Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

Рис. 1.

КОМИ МОЛОДЕЖНАЯ КАДРИЛЬ

"Молодежная кадриль" (или правильнее: квадриль, quadrille) состоит из выхода, шести фигур и концовки. Каждая фигура исполняется под свою песенную мелодию. "Молодежную кадриль" можно исполнять четырьмя, а при возможности коллектива и восемью парами. Данная запись рассчитана на четыре пары.

Костюмы исполнителей

Костюм девушки: на голове головной убор в виде кокошника, отделанный бисером и жемчугом, сзади пришиты ленты. Белая кофта с широкими вышитыми рукавами, собранными у запястья. Цветной однотонный сарафан с широкой юбкой, отделанный внизу лентами. Цветной тканый пояс с узорами и бахромой. На ногах туфли или ботинки.

Костюм юноши: белая или цветная однотонная рубашка со стоячим воротом, с вышивкой на вороте, внизу и на рукавах цветной тканый пояс с узорами и бахромой, черные брюки, заправленные в сапоги.

Описание танца

Исходное положение: исполнители стоят в последней кулисе справа пара за парой. Юноша каждой пары стоит с левой стороны девушки и держит правой рукой её левую руку; соединенные и свободные руки опущены вниз.

"Коми молодежная кадриль". Министерство культуры Коми АССР, Республиканский дом народного творчества. Коми книжное издательство, г. Сыктывкар, издание 1958 года. Постановка О.Зерницкой и В.Ирзы. Запись В.Ирзы. Худ. оформление С.Холопова. См. также: "Пелысь Мольяс" фольклорный ансамбль, концерт 6 ноября 2009, танцевальная постановка Коми традиционные молодежные игры, танцы, песни и частушки QuickTime Movie видео (mov 34Mb).

Выход. 24 такта

Исполняется под мелодию коми народной песни "Шондібанӧй, олӧмӧй" (см. здесь). Музыкальный размер: 2/4. Темп умеренный.

1—24-й такты

Исполнители выходят с последней правой кулисы пара за парой и двигаются по кругу (против хода часовой стрелки) как на гулянье "простым бытовым шагом" (движение 1). Обойдя круг, исполнители становятся парами по четырем углам сцены, лицом друг к другу. Исполнители каждой пары, как бы приглашая друг друга на танец, делают легкий поклон головы. После поклона все поворачиваются и становятся лицом к середине сцены (рис. 1). Этим исходным положением начинаются и заканчиваются все фигуры танца.

Первая фигура. 28 тактов

Исполняется под мелодию коми народной песни "Доли-шели". Музыкальный размер: 2/4. Темп умеренный.

Исходное положение: исполнители стоят парами, лицом к середине сцены. У юношей руки опущены вниз и слегка прижаты к бедрам, внешняя сторона кисти вывернута вперед. У девушек руки опущены вниз; локти округлы, кисти слегка приподняты, чуть ниже уровня пояса. Кисть правой руки — впереди, левой — как бы в стороне сзади.

1—3 такты

Встречные пары, строго соблюдая линии и интервалы, начиная с правой ноги, двигаются вперед, навстречу одна другой "переменным шагом" (движение 3). На третьем переменном шаге пары встречаются на середине сцены, как показано на рисунке 2.

ДОЛИ-ШЕЛИ

Паськыд гажа улича, улича.

Припев:
Доли-шели, ноли-шели,
Говоринскӧй, улича.

Уличаас ныв олӧ, ныв олӧ.

Припев:
Доли-шели, ноли-шели,
Говоринскӧй, ныв олӧ.

Ныв дорас пӧ зон волӧ, зон волӧ,

"Зонмӧй, зонмӧй, мый волан, мый волан?

Талун, зонмӧй, мун гортад, мун гортад.

Менӧ батьӧй кыйӧдӧ, кыйӧдӧ.

Менӧ мамӧ пинялӧ, пинялӧ.

Коркӧ, гашкӧ, аддзысьлам, аддзысьлам.

Гырысь луксӧ весалам, весалам.

Град костас пӧ окасям, окасям!"

4—7 такты

Пары тем же "переменным шагом" продолжают двигаться одна вокруг другой (по ходу часовой стрелки). Девушки встречных пар поворачивают голову вправо и через правое плечо смотрят друг на друга.

8—9 такты

Сделав полный круг, пары тем же "переменным шагом" (движение 1) продолжают двигаться на места встречных пар.

10-й такт

Поменявшись местами, исполнители каждой пары поворачиваются друг к другу лицом и, начиная с правой ноги, исполняют "притоп" (движение 2). На "притопе" руки опускаются вниз, голова слегка наклоняется вперед, взгляд опущен.

11—13-й такты

Взявшись под правые руки, исполнители на трех "переменных шагах", начиная с правой ноги, кружатся в правую сторону (по ходу часовой стрелки, рис. 3). Левая рука девушек опущена вниз и находится как бы в стороне — сзади, у юношей — на поясе.

14—й такт

Сделав полтора круга, исполнители становятся в исходное положение первой фигуры — лицом к середине сцены. Исполняют "притоп".

15—28-й такты

Полностью повторяется первая фигура. Пары возвращаются на свои места.

Рис. 3.

Вторая фигура. 32 такта

Исполняется под мелодию коми частушек. Музыкальный размер: 2/4. Темп оживленный.

Исходное положение: исполнители стоят по четырем углам, лицом к середине сцены. Юноша 2—4-й пары правой рукой держит левую руку девушки, кисти рук впереди на уровне груди. Свободные руки у юношей и девушек на поясе. Юноша 1—3-й пар левой рукой держит кисть левой руки девушки впереди себя, правой же рукой поддерживает локоть левой руки девушки. Свободная правая рука девушки опущена вниз и отведена в сторону — назад, кисть слегка приподнята.

1—3-й такты

Исполнители 2—4-й пар двигаются вперед, как бы накрест с угла на угол "простым бытовым шагом" (движение 1), начиная с крайних ног: девушка — с правой, юноша — с левой.

На третьем шаге исполнители 2—4-й пары, встретившись на середине сцены, каждый поворачивается на 180о: девушка — влево, юноша — вправо. Во время поворота исполнители 4-й пары, разрывая соединенные руки, пропускают между собой исполнителей 2-й пары (рис. 4). Затем на 4—5—6-ом шагах исполнители продолжают двигаться на места встречных пар, при этом юноша уже не правой, а левой рукой держит правую руку девушки. Свободные руки на поясе.

4-й такт

Исполняется "притоп" (движение 2).

В это время на 1—3-й такты девушки 1—3-й пар, исполняя шесть "простых бытовых шагов" (движение 1), начиная с левой ноги, обходят вокруг юношей, юноши же на месте, исполняя на левой ноге (движение 11), кружатся в левую сторону (против хода часовой стрелки).

На 4-й такт все исполняют "притоп" (движение 2) с левой ноги.

5—8-й такты

Взявшись под правые руки, все пары на трех "переменных шагах" (движение 3), начиная с правой ноги, кружатся в правую сторону, заканчивают "притопом" (движение 2).

9—16-й такты

Полностью повторяются движения, исполнявшиеся на 1—8-й такты, но переходят с угла на угол, меняясь местами 1—3-я пара, а кружатся на месте 2—4-я пары. При встрече 1-й с 3-й парой исполнители 1-й пары пропускают между собой исполнителей 3-й пары.

Рис. 4.

17—32 такты

Полностью повторяются движения исполнявшиеся на 1—16-й такты. Пары возвращаются на свои места. Переходят сначала 2—4-я пары, затем 1—3-я пары. Исполнители пар, которые пропускали между собой исполнителей встречных пар, не пропускают, а наоборот сами проходят в середине. Четвертая часть музыки во второй фигуре не играется.

Третья фигура. 48 тактов оживленно

Исполняется под мелодию коми народной песни "Юкмӧс дорын" (см. здесь). Музыкальный размер: 2/4. Темп.

Исходное положение: исполнители стоят по четырем углам лицом к середине сцены. Юноша, впереди себя левой рукой держит правую руку девушки, правой держит девушку за талию. Свободная правая рука девушки на талии. Рисунок 5.

Рис. 5.

1—4-й такты

Все пары, начиная с правой ноги, двигаются вперед, навстречу одна другой движением 5. На 4-ом такте пары встречаются на середине сцены, как показано на рисунке 2, но только в середине не девушки, а юноши.

5—8-й такты

Пары (движением 4) продолжают двигаться одна вокруг другой (по ходу часовой стрелки).

9—10-й такты

Пары продолжают двигаться движением 4 на места встречных пар.

11-й такт

Под соединенными над головой левыми руками девушка, исполняя движение 3, кружится в правую сторону, одновременно юноша, исполняя то же движение немного право, поворачивается на 180о влево.

Рис. 6.

12-й такт

Все исполнители, повернувшись лицом к середине сцены, исполняют "притоп" (движение 2).

13—14-й такты.

Девушки, движением 4, начиная с правой ноги, двигаются к центру сцены. Исполняя движение 4 с правой ноги, руки плавно переводятся вправо, с левой ноги — влево. Кисти рук ниже уровня пояса.

15-й такт

Девушки, двигаясь вперед, навстречу друг другу, исполняют с правой и с левой ноги движение 6.

16-й такт

Все девушки исполняют друг перед другом "притоп" (движение 2).

17—20-й такты

Девушки, движением 4, начиная с правой ноги (рис. 7), продолжают двигаться одна вокруг другой. Обойдя друг друга, девушки стремительно двигаются к юношам противоположных пар. Одновременно юноши на 1—8-й такты, начиная с левой ноги, исполняют "присядку" (движение 12) с "притопом" (движение 2).

21—23-й такты

Исполнители в парах, взявшись под правые руки, кружатся в правую сторону. Заканчивают лицом к центру сцены.

24-й такт

Все исполнители делают "притоп" (движение 2).

25—36-й такты

Полностью повторяются движения, исполняющиеся на 1—12-й такты, но девушки танцуют с юношами противоположных пар.

37—48 такты

Полностью повторяются движения, исполнявшиеся на 13—24-й такты, девушки переходят на свои места, к юношам своих пар.

Рис. 7.

Четвертая фигура. 32 такта

Исполняется под мелодию коми народной песни "Оліс-выліс". Музыкальный размер: 2/4. Темп.

Исходное положение: исполнители стоят по четырем углам, лицом к центру сцены. Юноши левой рукой держат впереди себя левую руку девушки, правой рукой как бы слегка поддерживает локоть левой руки девушки. Правая рука девушки опущена вниз и немного отведена в сторону — назад. Кисть слегка приподнята ниже уровня пояса.

1—4-й такты

Исполнители попарно исполняя движение 3, с правой ноги двигаются вперед к центру сцены. Встретившись со встречной парой, исполняют "притоп" (движение 2).

5—8-й такты

Девушки, начиная с правой ноги — движение 3 — обходят юношу и становятся с левой стороны. Юноши в это время исполняют движение 3 на месте, затем переходят к девушкам встречных пар (рисунок 8) и вместе с девушками исполняют "притоп" (движение 2).

9—11-й такты

Исполнители, приняв исходное положение четвертой фигуры, продолжают тем же движением, начиная с правой, двигаться вперед.

12-й такт

Повернувшись лицом друг к другу, исполняют "притоп" (движение 2).

13—15-й такты

Исполнители, взявшись под правые руки, кружатся на месте, в правую сторону.

16-й такт

Повернувшись лицом к центру сцены, исполняют "притоп".

13—32-й такты

Полностью повторяются движения, исполнявшиеся на 1—16-й такты. Юноши возвращаются к девушкам своих пар.

Рис. 8.

Пятая фигура. 32 такта

Исполняется под мелодию коми народной песни "Козйӧ, козйӧ" (см. здесь). Музыкальный размер: 2/4. Темп оживленный.

Рис. 9.

Исходное положение: у девушек левая рука впереди, правая как бы в стороне — сзади. У юношей руки на поясе.

1—4-й такты

Девушки, начиная с левой ноги, исполняют на всей ступне опорной ноги и с ударом подушечкой стопы работающей движение 5 на месте. Руки медленно и плавно переводятся влево.

Юноши, начиная с правой ноги, исполняют три "простых бытовых шага" (движение 1), двигаясь по диагонали вправо. На 4-й такт, резко отрывая ногу, ударяют каблуком левой ноги. Рис. 9.

5—8-й такты

Девушки исполняют движение номер 5 с правой ноги, руки медленно переводятся вправо. Юноши, тем же движением, начиная с левой ноги, двигаются по диагонали влево, ударяя каблуком правой ноги.

9—16-й такты

Приняв положение, как показано на рисунке 10, юноши, начиная с правой ноги, на каждую 1/8 такта ударяют серединой подушечки стопы. При этом юноши делают полный поворот вокруг друг друга. Девушки, исполняя движение 5 на левой ноге, кружатся в левую сторону. При повороте влево, левая рука впереди, вправо — правая. Закончив два поворота, девушка исполняет "притоп" (движение 2).

Рис. 10.

17—24-й такты

Юноши и девушки полностью повторяют все движения, исполнявшиеся на 1—8 такты, но девушки начинают движение с правой ноги, руки переводятся вправо.

Юноши, подойдя к девушке противоположных пар, исполняют "притоп" (движение 2).

25—32-й такты

Взявшись под правые руки, исполнители кружатся в правую сторону на месте, исполняя движение 3. Повернувшись лицом к центру сцены, исполняют "притоп" (движение 2).

33—64-й такты

Полностью повторяются движения, исполнявшиеся на 1—32-й такты. Юноши возвращаются к девушкам своих пар.

Шестая фигура. 32 такта

Исполняется под мелодию коми частушек (фигура 2). Музыкальный размер: 2/4. Темп умеренно-быстрый.

Исходное положение: юноша правой рукой держит правую руку девушки. Свободная левая рука юноши — на поясе, девушки — в стороне, сзади.

1—3-й такты

Исполнители, начиная движение 10 с правой ноги двигаются по кругу (против хода часовой стрелки). Рисунок 11.

Рис. 11.

4-й такт

Исполнители, слегка наклонивши голову вперед друг к другу, исполняют "притоп" (движение 2).

5—6-й такты

Исполнители становятся в позу, как показано на рисунке 12, и начиная с правой ноги (движение 6) кружатся в правую сторону на месте.

7—8-й такты

Сделав полтора круга, рис. 12, девушки движением 3, начиная с правой ноги двигаются по кругу (против хода часовой стрелки) к юношам

Рис. 12.

следующей пары. На 8-й такт все юноши исполняют "притоп" (движение 2) с левой ноги.

9—32-й такты

Полностью повторяются движения исполнявшиеся на 1—8-й такты. Девушки протанцевав со всеми юношами, возвращаются к юношам своей пары.

Концовка. 16 тактов

Исполняется под ту же музыку.

Исходное положение: юноша левой рукой держит левую руку девушки немного впереди себя, правой рукой держит девушку за талию. Левая рука девушки на талии.

Рис. 13.

1—8-й такты

Исполнители, исполняя движение 3 с правой ноги, двигаются по кругу (против хода часовой стрелки) и на заднем плане сцены выстраиваются в одну линию, лицом к зрителю. Рисунок 13.

9—16-й такты

Исполнители, исполняя движения 7 и 8, двигаются вперед до переднего плана сцены. На 1-й такт исполняется движение 7 с правой ноги, на 2-й такт движение 8, на 3-й такт — движение 7 с левой ноги, на 4-й такт — движение 8 и т.д.

На 16-й такт исполнители как бы благодаря зрителя за внимание, заканчивают танец общим "притопом" и поклоном головы.

*   *   *

ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ

КОМИ МОЛОДЕЖНАЯ КАДРИЛЬ

Музыкальная обработка М.Сивергина.
Музыкальные ноты: стр.1, стр.2, стр.3.

Движение 1 — "простой бытовой шаг"

Исходное положение — шестая позиция ног. Носки чуть развернуты. Простой бытовой шаг исполняется свободно и не напряженно, на низких полупальцах или на всей ступне. Шаги могут выполняться в медленном или быстром темпе, на каждую четверть или восьмую такта.

В зависимости от характера танца, простой бытовой шаг может принимать различные оттенки. Например: широкие, как бы стелющиеся по земле шаги принимают лирический характер и придают танцу плавность и певучесть. Шаги могут быть еще и четкие, крепкие, ступая на всю ступню с горделиво подтянутым корпусом, или частые, мелкие, но в то же время ровные и спокойные.

Примечание: Особенность исполнения движений коми танца в том, что за счет чуть заметного сгибания колена опорной ноги, корпус танцующего на каждом шагу слегка то опускается, то поднимается, что придает танцу особый оттенок, присущий коми народному танцу.

Движение 2 — "притоп"

Исполняется на один такт музыки. Счет — 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.

На счет "раз" (первая восьмая) сделать легкий притоп правой ногой рядом с левой.

На счет "и" (вторая восьмая) — сделать легкий притоп левой ногой рядом с правой.

На счет "два" (третья восьмая) — сделать легкий притоп правой ногой.

На счет "и" (четвертая восьмая) — пауза. Движение повторяется с левой ноги.

Движение 3 — "переменный шаг"

Исполняется на один такт музыки. Счет — 2/4.

Первый и третий шаги переменного хода исполняются на всей ступне, второй — на полуступне. На правом и третьем шаге слегка присесть на опорной ноге, поднимая невысоко сзади другую ногу, согнутую в колене. Исходное положение — третья позиция ног, правая впереди.

Затакт

Насчет "и" — приподняться на полупальцы левой ноги и слегка вынести невысоко вперед правую ногу, вытянутую в колене и подъеме.

На счет "раз" (первая восьмая) — сделать шаг правой ногой вперед на полупальцы, слегка сгибая колено, опуститься на всю ступню.

На счет "и" (вторая восьмая) — подтянуть и поставить левую ногу сзади правой в третью позицию на высокие полупальцы, колено и подъем левой ноги вытянут.

На счет "два" (третья восьмая) — повторить движение с правой ноги на счет "раз".

На счет "и" (четвертая восьмая) — пауза. Движение "переменный шаг" можно исполнять и на проходящих шагах, т.е. левая нога на втором шаге не подставляется сзади правой, а проходит через вторую позицию и ставится немного впереди правой. Движение исполняется с левой ноги.

Движение 4 — "переменный шаг" с ударом подушечкой стопы

Все три шага — проходящие. Исполняются на низких полупальцах, колени слегка согнуты, свободные и ненапряженные.

Исполняется на один такт музыки. Счет — 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.

Затакт

На счет "и" чуть приподнять правую ногу.

На счет "раз" (первая восьмая) — сделать легкий прыжок на слегка согнутую в колене правую ногу вперед, левую немного приподнять, сгибая в колене.

На счет "и" (вторая восьмая) — (легким ударом подушечкой стопы переступить на левую ногу немного впереди носка правой ноги.

На счет "два" (третья восьмая) — с ударом подушечкой стопы переступить на правую ногу немного впереди носка левой ноги.

На счет "и" (четвертая восьмая) — ударить подушечкой стопы левой ноги возле носка правой ноги. Движение повторяется с левой ноги, а также с продвижением назад и в повороте.

Движение 5 — "припадение"

Исполняется на один такт музыки. Счет — 2/4. Исходное положение — третья позиция, правая нога впереди.

На счет "раз" (первая восьмая) — с легким ударом всей ступни опуститься на слегка согнутую в колене правую ногу. Левую ногу, слегка сгибая в колене, чуть приподнять сзади правой.

На счет "и" (вторая восьмая) — с легким ударом подушечкой стопы переступить на высокие полупальцы левой ноги сзади правой. Колено левой ноги выпрямляется.

На счет "два", "и", (третья и четвертая восьмые) — повторить движения, исполнявшиеся на счет "раз", "и" и т.д. Движение исполняется с левой ноги.

Примечание: Движение "припадение" исполняется на месте, с продвижением в сторону, вперед, в повороте, а так же на мягких шагах без ударов всей ступни и подушечкой стопы на низких полупальцах.

Движение 6 — "бег на согнутых ногах"

Исполняется на одну четверть такта музыки. Исходное положение — шестая позиция ног.

На счет "раз" (первая четверть) — сделать легкий прыжок вперед на слегка согнутую в колене правую ногу. Левую ногу, чуть отделив от пола, приподнять, сгибая в колене: колено смотрит вперед, носок опущен.

На счет "два" (вторая четверть) — повторить движение, исполнявшееся на счет "раз" с левой ноги.

Движение 7 — "каблучки"

Исполняется на один такт музыки. Счет — 2/4. Исходное положение — третья позиция ног, правая впереди.

На счет "раз" (первая четверть) — поставить правую ногу на каблук вперед, носок приподнят.

На счет "два" (вторая четверть) поставить правую ногу на носок, возле каблука левой ноги.

Движение исполняется с левой ноги, а так же с легким скользящим подскоком на опорной ноге на счет "раз" и "два".

Движение 8

Исполняется на один такт музыки. Счет — 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.

На счет "раз" (первая четверть) — сделать легкий прыжок на полупальцы обеих ног, немного присаживаясь; колени, носки и пятки вместе.

На счет "два" (вторая четверть) — повторить движение, исполнявшееся на счет "раз".

Движение исполняется на месте с продвижением вперед и в повороте.

Движение 9

Исполняется на один такт музыки. Счет — 2/4. Исходное положение — третья позиция ног, правая впереди.

На счет "раз" (первая восьмая) — сделать легкий прыжок на полупальцы правой ноги. Левую, согнутую в колене ногу резко приподнять сзади.

На счет "и" (вторая восьмая) — ударить подушечкой стопы, согнутой в колене левой ноги возле пятки правой ноги.

На счет "два" (третья восьмая) — сделать легкий подскок вперед на правой ноге, левую ногу, сгибая в колене, приподнять немного сзади.

На счет "и" (четвертая восьмая) — ударить полупальцами левой ноги рядом с правой. Затем движение исполняется с другой ноги.

Движение 10 — "дробные выстукивания"

Исполняется на одну четверть такта музыки. Счет — 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.

На счет "раз" (первая восьмая) — с легким ударом всей ступни опуститься на слегка согнутую в колене правую ногу. Левую ногу, слегка согнутую в колене, немного приподнять.

На счет "и" (вторая восьмая) — ударить всей ступней левой ноги возле правой.

На счет "два", "и" (третья и четвертая восьмые) повторить движения, исполнявшиеся на счет "раз", "и".

Движение исполняется с левой ноги.

Движение 11 — "присядка с выносом ноги от колена в сторону"

Исполняется на один такт музыки. Счет — 2/4. Исходное положение — первая полувыворотная позиция ног.

На счет "раз" (первая четверть) — сделать полное приседание на полупальцы обеих ног по первой позиции. Колени развести в сторону.

На счет "два" (вторая четверть) с небольшим подскоком слегка приподняться на левой ноге, правую, согнутую в колене ногу вынести от колена в правую сторону.

Подъем правой ноги вытянут, колено смотрит вперед. Движение исполняется с левой ноги.

Видео.
Коми кадриль — "Шондібан" этноклуб,
"Со кӧн балыс вӧлӧм" уджтасӧн педкӧдчӧм.
Май 24 лун 2012, ЫджыдВидз (Большелуг),
Коми Кӧрткерӧс район.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ К ОПИСАНИЮ ТАНЦА

Планировка сцены

Условные обозначения и пояснения

Направление движения исполнителей обозначается жирной линией и стрелкой.

Исходное положение исполнителей на рисунках-схемах обозначается пунктиром. Настоящее положение — жирной линией. Описание построений исполнителей дается со стороны зрителя. Описание движений дается со стороны исполнителей. Перед каждым описанием движений указывается позиция, то есть исходное положение ног, необходимое для исполнения того или другого движения. Танцевальные движения описываются на основе той музыки, под которую исполняется танец и в соответствии с его ритмической структурой. Музыка каждого такта имеет свой музыкальный размер, который определяет количество долей целой ноты в каждом такте. Так, при музыкальном размере в 2/4 каждый такт музыки состоит из двух четвертей, при музыкальном размере 3/4 — из трех четвертей, при 4/4 — из четырех четвертей. Соответственно количеству четвертей в такте и дается счет, под который исполняется танцевальное движение. Так, при музыкальном размере 2/4 счет (по четвертям) будет "раз", "два", при размере 3/4 счет (по четвертям) будет "раз", "два", "три", при 4/4—"раз", "два", "три", "четыре". Каждая четверть состоит из двух восьмых. Поэтому при счете по восьмым вторая восьмая каждой четверти обозначается счетом "и". Так, при музыкальном размере в 2/4 счет по восьмым будет "раз", "и", "два", "и", при 3/4—"раз", "и", "два", "три", "и"; при 4/4 — "раз", "и", "два", "и", "три", "и", "четыре", "и". В описании танцевальных движений указывается, что делает исполнитель на каждую четверть или восьмую. В тех случаях, когда исполнение движения начинается на восьмую перед тактом, эта восьмая называется "затактом". Например:

Затакт

На счет "и" — приподняться на полупальцы левой ноги, и слегка вынести невысоко вперед правую ногу, вытянутую в колене и подъеме.

На счет "раз" (первая восьмая) — сделать шаг правой ногой вперед на полупальцы, слегка сгибая колено, опуститься на всю ступню.

На счет "и" (вторая восьмая) — подтянуть и поставить левую ногу сзади правой в третью позицию на высокие полупальцы, колено и подъем левой ноги вытянут и т.д.

Четвертая восьмая 1-го такта является затактом для 2-го такта. Если движения исполняются по шестнадцатым, то описание делается по восьмым, но на каждую восьмую описывается сначала одно движение, а затем другое.

В описании каждого танцевального движения дается исходное положение ног, из которого следует начинать данное движение. Исходные положения даются согласно общепринятым в характерном танце шести позициям. Все позиции, кроме шестой, основаны на (выворотном) положении ног, которое значительно расширяет диапазон движений.

Исходные положения ног



Первая позиция: Встать — пятки вместе, носки развести в стороны (ступни образуют угол в 90о). Корпус и голову держать прямо.

Вторая позиция: Из первой позиции отставить правую или левую ногу в сторону на расстояние длины ступни, носки ног разведены в стороны так же, как в первой позиции, тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ноги.

Третья позиция: Из второй позиции подтянуть и поставить правую ногу впереди левой ноги так, чтобы правая ступня закрывала половину ступни левой ноги. Носки ног разведены в стороны под углом 90А. Так же встают в третью позицию с левой ноги.

Описание четвертой и пятой позиций ног мы не даем, так как в записи танца при описании танцевальных движений они не встречаются как исходное положение.

Шестая позиция: Встать так, чтобы пятки и носки были вместе, параллельны друг другу.

Во всех позициях тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ноги; ступни ног плотно прилегают к полу.

При разучивании позиций ног следует обратить внимание на то, чтобы исполнители строго соблюдали "выворотное" положение ног, как указано в описании позиций, держали корпус и голову прямо.

В тех случаях, когда исходным положением служит третья позиция, нога, с которой начинается движение, ставится вперед, если движение исполняется с продвижением назад, то нога, с которой начинается движение, ставится назад. Применяя исходное положение ног, исполнитель сразу встает в указанную позицию, а не принимает ее в описанной последовательности.


Ансамбль "Асъя Кыа", концертная программа "Гажӧдчысь Войвыв" (Север праздничный),
Удорская плясовая. Октябрь, 2015.

*   *   *

Источник: "Коми молодежная кадриль". Министерство культуры Коми АССР, Республиканский дом народного творчества. Коми книжное издательство, г. Сыктывкар, издание 1958 года. Постановка О.Зерницкой и В.Ирзы. Запись В.Ирзы. Худ. оформление С.Холопова. См. также: "Пелысь Мольяс" фольклорный ансамбль, концерт 6 ноября 2009, танцевальная постановка Коми традиционные молодежные игры, танцы, песни и частушки QuickTime Movie видео (mov 34Mb).

См. также: Фоторепортаж танец "Коми Кадриль" в исполнении ансамбля Коми сьылан в мае 2012; Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.

См. также: На празднике "Коми книга -2012" на Удоре видео: "Удорская Плясовая", "Тупи-Тапи", "Молодежная Кадриль", фото "Глотовская Кадриль" и др.

Реклама Google: