.Кондратьевы в книге "Коми народная песня", выпущенной издательством "Советский композитор" в 1959 году. В этой книге 44 песни, проанализированные довольно тщательно.

Краткий анализ строения коми народной песни сделан мной во второй главе.

Всего восемь-девять веков назад коми и удмурты разговаривали на одном языке. За минувшие столетия они отделились друг от друга, и в наше время у коми и удмуртов два сложившихся разговорных языка. Удмурты, общаясь со своими соседями — татарами, башкирами и другими народами, заимствовали сотни слов тюркского происхождения. Такие же заимствования произошли и в удмуртской народной музыке. Огромное влияние на нее оказала также русская народная музыка.

Коми не имели связей с другими народами в таком объеме. Поэтому в коми музыке нет такого ладового разнообразия, какое имеется в удмуртских напевах.

Шура Осипов

Александр Осипов, ученик Сыктывкарской художественной студии готовится к выступлениям в дни XX годовщины ВЛКСМ. Фото из газеты "За новый север" 23 октября 1938.

Следует все же подчеркнуть родство, а в некоторых случаях аналогию напевов южных коми и северных удмуртов. Это выдвигает проблему взаимосвязи и родства коми музыки с музыкой других финно-угорских народов и прежде всего составляющих пермскую ветвь финно-угров.

На формирование коми напева в большой мере повлияла русская песня. Коми и русские общаются на протяжении многих веков. Существуют не только общие территориальные границы. С давних пор в Коми крае проживали русские, имелись даже целые их поселения. На давнюю связь народов указывают и старинные русские песни, которые поют в коми селах. Совершенно очевидно, что русская народная музыка сыграла весьма значительную роль в ладообразовании, в закреплении многоголосия, метро-ритме и строении формы коми песен.

Однако это влияние не стирало национальные признаки в народной песне. Разноместность ударений в словах коми языка способствовала установлению своеобразия метро-ритмической структуры. А оттенки интонаций, строение фразы и предложения в разговорной коми речи, конечно, сказались на формировании песни. Короче говоря, на формирование музыки влияли языковые нормы коми речи.

Многоголосие, развитая форма, применение разнообразных ритмических рисунков и орнаментов, внутрислоговый распев, обнимающий семь-восемь звуков на один слог, широкий диапазон напевов, охватывающий десять и более ступеней — все это подтверждает, что коми народная музыка прошла долгий путь развития. Наличие таких признаков дает возможность рассматривать музыку как весьма совершенную.

О том, что у коми развитая песенная культура, говорит и манера исполнения. Я много раз замечал, что знатоки песен, организующие певческие артели, охотнее привлекают тех певцов, которые обладают не только хорошим слухом, но и стараются облагородить звучание. Талантливые исполнительницы не одобряют пения "в голос", т.е. визгливое, открытое пение. Стремление прикрыть и облагородить звук заложено в самой манере коми народного пения.

Одним из первых и основных создателей коми советских песен был В.А.Савин. Анализу его творчества посвящена большая часть третьей главы. Природа наделила этого удивительного по дарованию художника многими талантами. Он был поэтом, драматургом, публицистом, композитором-мелодистом и великолепным исполнителем своих произведений. Его творчество, к сожалению, рано оборвалось...

В памяти народа сохранились десятки песен В.А.Савина (см. сборник), большинство из которых написано им на собственные тексты. За прошедшие десятилетия савинские мелодии превратились в подлинно народные и претерпели некоторые изменения.

На формирование современных коми народных песен оказывает влияние советская массовая песня. Радио — мощный распространитель новых интонаций. Разнообразные музыкальные инструменты, баяны и гармоники с их готовыми тонико-доминантовыми аккордами тоже укрепляют такие тенденции, которые раньше не наблюдались в народной музыке.

Однако надо подчеркнуть, что старинная песня не исчезает бесследно. Самые характерные интонации ранних попевок переходят по традиции в новые пласты напевов и являются основанием для возникновения современных мелодий. Национальные музыкальные черты обнаруживаются в исполнении песен, написанных композиторами в наши дни. В отдаленных селах можно услышать, как переосмысливаются мелодии современных авторов и поются, например, минорные,— с натуральной VII ступенью, а мажорные — в миксолидийском ладу. В таком мелодическом переинтонировании выявляются национальные черты, присущие коми музыкальному стилю.

В книге я коснулся творчества коми композиторов, организации профессиональных музыкальных коллективов, вызвавших появление произведений крупных форм и, в частности, опер "Усть-Куломское восстание" А.А.Воронцова, "Гроза над Усть-Куломом" Г.Н.Дехтярова и балета "Яг Морт" Я.С.Перепелицы.

Отмечу еще, что эта работа — лишь одна из первых попыток в изучении коми музыки, поэтому она, естественно, не может претендовать на исчерпывающую полноту.

следующая →

Осипов Александр Георгиевич

Александр Осипов

портрет Александра Осипова (1968), холст, масло. Художник Рем Ермолин.

Александр Осипов чужис 1923-öд вöö Коми автономной обласьтса Шойнаты сиктын. Кувсис 1973-öд вöö Москва карын.

Композитор, шылад туялысь. Искусство туялан наукаса кандидат (1965). Коми АССР-лöн искусствоса нимöдана уджалысь (1966). 1945-1953-öд воясö велöдчис М.И.Глинка нима Горькийса консерваторияын, П.И.Чайковский нима Москваса консерваторияын, а сiдзжö Гнесинъяс нима Москваса шылад да педагогика институтын. 1965-öд воын дорйис "Коми йöзкост сьыланкыв" тема кузя кандидатлысь диссертация. Тöдса кыдзи коми поэтъяслöн кывбуръяс вылö сьыланкывъяс да романсъяс гижысь. Найöс сьылö "Асъя кыа" Государственной сьылан да йöктан ансамбль: "Югыд тувсов вой", "Кöк", "Асъя кыа", "Катшасинъяс".

Осипов гижис "Кор дзоридзалö льöм" оперетта да сыктывкарса сцена вылын пуктöм драма спектакльяс дорö инструментальной шылад.

Шылад туялысь Н.Герстле гижис композиторлöн сьыланкывъяс йылысь: "Сылöн сьыланкывъясыс кокниа велавсьöны, чуксалöны мортлысь сьöлöм кылöмъяссö. Мелодияыс зэв кокни да мыла".

КОМПОЗИТОР Александр Георгиевич ОСИПОВ · Н.Герстле, 1991.

автор статьи Наталья Федоровна Герстле,
редактор Коми гос.филармонии.  Текст по книге:
Дыхание пармы. Книга об искусстве и литературе
народа коми. Сыктывкар, 1991.

Жизнь Александра Георгиевича Осипова была трудной, беспокойной (родился 15 марта 1923 в селе Сторожевск Корткеросского района Коми ССР; умер в Москве, 31 января 1973). Рано проявившийся музыкальный талант предвещал ему блестящее будущее. Воспитанник Усть-Куломского детского дома, он впоследствии учился в Вологодском музыкальном училище игре на домре, параллельно осваивая скрипку. Но скоро Осипов приезжает в Сыктывкар, судьба привела его в оркестр народных инструментов в только что созданном ансамбле песни и танца Коми АССР.

Война резко повернула весь его жизненный путь. Вернувшись с фронта после тяжелого ранения, молодой музыкант уже не мог заниматься прежней своей работой (ранение безнадежно повредило левую руку). Но открылись как бы запасные шлюзы, ведь истинный талант всегда найдет, где проявить себя: всю дальнейшую жизнь Осипов посвятил песенно-хоровому искусству. Работая хормейстером в ансамбле песни и танца Коми ССР, он много пишет для хора и солистов; его песни, романсы тут же исполнялись замечательным певцом, заслуженным артистом Коми ССР П.А.Осиповым, который сразу "схватывал" мелодию и давал ей новую, реальную жизнь.

В 1947 году А.Осипов поступил учиться в Горьковскую консерваторию (до 1949); продолжил свое образование дирижера-хоровика в Московском музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных; закончил его в аспирантуре Московской консерватории у профессора К.Б.Птицы (1964). На время учебы падают годы расцвета композиторского, исследовательского и исполнительского дарования А.Осипова. Как хормейстер, он был связан с ансамблем песни и танца Коми ССР, с хорами г. Грозного, с хором Сыктывкарского радио (одновременно, в 1954—1959, ему пришлось быть художественным руководителем Коми республиканской филармонии и работать в Сыктывкарском музыкальном училище).

А.Осипов-исследователь внес неоценимый вклад в развитие коми национальной фольклористики и музыкознания. "Коми напевы я начал записывать с 1940 года,— пишет Осипов.— Будучи оркестрантом, а затем руководителем оркестра русских народных инструментов в ансамбле песни и пляски Коми ССР, мне все время приходилось инструментовать и обрабатывать народные песни. Особенно интенсивно я стал собирать песни, когда сам начал сочинять музыку". Композитор ищет различные материалы, посвященные коми народному творчеству, неоднократно выезжает в фольклорные экспедиции в разные районы Коми республики (записано более 200 песен), в результате чего пишет кандидатскую диссертацию "Песни народа коми", см. подробнее. Это первое исследование, изучающее музыку коми народных песен. В своем труде Осипов прослеживает историю собирания и изучения народных напевов; главную ценность составляет раздел, в котором тщательнейшим образом рассматривается структура напева.

А.Осипов — автор многочисленных исследовательских и публицистических статей о музыке, печатавшихся в журналах "Советская музыка", "Музыкальная жизнь", газетах "Советская Россия", "Правда", газетах и журналах местного значения. Среди них очерки о творчестве коми композиторов: Я.Перепелицы, П.Чисталева, Г.Дехтярова, А.Воронцова, В.Мастеницы; работы об известных деятелях национального музыкального искусства — скрипаче И.В.Оплеснине, певце П.А.Осипове и др. Одна из основных заслуг А.Осипова состоит в том, что он собрал, обработал и опубликовал все мелодии (26 песен) выдающегося коми драматурга, поэта и композитора Виктора Савина.

А.Г.Осипов стал первым профессиональным композитором Коми республики. Изданы (в Сыктывкаре и Москве) сборники его песен и романсов на стихи коми поэтов: И.Куратова, Н.Фролова, С.Попова, Ф.Щербакова, А.Мурзина, А.Размыслова, М.Лебедева, Г.Юшкова и др., в том числе сборники "Четыре песни" (1955 г.), "Лирические.песни" (1956 г.), "Песни и романсы" (1957 г.), "Коми советские песни" (1960 г.). Кроме песен, Осипов написал музыку к спектаклям драматического театра; есть у него также музыкальная комедия ("Когда цветет черемуха", соавтор О.Рассадин): инструментальная музыка ("Мелодия" для кларнета и фортепиано)...

информационный стенд в местном музеевыступает ансамбль с. Подтыбоквыступает ансамбль с. Нившера
Празднование 90-летия со дня рождения композитора Александра Осипова в Сторожевске, март 2013.

Но певца народа узнают по его песням. Осипова знают и ценят в Коми по давно полюбившимся песням, романсам и хорам, проникнувшим в душу каждого, кто раз услышал эти замечательно распевные мелодии. А.Осипов по своей натуре лирик, и даже патриотические мотивы находят у него преломление чисто лирическое ("Менам отчизна" на стихи Ф.Щербакова, "Ов, миян республика!" на стихи С.Попова). Песни его легко запоминаются именно благодаря глубокой, чистой, как родник, лирике, трогающей самые тонкие струны человеческой души. Мелодия льется естественно, беспрепятственно, в ней удивительная простота и внутренняя гармония; от этих мелодий словно теплеет северная земля, которую с такой любовью воспел композитор. Красота осиповских песен поистине неисчерпаема: как непохожи друг на друга и как по-разному совершенны песни "Кор ми аддзысьлам тэкöд", "Катшасинъяс", хор а капелла "Югыд тувсов вой". Глубок по значительности мысли и чувства лирико-патриотический романс "Эн шуöй тi", воспевающий суровый, но благодатный и богатый Коми край — своего рода признание в любви родной земле преданного ей сына и вдохновенного певца.

Песни Александра Осипова концерт в с. Сторожевск Коми Корткеросского района в марте 2014.   "Десятилетие композитора А.Г.Осипова" за достойную встречу столетия со дня его рождения объявлено группой энтузиастов.

АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ ОСИПОВ · Н.А.Митюшева (2014)

"Заслуги А.Г.Осипова (1923—1973), члена Союза композиторов СССР, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств Коми АССР, велики. Проходят годы, и масштабность его вклада в коми музыкальное искусство становится все яснее. Творческая и научная деятельность композитора и музыковеда связаны с самыми значительными именами в истории национальной культуры - это Куратов и Савин... Без произведений Осипова, в которых так явственно ощущается национальное начало, без его музыкально-литературного наследия невозможно представить будущее коми культуры" (Н.Герстле, А.Шергина. "Вестник культуры", 1998, #1).

В отличие от биографии и песенного творчества Осипова, его общественная деятельность изучена слабо. Задуманная В.Н.Деминым, доктором филологических наук, племянником композитора, книга не состоялась из-за ранней смерти автора. Но ученый успел высказаться по ключевым вопросам личности Осипова в газетных статьях. Если писавшие о нём музыковеды анализировали вклад его в коми музыкальную культуру в отрыве от процессов, происходивших в обществе, то Дёмин предложил целостный подход к композитору. Он первым назвал Осипова общественным деятелем. Да, его личность проявилась в создании песенной модели своего времени в коми музыке, что общепризнано. Но не только. Я бы охарактеризовала этот период так: весна в коми культуре. Быть песенником — тогда это было мало. В "хрущевскую оттепель", на переломном этапе истории коми народа, с которым связывались самые светлые надежды, Осипов смог стать лидером национальной интеллигенции.

Уехав в 1945 г. из Сыктывкара 22-х лет от роду, он самостоятельно строил свою жизнь, набираясь знаний и опыта, приглядываясь к культурной жизни в городах и автономных республиках, где он жил, упорно учился и руководил хорами. В числе первых он уловил дыхание грядущих перемен в обществе и опережая их, преодолевая сопротивление, стал напористо действовать, вернувшись в Сыктывкар, имея цель — создание условий для развития коми культуры. Он никого не боялся, не медлил, проявлял инициативу: отправлялся в фольклорные экспедиции, заводил творческие контакты в Москве и на родине: с поэтами-песенниками, профессиональными и народными исполнителями, что-то подсказывал как одним, так и другим, готовил к изданию сборники песен с нотами. Как отмечал В.Н.Демин, "А.Осипов чувствовал себя удивительно свободным в своих взглядах, мнениях, высказываниях. Это объяснялось тем, что он общался с выдающимися людьми своего времени".

В 1950-е годы в Сыктывкаре Осипов сформировал команду своих единомышленников, которая всё пополнялась и куда входили журналисты, писатели, ученые-гуманитарии, музыканты, режиссеры. Только так после массовых политических репрессий и тяжелых утрат военных лет можно было возродить национальные традиции и культуру. Сторонники Осипова действовали в едином порыве: кто как умел, уходили от партийного диктата, сближались с народным творчеством, воспитывали национальные кадры, делая ставку на молодежь, утверждали свои взгляды в дискуссиях.

Результаты этого ренессанса известны. Реабилитированы загубленные классики коми литературы. Осипов собирает, редактирует и в 1966 г. издает 26 песенных текстов Виктора Савина с нотами. Мелодии десяти из них нигде прежде не публиковались. Появилась в послевоенные годы плеяда новых творцов в литературе, театре, музыке, науке. Осипов работает в содружестве с молодыми: коми поэтами А.Изъюровым и Г.Юшковым, фольклористом А.К.Микушевым. Расцвело в народе хоровое пение. Осипов создает прекрасные песни для хора и солистов, обработки народных мелодий.

Он знал своих предшественников (В.А.Савин, А.А.Воронцов, А.В.Каторгин, И.В.Оплеснин, П.А.Анисимов) и был воодушевлен их талантом и опытом. В оценке современных произведений он был строг и требователен к коллегам, так же и к себе. У Осипова было свое, продуманное видение развития коми культуры и программа действий. Его острые публикации в республиканской прессе говорят об этом, как и его подвижнический труд композитора, музыканта, педагога и исследователя.

Но на рубеже 1950—60-ых годов широкой и многогранной натуре Осипова становится тесно в родной республике. Растет разочарование. Вместо перспектив на пути развития национального искусства он видит препоны, сооружаемые корыстью, непониманием, услужением власти. Осипов переезжает в Москву, поступает в аспирантуру при консерватории, в 1965 году защищает диссертацию. И в итоге первопроходец в современном коми песенном творчестве становится высококвалифицированным специалистом по истории и теории коми музыки. Он выпустил книги "Песни народа коми" и "О коми музыке и музыкантах".

После защиты диссертации в судьбе Осипова произошел новый поворот: в новоиспеченном кандидате искусствоведения верх взяла общественная жилка, гражданственность. Он сосредоточился на идеях музыкального образования и воспитания, которые исходили из круга таких выдающихся деятелей русской культуры, как ректор Московской консерватории, профессор А.В.Свешников, композитор Д.Кабалевский, руководитель хора Всесоюзного радио профессор К.Б.Птица. Осипов сблизился с этими людьми и с общих позиций развернул научно-исследовательскую и научно-публицистическую деятельность, завершившуюся подготовкой диссертации на сложную философскую тему: "Музыка в информационной войне (статистико-социологическое исследование)". За 6—7 лет в центральных газетах и журналах он опубликовал более 30 статей, где обрисовал опасные для общества кризисные явления в музыкальной жизни страны. Эти газетные публикации вместе с откликами на них подтвердили актуальность выбранной для диссертации темы. Защитить ее Осипов не успел: 31 января 1973 г. его не стало.

С конца 1959 г. А.Г.Осипов жил в Москве. Где и как его похоронили, неизвестно. Я.С.Перепелица (1928—1990) и В.Н.Дёмин (1939—1999) конечно знали, но никто из ныне живущих не запомнил и не записал.

Автор статьи Надежда МИТЮШЕВА, март 2014.

*   *   *

См также: статью Н.Митюшевой   "КАТШАСИНЪЯС" - символ национального пробуждения. История создания популярной песни.

Реклама Google: