Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

О КОМИ МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ · Александр Осипов, 1969.

← предыдущая   следующая →

Глава V. О КОМИ МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ

ПЕРВЫЙ КОМИ ПЕВЕЦ П. Л. ОСИПОВ  


Пантелеймон Осипов в 1946.

Порой и при жизни незаурядного артиста мы не замечаем его особых качеств. Все в буднях у него так же, как, кажется, у всех. Но вот он навсегда уходит от нас, и ясно осознаешь: нам явно не достает его. И чем значительнее достоинства артиста, тем заметнее утрата.

Горестно было узнать тогда, двадцать лет назад, что не стало первого коми профессионального певца Пантелеймона Александровича Осипова. И время не в состоянии стереть из памяти его удивительно задушевного исполнения коми песен.

П.А.Осипов

Пантелеймон Осипов (22.2.1905, с. Тентюково - 20.4.1953, Сыктывкар)

Родился П.А.Осипов в 1905 году в Усть-Сысольске. После окончания школы второй ступени становится учеником местной почтово-телеграфной конторы. Затем учится на курсах почтовиков в Вологде. И быть бы ему почтовым агентом в Кослане, куда он был направлен в 1926 году, но любовь к пению и мечта стать певцом манит его в дальние края. В 1928 году Осипов уезжает в Ленинград и поступает на вечерние музыкальные курсы при Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова.

Занятия на курсах, а позднее учебу в консерватории ему приходилось совмещать с работой: то на Октябрьской железной дороге, то на электромеханическом заводе. Работая на производстве, Осипов участвует в самодеятельности. Именно в самодеятельности обратили внимание на его певческие способности и направили тогда в консерваторию.

На родину Осипов возвратился в 1941 году, будучи зрелым и опытным профессиональным певцом. Ему посчастливилось петь под руководством такого музыканта, как прославленный советский композитор И.Дунаевский.

В первое время Осипов поет только классические произведения: романсы и арии русских композиторов. Он был наделен большим темпераментом. В этом убеждались все те, кто слышал его. Огромного диапазона (от Ля большой до Си-бемоль первой октавы) голос Осипова звучал во всех регистрах ровно и красиво.

Вскоре он стал включать в программу концертов и коми песни. А в дальнейшем без внимания певца не осталась, пожалуй, ни одна коми песня, которую он мог бы исполнить. Он пел "Коми му" (текст песни) М.Лебедева (об авторе), "Мича нывъяс" (текст песни) В.Савина.

Как певец высокой культуры, прошедший солидную школу, Осипов не мог исполнять коми песни в том плане, в каком поют так называемые народные певцы. В исполнении артиста произведения облагораживались, приобретали профессиональное звучание, отличное от другого. Например, много лет исполнявшаяся им "Мем нылыс муса" звучала легко и задорно. А "Югыд кодзув", одна из любимых песен артиста, исполнялась без унылой грусти, как она поется обычно, в хорошем, жизнеутверждающем настроении и темпе.

Рождению нового репертуара весьма способствует исполнитель. Вот и Осипов вызвал к жизни многие музыкальные произведения. Партия Гаврилы в первой коми национальной опере "Усть-Куломское восстание" была написана А.А.Воронцовым для профессионального певца-баритона. Широкоизвестную песню "Эжва вылын" А.В.Каторгин написал для солиста П.А.Осипова и хора. Песни и романсы, родившиеся между 1941-50 годами, "Сук вöрын", "Эн шуöй тi", "Менам Эжвалы", "Сёрни" и многие другие были результатом нашей с ним творческой дружбы.

Будучи серьезным артистом, Осипов понимал, что подлинное искусство, национальное или интернациональное, создается повседневной практикой, активным творчеством. Поэтому он не декларировал, а пел коми песни, исполнял много и охотно. Такое отношение к национальному репертуару — наилучший способ развития искусства. В стремлении певца исполнять коми песни кое-кто усматривал "утрату певческих возможностей" и даже... его дисквалификацию. Подобные суждения не изменили симпатий артиста к национальной музыке.

Осипов обладал одним чудесным свойством: со всеми окружающими он был в хороших отношениях. Хотя из-за болезни сердца ему было временами нелегко, он не проявлял и признаков недовольства.

Артист был щедрым. Он хотел, чтобы его пение услышали в самых отдаленных селах республики. Вряд ли найдется уголок в Коми АССР, жители которого не слышали или не видели певца. Он пел перед колхозниками Кослана, нефтяниками Ухты, шахтерами Воркуты, рабочими Сыктывкара.

В годы войны вместе со всеми артистами коми национального ансамбля песни и пляски он ходил пешком от села к селу, чтобы вдохновлять людей на трудовые дела. И когда он выступал, слушатели не замечали усталости артиста...

Как и любой певец, стремящийся к широкому общению, Осипов часто выступал по радио. Записал он и множество различных концертных программ. Одну с хором в сопровождении баяна и фортепиано. Зачастую аккомпанировали ему и авторы произведений.

Увы, зтих записей теперь нет и в помине. Оказывается, с точки зрения современной техники звукозаписи были несовершенными и несколько лет назад в Коми радиокомитете решили их актировать.

Страшно подумать, что было бы, если бы так же относились к старым граммофонным пластинкам во Всесоюзном радиокомитете. Ведь тогда нам не удалось бы услышать ни великолепного Л.В.Собинова, ни гениального Ф.И.Шаляпина. А ведь записи тех лет в техническом отношении тоже далеко несовершенны.

В связи с этим хочется сделать небольшое отступление. Есть редкостные таланты-самородки, которые принадлежат не только себе или какому-либо ведомству, но обществу. Поэтому художественные ценности, которые они создают, являются собственностью народа. А тут актируют... Причиненный ущерб уже ощутим. Новое поколение может услышать лишь две-три песни в исполнении Осипова. К счастью, деятельность подлинного артиста не остается бесследной. Он и после смерти продолжает жить в делах своих учеников и последователей. А их у П.А.Осипова много. Ведь с момента организации Сыктывкарского музыкального училища он был преподавателем и заведующим учебной частью. Немало хорошего сделал он и для коми национального ансамбля песни и пляски в качестве преподавателя вокала.

Коммунист Пантелеймон Александрович Осипов был отзывчивым и передовым человеком. В трудные годы войны он наравне с артистами коми ансамбля и студентами музыкального училища сплавлял лес, убирал картофель, пилил и колол дрова, выполнял самые различные хозяйственные работы.

Умер Осипов совсем молодым. Ему было всего 45 лет. Он мог бы радовать еще и сегодня бесчисленное множество почитателей своего таланта.

В небольших заметках трудно передать все крупные события из жизни и артистической деятельности певца. Эти записки — лишь запоздалая дань уважения артисту и товарищу.

В. И. МАСТЕНИЦА

В 1950-х годах стали широко известны песни Мастеницы. Сам автор исполнял их по радио, в клубах и домах культуры.

Вацлав Мастеница

Вацлав Мастеница (3.9.1921—9.1995)

Когда композитор аккомпанирует — это обычное дело. Но чтобы автор был превосходным исполнителем — певцом и аккомпаниатором — такое не часто увидишь на эстраде. Мастеница объединяет собою композитора, чуткого к авторскому замыслу певца, и аккомпаниатора, знающего все слабости исполнителя. Как артист он получил признание в республике и далеко за ее пределами. Мастеница — дипломант Всесоюзного конкурса артистов эстрады, заслуженный артист Коми АССР.

композитор В.Мастеница

Вацлав Иосифович Мастеница родился в Ленинграде в 1921 году. В детстве он учился играть на виолончели. Был запевалой в школьном хоре и играл на балалайке в оркестре русских народных инструментов Дворца пионеров. Окончив школу, он поступил в музыкальный техникум им.Мусоргского и вечерами работал домристом в оркестре русских народных инструментов им.А.Андреева. Позднее Мастеница выступал в джазе как пианист и исполнитель жанровых песен.

С начала Отечественной войны Мастеница — курсант танкового училища. После тяжелого ранения, полученного им в боях с фашистами, и лечения в госпитале он переезжает в Уфу, где руководит джаз-оркестром и выступает в кинотеатре как певец-солист, а затем становится концертмейстером Башкирской филармонии.

В Коми АССР Мастеница приехал в 1946 году с эстрадно-цирковой группой и здесь остался. Артист эстрады, художественный руководитель ансамбля песни и пляски, руководитель созданного им же ансамбли "Эжва" — таков его путь.

Первые сочинения Мастеницы "Нам без песен трудно" и "Ты со мной не расставалась" прозвучали еще на фронте. Работая в Башкирской филармонии, он писал музыку на национальные темы.

В гастрольных поездках по селам Коми АССР композитор знакомился с местными напевами в народном исполнении. С 1949 года Мастеница написал более ста песен и инструментальных произведений.

В 1966 году Коми книжное издательство выпустило первый сборник Мастеницы "Сердцу близкая сторонка", в котором тридцать одна песня. Этот песенник, как и положено, раскрывает творчество композитора и знакомит с его произведениями, написанными в разные годы.

Авторский сборник увидел свет после опубликования песен отдельными листовками или на страницах журналов и газет. Некоторые из них вошли в репертуар художественной самодеятельности и стали народными. Такое признание заставляет особенно внимательно отнестись к творчеству Мастеницы.

Песня — жанр оперативный. Она способна откликаться на каждое значительное событие. Но авторский сборник — это не свод случайных и скороспелых сочинений, он — зеркало души композитора. Можно обойтись без предисловий, биографических справок и анкетных данных о композиторе песни расскажут все: национальность, образование, мастерство, знание народного творчества, певческие возможности и т.д.

Композитор, знающий певческий голос практически (а Мастеница с детства пел), пишет совершенно иначе, чем тот, кто имеет о том лишь теоретическое представление. Мелодии Мастеницы удобны для исполнения даже певцам, имеющим сравнительно небольшой голос.

В сборнике преобладает лирика, ибо автору хорошо известны запросы и возможности самодеятельных коллективов.

Как уже говорилось, первые сочинения Мастеницы, в частности "Голубоглазая" и "Где-то плакала гармонь" (слова Ф.Щербакова), стали народными. Какие же сдвиги произошли в творчестве музыканта за прошедшие годы?

Зачастую творческий рост композитора ставят в прямую зависимость от усложнения формы его произведений. Но повышение мастерства предполагает прежде всего улучшение качества сочинений, т.е. совершенствование ладо-гармонической структуры, мелодики, применение разнообразных ритмических рисунков, формы и т.д. Мастерство композитора может проявиться и в песне, а беспомощность автора порою обнаруживается и в оперном произведении. Совершенствуя мастерство, композитор-песенник обогащает выразительные средства, развивает тенденции, намечающиеся в народных песнях.

Казалось бы, песни последних лет, написанные Мастеницей, должны содержать более совершенные качества, однако в его творчестве стало больше песен частушечной формы. В характере современных легких, скорых песен написаны "У нас на селе", "Родные места". В духе северных напевов изложены мелодии "Лесорубов голоса", "Новый север". В этих песнях форма согласуется с содержанием.

В сборнике мало развернутых, большого дыхания напевов. Воздается дань частушке даже там, где есть возможность широко пропеть мелодию, как, например, в песнях "Раздадутся берега", "Ой, широкое раздолье". Ведь песня тем и хороша, что она поется. Иногда композитор спешит скороговоркой, походя рассказать о важных событиях и глубоких чувствах.

Трудно согласиться с настроениями, передаваемыми в песне "Край ты мой любимый". Такие слова требуют теплых прочувствованных интонаций. И уж вовсе недопустимо обыденными интонациями выражать гражданские чувства. Содержательным словам нужно соответствующее музыкальное оформление. И сами композиторы, их невзыскательность повинны в появлении непоющихся текстов. Новых песен мало, их ждут, но не каких-нибудь, а хорошего качества. Сказанное относится к помещенным в сборнике Мастеницы песням "Не быть войне" и "Партии слава". Риторичность текстов не дает развернуться мелодиям. Сковывает их и маршевый ритм. А гражданская тематика, когда Мастеница разрешает ее средствами распевных песен, привлекает своей естественностью. Такова, например, "Песня о мирном труде".

Говоря о некоторых недостатках и упущениях композитора, надо отметить, что в таких сочинениях, как "Полярная вьюга", нет согласованности в стиле изложения мелодии и аккомпанемента. Для развертывания динамики автор ввел приемы восточной музыки, но они не достигают цели. Получается смешение стилей — грузинского и коми. Уберечься от подобных "случайностей" можно, если глубже осмысливать все компоненты, из которых складывается песня.

Композиторы, приезжающие в Сыктывкар для выполнения различных заказов, используют в своих сочинениях народные попевки и даже полностью напевы. Это придает их сочинениям национальную окраску. И все же такую музыку только по внешним, формальным признакам можно отнести к национальной.

Национальный музыкальный стиль — это нечто большее, чем использование интонаций, мелодических оборотов, бытуюших в селах республики. Народные напевы, кроме интонационно-ладовых и других признаков, отличаются искренностью, задушевностью и естественностью построения. В лучших песнях Мастеницы видна глубокая связь с народными истоками. И это понятно. За двадцать лет жизни в республике Мастеница прослушал сотни песен и их вариантов, записал и обработал десятки напевов.

Вызывает удивление, что из всех песен, помещенных в его сборнике, лишь шесть — на коми тексты. Даже стихотворение коми национального поэта Виктора Савина автор представил в русском переводе без оригинала.

Эти цифры и факты заставляют говорить об определенной позиции автора. По-видимому, он не считает для себя нужным придерживаться национальной формы. В связи с этим напоминаю, что все песни Мастеницы (а равно и других авторов), получившие признание не только публики, но и авторитетных комиссий, имеют яркую национальную форму. Следует помнить и о том, что коми композиторов пока единицы. И каждая удачная коми песня — событие для народа. А перелистывая песенники последних лет, национальных песен находишь там не более трети.

Довольно широко бытует мнение, что сегодня о трудовых делах республики и буднях тружеников нужно писать на языке, понятном всем, т.е. русском. Но о севере пишут композиторы и других городов России. А песни на родном языке коми народа в основном создаются только в Коми АССР.

В.И.Мастеница

В.И.Мастеница

У Мастеницы получается национальная музыка. Это подтверждают его ранние произведения, ставшие народными. Песня "Голубоглазая", удостоенная республиканской премии, построена на попевках, присущих таким народным песням, как "Доли-шели". "Где-то плакала гармонь", которая признана всесоюзной радиостанцией "Юность" лучшей песней 1961 года, перекликается с коми протяжными. Наконец, и "Песня северных новоселов", получившая в 1961 году первую премию на Всесоюзном конкурсе советской песни, обнаруживает весьма близкую связь с современными народными, например, "Бур батькöд-мамкöд олöм".

Часто можно слышать доводы о том, что коли коми композиторы и поэты проживают в Коми АССР, то их произведения можно отнести к национальным. Жизнь давно доказала, что национальные песни может написать и не местный композитор и музыкант другой национальности. Но создание полноценных по форме национальных произведений требует изучения культуры этой нации, знания музыкального языка народа. Только изучая народное творчество, можно приобрести нужные качества коми композитора и выработать свой, оригинальный стиль.

Творчество Мастеницы, его самые удачные произведения о том и говорят. В этом отношении — он один из ярких коми композиторов.

Сборник "Сердцу близкая сторонка" выпущен огромным тиражом для песенников, издаваемых в нашей республике. Но 4500 экземпляров не смогли удовлетворить и третьей части желающих его приобрести. Это говорит о большой популярности автора. Широкое признание налагает на композитора особую ответственность, ибо его сочинения в какой-то мере формируют вкусы.

Мастеница и руководимый им ансамбль "Эжва" довольно часто выступают за пределами республики, исполняя немало песен из тех, которые помещены в сборнике. По ним у слушателей создается мнение о коми музыке. В лучших своих песнях Мастеница обнаруживает знание северного музыкального стиля и собственный почерк. Тем досаднее, что отдельные огрехи снижают качество песенника.

В заключение следует подчеркнуть, что произведения В.Мастеницы не уступают в естественности изложения и мелодичности сочинениям других коми композиторов. И надо продолжать искать пути, которые позволят национальной музыке подняться на более высокую ступень. 

П. И. ЧИСТАЛЕВ

Начиная с 1950-х годов, творчество профессионального Коми ансамбля песни и пляски связано с успехами молодых композиторов. Тогда и выделился талант П.И.Чисталева, одного из активных пропагандистов национальной музыки.

Прометей Чисталев

Прометей Чисталев (1921—1988)

Прометей Ионович Чисталев родился в 1921 году в рабочем поселке Нювчиме в семье учителей. Его отец Иона Тимофеевич (брат известного коми поэта В.Чисталева) умер, когда будущему музыканту исполнилось всего два года. Читать и писать научился еще до школы у матери. Учеба давалась легко. В свободные часы он учится играть на гармонике и уже в семь лет довольно бойко играет на венской гармонике. А позднее — на трехрядном хроматическом полубаяне. Его музыкальные занятия были столь успешны, что в тринадцать лет он стал импровизировать на полубаяне и сопровождать немые кинофильмы.

В Нювчиме уже в 1930-е годы было радио, электричество. В клубе занималась художественная самодеятельность. "Синеблузники", "затейники" часто показывали концерты и различные представления. Но основной формой представлений самодеятельности того времени были так называемые оратории - литературно-музыкальные композиции. Оратории (тематика, как правило, революционная) сочиняли сами "затейники".

В Нювчиме у артистов была даже своя форма: белая блуза с тремя красными полосками на груди и эмблемой "НЗГ" — нювчимская затейная группа.

На репетициях юный музыкант подбирает музыку, импровизирует, помогает разучивать песни, словом, руководит музыкальной частью представления. Столь разносторонние обязанности побуждают Чисталева сочинять музыку.



С детства он привыкает и к публичным выступлениям. Нювчимская самодеятельность нередко показывала свои концерты в ближайших селах и на лесных участках. На различных олимпиадах и смотрах художественного творчества юный баянист исполняет и сольные произведения. Нювчимская "затейная группа" была тогда одной из лучших в Коми АССР: например, в 1937 году она получила одну из главных премий. А шестнадцатилетний музыкант Чисталев за исполнение "Вариаций на народные темы" и "Турецкого марша" Моцарта был награжден почетной грамотой и получил денежную премию.

После окончания средней школы (1938) Чисталев поступает в Коми государственный педагогический институт. В студенческие годы, как и в школьные, он — активный участник хорового и музыкального кружков.

В 1930-40-е годы школы республики испытывали огромную нужду в квалифицированных учителях. И перед Великой Отечественной войной студентов второго курса направили в сельские школы. Чисталев поехал в Визингу.

Как-то учителя Визингской школы решили поставить оперетту М.Лебедева "Пöрысь тун". (Оперетта — название условное, это скорее всего либретто небольшого музыкального представления, написанного в стихотворной форме.) Музыку подбирали сами исполнители с помощью Чисталева, он же сопровождал на баяне сольные и хоровые номера. Успех спектакля превзошел все ожидания. Он был показан и в Сыктывкаре. См. подробно: "Сказка перед войной" статья Надежды Митюшевой.

В годы Отечественной войны Чисталев служил в Советской армии. В редкие свободные часы он тоже занимается с армейской художественной самодеятельностью. После демобилизации (1946) он возвратился на учительскую работу в Нювчим. Молодой учитель поступает на заочное отделение физико-математического факультета пединститута и в 1952 году получает диплом.

Совмещать заочную учебу и работу было трудно. И все же Чисталев не оставлял самодеятельности. Через год после его приезда в Нювчим, организованный им хоровой кружок и вокальный ансамбль вместе с хором старинной русской народной песни участвовали в республиканском смотре самодеятельности.

В 1949 году в творческой жизни П.И.Чисталева произошло знаменательное событие. Его первое музыкальное сочинение "Величальная Москве" получило премию на республиканском конкурсе на лучшую массовую песню. Вскоре она вошла в репертуар коми ансамбля песни. Такое признание вселило в молодого композитора уверенность, что при систематических занятиях он сможет совершенствоваться в сочинении музыки.



Дом-музей Прометея Чисталева в с. Нювчим

С 1952 года Чисталев — преподаватель математики Сыктывкарского музыкального училища. В свободное время он посещает занятия по классу баяна, музыкально-теоретические предметы, и в 1958 году завершает учебу (получает диплом баяниста). В том же году он был принят на композиторский факультет Московского музыкально-педагогического института им.Гнесиных. Но материальные затруднения, недостаточная подготовленность по избранной специальности и ухудшение состояния здоровья вскоре вынудили его возвратиться в Сыктывкар. В жизни и творчестве Чисталева начался новый этап: его принимают научным сотрудником в Коми филиал АН СССР. Он стал собирать песенный фольклор народа коми, увлекся поисками старинных национальных музыкальных инструментов. За несколько лет кабинет народной музыки пополнился образцами народных инструментов и значительным количеством музыкальных записей. Песни, расшифрованные Чисталевым, позволили подготовить к изданию два выпуска: "Песни Вычегды и Сысолы", "Песни Ижмы и Печоры".

Он разыскал не только коми народные инструменты, но и умельцев, изготовляющих их и играющих народные мелодии. По материалам о музыкальных инструментах Чисталев написал труд "Коми народная инструментальная музыка". Он включает теоретический обзор, описание инструментов, приемов игры и свыше ста наигрышей (см. книгу "Коми народные музыкальные инструменты" Прометея Чисталева).

Собирая инструменты, Чисталев их и реконструировал. Недалек тот день, когда оркестр коми народных инструментов заиграет на концертных площадках, и любители музыки услышат подлинные национальные творения.

Чисталев — один из наиболее плодовитых и популярных коми композиторов. Начиная с 1949 года, он написал более ста песен, оркестровых и инструментальных произведений. Созданы им и музыкально-драматические произведения крупных форм: музыкальная комедия "Цветы в снегах" (пьеса И.Истомина), опера-сказка для детей в двух действиях "Страшный зверь" (либретто И.Вавилина, перевод на русский язык А.Клейна), одноактная радио-опера для младших школьников "Вася-подсказка" (либретто А.Клейна).

Коми книжное издательство выпустило несколько сборников песен П.Чисталева. Его произведения отмечены премиями. Вокальный цикл "Мой край суров" (слова С.Попова) и вокально-хоровая сюита "Мой край родной" (слова А.Ванеева) получили премии на республиканских конкурсах песен. "Невеста где-то рядом" (слова И.Вавилина) удостоена всесоюзной премии.

Ленинградский композитор И.И.Дзержинский (стоит слева) и Коми композиторы М.В.Сивергин (за пианино), Я.С.Перепелица и П.И.Чисталев, 1961 год.

Семья Прометея Чисталева

За большие заслуги в области развития коми музыкальной культуры П.И.Чисталеву присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Коми АССР.

Примечание фото11: Прометей Ионович Чисталев (27.02.1921-11.08.1988) - композитор, специалист по исследованию народной музыки и инструментов. Кандидатская диссертация "Коми народные музыкальные инструменты", см. текст книги. Написал более ста песен, оркестровых и музыкальных произведений. См. театр программку премьеры музкомедия "Деревенька моя" комп. Прометей Чисталев, либретто В.Блинов и Л.Ильчуков, в 1982). В 1978 стал первым председателем созданного Союза композиторов Республики Коми. Похоронен в Сыктывкаре.

Композитор Чисталев Прометей Ионович · Н.Герстле, 1991.

автор статьи Наталья Федоровна Герстле, редактор Коми гос.филармонии.
Текст по книге: Дыхание пармы. Книга об искусстве и литературе народа коми. Сыктывкар, 1991.

Прометей Ионович Чисталев, музыковед и композитор, был одним из активных пропагандистов коми национального музыкального искусства. Главным звеном в его разносторонней творческой деятельности было собирание и исследование коми музыкального фольклора и инструментов.

П.И.Чисталев родился 27 февраля 1921 в поселке Нювчим Сыктывдинского района Коми ССР. До войны работал преподавателем математики в селе Визинга — после окончания Коми государственного учительского института; в 1944—1945 воевал на фронтах Великой Отечественной войны. После войны — вновь учеба (в Коми государственном педагогическом институте) и пост директора Сыктывкарского музыкального училища. В эти же годы (1952—1958) и в этом же учебном заведении он преподает математику, физику и одновременно учится музыкальному искусству.

Прометей Чисталев

Вся дальнейшая деятельность Прометея Чисталева связана с Коми филиалом Академии наук СССР.  20 с лишним лет кропотливой научной работы отдано музыкальному фольклору. П.И.Чисталев стал специалистом по исследованию народной музыки и инструментов. Почти ежегодно он выезжал в фольклорные экспедиции, собирал и накапливал ценный материал, который позже лег в основу главных научных трудов.

1960—1970 принесли существенные результаты: Прометей Чисталев, в содружестве с фольклористами А.К.Микушевым и Ю.Г.Рочевым, работает над созданием свода "Коми народных песен". Здесь собрано и прокомментировано около 320 коми народных песен, расшифровка и комментарий напевов принадлежит П.Чисталеву. Значение трехтомника трудно переоценить: в нем зафиксировано национальное песенное богатство всех этнических групп коми народа. В I том вошли песни Вычегды и Сысолы (1966), во II — Ижмы и Печоры (1968), в III — Выми и Удоры (1971).  В 1972 трехтомник "Коми народные песни" был отмечен Государственной премией Коми АССР.

Параллельно с работой над сводом Чисталев проявляет настойчивый интерес к народному инструментарию своего края. Он предпринимает специальные фольклорно-инструментоведческие экспедиции на верхнюю и нижнюю Вычегду, в Ижму, Печору и другие районы, в результате чего собирает 150 коми народных музыкальных инструментов двадцати названий, из них пятнадцать до сих пор не были известны. Многие экземпляры реконструированы исследователем. Впервые записано и нотировано более 500 инструментальных и инструментально-вокальных мелодий. Весь этот богатейший материал стал основой главного научного труда Прометея Чисталева — кандидатской диссертации "Коми народные музыкальные инструменты", которую ее автор успешно защитил в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии в 1974. В этой работе, готовящейся к выходу в свет в Коми книжном издательстве, наиболее полно и всеохватывающе освещен предмет исследования. Однако некоторые положения диссертации неоднократно излагались и в других, менее объемных, но не менее ценных работах ("Музыкальные инструменты пермских народов", "Коми сигудöк и русский гудок", "Традиционные и современные формы бытования коми народных музыкальных инструментов" и др.).

афиша
афиша

афиша

Афиши музыкальных
постановок, кликните
для увеличения

Чисталева-музыковеда привлекали и другие немаловажные вопросы, связанные с историей развития национальной музыкальной культуры. Так, значительный интерес представляют его статьи: "Пути и формы развития современного песенно-музыкального народного творчества и художественной самодеятельности в Коми АССР", "Из истории развития музыкальной культуры Коми АССР", "Роль русской советской музыки и музыкантов в развитии современной музыкальной культуры Коми АССР". Более 50 научных трудов создано Чисталевым. Они печатались во многих, в том тасле и центральных сборниках (статьи о музыке Коми в шеститомнике "Музыка народов СССР", в сборнике "Музыка России", в Большой Советской Энциклопедии, в Музыкальной энциклопедии и др.).

Прометей Чисталев-исследователь, фольклорист во многом помогал П.Чисталеву-композитору. Коми народная песня стала той сутью, тем фундаментам, на котором построены его собственные песни: всегда простые, светлые по фактуре и гармонии, чистые, открытые в мелодическом отношении, они весьма популярны в республике. Композитором написано свыше ста песен, многие опубликованы в его авторских сборниках "Мой край родной", "Заря над Вычегдой". Почти все песни написаны для солиста с хором. Наибольший интерес представляют хоры а капелла, такие как "Мой край суров", "Северное сияние", "Земля белоснежных просторов", "Снегирь" и др. Некоторые песни печатались на страницах издательства "Советский композитор".

Но композиторская деятельность Чисталева не исчерпывалась песнями. Он автор большого числа инструментальных сочинений: Сюиты для оркестра народных инструментов "Родные напевы", Концертино для балалайки и фортепиано, для домры с оркестром, для трех баянов и пр. Оригинален Квинтет для деревянных духовых и валторны "Коми песни-сказки" на народные темы и тексты.

Работал композитор и в области музыкальной драматургии. Он работал над новой редакцией музыкальной сказки для детей "Страшный зверь"— по мотивам русских народных сказок. Музыкальная комедия "Цветы в снегах" (по пьесе И.Истомина) на тему интернациональной дружбы была поставлена в 1964 в Тюменском драматическом театре и выдержала 50 представлений.

Вторую детскую музыкальную сказку "Пусть всегда будет музыка!" Прометей Чисталев не закончил. Он музыкально оформил многие драматические спектакли...

Некоторые произведения композитора отмечены премиями (песня "Невеста где-то рядом", вокальный цикл "Мой край суров", вокально-хореографическая сюита "Мой край родной").

Наряду с творческой, П.И.Чисталев много времени уделял общественной работе: он был одним из организаторов смотров и фестивалей народного творчества, председателем Хорового общества Коми ССР, членом правления и членом фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР; выступал с лекциями, показывал музыкальные инструменты, играл на них. "...Как прекрасно Прометей Чисталев умеет заставить эти маленькие музыкальные инструменты говорить. Он умеет рассказать о них и прекрасно на них играет",— отметил главный редактор финского журнала "Мир и мы" Осмо Хелин.

За большой вклад в развитие национального музыкального искусства П.И.Чисталев, член Союза композиторов СССР, кандидат искусствоведения, был удостоен почетных званий заслуженного работника культуры РСФСР, заслуженного деятеля искусств Коми АССР, лауреата Государственной премии Коми АССР.

КОМПОЗИТОР А. А. ВОРОНЦОВ

Можно назвать много имен русских музыкантов, работавших Коми АССР, но вряд ли кто из них сделал больше для развития коми национальной музыки, чем композитор и хоровой дирижер, профессор Александр Александрович Воронцов.

Он жил и работал в нашей республике немногим более двух лет. Но полезные деяния художника измеряются не прожитыми годами, а продолжительностью жизни его произведений.

Со дня кончины композитора прошло двадцать с лишним лет, но имя Воронцова до сих пор звучит с эстрады и по радио. Его пытливое и бережное отношение к народному творчеству, стремление создавать подлинно коми национальные произведения долго будут примером для музыкантов.

К сожалению, немного сведений сохранилось о профессоре Воронцове.

А.А.Воронцов

А.А.Воронцов
(1895 - 1943)

Из документов, имеющихся в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ), известно, что Воронцов родился в 1884 году. В 1895 году он поступил в Московское Синодальное училище, которое окончил в 1905 году, и был затем назначен регентом архиерейского хора. Уже будучи зрелым музыкантом, Воронцов поступает в Московское музыкально-драматическое училище, где занимается по классу специальной теории и композиции. Эти два учебных заведения в то время выпускали наиболее квалифицированных музыкантов. После Октябрьской революции Воронцов — преподаватель хорового класса Народной хоровой академии (бывшее Синодальное училище), а в 1922 году он становится дирижером хора академии и профессором Московской консерватории. Хор этот был одним из лучших в России, в свое время им руководили выдающиеся мастера Н.Данилин и А.Кастальский. И быть его дирижером для Воронцова означало получить признание как незаурядного музыканта.

В Коми АССР профессор А.А.Воронцов проявил себя разносторонним музыкальным деятелем: он композитор, дирижер-хормейстер и фольклорист. В Сыктывкар он был приглашен в 1939 году для организации национального ансамбля песни и пляски. В таком деле недостаточно даже дирижерского и композиторского опыта; надо знать устно-поэтическое и художественное творчество народа. И Воронцов в первые же месяцы работы в республике слушает народных певцов в Сыктывкаре, разъезжает по селам и записывает народные песни. Сохранились его записи, сделанные, в 1940 году в Межадоре, Визинге.

Исключительно много сил и времени Воронцов уделяет воспитанию певцов ансамбля песни и пляски, созданию национального хорового репертуара. И закономерно, что первые выступления ансамбля покорили зрителей профессиональным мастерством исполнения хора и разнообразием национального репертуара. В интерпретации коми народных песен появились новые черты, благодаря их музыкально-профессиональному толкованию. В этом основная заслуга принадлежит профессору Воронцову.

Репертуар национального ансамбля состоял главным образом из народных песен, записанных и обработанных П.Анисимовым и Воронцовым. Среди них "Сарья, сарья", "Нывъясöй пö нывъясöй", "Доли-шели", "Батьö менö гöтралö" и многие другие.

После недолгого пребывания в Москве в 1941 году Воронцов вновь приезжает в Сыктывкар и приступает к созданию первой коми национальной оперы "Усть-Куломское восстание" (либретто Н.Дьяконова и С.Ермолина).

Коротко о том, что предшествовало появлению первой оперы. Октябрьская революция создала все условия для бурного развития музыкальной культуры коми народа. С организацией хора Коми радиокомитета (1935 год) стало возможным исполнение довольно сложных национальных хоров. В конце 30-х годов республиканский драматический театр, имевший небольшой симфонический ансамбль, стремился к показу музыкально-драматических спектаклей.

Правда, попытки создания драм и комедий с музыкальным оформлением были сделаны еще раньше В.Савиным. В 20-е годы он подбирал музыку к своим пьесам, используя в основном коми народные песни. Позднее Савин писал музыку к спектаклям. Так, к драме "Крепость" он специально написал несколько сольных и хоровых номеров. Но это, повторяю, были пробные попытки.

Организация национального ансамбля песни и пляски, в состав которого влился хор радио, открывала широкие исполнительские возможности и для драмтеатра. Хор, оркестр, танцевальная группа ансамбля и актерский состав театра — все эти творческие коллективы объединенными усилиями могли ставить довольно сложные музыкально-драматические произведения. В 1940 году московский композитор Б.Терентьев написал музыку к пьесе Н.А.Фролова "Пемыд пармаын" (Шыпича) Это первая коми музыкальная драма, музыку которой написал профессиональный композитор. Успешная постановка "Пемыд пармаын" побудила создать музыкально-драматическое произведение, где музыка играла бы главенствующую роль, т.е. оперу.

Работая над оперой, Воронцов дважды выезжал в Усть-Куломский район. Там он знакомился с народным творчеством и записал десятки народных песен. В села Воронцова влекло не просто любопытство и желание записать коми мелодии для своей оперы. Нет, для этой цели он мог бы воспользоваться записями П.Анисимова. (Приезжающие из центра композиторы обычно так и делали.) Удивительная профессиональная добросовестность влекла его в коми села. Он стремился создать действительно национальную оперу, а для этого надо было знать художественное творчество народа. Воронцов хотел изучить народную музыку, выявить особенности национального стиля, понять дух народа. Это достижимо лишь при условии, что композитор сам слышит живое исполнение и тем самым как бы участвует в непосредственном творчестве.

С точки зрения профессиональной фольклористики, возможно, записи Воронцова не всегда безупречны. Например, в некоторых случаях не указаны темпы, тактовые черты и т.п. Но эти мелкие недочеты с лихвой возмещаются качеством отобранных песен. Как никто другой, Воронцов умел находить именно те мелодии, которые наиболее характерны для коми музыкального творчества.

В Усть-Куломском районе им записаны "Ылын, ылын", "Тувсов вой", мелодия "Олiс-вылiс сямтöм баба", которые долгие годы были в репертуаре хора ансамбля песни и пляски.

В истории революционных выступлений коми крестьян Усть-Куломские события занимают значительное место. Материалы о них изданы отдельной книгой "Документы о революционном выступлении коми крестьян 1841-43.", напечатаны также статьи и исследования на русском и коми языках. Известны и драмы "Кулöмдiнса бунт" В.Савина и "Усть-Куломское восстание" Н.Дьяконова и С.Ермолина. Словом, события революционного прошлого вызывают интерес. И постановка "Уcть-Куломского восстания" в 1942 году объединенным коллективом коми драматического театра и национального ансамбля песни и пляски прошла с большим успехом. Композитор стремился показать в опере не только революционные события, но и познакомить с бытом коми крестьян, их песнями, обычаями и обрядами. Так, автор ввел в третье действие сцену свадьбы, широко использовав песни из национального свадебного обряда. Изучение народного быта позволило композитору создать народную драму, а знание музыкального фольклора — сочинить подлинно национальное произведение.

Во всех картинах звучат народные темы и мелодии: "Доли-шели" и "Аксинья краса" в песнях Агафьи, "Алая ленточка" в песне Сладкостиева (второе действие). Особенно много народных песен в третьем действии, в картине свадьбы: "Гöтырö менö оз любит", "Опоньлöн частушкаяс", "Шиндiбанöй", "Нывъясöй пö нывъясöй, "Гöгöр, гöгöр ме видзöдлi".

По-разному относятся композиторы к народной песне. В одном случае обращаются к ней, чтобы вдохнуть новую жизнь в песню, незаслуженно рано забытую. В другом — используют ее как ширму, чтобы придать национальную окраску собственному произведению. Композитору, музыкально мыслящему и чувствующему народными интонациями, не нужна такая ширма. Он сам создает произведения, подхватываемые всеми, будь это часть крупного сочинения или же частушка. Таковы бытующие в народе песни В.Савина и некоторые произведения Воронцова. Кому сегодня в Коми АССР неизвестна "Ирина да Марина", объявляемая на эстраде и по радио народной песней. А ведь написана она Воронцовым как "Свадебная песня" (третье действие).

В национальных песнях Воронцов стремится сохранить гармоническую ткань и особенности голосоведения, которые свойственны коми народному многоголосию. Это особенно заметно в песне "Гöтырö" (#45, Нотные примеры см. в Приложении). Собственные, оригинальные темы композитора трудно отличить от народных. В этом убеждают "Ирина да Марина" (#46), "Ария Филиппа" (четвертое действие) и хор "Призыв к выборам" ("Збыль лоас миян выль управа", #47).

В некоторых случаях композитор переосмысливал народные темы и на их основе сочинял новые мелодии. В селах Верхней Вычегды известна, например, "Гöра йылын оз выим" (#48).

В большой хоровой сцене "Ызга валйöн" тема этой народной песни звучит как лейтмотив. Но, сохранив интонации и мелодические обороты напева, Воронцов изменил ритмический рисунок (#49).

В картине свадьбы звучит народная песня "Нывъясöй пö нывъясöй" (#50). В хоре "Кузь нэм да бур шуд" Воронцов излагает ее в миноре (#51).

Тема народной песни "Нывъясöй пö нывъясöй" еще раз появляется в смешанном хоре "Прöщай, Гаврила". Здесь не только тональный контраст, но и темповый (#52).

Эти примеры можно умножить. Использование народных песен и интонационно-ладовых особенностей в музыке придает "Усть-Куломскому восстанию" характер действительно национального произведения.

Значение его прежде всего в том, что это первая коми национальная опера, хотя и не лишенная недостатков. Основной из них — замена многих речитативов драматическими диалогами. Но, вникая в историю создания оперы, понимаешь, что такая замена оправдана. Ведь композитор вынужден был приспосабливать партии к исполнительским возможностям каждого певца. Некоторые арии и песни сознательно облегчены технически. А это, естественно, отражается на художественных достоинствах картин и всей оперы. Речитативы, например, написаны только для Гаврилы, партия которого была предназначена для певца-профессионала П.А.Осипова.

По свидетельству очевидцев, композитор намеревался завершить оперу, но не успел: Воронцов умер в 1943 году. Но и в том виде, в каком профессор А.А.Воронцов оставил свое произведение, "Усть-Куломское восстание" с полным основанием можно назвать первой коми национальной оперой. В сочинении этом есть все, что характеризует сложное синтетическое произведение — оперу: арии, ансамбли, хоры, песни, речитативы.

Надо полагать, что будущие коми композиторы допишут некоторые речитативы. Правда, с каждым годом отдельные страницы клавира исчезают. Уже нет авторской рукописи, а есть только копия клавира, переписанная со многими ошибками, где недостает целых хоровых сцен и наиболее интересных страниц. И все же будем надеяться, что композиторы восстановят клавир.

Новые поколения коми музыкантов будут все более глубоко и внимательно изучать деятельность русского композитора, дирижера и фольклориста, профессора Александра Александровича Воронцова, внесшего огромный вклад в развитие коми национальной культуры.

ГРОЗА НАД УСТЬ-КУЛОМОМ

книга Виктора Савина

Книга Виктора Савина, 1928, Литературный музей с. Небдiн, 2008.

В годы Отечественной войны музыкальная деятельность в республике не ослабевает. Создаются вокально-хоровые произведения, отражающие героическую борьбу советского народа на фронтах войны и в тылу. Коми драматический театр ставит музыкальную пьесу-сказку В.Юхнина "Золотое слово" ("Зарни кыв"). Репертуар ансамбля песни восполняется новыми развернутыми обработками народных песен А.Каторгина. В послевоенные годы появляются сложные хоровые сочинения, такие, как "Кантата о Партии" С.Кондратьева, построенная на мелодиях народных песен "Утренняя заря" ("Асъя кыа"), "У каменной речки" ("Из ю дорын") и других. Осуществляются постановки оперетт "Кор дзоридзалö льöм" ("Когда цветет черемуха") О.Рассадина (либретто Ф.Щербакова и С.Попова) и "Гöтрасьöм" ("Женитьба") В.Шафранникова (текст В.Власова). Музыка этих оперетт насыщена интонациями коми народных песен.

Сцена из спектакля. Агафья - А.Крылова,
Гаврила Попов - С.Марков, Дарья - И.Бобракова

Эскизы театр костюмов к опере "Усть-Куломское восстание".  Художник В.Поляков, 1942.

В 1958 году в столице Коми АССР открылся музыкальный театр. Для нового театра композитор Г.Дехтяров в содружестве с либреттистом В.Тарантовым пишет оперу "Гроза над Усть-Куломом". В мае 1960 года республиканская газета "Красное знамя" сообщила о том, что написана "первая коми национальная опера "Гроза над Усть-Куломом". Через полгода центральная газета "Советская культура" поместила информацию о постановке "первой коми национальной оперы", сочиненной местным композитором Г.Дехтяровым, а журнал "Советская музыка" напечатал рецензию на спектакль Сыктывкарского музыкально-драматического театра.

Постановка эта явилась значительным шагом вперед в культурной жизни республики. Если в опере Воронцова "Усть-Куломское восстание" партии исполняли солисты ансамбля песни и драматические актеры, обладающие певческими возможностями, то в новой постановке были заняты только профессиональные певцы.

В опере повествуется о тех же событиях, что и в "Усть-Куломском восстании". Однако Г.Дехтяров вводит более широкий и разнообразный круг действующих лиц. Значительное место отводится сценам и хореографии (картина была у Вологодского губернатора). Подробный обзор оперы занял бы слишком много места, поэтому я ограничусь некоторым анализом того, насколько это произведение соответствует определению: первая национальная опера.

Недоумение, во-первых, вызывает то, что либретто коми национальной оперы написано на русском языке. Как показывает история искусств, у всех народов и во все времена подлинно национальные оперы создавались на родном языке. Ведь основным инструментом, с помощью которого нация развивает свою культуру, является национальный язык. При ином подходе (и это главное) утрачивается естественная связь между интонациями разговорной речи и музыки. Давно доказано, что музыка речи, так же как и народные напевы, сохраняет характерные ритмические и интонационные особенности родного языка. Яркие образцы мелодического речитатива содержатся в коми народных причитаниях и плачах. А вот несколько отрывков из речитативов оперы Дехтярова "Гроза над Усть-Куломом" (#53).

Эти примеры выписаны из первой картины первого акта. Все действующие лица в одной небольшой сцене выражают удивление, укор, радость и т.п. Причем одинаковыми интонациями и мелодическими движениями, в основе которых тритон. В речитативах этой да и других картин нет ничего общего с интонациями коми говора, а тритон, как отмечалось выше, отсутствует в народной музыке. В речитативах не найдешь не только какого-либо признака музыкального фольклора и отдельного сходства с интонациями разговорного языка, но даже не видно попыток автора индивидуализировать художественные образы. От вологодского генерал-губернатора до усть-куломской крестьянки все говорят и поют одинаковым языком.

При всех других достоинствах оперы "Гроза над Усть-Куломом", в ней речитативы не являются составной частью коми национального произведения.

Народные песни в оперной музыке обычно придают ей признаки национальной принадлежности произведения. В опере "Гроза над Усть-Куломом" использованы несколько старинных и современных народных песен и среди них "Утренняя заря" — одна из жемчужин устно-поэтического творчества. В приложении приводится двухголосие, записанное в селе Сторожевске (#54). Эта же народная песня — в двухголосном изложении в опере (#55).

Как видно из примеров, в народном исполнении нижний голос движется плавно, по ступеням диатонического звукоряда, образуя самостоятельную мелодическую линию. В опере нижний голос делает весьма замысловатые скачки и мелодические ходы. Причем модуляция из минора в VII натуральную ступень происходит при помощи высокого (хроматического) вводного тона. В народном примере этот переход без хроматизма — не менее определенный и завершенный.

Следует отметить и некоторые погрешности, происходящие, вероятно из-за незнания композитором коми музыкального фольклора. Как уже говорилось, значительное число песен, бытующих в качестве народных, созданы в советские время. "Круглолицые" и мелодия песни "Родился и вырос" принадлежат В.Савину. Разумеется, эти песни, рожденные в советские время, не распевались в середине прошлого века.

Нельзя согласиться с либреттистом и композитором, которые показывают коми народ набожным и стонущим на барщине: на территории Коми АССР никогда не было крепостного права, а суровые условия севера не располагали к стенаниям. Искажены и исторические события, происходящие в Коми крае в середине XIV века. Центральная фигура в опере — Балин, личность выдающаяся и известная в революционном движении коми крестьян. Но в Усть-Куломских событиях он не участвовал, не был он и участником декабрьских событий 1825 года на Сенатской площади. Но в опере Балин выведен декабристом, хотя и по своим убеждениям он им не был.

Некоторые песни и арии в опере довольно удачны. Привлекательными мелодиями наделен Дмитрий Балин. Его ариозо из второй картины и финальная песня с хором — лучшие части в музыке оперы.

Финальная песня Балина с хором получила известность еще до написания оперы. Ее исполняли солист и хор ансамбля песни и пляски Коми АССР, называлась она "Балладой о партизане Степане" (#56).

"Ариозо Дмитрия" (#57), написанное в натуральном миноре, особенно мелодично.

Но в этих примерах нет ни интонационных, ни других особенностей, характерных для коми национальной музыки. Их в равной мере можно причислить к сочинениям, написанным в разных областях страны.

Как известно, появлению национальной оперы предшествует многовековое творчество народа. Создается она не без значительного влияния художественной культуры других народов. Но события, сюжет, тема, средства художественного выражения, язык, интонационно-ладовые, ритмические особенности — словом, все те элементы, которые определяют и создают национальный художественный стиль, должны быть национальными. Основными же признаками, позволяющими понять, что произведение Г.Дехтярова имеет какое-то отношение к коми, являются мелодии народных песен и сочинения В.Савина и А.Воронцова. Правильно, что композитор их использовал, это действительно национальные произведения. Они же в какой-то мере "Грозу над Усть-Куломом" превращают в коми национальную оперу.

См. также статью Александра Осипова "Коми опера гижан кадыс абу ылын" (1961, первая публикация в 2013) и статью Надежды Митюшевой об этой опере "Заставить музы замолчать война пыталась"

← предыдущая   следующая →

Реклама Google: