Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

Лидия Чувъюрова

ЧУВЬЮРОВА Лидия Даниловна (1949–1993) более всего известна как Коми композитор, автор текстов песен и фольклорист, см. сборник ее песен. Родилась 13 марта 1949 в селе Деревянск Усть–Куломского района, была четвертым ребенком в семье.

После школы с 1965 по 1969 училась на отделении хорового дирижирования в Сыктывкарском музыкальном училище, с 1969 по 1976 в Ленинградской консерватории им. Римского–Корсакова. Работала педагогом в Сыктывкарском училище искусств, хормейстером в Государственном ансамбле "Асъя кыа", с 1985 по 1987 звукорежиссером на Коми телевидении.  И самое главное, — в 1988 году Лидия Даниловна возвращается в училище искусств, где возглавляет отделение народного хора и организует фольклорный ансамбль "Коми сьылан". В эти годы созданы все ее песни.

15 мая 1993 года Лидии Даниловны Чувьюровой не стало, ей было всего 44 года. За большие заслуги в области развития коми музыкальной культуры Л.Д.Чувьюровой присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Республики Коми.

См.: Школьный классный урок, посвященный памяти Лидии Чувъюровой. Сборник ее песен.

См. также: Ансамбль "Коми сьылан"; Фото и видео выступлений ансамбля в апреле 2014, в мае 2012.

*   *   *

ПЕЛЫСЬ сборник песен, нотное издание, 1998.Сборник песен Лидии Чувъюровой

СЛОВО ОТ РЕДАКТОРА



Настоящий сборник является не только данью композиторскому таланту Заслуженного деятеля искусств РК Лидии Даниловны Чувьюровой (1949–1993), это ещё и первая попытка как–то систематизировать её творческое наследие.

В сборник не вошли её многочисленные обработки коми народных песен, а это ещё одна сторона деятельности Л.Чувьюровой, которая (как, впрочем, и все остальные) ждет своего исследователя. У неё была удивительная мечта – спеть с самодеятельными коллективами районов весь 3–х томник народных песен Чисталева и Микушева; незадолго до смерти она признавалась, что только теперь слышит его, знает, как он должен звучать...

Но даже то немногое, что удалось поместить в настоящее издание, дает представление об этом самобытном художнике, сумевшем сказать в музыке свое собственное слово.

Её творческая жизнь, прошедшая на моих глазах (а мы подружились, ещё будучи студентами консерватории), подтвердила ту истину, что никакой музыкальный талант–самородок не сможет реализоваться полностью, пока не приобщится к высотам и тайнам мировой музыкальной культуры. Ведь алмаз – eщe всего лишь редкий минерал; он может стать бриллиантом только подвергшись огранке мастера– ювелира. А чтобы стать подлинным произведением искусства, ему необходима ещё и достойная его оправа.

С "огранкой" Л.Чувьюровой повезло. Если в сыктывкарское музучилище она пришла девочкой, не знающей нотной грамоты, то спустя одиннадцать лет, после окончания Ленинградской консерватории, она возвращается в родное музучилище (тогда уже Училище искусств) в качестве профессионального педагога хорового дирижирования. Оставалось найти "оправу".

Знала ли она тогда, что в ней дремлет композиторский талант? Едва ли. Но то,что судьбой ей предназначено делать что–то иное, чем воспитывать будущих хормейстеров, она, безусловно, чувствовала. Во всяком случае, смутное неудовлетворение, а может, и разочарование, которое она испытывала в роли "просто" преподавателя дирижирования спустя несколько лет и в роли "просто" хормейстера прославленного Государственного ансамбля "Асъя кыа", заставляет её вообще уйти из профессионального искусства. Уйти в... звукорежиссеры на студию телевидения. Любопытно, что именно эту работу она всегда вспоминала с огромной теплотой.

Но вот на заре перестройки в Училище искусств возникает новое отделение "народный хор". И Чувьюрова – не без серьёзных колебаний! – соглашается возвратиться на преподавательскую работу. То было поистине знаком судьбы! Именно тогда и именно в этой питательной среде её талант заблистал всеми гранями – бриллиант, наконец, обрел свою оправу. Возглавив это отделение и создав на его основе вокальный ансамбль "Коми сьылан", она обретает и смысл жизни. У неё буквально вырастают крылья, теперь она точно знает, как ей жить дальше, она строит грандиозные планы и смело берется за их осуществление. Она не знает только одного: на взлет ей отпущено всего пять лет ...

В эти годы она ощущает себя необыкновенно счастливой. Она всё время в движении. Её детище – "Коми съылан" – берет под своё крыло Центр народного творчества, и ансамбль выступает по всей республике с невиданным успехом, она записывает народные песни, она готовит Дни культуры районов, она открывает новые народные таланты, она впервые придумывает республиканский праздник народной музыки "Шондiбан"... Именно в эти счастливые годы и начинают появляться её песни. А может, они жили в ней всегда и только ждали своего часа?

И происходит чудо. Её песни мгновенно становятся популярными. Почему? Потому что людям захотелось петь её песни. И они их запели. И не просто запели – в разных районах республики эти песни зазвучали по–разному. Эта особенность её мелодий – вбирать в себя разные певческие традиции – приоткрывает нам сам "механизм" бытования народной песни. Не просто полюбив, а только признав песню своей, народ стремится обогатить и украсить её новыми подголосками, распеть в соответствии с конкретной фольклорной традицией. А это значит, что песни Чувьюровой побудили множество талантливых людей к творческому акту – к акту сотворчества с композитором. Не это ли признак некой подлинности, глубинности её мелодики? В этом смысле молено говорить о влиянии творчества Чувъюровой на всю народно–песенную традицию республики, о влиянии яркой творческой личности, которое наш фольклор не испытывал, кажется, со времен Виктора Савина.

Откуда же появились в её песнях эти свежие интонации, упругие ритмы, оригинальные ладовые находки, оказавшиеся живительными и притягательными для народного музицирования? Произошло, образно говоря то, что драгоценный "сосуд", в котором хранился впитанный ещё с молоком матери народный мелос, и не менее драгоценный для композитора "сосуд", где пульсировала накошенная за годы учёбы музыкальная классика – эти "сосуды" стали сообщающимися! Произошло то, что образованный музыкант, вернувшийся из Питера, остался прежней Лидой Чувъюровой из села Деревянск Усть–Куломского района. Это счастливое слияние окрасило её волшебный творческий родник новым мелодическим содержанием, а поразительная творческая раскованность придала её музыке естественность народной песни.

Где–то в таинственных глубинах её души постепенно сформировалось новое художественное единство, новое интонационное качество, возник новый культурный уровень творческого мышления. И народ, с его безошибочным художественным чутьём, не мог не откликнуться на новый эстетический идеал, который несла песенность Лидии Чувьюровой.

Песенное творчество не было для неё каким–то отдельным от повседневной жизни процессом. Невозможно представить, чтобы этот весёлый и насмешливый человек сказал: "Тихо! Я творю!" Она могла сочинятъ песню и у себя на кухне, и в любом кабинете Центра народного творчества, и прямо на репетиции. Её песни по–новому раскрыли богатейший внутренний мир человека из народа, умеющего искренне радоваться и печалиться, то ироничного, то трепетно–нежного, бесконечно влюбленного в родные рябины и берёзы, луга и реки, в сам воздух родного края...

Наверное, она очень удивилась бы, прочтя эти строки. Её феномен в том, что она никогда не считала себя композитором. Она просто была им.

М.Герцман, Председатель Союза композиторов Республики Коми.



Реклама Google: