Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

КОМИ ОПЕРА КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ · Н.Митюшева, ноябрь 2012.
М.Н.Лебедев, В.А.Савин и В.Т.Чисталев на пути к созданию национальной оперы

В 1921 г. организовалась автономная область Коми (зырян). Так коми народ осуществил свое право на самоопределение, содержавшееся в Декларации прав народов России, принятой в 1917 г., а в 1918 г. закрепленное в первой Конституции РСФСР.

Сразу же были поставлены задачи не только социально-экономического, но и культурного возрождения и развития Коми края: создание национальной школы, коми художественной литературы и литературного языка, печати, театра и музыки, в том числе и коми оперы.

15 мая 1921 г. вопрос об организации оперной труппы из местной молодежи был рассмотрен в Москве на заседании коллегии Зырянского представительства при Наркомнаце. Решено было забронировать максимум 10 мест в художественной студии в Москве; наметили смету расходов, предусмотрев сумму профессорской ставки за постановку голоса и дыхания.

Предпосылкой к постановке вопроса об организации оперной студии послужили одноактные стихотворные пьесы с элементами пения "Мича ныв", "Бурань" и "Тун", которые были написаны в 1919—1920 гг. М.Н.Лебедевым и назывались оперетками (сьылӧмӧн ворсӧм). Для их профессионального исполнения нужны были кадры вокалистов.

Идея тогда витала в воздухе. Пора уже замахнуться на национальную оперу, считал Илля Вась (В.И.Лыткин). Известны два печатных обращения молодого Илля Вася (В.И.Лыткина) к М.Н.Лебедеву с этим предложением.

"Что ты замолчал, Лебедев, первый писатель, кто сумел в светлых песнях показать тяжелую долю коми? Опер — вот что ждет от тебя коми народ. Хороших, как "Мича ныв", мастерски сделанных, как "Пӧрысь тун" (перевод с коми, газета "Удж", 1921 г., #13,).

"Мы ожидаем от Михаила Николаевича инсценировки его повести "Последние дни Перми Великой", создания на ее основе оперы, большой коми оперы. И пусть не гонится за сценографией. Хотя повесть "Последние дни Перми Великой" — хорошая повесть на русском языке, но опера должна быть в два раза лучше" (перевод с коми, журнал "Парма ёль", 1923 г., #2).

К концу 20-ых годов после успеха первых коми опереток уже многие пришли к осознанию того, что этот жанр следует совершенствовать. "Из трех опереток, написанных Лебедевым, "Тун" можно считать наиболее удачным произведением. Правда, термин "опера" (хотя и уменьшенный в "оперетку") для всех трех произведений звучит несколько громковато. Скорее всего, это маленькие пьесы, исполняемые пением на известные коми и русские мелодии, — тем не менее... это тоже есть заготовки коми оперы" (газета "Югыд туй", 24 апреля 1928 г.).

Сам М.Н.Лебедев пробовал экспериментировать — в сторону коми оперы — еще в 1920 г., работая над третьей опереткой "Бурань". Историк театра В.А.Латышева в книге "Зарождение драматургии и театра народа коми" (Сыктывкар, 1968 г.) пишет: "Примечательно, что песни хора и песни молодежи (ныв-зон) в оперетке "Бурань" отличаются от песен остальных опереток Лебедева. Скорее это стихи поэта, порученные хору, ритм которых требует иной, чем хоровые песни, мелодии. По-видимому, Лебедев делал попытку приблизить свои произведения к оперному искусству, претендуя на мощный хор и монументальную эпичность при исполнении. Таковы песни ("Оз ланьтлы миян пемыд вӧр" и др.), вступление, а также финал оперетки".

Всеми признавалось, что "нужно подготовить коми певцов и коми композиторов путем командировки в соответствующие студии" (журнал "Коми му", 1925, #10—11). Однако из-за экономических трудностей, еще долго кадровая проблема оставалась нерешенной. Хотя, начиная с 1922 г., представители коми молодежи обучались музыке в техникумах и консерваториях страны.

В 1929 г. Виктор Савин разработал выстраданную им программу подготовки артистических кадров на двухгодичных курсах в Усть-Сысольске, но и она не была осуществлена. В январе 1930 г. в статье на эту тему он писал: "Нам нужны не только драматические артисты, но и певцы. Коми не хотят отставать от других культурных народов. Песни — это недостаточно, мы намерены ставить и оперы. Поэтому в студии должно быть два отделения: театральное и музыкально-хоровое" (перевод с коми).

В.А.Савин никогда не терял веру в творческий потенциал народа: "Надеюсь, в гуще нашего народа найдутся хорошие голоса. Давайте начнем их выявлять в коми селениях. Думаю, найдутся в коми будущие Шаляпины (бас), Собиновы (тенор), Вальцевы (дискант) и Плевицкие (альт). Остается их выявить и обучить" (перевод с коми).

Позднее, работая в музыкальной секции областного радиокомитета, В.А.Савин приобрел и первый опыт работы над коми оперой. Он переводит на коми язык либретто оперы Н.А.Римского-Корсакова "Майская ночь", созданное по повести Н.В.Гоголя. Коми название — "Майскӧй вой" либӧ "Бӧбӧдӧм гӧлӧва". Режиссер-постановщик — студент ГИТИСа Б.П.Семячков, исполнители — хор и оркестр коми радио, руководитель — И.В.Оплеснин. Радио версия прозвучала в живом эфире (записи тогда не было) трижды: 26, 28 и 31 июля 1935 г. в одно и то же время: 21 час. 20 мин. — в трансляции из радиостудии. Коми перевод либретто оперы не сохранился.


Хор Коми радио

Как глоток свежего воздуха был встречен показ на Областной художественной олимпиаде (1936 г.) в Сыктывкаре театрализованного свадебного обряда "Ныв сетӧм" ("Выданье девушки") в исполнении коллектива художественной самодеятельности с. Помоздино. "Народная музыка, пантомима, народные плачи и обряды — средства художественной выразительности пьесы... Большинство чувств невесты передается через причитание плакальщиц или хора девушек — подруг невесты" (В.А.Латышева). Автор инсценировки В.Т.Чисталев определил жанр постановки как "опера-драма с прологом и эпилогом из старого быта коми для показа в театре". Но она стала последним ярким событиям в творческой судьбе писателя, загубленного в сыктывкарской тюрьме в 1939 г.

В.А.Савин страстно желал видеть на родной земле богатую музыкальную жизнь. На протяжении более 10 лет он руководил городским хором, знал, не мог не знать о музыкальности выпускников коми студии Ленинградского театрального училища 1936 г., основавших профессиональную труппу драмтеатра. Подтверждением готовности и нацеленности В.А.Савина на создание крупного музыкального произведения, возможно оперы, является его последняя пьеса "Крепость". К хранящейся в архиве рукописи были приложены мелодии песен и арий, которые должны были звучать в спектакле. Пьеса была закончена в октябре 1937 г. за несколько дней до ареста автора.

Наступило время, когда коми творческую интеллигенцию обвинили в буржуазном национализме, её физически и морально уничтожали — и в итоге пробивать идею создания оперного искусства на Коми земле стало просто некому. Но в 1940 г. в свете приближавшегося 20-летия организации Коми автономии эта идея снова была востребована. Ее возродила С.М.Попова, начальник Управления по делам искусств при Совмине Коми АССР.


Коми национальный ансамбль песни и пляски (будущий "Асъя Кыа"), 1940 год

В 1970 г. в книжном издательстве в Сыктывкаре вышла книга "О коми музыке и музыкантах" А.Г.Осипова, и все узнали, что в коми искусстве уже с 1942 г. существует национальная опера "Усть-Куломское восстание". Музыка московского композитора профессора А.А.Воронцова при участии местного мелодиста-фольклориста П.А.Анисимова. Во всех газетных и книжных публикациях спектакль назывался музыкальной драмой, хотя А.А.Воронцов получал заказ на создание именно коми оперы. Проанализировав его музыку, А.Г.Осипов пришел к выводу, что она написана на основе песенных музыкальных традиций коми народа по законам оперного жанра.

Музыковед А.А.Шергина пошла дальше А.Г.Осипова. Она задалась вопросом: а мог ли творцом первой коми оперы выступить сам В.А.Савин? Отвечая утвердительно, она предположила: оставайся В.А.Савин на свободе, он выступил бы достойнейшим соавтором музыки А.А.Воронцова. В статье "Слово благодарности" она пишет: "Несбывшееся" воображается в виде лирико-комической оперы, исполненной мелодической красоты, задушевности, мягкого юмора, свойственной фольклору ненавязчивой поучительности, подлинной народности".

Продолжая исследовать тему "Истоки музыкального языка В.А.Савина - композитора", А.А.Шергина выделяет в его песенном творчестве три этапа и отмечает возросший профессионализм и знание самоучкой-композитором теории музыки к середине 1930-х годов. Словно рядом с Савиным стоит композитор-профессионал и подсказывает ему. По моему мнению, это мог быть профессор Ленинградской консерватории Н.Н.Загорный (1887-1969).

В 1934 и 1936 гг. Н.Н.Загорный приезжал в Сыктывкар. Подолгу находясь здесь, подготовил и опубликовал в областной газете статьи: "За рост музыкальной культуры", "Музыка в коми театре". По его инициативе проблемам и перспективам музыкального образования и воспитания в Коми было посвящено совещание в Облоно 24 июня 1934 г. Он написал музыку к трем дипломным спектаклям коми театральной студии: "Ревизор", "Коварство и любовь" и "Егор Булычев и другие". Наконец, он был мужем Н.И.Комаровской, которая руководила этой студией в Ленинграде в 1932—1936 гг., и разделял ее заинтересованность в становлении коми театра и музыки.

*   *   *

... 4 октября 2009 г. на сцене Театра оперы и балета в Сыктывкаре состоялась премьера коми оперы "Куратов". На данный период это — вершина музыкального коми искусства. Либретто — в стихах на коми языке, авторы — А.Е.Ванеев и С.А.Носков. Музыка — С.А.Носкова. Кстати, он все летние школьные каникулы проводил в Нёбдино у бабушки, которая приходилась матери В.А.Савина четвероюродной сестрой. Его всегда вдохновляло родство с Нёбдинса Виттором.

Путь, который, в конце концов, привел к созданию коми национальной оперы, был долгим, и первыми на него вступили Михаил Лебедев, Виктор Савин и Вениамин Чисталев.

Автор статьи Надежда МИТЮШЕВА, ноябрь 2012.  См. также: Легенда "ШЫПИЧА" в творчестве Н.А.Фролова, или несостоявшаяся опера.

*   *   *

Реклама Google: