Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ




Планировка сцены

"КОЗЬӦ, КОЗЬӦ" · КОМИ СЕВЕРНЫЙ ХОРОВОД
запись и постановка И.Островского, музыка П.Чисталева

От автора

"Козьӧ, Козьӧ" девичий хоровод несложен для исполнения. В танце выдерживается Коми характер. Исполняется танец в спокойном, умеренном темпе. Музыкальный размер 2/4.  См. музыкальные ноты: страница1, стр.2.

"СИКТСА РЫТЪЯС. Репертуарный сборник". Министерство культуры Коми АССР, Республиканский дом народного творчества. Коми книжное издательство, г. Сыктывкар, издание 1972 года. Запись и постановка И.Островского, музыка композитора Прометея Чисталева.

Описание костюмов

Длинное платье темнозеленого шелка. Верх платья отрезной по талии. Застежка сзади. Рукав длинный в оборку, оканчивается оборкой из легкой светлозеленой ткани, ш—10см. Горловина платья вырезная, под горлышко отделана такой же оборкой из легкой ткани, ш—5см. Юбка платья до пола в оборку. Подол обшит тремя оборками того же легкого материала, ш—10см. От горловины сверху вниз треугольниками изображен контур елки. В треугольники вшиты оборки из легкого светло-зеленого материала, ш—5см. Под платье одет капроновый подъюбочник. На голове двухсторонний кокошник, обшит шелком для платья, украшен блестками. На ногах туфли на небольших каблучках.

Условные обозначения

Чтобы облегчить разбор танцев, записи иллюстрируются чертежами и рисунками. Девушка условно обозначается закрытым полукругом, юноша — закрытым треугольником. Направления движений исполнителей отмечены стрелкой, путь продвижения — пунктиром.

выступление Койгородского районадевушки - березкивыступление Койгородского района
Выступление Койгородского района на концерте 90-летия Коми республики в августе 2011.
Девушек в таких костюмах можно представить как священную языческую березовую рощу.

Описание танца

Перед началом танца у правой и левой последних кулис выстраиваются в затылок друг за другом по восемь девушек. Подбородок приподнят, руки опущены вниз. Музыкальное вступление — четыре такта. Все девушки стоят на своих местах за кулисами.

I фигура

1—4-й такты.

На сцену одновременно из правой и левой задних кулис девушки выходят по одной, одна за другой, как бы раскручивая спираль, и выстраиваются в одну шеренгу на заднем плане оцены лицом к зрителю. Исполняют "основной ход" (движение #1) стремительно, стройно, плавно и легко. Руки опущены вниз (рис.2).


Рис. 1.

5-й такт.

Четыре девушки — 3-я, 7-я, 11-я, 15-я — двигаются лицом на зрителя. Исполняют "основной ход" (движение #1), руки опущены вниз, кисти рук чуть отведены от корпуса, остальные стоят на месте (рис.2).

6-й такт.

Еще четыре девушки — 1-я, 5-я, 9-я, 13-я — как и первая четверка, двигаются лицом на зрителя, исполняют "основной ход" (движение #1). Руки, как у первой четверки. 1-я четверка на шестой такт продолжает двигаться вперед.


Рис. 2.

7-й такт.

3-я четверка девушек — (2-я, 6-я, 10-я, 14-я) — двигаются точно так же, как 1-я и 2-я четверки, на зрителя. Руки опущены, исполняют "основной ход" (движение #1). 1-я и 2-я четверки продолжают двигаться вперед.

8-й такт.

Последние четыре девушки — 4-я, 8-я, 12-я, 16-я и остальные 1-я, 2-я и 3-я четверки — на этот такт двигаются вперед и исполняют "основной ход" (движение #1). Руки опущены (рис.2).

9—10 такты.

Девушки исполняют "основное припадание" (движение #2), начиная с правой ноги в правую сторону, лицом на зрителя. Руки опущены вниз, голова чуть наклонена на правое плечо.

11—12 такты.

Все четыре четверки одновременно наполняют "припадание в повороте на месте" (движение #2), поворачиваясь в левую сторону. Руки отведены и опущены вниз (рис.3).


Рис. 3.

13—16 такты.

Повторить 9—12 такты, все так же, но только в другую сторону.

II фигура (16 тактов)

1—8 такты.

Девушки из четырех шеренг перестраиваются в 2 круга, двигаются стремительно "основным ходом" (движение #1). Один круг движется по ходу часовой стрелки, второй — против хода часовой стрелки. Девушки, встретившись в центре, смотрят друг на друга. Руки опущены


Рис. 4.

9—16 такты.

Девушки делают переход из двух одинаковых кругов в большой и маленький круг. Большой круг двигается по ходу часовой стрелки, маленький круг из четырех девушек двигается против хода часовой стрелки. Руки опущены вниз, все исполняют "основной ход" (движение #1). В конце 16-го такта два круга перестраиваются в четыре шеренги: 1-я и 2-я шеренги лицом к центру сцены, левым плечом на зрителя, 3-я и 4-я шеренги лицом к первой и 2-й шеренгам, правым плечом на зрителя (рис.5).


Рис. 5.

III фигура (16 тактов)

1—4 такты.

Первая и вторая шеренги идут вразрез третьей и четвертой шеренгам, вторая шеренга проходит вдоль левых кулис, а первая шеренга проходит центр сцены, останавливается. Третья и четвертая шеренги одновременно идут вразрез первой и второй шеренгам, третья шеренга проходит к правым кулисам, четвертая шеренга, пройдя центр сцены, останавливается. Первая и четвертая шеренги, находящиеся в центре сцены, исполняют "до за до", встречаются левыми плечами и, взявшись внизу левыми руками, продолжают вращение. Корпус стройный, подбородок приподнятый, исполняют "основной ход" (движение #1, рис.6).

5—8 такты.

Первая и четвертая шеренги вращаются на месте против хода часовой стрелки в центре сцены. Вторая и третья шеренги, повернувшись лицом к заднику, в затылок друг за другом двигаются мимо кулис по задней части сцены. Проходят на свои места, повернувшись лицом на зрителя. Правая шеренга в первой линии, третья шеренга - сзади второй шеренги. Все исполняют "основной ход" (движение #1). Руки опущены (рис.7).

9—12 такты.

Вторая и третья шеренги двигаются "основным ходом" (движение #1), наполняют "до за до" на заднем плане сцены. Пары, которые вращаются в центре сцены, на эту музыку продолжают продвигаться к кулисам (смотреть от зрителя): первая и третья пары — к правым кулисам, вторая и четвертая пары — к левым кулисам. Исполняют "основной ход" (движение #1). В конце 12-по такта идет перестроение. Вторая и третья шеренги начинают продвигаться вперед,, изображая "елочку". Пары, которые дошли до кулис, разворачиваются лицом к заднику, становятся в колонну по одному (рис.7).

13—14 такты.

Вторая и третья шеренги двигаются вперед на авансцену, изображая "елочку", идут стремительно. Две колонны, находящиеся у правой и левой кулис, двигаются к заднику, и ведущие заводят колонны и ведут по заднему плану сцены. Все наполняют "основной ход" (движение #1, рис.8).

15—16 такты.

Вторая и третья шеренги идут вперед углам, изображая "елочку". Четыре девушки, которые шли по диагонали с левой стороны сцены, выходят на авансцену, а четыре девушки, которые шли по правой старше сцены, заходят во вторую линию сзади первой шеренги. Две колонны, шедшие по заднему плану сцены, приходят каждая на свое место, повернувшись лицом на зрителя. Все становятся в четыре колонны, распределившись по всей сцене лицом к зрителю (рис.9).

IV фигура (16 тактов)

1—8 такты.

Четыре колонны перестраиваются в два продольных круга, от авансцены до задника, двигаясь по ходу часовой стрелки.

Четвертая и вторая колонны движутся спиной в глубь сцены. Каждая девушка, дойдя до задника, переходит в другую колонну и двигается вперед. Из четвертой и второй колонн переходят в третью и первую колонны и двигаются вперед на авансцену, каждая поочередно переходит из третьей колонны в четвертую и из первой во вторую, но только спиной. В конце 8-го такта все возвращаются на свои места, исполняют "основной ход" (движение #1, рис.9).

9—14 такты.

1 и 3 шеренги делают шаг правой ногой вправо и двигаются назад на место второй и четвертой шеренг. Вторая и четвертая шеренги делают шаг левой ногой влево и двигаются вперед на место первой и третьей шеренг. Эту комбинацию исполняют три раза. Руки опущены вниз, кисти рук чуть отведены от корпуса. Исполняют "Основной ход" (движение #1). В конце 14-го такта становятся на место первой и третьей шеренг вторая и четвертая шеренги (рис.10).

15—16 такты.

Все исполняют "припадание в повороте" (движение #2) через правое плечо на 360о и становятся лицом к зрителю (рис.10).


Рис. 10.

V фигура (16 тактов)

1—16 такты.

Девушки перестраиваются в пять звездочек; четыре звездочки по три девушки вращаются вокруг своей оси по ходу часовой стрелки, а сами тройки двигаются против часовой стрелки. Идут по кругу стремительно, руки согнуты в локтях и кисти рук соединены на уровне плеч. Четыре девушки танцуют в центре. Они двигаются звездочкой по ходу часовой стрелки. Исполняют "основной ход" (движение #1, рис.11).

В конце 16-го такта четыре девушки, находящиеся в центре, разворачиваются лицом на зрителя. Четыре звездочки по три девушки двигаются по кругу, приходят на свои места и разворачиваются.

VI фигура (16 тактов)

1—14 такты.

Четыре девушки, находящиеся в центре сцены, стройно стоят на месте, руки опущены вниз. В правам углу тройки одна девушка ведет свою тройку и еще одну, которая разворачивается на авансцене у правой кулисы; тройки проходят между первой и второй девушками, стоящими в центре сцены, образуют круг и двигаются по кругу. В левой задней кулисе ведущая ведет свою тройку и еще одну, которая разворачивается на авансцене у левых кулис, между третьей и четвертой девушками, которые стоят в центре сцены; тройки тоже образуют круг и двигаются по кругу. Исполняют "основной ход" (движение #1, рис.12).

15—16 такты.

Ведущая из правой задней кулисы, дойдя до своего места, свой круг ведет по диагонали до левой первой кулисы. Ведущая из левой задней кулисы, дойдя до своего места, свой круг ведет по диагонали к первой правой кулисе. Обе диагонали идут одновременно, проходят вразрез одна другой. На 15—16 такты четыре девушки, стоящие в центре сцены, отходят спиной назад до задника. Руки у всех опущены, подбородок приподнят. Все исполняют "основной ход" (движение #1). Из двух диагоналей образуется четырехконечная звездочка (рис.13).

VII фигура (16 тактов)

1—8 такты.

Звездочка из четырех троек двигается против хода часовой стрелки. Четыре девушки, стоящие на заднем плане сцены, идут к правой кулисе одна за другой. В течение четырех тактов музыкального сопровождения девушки поочередно пристраиваются к одной из троек; каждая на один такт.

9—16 такты.

Танцующие перестраиваются в колонну по два: #1 "основным ходом".

#1, 2 выходят на авансцену, образуя начало колонны; #3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 проходят к центру сцены, поворачиваются лицом к зрителю и двигаются к авансцене; #11, 12, 13 проходят к задней части сцены, разворачиваются и пристраиваются к левой части колонны; #14, 15, 16 точно так же пристраиваются к правой (см. рис. 14).


Рис. 14.

VIII фигура (Концовка 32 такта)

1—2 такты.

Первая пара, взявшись за руки, плотно, плечо к плечу, разворачивается в левую сторону на 360о.

3—4 такты.

Вторая пара разворачивается в правую сторону, так же плотно друг к другу, на 360о. Остальные двигаются вперед.

5—6 такты.

Первая пара выстраивается с третьей парой в одну шеренгу, которая двигается на авансцену, соединив руки, разворачивается влево и проходит в глубь сцены. Руки опущены вниз. Остальные двигаются вперед.

7—8 такты.

Вторая пара, так же как и первая пара, поворачивается вправо на 360о и подстраивается к четвертой паре, соединив плотно плечи; шеренга разворачивается в правую сторону и идет в глубь сцены. Все исполняют "основной ход" (движение #1). Остальные двигаются вперед (рис.15).

9—10 такты.

Пятая пара разворачивается так же, как первая пара, и подстраивается к седьмой паре.

11—12 такты.

Шестая пара разворачивается так же, как и вторая пара, и пристраивается к восьмой паре.

13—16 такты.

Все четыре шеренги одновременно разворачиваются к центру сцены и становятся лицом к зрителю в две шеренги, свободно друг от друга. Руки опущены вниз, чуть отведены от корпуса. Все исполняют "основной ход" (движение #1).

1—12 такты.

Первая и вторая шеренги исполняют "до за до" лицом к зрителю и выстраиваются в одну шеренгу к зрителю (рис.16).


Рис. 16.

13—16 такты.

Шеренга делится на две половины. Восьмая девушка резко поворачивается через левое плечо и уходит за кулисы. Остальные — седьмая, шестая, пятая, четвертая, третья, вторая, первая — резко поочередно поворачиваются и уходят в первую кулису. Девятая девушка разворачивается резко в противоположную первую кулису через правое плечо и уходит в первую кулису. Остальные — десятая, одиннадцатая, двенадцатая, тринадцатая, четырнадцатая, пятнадцатая, шестнадцатая — резко поочередно поворачиваются и уходят за кулису (рис.17).


Рис. 17.

Видео. "Цветы Севера" ансамбль народного
танца ДК Бумажник из Эжвы
выступает в Сыктывкаре в Саду скульптуры
Коми национальной художественной галереи.
"Хоровод елей" -
так назвали хореографическую композицию. Август 2012.

Описание движений

Основной ход хоровода (движение #1)

Движение исполняется на невысоких полупальцах, делается на каждую восьмую такта маленький скользящий шаг вперед, попеременно правой и левой ногой. Колени обеих ног слегка согнуты. Корпус — стройный, неподвижный.

Припадание (движение #2)

Исполняется на один такт.

Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди. На "затакт-и" — чуть заметно приподняться на полупальцы левой ноги, отделяя правую от пола.

На "раз" — небольшой, слегка выворотный шаг правой ногой вправо, на всю ступню, слегка приседая. Левую ногу отделить от пола и приблизить стопу сзади к правой ноте, чуть ниже щиколотки, колено присогнуто и направлено в сторону, подъем свободен.

На "и" — левая нога опускается позади правой на полупальцы, слегка выпрямляясь в колене.

На счет "два-и" — повторить движение, исполнявшееся на счет "раз-и". Затем движение исполняется сначала.

*   *   *

Источник: "СИКТСА РЫТЪЯС. Репертуарный сборник". Министерство культуры Коми АССР, Республиканский дом народного творчества. Коми книжное издательство, г. Сыктывкар, издание 1972 года. Запись и постановка И.Островского, музыка композитора Прометея Чисталева.
См. также: Кадриль Коми молодежная, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.


Шоу выступление на "Райда-2008" Коми национальном конкурсе красоты.

Реклама Google: