Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

КОМИ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ · Прометей Чисталев
ИДИОФОНЫ  (ударные инструменты)

1.  ПУ БАРАБАН

ПУ БАРАБАН (Коми-Пермяцкий автономный округ; верх. Вычегда) — деревянный барабан; его диалектное название пу пӧв (Прилузье) — деревянная дощечка. Относится к виду ударяемых идиофонов и представляет собой деревянную подвеску-дощечку прямоугольной формы с закруглениями в верхней части1.

1. Пастух Е.М.Балуев с пу барабаном

Пу барабан изготовляется "для звонкости" из еловой дощечки длиной 450-500 мм, шириной 200-250 мм, толщиной 15-20 мм. Сквозь пробитые отверстия протягивается и привязывается ремешок или веревка. Затем из березовых или ивовых палок вытесываются две колотушки длиной 250-300 мм.

Во время ходьбы инструмент поддерживается перекинутым через плечо и шею ремешком и носится сбоку на бедре, а палочки-колотушки — за поясом. При игре двумя палочками наносятся ритмизованные удары по поверхности и торцевой части дощечки. При этом извлекаются довольно гулкие разновысотные звуки: средняя часть дощечки издает более высокие звуки, торцевая часть — более низкие с обертоновыми тембровыми наложениями.

В отдельных районах бытовали барабаны другого вида. Для их изготовления использовалось деревянное сито — "пож", поверх которого прибивали тонкую еловую или фанерную дощечку и ударяли по ней двумя палочками. Возможно, такие барабаны возникли позже, в частности, в 20-х годах, в период увлечения "шумовыми оркестрами".

Пу барабан употреблялся в быту в основном как инструмент сигнально-оповещательной и охранительной функции. В летнее время ранним утром из конца в конец деревни проходил профессиональный пастух и своими сигналами — гулкими ударами о барабан — оповещал хозяек о наступившей поре выгона скота. Недаром в народе говорят: "Пастукыд барабанӧн вартӧ, коляс-пӧ мӧсъяс-сӧ" (Пастух-то в барабан ударяет, дескать, оставит коров-то).

Сами пастухи вкладывают в барабанный бой еще и другой смысл. Пастух Е.М.Балуев (рис.1) из деревни Отопково Кочевского района Коми-Пермяцкого автономного округа нам рассказывал: "Коровы-то слушают, привыкли уже; другие "ту-ту-ту" играют на дудках, а у нас — барабан. В лесу потому еще играешь, чтобы медведь не вышел, чтобы он боялся".

Существует несколько типов сигналов-наигрышей на барабанах: "нуӧтӧм-ваетӧм" — на выгон и пригон, "корсьӧм" — на поиск, "ӧктӧм-грудитӧм" — на сбор в груду.

Сигнал на выгон в лес, на пастбище и пригон домой исполняется ударами двух палок в определенной ритмической последовательности (пример 1).

Сигнал на поиск и сбор более простой по ритмическому рисунку, он выбивается одной палкой (правой рукой) и сопровождается специальными выкриками: "Теп, теп, теп, теп, теп! Эх!" (на поиск), "Э! О! Э! Му!" (на сбор).

2.  ПУ БЕДЬЯС

ПУ БЕДЬЯС (Сысола, Вычегда, Вымь, Ижма, Печора) — деревянные палки — относятся к виду соударяемых идиофонов (стукалок) и представляют собой две ошкуренные сухие березовые палки длиной около 500 мм, диаметром 30-35 мм, обструганные концы которых обвязаны соединительной веревкой.

Об употреблении деревянных палок в качестве шумящих предметов исследователь духовной и материальной культуры народа коми А.С.Сидоров писал: "...с целью отпугивания от оленьего стада рыскающих кругом волков, оленеводы ночью, время от времени, выходят из чума и бьют трещотками-палочками друг о друга, производя этим треск (#51, с.130)2.

3.  ТОТШКӦДЧАН

2. Тотшкӧдчан. Работа
мастера В.Павлова

ТОТШКӦДЧАН (от слова — стучать) — колотушка, относится к виду соударяемых идиофонов и представляет собой долбленую колодку — рукоятку с укрепленным билом или привязанным деревянным шариком.

Корпус колотушки выдалбливался из березового, осинового или елового брусочка длиной 250-300 мм. Ударная часть делалась в двух вариантах. В первом — деревянное било в форме молоточка (в современных инструментах — в виде головы коня, птицы) свободно на оси укреплялось внутри колодки, во втором — деревянный шарик скреплялся с колодкой с помощью ремешка или веревочки (рис.2).

Воспроизведение звука происходило от ударов молоточка или шарика о плоскость колодки при вертикальном движении кисти руки. Звучание тотшкӧдчана — гулковато-раскатистое. Для ритмического рисунка характерен своеобразный предъем, происходящий от инерционного движения молоточка при взмахе перед ударами молоточка или шарика.

Колотушка выполняла оповещательно-собирательскую и охранительную роль: ею подавали сигнал-сбор на обед людей, работавших артельно, в компании. Деревянные колотушки (палки) имели также и охранительное назначение. Раньше мужики, назначаемые на очередную "сторожевую службу", ночью обходили деревню и постукивали колотушкой или палкой и таким образом подавали сигнал-предупреждение об охране объектов.

На видео М.Тарабукина, солистка детской вокальной группы "Весенняя капель", исполняет песню "Сярган". Используются несколько традиционных музыкальных инструментов - идиофонов. Концерт памяти композитора Лидии Чувъюровой, Сыктывкар, 11 мая 2013.


4.  ПУ ПАНЬЯС

ПУ ПАНЬЯС — деревянные ложки — вид соударяемых идиофонов. В бытовом обиходе раньше были деревянные ложки местного изготовления, а позже — металлические кустарно-заводского производства.

В народе играли так: музыкант, взяв в правую руку две перевернутые ложки, ударял ими о колено и ладонь левой руки. Получалось чередование сильного — акцентированного и слабого звука с ритмической структурой, соответствующей характеру исполняемого произведения. Варьирование "фигур" на ложках вносило ритмическое разнообразие в исполняемые мелодии.

Ложки, как ударные инструменты, особенно широкое распространение получили в 20-е годы XX в., когда создавались различные по составу ансамбли и оркестры народных инструментов. В настоящее время в музыкальном быту ложки употребляются редко.

5.  ГЫРНИЧЬЯС

ГЫРНИЧЬЯС (коми-перм.) — глиняные горшки представляют набор ударяемых сосудов, состоящий из трех-пяти горшков различных по величине и высоте звука.

Один из старейших кудымкарских музыкантов Г.И.Кудрин рассказывает:

— У нас в деревне Гырчиговый жил Гырнич Иван. Еще от старых людей у него остались три горшочка: маленький, побольше и еще больше. Они были вылеплены вручную. Мелодия выбивалась в виде барабанной дроби, двумя молоточками из дерева то по одному, то по другому, то по третьему — получались разные звуки, дроби. Под эту дробь можно было плясать, и когда-то в старину деревенские девушки плясали.

Этнограф Л.С.Грибова отметила другой способ игры на горшках: брали хорошо звучащий горшок в руки и отбивали ладонями рук по стенкам горшка различные ритмы.

В наше время гырничьяс, как музыкальные инструменты, в повседневном быту не употребляются. По инициативе коми-пермяцкого композитора А.И.Клещина "музыкальные" горшки вместе с многоствольными флейтами были включены в состав инструментальной группы самодеятельного ансамбля песни и танца Юринского Дома культуры.

6.  ЖЫННЯН

ЖЫННЯН (Вычегда, Сысола, Ижма, Печора, Вымь, Прилузье), тронгей (Удора), борган, боткан (коми-перм.) — колокол — ударный идиофон вида подвесных колоколов.

По материалу и способу изготовления были два вида колоколов: деревянный, долбленый из куска твердого дерева (березы) и жестяной, клепаный. Форма их прямоугольная или трапециевидная с размерами основания в среднем 120 на 40 мм и высотой 120-150 мм; внутри колокола привязывался деревянный или металлический язычок. Колокол подвешивался на шею домашних животных. При движении язычок ударяется о стенки колокола, издается звук; каждый колокол имеет свою звуковысотную и тембровую окраску (яркий, звонкий, тусклый, надломанно-трескучий и т.п.).

7.  ТОРГАН

ТОРГАН (Вычегда, Вымь), бракольчи (верх. Вычегда), бракала (Ижма), боргей, тильгей (Удора), тургун (Вымь, Прилузье), борганок (коми-перм.) — бубенчики, бубенцы относятся к встряхиваемым идиофонам (погремушкам). Имеют различную форму соединений в комплект из нескольких бубенчиков.

Шумящие и звенящие предметы, как подвесные колокола, бубенчики, побрякушки и другие, применялись с магическо-охранительной целью отпугивания диких зверей от пасущихся домашних животных.

А.С.Сидоров писал: "Шумящие подвески, получившие такое развитие и широкое применение в финском мире с X и XI веков, основаны, по-видимому, на представлении о магической роли металлического звука..." (#51, с.129).

Указанные инструменты, вероятно, выполняли конкретную хозяйственно-бытовую функцию — своим шумом отпугивать диких зверей. Конечно, положительные результаты этих факторов впоследствии могли быть мистифицированы и в народе могло создаться впечатление о магической роли звука.

Представление о магической силе звука, утратившее социально-мировоззренческие корни, отмерло. Но некоторые элементы этой функции в трансформированном прикладном значении сохранились до сих пор. Так, например, звон колокольцев служит средством распознания местонахождения пасущихся в лесу и на пастбищах коров и лошадей. Причем по высоте и тембру звука колокольца хозяин угадывает именно свою корову. Деревянные палки впоследствии стали орудием охранительного назначения, подвески — эстетическим предметом быта.

8.  СЯРГАН

3. Сярган

4. Сярган с украше-
ниями (коми-перм.)

СЯРГАН (Вычегда, Сысола, Ижма, Печора, Прилузье, коми-перм.), сяргей (Удора) — трещотка, относится к виду скребковых идиофонов. Сярган представляет собой ребристый валик с рукояткой и скользящий по нему (при вращении) деревянный язычок внутри рамки (рис.З). На верху трещоток иногда прикрепляется для украшения фигура человека или птицы (рис.4). Размеры валика с рукояткой — 170-250 мм, рамки — 150-200 мм в ширину и 80-120 мм в высоту.

Звучание сяргана очень сильное, трескучее. Такое звучание трещотки соответствовало его функции — устрашения лошадей ("вӧв повзьӧдлан"), забравшихся на посевы.

 

В заключение обзора ударных инструментов следует отметить, что в домашних ансамблях использовались различные предметы хозяйственного обихода в натуральном неомузыкаленном виде: пач пӧдан (заслонки), гырничьяс (горшки), пу паньяс (деревянные ложки), си пож (волосяное сито) и др. Вот что сообщил нам коми-пермяцкий писатель В.В.Климов: "Раньше коми-пермяки очень бурно проводили игрища (рождественские), а также вечера на помочах. Если надо было играть для пляски, пермяки приспосабливали для игры разного рода предметы домашнего обихода, как-то: заслонку, горшки, деревянные ложки, сито или лукошко, зыбку (люльку), столешницу и др., сопровождая "музыку" пением "та-та-ра-ра" и т. д.... Я слышал от старожилов, что в давние времена коми-пермяки интересно играли и на скалках, но каким образом — не знаю".


Примечания:

1. Деревянный барабан подобной конструкции под названием барабанка был распространен у вепсов (по сведениям И.Мациевского, Б.Рабиновича, В.Белицер).

2. Некоторые ударные инструменты, как пу бедьяс, жыннян, тотшкӧдчан, сярган, использовались в основном как сигнально-охранительные и позывные. Но они обычно употреблялись также на уличных гуляньях и играх, на свадьбах и семейных праздниках. Поэтому, учитывая такую полифункциональность (многозначность), мы ввели их в состав обиходного народного инструментария.

Музыкальные инструменты, изготовленные Владимиром Павловым в 1970-1980 годы, из собрания Коми национального музея: "Гогӧнь", "Таргӧдчан утка" и "Вожган" - ударный инструмент, дерево, резьба.




Реклама Google: