Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

КОМИ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ · Прометей Чисталев

З А К Л Ю Ч Е Н И Е


Оркестр народных инструменов

Оркестр Коми народных инструменов "Сигудöк", 1976.

ТРАДИЦИОННЫЙ музыкальный инструментарий народа коми в целом представлен почти всеми основными типами народных музыкальных инструментов. В его состав входят как простейшие приспособления предметов окружающей природы и домашнего быта, так и более сложные и разнообразные по конструкции инструменты специального изготовления. По эстетически–прикладным признакам, времени, обстоятельствам употребления — все они полифункциональны.

Музыкальные инструменты возникли на различных стадиальных уровнях развития культуры коми народа и имеют исторически сложившиеся очаги бытования. Наибольшей сохранностью инструментария отличаются районы Прилузья, верхней и средней Вычегды, Выми и Удоры, Гайнинский, Кочевский и Юксеевский районы Коми–Пермяцкого автономного округа. Региональное (и неравномерное) распространение инструментов, возможно, связано с древним родово–племенным заселением нынешней территории Коми АССР. Во всяком случае, сходство инструментария коми–зырян и коми–пермяков (отчасти удмуртов) свидетельствует о его прапермской основе (#64).

На достаточно высоком уровне по содержанию и художественно–выразительным средствам исполнения находится и сама музыка. Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка глубоко связаны с многообразными явлениями хозяйственной и культурной жизни коми народа, с различными видами и формами его художественного творчества.

С изменением экономической, общественной и культурной жизни в советское время изменились обычаи и традиции, возникли и развиваются новые формы народного творчества. Инструменты прикладного назначения, исчерпавшие свои функции, отмирают и уходят в прошлое (за исключением некоторых инструментов детского музыкального быта). Собственно музыкальные национальные инструменты и народная инструментальная музыка существуют в рамках отдельных традиционных форм бытования (в основном среди лиц старшего поколения); принимают новые трансформированные виды исполнения народными музыкантами на праздниках песни и фестивалях фольклора, на клубных сценах; проникают в сферу художественной самодеятельности. В связи с этим встает насущный вопрос об усовершенствовании и реконструкции, а также более широком внедрении прогрессивных национальных инструментов в народный музыкальный быт, в профессиональную коми музыку.

Усовершенствование и модернизация коми народных музыкальных инструментов должны идти, на наш взгляд, с максимальным сохранением специфических для каждого инструмента конструктивных данных, от которых зависит своеобразие темброво–акустических качеств. Такая работа начинает проводиться. Конкретные научные рекомендации по усовершенствованию некоторых инструментов частично использованы мастерами–исполнителями. Большую творческую фантазию при изготовлении коми ударных инструментов проявил мастер В.Павлов. В реконструкции национальных инструментов возможно более активное участие и местных художников. Нам представляется весьма перспективной своеобразная форма сигудка, изображенная художником–графиком А.Мошевым в данной книге: девушка вдохновенно играет на сигудке, необычной по форме, но сочетающей и традиционность, и современность.

В результате усовершенствования инструменты начинают качественно новую музыкальную жизнь, способствуя приобщению масс к высокой культуре, но не подменяя оригинальные инструменты, а существуя параллельно с ними в различных сферах многогранного музыкального быта народа.


См. также фотоальбом "Коми народные музыкальные инструменты" на foto11 с современными фотоиллюстрациями.

вернуться к оглавлению книги   ·   фотоальбом и видеоальбом

Реклама Google: