Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

КОМИ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ · Прометей Чисталев
ХОРДОФОНЫ  (струнные инструменты)

См. фотоальбомы foto11.com "Традиционные Коми народные музыкальные инструменты", The Ecuadorian "Pakari" Folk Group at the Festival in Syktyvkar. См. также видеоальбом.

10.  СИГУДÖК-ПÖВ

СИГУДÖК-ПÖВ (коми-перм., Сысола) — букв. волосяной гудок-доска.1 Цитровидный хордофон вида дощечных цитр.

Бытовали два подвида этого древнейшего и простейшего струнного щипкового инструмента. Первый представляет собой обыкновенную дощечку прямоугольной или трапециевидной формы с рукояткой без боковых вырезов и резонаторных углублений с четырьмя кручеными волосяными или кишечными струнами разной толщины.2 В верхней части дощечки струны закрепляются деревянными или железными гвоздиками, а в нижней — торцевой части — обвиваются в щелевых прорезах. Имеются также две струнные деревянные подставки. Размеры инструмента в длину около 600 мм, в ширину — 250-300 мм. Он настраивается с помощью натяжения струн при их закреплении в щелях и передвижения струнных подставок.

Второй подвид сигудка-пöв — это продолговатая трапециевидная, слегка округленная дощечка (400 мм в длину и 200 мм в ширину) с небольшим овальным резонаторным углублением на лицевой и подтесом на тыльной стороне для удобства держания инструмента. Струнные подставки вставлены в специальные вырезы. Крученые волосяные струны (от трех до четырех) закреплены в торцевых вырезах-щелях. Инструмент настраивается натяжением струн при их затягивании. Звучит он очень тихо из-за слабого натяжения струн и отсутствия резонатора.

11.  СИГУДÖК-КУМЛИ,  СИГУДÖК-ВОР

СИГУДÖК-КУМЛИ (Вычегда) — волосяной гудок-чаша, сигудöк-вор — волосяной гудок-корытце. Простые цитровидные хордофоны вида дощечных цитр. Оба инструмента являются результатом приспособления предметов домашнего обихода, в частности, деревянной посуды, под примитивный музыкальный инструмент.

Сигудöк-кумли — это выдолбленная из твердого нароста на березе (йöг) деревянная чаша (йöг тасьтi), поверх которой натягиваются крученые струны из конского волоса различной толщины (7-10-13-15 волосьев в пучке). Они навиваются на деревянные колки в основании рукояток. Диаметр кумли — 250-400 мм, глубина чаши — 120-150 мм, толщина стенок — 10-12 мм.

Сигудöк-кумли настраивается натяжением струн при их креплении и струнными подставками, из которых одна — общая неподвижная и четыре — передвижные, отдельно на каждую струну.

Звучание инструмента, вследствие слабого натяжения волосяных струн и открытой резонаторной чаши, тихое, мягкое, приглушенное.

СИГУДÖК-ВОР отличается от сигудка-кумли только своей формой и представляет собой небольшое продолговатое выдолбленное корытце с двумя плоскими рукоятками (окрылками); поверх корытца также натягиваются крученые волосяные струны разной толщины. Сигудöк-вор имеет следующие размеры: длина — 400-550 мм, ширина — 180-250 мм, высота — 100-150 мм, глубина резонаторной части — 80-100 мм, толщина боковых стенок — 10-15 мм.

Сигудöк-вор настраивается также с помощью натяжения струн при их креплении и передвижения струнных подставок, с одной стороны; с другой стороны — струнная подставка общая, неподвижная, закрепленная деревянной затычкой.

Звучание сигудка-вор также слабое, приглушенное, мягкого матового тембра. Диапазон узкий, в пределах терции — кварты.

Зафиксированы следующие строи сигудка-кумли (пример 3) и сигудка-вор (пример 4):

12.  БРУНГАН-ЛАГУН

БРУНГАН-ЛАГУН (верх. Вычегда) — от брунгöм — гудение, лагун — боченок, кадушка. Относится к подгруппе простых цитровидных хордофонов типа дощечных цитр и представляет собой четырехструнный щипковый инструмент-приспособление с корпусом-резонатором из небольшого бочонка, кадушки (сур лагун).

Изготовляется так: на верхнее днище с небольшим отверстием набиваются гвоздики или на обочине вырезаются выступы, на которые навиваются 4 крученые волосяные или проволочные струны. Настройка производится с помощью раздвижных колодок.

Звучание инструмента несильное, со струнами волосяными — глуховатое, матового тембра, с проволочными — гудящее, как у гуслей. Звукоряд натуральный в пределах кварты (пример 5).

На инструментах, изготовленных из предметов домашнего быта в соответствии с их формой и струнными приспособлениями выработалась своя постановка и техника игры на них.

Сигудöк-кумли удерживается между коленями, сигудöк-вор — на коленях, брунган-лагун прижимается к корпусу исполнителя. Звук извлекается защипыванием струн пальцами, на брунган-лагуне, кроме того,— щепкой (чаг).

Отсутствие деки исключает возможность прижимания струн, флажолетный прием игры из-за слабого натяжения струн также не применялся. Поэтому музыка на сигудке-кумли и сигудке-вор исполнялась только в пределах звучания открытых струн инструмента.

Указанные инструменты использовались при домашнем музицировании как сольные и аккомпанирующие инструменты. На них обычно исполнялись простейшие инструментальные наигрыши-импровизации и песни речитативного склада (быстрое затухание колебаний струн не способствует воспроизведению долгих по звучанию звуков). Вот одно из таких произведений — "Майбырöй" (Счастливый) в исполнении на сигудке-кумли старейшего музыканта И.М.Порошкина из с.Дон Усть-Куломского района (пример 6).

13.  БРУНГАН

БРУНГАН (Вычегда) — от слова брунгöм — гудение, брунöдны — извлекать гулкие звуки. Относится к подгруппе простых цитровидных хордофонов, к разновидности цитр и представляет собой трех- и шестиструнный ударный инструмент с приспособленным резонаторным ящиком больших размеров (деревянная пристройка к кухонной печи — голбец).

Идея возникновения брунгана исходит от "летчан вудж" (шерстобитный смычок) — гудящего приспособления для трепания шерсти в виде длинного (190 см) ключеобразного деревянного шеста с "бородками", с туго натянутой толстой жильной струной. При дергании крюком струна приходит в колебание, бьет по шерсти (это прикладная цель) и в то же время издает низкий гудящий трескучий звук.

66-летний Г.Н.Будрин из г. Кудымкара (1968 г.) вспоминает: "Я еще был совсем маленьким. Коми-зыряне приезжали к коми-пермякам катать валенки. На санках у них было приспособление со струной. У нас в бане они били эту шерсть вартанком. И сами они под удар пели, приговаривали; мотив примерно был такой" (пример 7):

Подобное явление наблюдал и Е.М.Расов из д.Руч Усть-Куломского района: "Важöн гын сапöг вöчысьяс вöлi вачкöны, бруньгöны и сьылöны" (Раньше валяльщики валенок, бывало, ударяют, брякают и поют).

Звучащая струна шерстобитного смычка, по-видимому, навела смышленых мастеров на мысль создания подобного монохорда на другой конструктивной основе И.И.Аврамов (ныне нар.арт.СССР) сообщил: "В с.Слободе Сыктывдинского района раньше делали брунган из одной жильной струны, которую жестко прикрепляли к боковой стенке деревянного голбца. С помощью подвижного приспособления (какого — не помню) струна укорачивается или удлиняется. По струне ударяли деревянной палочкой. Один мужик громко играл и подпевал: "там-та-ра, там-та-ра"; в избу собирались девки и парни, даже плясали".

По сообщению других информаторов, раньше в деревнях по верхней Вычегде (Вомын, Руч, Дон, Визябож) были многострунные брунганы.

Брунган изготовляется следующим образом. На боковую стенку голбца прибивают от трех до семи длинных и толстых проволочных струн: по сообщению отдельных информаторов, раньше употреблялись и жильные, кишечные струны. Описываемый брунган имеет пять струн длиною 124, 111, 94, 80, 65 см, одну общую и пять отдельных подвижных струнных подставок — колодочек высотой 3,5 см. Корпусом-резонатором служит открытый снизу (для спуска в подполье) голбец длиной 190 см, высотой 135 см и шириной 110 см.

Настройка брунгана производится передвижением колодочек ударами молотка: для повышения звука их раздвигают — увеличивается степень натяжения, упругости струн и, соответственно, частота колебания, для понижения — сдвигают3.

Брунган имеет различные строи, из них зафиксированы следующие (пример 8).

Воспроизведение звука на брунгане производится ударом деревянного молотка с валяной набойкой или другой его стороной, без набойки; при этом тембр звука изменяется от более мягкого к открытому, звонкому (рис.4).

4. Исполнитель на брунгане Г.И.Чувьюров

Звучание инструмента очень мощное, гудящее; мастер-музыкант Г.И.Чувъюров из с.Деревянск сравнивает его со звоном больших церковных колоколов, который он слышал в детстве.

Брунган — технически малоподвижный струнный ударный инструмент; на нем играют одним молоточком, который к тому же отталкивается от упругих струн и несколько задерживает движение руки исполнителя. Инструмент, имеющий огромный резонатор, обладает сильно гудящим звуком, исполнители же не принимают каких-либо мер для глушения звука (рукой или какими-либо приспособлениями). Как украшение используется прием скольжения (молоточком) по всем струнам инструмента.

Брунган употреблялся в домашнем быту как сольный и аккомпанирующий инструмент. На нем исполнялись инструментальные импровизационные наигрыши — "Мый сюрö ворсöм" (букв. "игра что попадет", в смысле играешь, что придумаешь), а также знакомые мелодии для сопровождения песни и пляски.

Название наигрышей "что попадет" не должно пониматься в буквальном смысле и означать беспорядочную игру. Все наигрыши, исполненные экспромтом, имеют определенную мысль. При записи мы заметили, что, несмотря на изменение строя, музыкант не сбивается с "тона", а выдерживает избранную тему — основу дальнейшего музыкального построения.

В музыке на брунгане преобладает вариантно-вариационный принцип развития построений. Особенно характерно то, что основная тема — в виде небольшой фразы, предложения — непрерывно видоизменяется, нередко дополняется новым материалом (пример 9). Иногда наигрыши объединяются исполнителями в своеобразный цикл.

14.  СИГУДÖК

СИГУДÖК — волосяной гудок, музыкальный инструмент с волосяными струнами. Относится к составным лютневидным хордофонам типа шейковых лютней и представляет собой трех-четырехструнный смычковый инструмент.

Сигудки имеют разнообразные внешние формы — от плоской досчатой до фигурной скрипичной,— это свидетельствует о различных исторических периодах их возникновения и изготовления по различным прототипам.

Простейший из всех видов сигудков — щипковый дощатый сигудöк пöв, возможно, дал основу для развития дальнейших его видов и форм, ибо на нем уже пытались употреблять дугообразный смычок. Со временем сигудки приняли более совершенные инструментальные формы: корпус—резонатор с боковыми вырезами, удлиненную шейку с головкой (колковой коробкой), деку с резонаторным отверстием.

По способу производства сигудки подразделяются на инструменты с долбленым корпусом и врезанной шейкой-рукояткой; с составленным корпусом и посаженной шейкой; с жестяным корпусом, встроенным в деревянный остов.

Наиболее распространенными у коми были сигудки с долбленым корпусом (кöрöб), который вместе с шейкой (гöля) и головкой (юр) вытесывался из одного цельного куска дерева мягкой породы: осины, ольхи, пихты, сосны4. Длина сигудков — различная, в пределах 600-750 мм, длина корпуса — 300-450 мм, ширина — 140-200 мм, глубина — 33-45 мм, длина шейки — 60-200 мм, головки — 150-165 мм.

Корпус сигудков — плоский, продолговатый, прямоугольной, восьмеркообразной, лодкообразной формы (в поздних образцах — под скрипку) с небольшими фигурными боковыми выемками. Декой-крышей (вевт) служит плоская или слегка выпуклая еловая дощечка с двумя резонаторными отверстиями в форме полудужек или одним круглым отверстием — голосником. Шейка сравнительно короткая и толстая, без ладов. Слегка завитая коробчатая головка, являющаяся продолжением шейки, имеет боковые отверстия для деревянных колков (си зэвтан, т.е. закручивающие волосяные струны).Струнодержатель — кожаный или деревянный, струнная подставка — прямоугольная с закруглением или фигурная с вырезами. Струны — крученые из конского волоса. Смычок (вудж) — лукообразный (с плавным или круглым загибом в конце его) из прутика черемухи или можжевельника (рис.5).

5. Сигудки с долбленым корпусом различной формы

Изготовление сигудков начинается с грубого обтесывания топором куска по зримым контурам будущего инструмента. Резонаторное корытце вырубается топором и подчищается специальным инструментом для долбления — "кандрасом". После этого отделываются шейка, головка и весь инструмент в целом до придания ему избранной мастером внешней формы. Затем вырезается и выстругивается тонкая еловая дощечка — дека и прибивается или приклеивается к корпусу. К торцу его прибивается или привязывается кожаный или деревянный струнодержатель. От него к колкам-лопаточкам поверх врезанного верхнего порожка протягиваются скрученные волосяные струны разной толщины, а под них подкладывается струнная подставка. Внизу или сбоку шейки на месте ее перехода в корпус приваривается еловая смола (коз сир) для натирания пряди волос смычка перед игрой.

Сигудки с составной шейкой и корпусом были в обиходе преимущественно у коми-пермяков. Один из старинных образцов такого сигудка имел лодкообразную форму с небольшим расширением к нижней части кузова. Березовая шейка привязана к декам и обечайке полоской из лыка; верхняя и нижняя деки, грубо отесанные из еловой щепы, притянуты к выгнутой обечайке (ворч) веревкой. На верхней деке имеется узкое резонаторное отверстие прямоугольной формы. На головке, являющейся продолжением шейки, выдолблены три колковые отверстия, в которые вставлены грубые, несоразмерно большие, березовые колки. Весь инструмент собран без применения клея, гвоздей, что указывает на древний способ производства.

Коми охотники и рыбаки, проживая в инонациональной сфере, в частности, за Уралом, на Оби среди хантов и манси, продолжали по традиции изготовлять свои инструменты.

Л.А.Бачинский, побывавший в 1938 г. в Ханты-Мансийском автономном округе, был очевидцем изготовления сигудка — выструганного из полена остова с вставной пороховой банкой и волосяными струнами. Мастер П.Н.Катаев, осевший коми-зырянин с Печоры, также сообщил, что у них в Няксимволе и в двух-трех домах на р.Манья имеется щи гудöк. Мансийцы называют его щилья гудöк — от "лув шильян" — лошадиный хвост5. Как видно, коми сигудöк мансийцы переименовали на свой лад. Собственный инструмент, выдобленный из одного куска дерева (и, заметим, родственный цельнодолбленному коми сигудку), по словам Л.Бачинского, они называли нернэ йив — играющее дерево6.

Сигудки с жестяным корпусом значительно проще в изготовлении. Из куска дерева любой породы выстругивается прямоугольный остов с головкой, шейкой и глубоким вырезом, куда вставляется пустая жестяная коробка — резонатор с пробитыми резонаторными отверстиями. Поверх коробки от струнодержателя к колкам протягиваются три крученые, волосяные струны (рис.6).

В некоторых образцах сигудков удлиненная шейка-рукоятка насквозь пронизывает коробку-резонатор (разновидность пиковых лютней).

6. Сигудöк с жестяным корпусом-резонатором

Смышленые мастера-музыканты стремились употребить любой подсобный материал, который мог бы служить составной частью самодельного музыкального инструмента; форма материала наталкивала мастеров на метод ("самовыдумку") лучшего его использования.

Сигудки из-за слабого натягивания волосяных струн обладают несильным звуком и мягким глуховатым тембром; в инструментах с жестяным корпусом звук несколько надтреснутый, холодновато-металлический, но не звонкий, а как бы замкнутый в небольшой коробочке. При игре щипком — звук отрывистый, суховатый.

В народе сложились музыкальные присловья, способствующие запоминанию и передаче строя сигудков следующим поколениям сигудöшников: "Синтöм пон" (Безглазый пес), "Пельтöм поп" (Глухой поп), "Кузь Антон" (Длинный Антон) и др. Самым распространенным был строй с мажорным трезвучием, или квартсекстак-кордом (указывается в порядке настройки — с первой струны). Существовали и другие типы строя: квартовый (сообщение П.А.Анисимова, 1939) и квинто-квартовый, зафиксированный нами в 1961 г.; четырехструнные сигудки имели смешанный строй (пример 10). Неодинаковая настройка сигудков связана с разными стилями игры (о чем будет сказано ниже), с поисками новых исполнительских возможностей инструментов.

Диапазон звучания сигудков из-за короткой шейки инструментов неширокий — в пределах полутора октав (ля малой — ми второй октавы). Наиболее употребительный регистр — средний, в первой октаве.

Конструктивные формы смычковых сигудков очень разнообразны, они, безусловно, сказались и на исполнительской культуре. Несмотря на это установились определенные традиционные формы исполнительства, характерные для всех видов сигудков.

Играют на сигудке сидя, нижняя часть инструмента упирается в колени, верхняя — слегка наклоняется к телу играющего. Перед игрой сигудöк настраивают, как скрипку, подкручиванием колков и защипыванием струн; затем натирают смычок смолой, "приваренной" к шейке, и проводят им по всем струнам для окончательной проверки строя и звучности инструмента.

Звук может извлекаться не только смычком (хотя это основной прием), но и заостренным пером глухаря, как плектром, или бряцанием пальцем.

Техника и стиль исполнения на сигудках во многом зависят от структуры строя инструмента. На сигудках с первым типом строя (по ступеням мажорного трезвучия) мелодия в основном исполняется на первой (высокой) и эпизодически на третьей струне. Свободные от ведения мелодии струны прихватываются слабо натянутым волоском смычка и непрерывно гудят, создавая своеобразный бурдонирующий гармонический фон. Из штрихов употребляются портаменто, короткое легато — сказывается частая перемена смычка; сочно звучат аккорды на сфорцандо. Этому стилю присущи краткость музыкального слога, сдержанность мелодического языка, гармоническая насыщенность.

На сигудках с квинтово-квартовым строем пьесы обычно исполняются одноголосно или в сочетании с консонирующими интервалами; часто применяются открытые струны. Этот строй позволяет шире и разнообразнее употреблять элементы мелодического и фактурного развития, подголосочной полифонии, исполнительские штрихи — легато, портаменто, деташе (пример 11).

Таким образом, в процессе многолетней музыкально-исполнительской практики сложились два стиля игры на сигудке, связанные с двумя типами строев. Первый стиль можно условно назвать аккордово-гармоническим, второй — мелодическим.

Из всех коми народных музыкальных инструментов сигудки претерпели наибольшие изменения не только в своей конструкции (особенно внешней формы), но и в исполнительстве. Очевидно, исполнение созвучиями соответствовало более древним по происхождению сигудкам с корпусом без боковых вырезов, короткой и толстой шейкой, плоской струнной подставкой. Заметное подражание мастерству изготовления некоторых образцов сигудков в форме скрипок, наводит на мысль, что отдельные мастера-музыканты (бывшие охотники, промысловики, солдаты), вероятно, заимствовали и стиль исполнения. Это особенно проявляется в наигрышах на сигудках с боковыми вырезами, удлиненной шейкой и с другим — квинто-квартовым строем.

Репертуар сигудöшников составляют сольные плясовые и танцевальные наигрыши: "Йöктöм", "Буки-бек"7, "Камаринская", "Краковяк", "Полька"; народные песни речитативного склада: "Бобö, бобö" (Голубчик, голубчик), "Шондiбанöй" (Солнцеликая), "Чужмöр нылöй" (Горностай девица), "Во саду ли...", "Ах, ты, береза", "Коробейники" и другие.
См. "Сигудӧк йӧктӧм" Коми народный танец.

Сигудки используются и в вокально-инструментальных ансамблях; чаще всего сигудöшник сопровождает свое собственное пение, иногда к нему примыкают присутствующие дома певицы-женщины. Форма сопровождения зависит от строя инструмента и исполнительской школы и может иметь аккордовый, функционально-гармонический или мелодический стиль и фактуру изложения; в аккомпанементе преобладают остинатные мелодико-ритмические фигурации.

В пьесах на сигудках преобладает куплетно-вариационная повторность. Некоторые произведения основаны на контаминации нескольких тем. Это особенно характерно для сольных инструментальных наигрышей плясового характера (пример 12).

Возникновение и первоначальное использование многих инструментов также прямо или косвенно связано с хозяйственно-производственной деятельностью коми крестьян в прошлом, в частности, охотничьим промыслом, рыболовством, лесными разработками.

Охотники и, отчасти, рыбаки по роду своего промысла проживали в лесных избушках и надолго отрывались от привычного домашнего быта. Чтобы скоротать свободное время и украсить свое одиночество, умелые мастера изготовляли сигудки и другие инструменты и играли на них.

7. Сигудöшник В.Л.Шомысов в кругу своей семьи

С.Сергель во время этнографической экспедиции в "Зырянский край" в 1906 г. слышал и описал игру вычегодского охотника на сигудке.

"Илля Вась любит свою охотничью жизнь и хорошо знает лес...

— Не скучно ли вам бывает в долгие зимние вечера? — спросил я.

— Привык, не скучаю. Да и работы хватает. А то поиграю на сигудке, вот и веселей станет,— возразил охотник.

— Что это за сигудöк? — удивился я. В ответ Илля Вась молча снял со стены висевший между одеждой небольшой инструмент, по виду немного напоминающий скрипку. "Сигудöк" имел 3 струны, настраивавшиеся в тоне ре -си -соль, т.е. подобно гитаре. Смычком служил прутик с натянутыми на него конскими волосами.

Илля Вась настроил инструмент и заиграл. Избушка огласилась простыми мелодическими звуками какой-то песни, немного печальной, напоминающей что-то очень давнее, минувшее. Илля Вась играл с чувством, немного склонив к инструменту лохматую голову и прислушиваясь к напеву струн. Я тоже с удовольствием слушал эту игру, хорошо гармонировавшую со светом лучины и с темным лесом за оконцами уединенной избушки" (#50, с. 52).

В условиях одиночной жизни в лесной избушке музыкант играл для собственного "увеселения", "успокоения". В домашней обстановке сигудöшник играл не только и не столько для себя, сколько для присутствующих членов семьи и гостей (рис. 7). В связи с этим соответственно изменялись репертуар и форма исполнения — от камерного музицирования к более открытой, полнозвучной игре.

О широком бытовании сигудков в среде охотников особенно по верхней Вычегде свидетельствуют высказывания старых людей, прошедших в прошлом не один охотничий сезон. "У нас были два сигудка из пороховой банки: один — в лесной избушке, другой — дома" (Т.Е.Игнатов, 79 лет, с.Помоздино). "На сигудке всегда играл, везде, куда ни попадешь" (В.А.Шомысов, 70 лет, с.Скородум). "Играли на сигудке и в лесной избушке и дома; всякие выдумки играли — и грустные, и веселые, на песню и пляску" (М.Н.Опарин, 75 лет, с.Помоздино).

Сигудöк в прошлом был самым распространенным и любимым национальным инструментом народа коми. Еще в 20-х годах звучание его струн можно было нередко услышать не только дома, но и на клубной сцене, как сообщала коми областная газета "Югыд туй" в ноябре 1928 г.

Но постепенно, с внедрением в быт гармоники и других более современных инструментов, сигудöк утрачивал свое значение. Ныне он бытует лишь в семьях старых сигудöшников.

15.  СИГУДÖК-БАЛАЛАЙКА

СИГУДÖК-БАЛАЛАЙКА (повсеместно) — волосяной гудок-балалайка. Относится к лютневидным хордофонам вида шейковых лютней и представляет собой трехструнный щипковый инструмент с долбленым корпусом и врезанной шейкой-рукояткой.

Щипковый сигудöк-балалайка (рис. 8) изготовляется так же, как смычковый сигудöк: его корпус, шейка и головка вытесываются из одного цельного куска дерева мягкой породы - осины или ольхи. Долбленому корпусу придается полуовальная или прямоугольная с закруглениями форма; днище корпуса полукруглое, поверх его приклеивается или прибивается еловая дощечка-дека с круглым резонаторным отверстием. На удлиненной шейке в узких поперечных прорезях укрепляются деревянные (березовые) или проволочные лады. Струны — волосяные, кишечные (крученые) или проволочные.

8. Сигудöк-балалайка (размеры в мм)

Сигудöк-балалайка вобрал в себя элементы традиционного коми сигудка (долбление, волосяные струны) и русской балалайки (удлиненная шейка гриф, лады, приемы игры), поэтому и получил в народе такое синтетическое название. Взаимовлияние инструментальных культур прослеживается и в обратной связи. В Усть-Цильме изготовлялись "самодельные балалайки, выдолбленные из осины, с дырочкой для звона на верхней тонкой дощечке" — деке.

Основной способ игры на сигудке-балалайке — бряцание по всем струнам. Звучание инструмента с волосяными и кишечными струнами — несильное, мягкое, глухое, с проволочными струнами несколько звонче, как на балалайке, но мягче, нежнее.

В музыкальной практике в основном употреблялся так называемый гитарный строй (типа соль -ми -до первой октавы) с аккордово-гармоническим стилем изложения простейших мелодий, ограниченных четырьмя-пятью позициями — "ладами".

Балалаечный строй (типа соль -ре -ре первой октавы) по своему принципу исполнения представлял большие возможности для мелодического развития, но толстая шейка и грубые деревянные или железные лады долбленого сигудка-балалайки затрудняли техническую сторону использования, и такой строй чаще применялся на самодельных, а еще лучше — на фабричных балалайках.

16.  БАЛАЛАЙКА  (Разновидность чашечной шейковой лютни)

Музыкальный конкурс исполнителей на струнных народных инструментах им. Семена Налимова в 2012 проводится уже в седьмой раз

Среди коми народа большое распространение имели самодельные ("ас вöчöм") и фабричные, покупные ("ньöбöм") балалайки. Самодельные балалайки были похожи на старинные балалайки — с плоскодонным корпусом треугольной формы, склеенным из тонких дощечек и прикрепленным к концу шейки. Длина балалайки — 600-740 мм, ширина корпуса — 280-300 мм, глубина — 60 мм. Дека — еловая или фанерная дощечка с круглым или прямоугольным резонаторным отверстием, лады — деревянные или железные, струны — проволочные. Иногда изготовляли плоские балалайки с выгнутой из осиновой ленты-щепы обечайкой и прибитой к ней деревянными шпильками на клею еловой декой. Вогнутые концы обечайки укреплялись в "прорезях" шейки инструмента.

Высоко ценились балалайки с декой из тонкослойной еловой дощечки, которая дает "яркий голос" в отличие от широкослойной дощечки — деки с "мутным голосом".

В народе было много искусных умельцев, достигших большого мастерства в изготовлении балалаек. Это Н.Ф.Башлыков из Сыктывдина, Н.Н.Сельков на Сысоле, А.В.Калинин на Удоре и другие. Но самым прославленным мастером был С.И.Налимов (1857-1916) — уроженец Выльгортской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии; ныне с.Выльгорт — центр Сыктывдинского района Коми АССР.

Семен Налимов (1857-1916)

Памятник С.И.Налимову (2005), с. Выльгорт. Скульптор Роман Бендерский, фото 2010.

Вот что о нем написано в Большой Советской энциклопедии: "Налимов, Семен Иванович...— мастер народных инструментов. По профессии краснодеревщик. Был привлечен организатором первого русского народного оркестра В.В.Андреевым к работе по усовершенствованию балалайки и домры, пользовался его указаниями и советами. Налимов создал замечательные образцы балалаек и домр различного размера и строя.

Инструменты работы Налимова отличаются красивым тоном, полнотой и силой звука, совершенством формы. Они были отмечены золотыми медалями на Всемирной выставке в Париже (в 1902) и выставке "Музыкальный мир" в Петербурге (1900-1907). Инструменты конструкции Налимова были взяты в качестве образцов для производства русских народных инструментов на советских фабриках" (#9, с.79).

В 1895 г. он по чертежам и рисункам Андреева изготовил свою первую, "налимовскую", балалайку, через год — первую домру. К десятилетнему юбилею оркестра, т.е. к 1898 году, он выполнил комплект на 16 исполнителей. Всего Налимов изготовил более 250 инструментов.

На родине С.И.Налимова теперь ежегодно проводятся налимовские праздники народной музыки; в недалеком будущем будет установлен памятник знаменитому "мастеру балалаечных дел".

Балалайка по сравнению с сигудком-балалайкой значительно расширила технико-исполнительские возможности. В сольных инструментальных наигрышах используются такие приемы, как бряцание, тремоло, иногда игра щипком. Развитие напева осуществляется путем мелодико-ритмического варьирования, смены регистра, изменения фактуры. В песенно-инструментальных ансамблях балалаечное сопровождение имеет чаще всего остинантную форму — многократно повторяющиеся мелодико-ритмические обороты с устойчивой фактурой изложения.

Репертуар балалаечников составляют сольные инструментальные наигрыши, переложения песенных мелодий. Особенно часто балалайка используется как аккомпанирующий инструмент певцам-исполнителям коми народных песен, частушек. В таких случаях обычно музыкант-балалаечник, взяв "тон", или сыграв небольшое вступление, сам начинает петь (пример 13). Присутствующие певцы подхватывают и продолжают исполнять песню или частушки.


См. фотоальбомы foto11.com "Традиционные Коми народные музыкальные инструменты", The Ecuadorian "Pakari" Folk Group at the Festival in Syktyvkar. См. также видеоальбом.

Примечания:

1. Термин гудöк имеет, кроме частного — гармонь, — и расширительное понятие, обозначающее вообще музыкальный инструмент; приставка к этому термину определяет конкретный инструмент: сигудöк — волосяной музыкальный инструмент; вом гудöк — губной музыкальный инструмент т.д.

2. Фольклорист П.А.Анисимов в 1942 писал, что охотник-белочник Ф.П.Оверин из с.Пажги Сыктывдинского района "восстановил образ шестиструнного сигудка в топорной форме, без кузова, без колков с короткими струнами" (#3).

3. В.М.Беляев, ознакомившись в 1968 г. с нашим материалом, отметил, что брунган является уникальным инструментом, а его метод настройки — древнейшим.

4. Родственные струнные смычковые инструменты, изготовленные из одного куска древесины и имеющие долбленый корпус, были у финно-угорских народов: карел — йоухикко, эстонцев — хийуканнель, ханты и манси — нерьпь, мари — ия-ковыж (#4, с.30; #51, #64, #68, #145, #146).

5. Данные по Квитке (#23).

6. Подобный инструмент был найден в 1968 г. геологом В.Черемных во время экспедиции по западным склонам Урала на берегу горной речки.

7. Название этого наигрыша происходит от трансформированного выражения из русской плясовой песни: "Барыня — руки в бок", отсюда созвучное — "буки-бек".

вернуться к оглавлению книги   ·   фотоальбом и видеоальбом

Реклама Google: