Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ




"ТАНЦУЮТ ДЕТИ" · методический сборник для детского сада
на основе Коми народных танцев

Составление, запись танцев Вилены Власовой. От автора:

Задача данного сборника — познакомить дошкольных работников с национальными танцами Коми народа. В книге даны некоторые композиции массовых и групповых танцев для детей старшего дошкольного возраста. Они знакомят детей не только с движениями и рисунком танца, положением рук в танце, но и с элементами коми национального костюма, орнамента, передают элементы народного быта. Мы надеемся, что разучивание и исполнение композиций, опубликованных в нашем сборнике, окажут содействие в воспитании дошкольников на национальных традициях.

"Танцуют дети". Сборник с методическими рекомендациями для воспитателей и музыкальных работников детских садов. Составление, запись танцев В.А.Власовой, художник В.И.Краев, оформитель нотной записи Н.М.Габов. Коми республиканский институт переподготовки и повышения квалификации работников народного образования. Рекомендовано Министерством народного образования Республики Коми. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1992.

Для тех, кто интересуется не славянской, а Коми и финно-угорской культурой.

СОДЕРЖАНИЕ: стр.1, стр.2.

Северные пимы. Муз. В.Мастеницы

Бабушкин подарок. Муз. народная

Танец оленеводов. Муз. Г.Дехтярева

Хоровод. Муз. В.Мастеницы

Коми плясовая. Муз. народная

Круговой. Муз. народная

Шанежки-шаньги. Муз. Я.Перепелицы

Шор (ручеёк). Муз. А.Осипова

Кадриль. Муз. народная

Ижемские шали. Муз. народная

Акань (кукла). Муз. В.Лютер.

Методические пояснения

Для облегчения разбора танца по записи отдельные позы исполнителей и их передвижения по сценической площадке иллюстрируются графическими чертежами и рисунками.

Девочка условно обозначается закрытым полукругом, а мальчик — треугольником.

Для правильного определения всех передвижений исполнителей по сценической площадке приводится план сцены. Направление движений отмечается стрелкой, путь продвижения — пунктиром.

План сцены и описание построений даются со стороны зрителей. В том случае, если в распоряжении руководителя танцев нет сцены, а есть только сценическая площадка, он должен мысленно распланировать ее в соответствии с указанной общепринятой планировкой сцены.

Прежде чем приступить к разучиванию музыкальной композиции или танца, нужно разучить с детьми песню.

СЕВЕРНЫЕ ПИМЫ

СЕВЕРНЫЕ ПИМЫ
Слова Н.Уляшевой,

Музыка В.Мастеницы
См. музыкальные ноты

А на Севере всегда

Маленькое лето.

Не беда, что холода,

Мне привычно это.

Припев:
Северные пимы
До чего любимы.
И в морозы, и в пургу
В них по снегу побегу.

В них танцую и пою,

И хочу признаться,

На оленях я люблю

В нартах покататься.

Припев.

Расцветай мой край родной,

Лучше нет желанья.

Удивляй нас красотой,

Северным сияньем.

Припев:
Коми край любимый,
Северные пимы.
И в морозы, и в пургу
В них по снегу побегу.

А на Севере всегда

Маленькое лето.

Не беда, что холода,

Мне привычно это.

Припев.

См. музыкальные ноты.


"Северные пимы" — коми танец. По композиции несложен, исполняется весело, в быстром темпе. Данная запись сделана на 10 девочек, но в танце могут участвовать от 8 до 12 девочек. Танец сопровождается песней, музыкальный размер 4/4.

Костюмы исполнителей: Малица, сшитая из плотной однородной ткани, обшитая мехом и украшенная коми орнаментом. На ногах — пимы (национальная обувь). Пимы могут быть облегченные из плотной ткани, украшенные коми орнаментом.

Описание танца

Исходное положение. Музыкальное вступление.

Дети стоят парами в колонне с правой стороны зала.

1—4 такты

Дети двумя линиями беговым шагом (движение 1) выбегают и строятся вдоль зала.

5—8 такты

Дети, продолжая исполнять беговой шаг, кружатся на месте в правую сторону и останавливаются лицом к зрителю. Руки опущены вниз, чуть отведены в сторону, кисти направлены вверх.

9—12 такты (Припев)

Выставляют правую ногу на пятку, при этом поворачивают носок вправо и влево на каждую 1/4 такта.

13—16 такты

Дети исполняют на месте топающий шаг 1/8.

1—4 такты

Второй куплет. Нечетные пары 1, 3, 5 беговым шагом отходят на задний план зала, руки вытянуты, как будто держат вожжи, а четные пары 2, 4 на месте исполняют беговой шаг, руки подняты вверх, скрещены, имитируя оленьи рога.

5—8 такты

1, 3, 5 пары возвращаются на свои места беговым шагом.

9—16 такты (Припев)

Дети исполняют наклоны корпуса вправо и влево, на счет "раз"— вправо, на счет "два" — исходное положение. Движение повторяется в левую сторону.

1—8 такты (3-й куплет)

Все дети делают два приставных шага в правую сторону, движение 2.

Правую руку поднимают вверх и описывают слева направо дугу. Движение повторяется в левую сторону, поднимают левую руку. Движение повторяется 4 раза.

9—12 такты

Припев III куплета "Коми край любимый, северные пимы". Дети с первой шеренги беговым шагом подходят к переднему плану зала, дети со второй шеренги отходят в глубь зала.

13—16 такты

Повторяется топающий шаг, первая шеренга поворачивается ко второй лицом.

1—8 такты (Первый куплет)

Дети образуют общий круг, исполняют беговой шаг и уходят за первой ведущей.

Описание движений

Движение 1. Танцевальный бег

На "раз" делать шаг с перескоком вперед. На счет "и"— шаг левой ногой с перескоком вперед и т.д.

Движение исполняется в быстром темпе.

БАБУШКИН ПОДАРОК

БАБУШКИН ПОДАРОК
Слова Н.Уляшевой, Музыка народная
См. музыкальные ноты

Ровные узоры —

В них рога оленей,

Солнышко над тундрой

И оленевод.

Яркие узоры,

Родины просторы,

Бабушкину мудрость бережет народ.

Припев:
Хлоп, хлоп! Не беда,
Что в большие холода:
Рукавички, друзья, - 2 раза
Вяжет бабушка моя. - 2 раза

Знают в каждом доме

Ребятишки коми

Доброту и ласку

Бабушки моей.

Рукавичку вяжет,

Сказочку расскажет

Про лесного духа и богатырей.

Припев.

Бабушку родную

Крепко поцелую.

Как ее такую

Мне не уважать?

Бабушке узоры

На листке рисую,

Чтобы эту сказку дальше рассказать.

Припев.

Танец поставлен на несложных движениях подготовительной группы. Музыкальный размер 2/4. В танце участвуют 10, 12 девочек.

Костюмы исполнителей: Бабушка одета в малицу или сарафан с кофтой, украшенные коми орнаментом. В руках у нее корзинка с вязанием.

На девочках — малицы, сшитые из белой плотной ткани и расшитые коми орнаментом, отделанные мехом. На ногах — пимы, изготовленные из плотной ткани с коми орнаментом. На руках — варежки, вышитые в национальном стиле.

Описание танца

Дети располагаются с правой стороны зала, с ними бабушка с корзинкой и вязанием. Выходят спокойным шагом и, дойдя до середины сцены, выстраиваются двумя диагональными линиями от центра, бабушка садится в центре на стул у задней стены. Музыка прекращается. Дети читают стихи. Участвует каждый ребенок.

Начинается танец.

1—8 такты

Дети топающим шагом, руки подняты до уровня плеч, локти согнуты — поворачивают кисти вправо и влево (как бы хвастаются варежками), перестраиваются.

Крайние пары подходят к переднему плану сцены, вторые пары к заднему плану, по углам, а центральная пара подходит к центру зала.

9—16 такты

Исполняя слова припева: "Хлоп, хлоп, не беда...", хлопают руками по бедрам на каждую 1/4 такта.

На слова "И большие холода" хлопают в ладоши 1/4 такта.

На слова "Рукавички, друзья" поднимают руки вверх, в этом положении исполняют наклоны влево и вправо 5 раз на каждую 1/4 такта.

На слова "Вяжет бабушка моя" делают пружину и поворачивают корпус, как бы показывают, кто вяжет рукавички.

1—8 такты

Продолжая исполнять топающий шаг (руки подняты до уровня плеч, локти согнуты), вращают кистями рук (хвастаются), перестраиваются в одну линию лицом к зрителю.

Фигура 3

9—12 такты

Исполняют выставление ноги с притопом (движение 1), повторяют два раза.

13—16 такты

Исполняют пружинку друг к другу. В центре поворачиваются и делают пружинку с рядом стоящим. Движение исполняется на сильную долю каждого такта, на "раз".

Фигура 4

1—8 такты

Расходятся в разные стороны топающим шагом от центральной пары. Одна — вправо, другая — влево, за ними — следующие, рядом стоящие справа и слева, проходят вдоль правой (левой) стороны зала и встречаются на середине зала.

Фигура 5

9—16 такты

Парами также расходятся вправо и влево и выстраиваются по углам зала, центральная пара — посередине, останавливаются лицом друг к другу.

Фигура 6

1—2 такты

Исполняют хлопки на каждую 1/4 такта. Хлопок в свои ладоши на "раз", на "два" правой ладошкой друг с другом. Движение повторить с левой руки.

3—4 такты

Исполняют пружинку с поворотом корпуса влево и вправо друг от друга.

5—8 такты

Повторить фигуру 1—4 тактов.

9—12 такты

Взявшись за правые руки (ладошка в ладошке), кружатся вправо топающим шагом, левая рука опущена вниз и немного отведена в сторону, ладошка приподнята вверх.

13—16 такты

Повторить фигуру 9—12 тактов, но в другую сторону. Закончить движение лицом к зрителю.

1—8 такты

Исполняют (Припев) фигуру 3.

Хлоп, хлоп! Не беда,
Что в большие холода:
Рукавички, друзья, - 2 раза
Вяжет бабушка моя". - 2 раза.

9—16 такты

Топающим шагом, руки опущены вниз и соединены с запястьем кистей рядом стоящего (имитация коми орнамента), выстраиваются по диагонали вдоль зала.

1—8 такты

Исполняют наклоны корпуса на каждую сильную долю такта, вправо и влево.

9—16 такты

Перестраиваются в линию топающим шагом.

1—4 такты

Выставляют ногу вперед на пятку, голову поворачивают к выставленной ноге. Движение повторяют 4 раза.

5—8 такты

Исполняют топающий шаг на месте, руки подняты, вращают кистями (как бы хвастаются варежками).

9—16 такты

Вся линия — поворачиваются вправо и топающим шагом обходят зал, подходят к бабушке и вместе уходят под музыку.


"Бабушкин сундук" танец. Концерт на праздновании Газете "Йӧлӧга" 20 лет в октябре 2011.

Движение 1. "Выставление ноги с притопом"

Движение исполняется на 2 такта. Музыкальный размер — 2/4. На "раз" выставить правую ногу на каблук, "и" пауза. На "два" согнуть ногу в колене и отвести носок назад. На "и" пауза.

На второй такт.

На "раз" притоп правой ногой на всю стопу. На "и" притоп левой ногой на всю стопу. На "два"— притоп правой ногой на всю стопу. На "и"— пауза.

ТАНЕЦ ОЛЕНЕВОДОВ

ОЛЕНЕК
Слова Элляя, Музыка Г.Дехтярева
Текст и музыкальные ноты см. здесь.

Харей - шест, которым правят оленями. См.
Фестиваль Коми спорт и национальные игры.
Но если палка украшена разноцветными
лоскутами, то это совсем другая история. Во
время свадьбы с такой палкой ходит старший
дружка жениха (зафиксировано на Мезени).

Танец знакомит детей с некоторыми трудовыми моментами из жизни оленеводов. В танце участвуют 9 мальчиков, число участников можно увеличить, но оно должно быть нечетным. Музыкальный размер 2/4.

Костюмы исполнителей: Малица, обшитая коми орнаментом, пимы, можно облегченные, сшитые из плотной ткани с орнаментом.

Реквизит: 9 палок (харей), концы которых украшены коми орнаментом.

Описание танца

Фигура 1

1—8 такты

Беговым шагом выбегают по диагонали, в правой руке держат харей.

Фигура 2

9—16 такты

Перебрасывают харей с правой руки в левую, при этом делают выпад в ту сторону, где харей, другая рука и нога вытянуты в другую сторону.

Фигура 3

13—16 такты

Поставив харей одним концом на пол, обегают его маленьким кружочком направо.

Фигура 4

1—4 такты

Беговым шагом образуют чум. Харей правой рукой поднимают вверх и одним концом соединяют.

5—8 такты

Продолжая бег по кругу, харей не рассоединяют.

9—12 такты

Крайние дети (1 и 9) раскрывают круг и перестраиваются в полукруг.

Исполняют прыжки на обеих ногах на каждую 1/4 такта, харей в горизонтальном положении держат обеими руками.

13—16 такты

Фигура 6

1—4 такты

Исполняют беговой шаг, харей держат правой рукой концом к зрителю. Левая рука вытянута вперед, как бы придерживает вожжи.

5—8 такты

Повторяют движение с 1 по 4 такт беговым шагом к заднему плану зала (к заднику).

9—16 такты

Повторить фигуру 3.

Фигура 7

1—2 такты

Дети "накидывают" аркан на рога оленя и притягивают к себе. Аркан набрасывается резким движением правой руки, при этом делается выпад вперед на сильную долю 1 такта. На 2-й такт аркан наматывается на руку.

Постепенно перестраиваются в левый угол зала шахматным порядком.

3—8 такты

Повторить движения: 1—2 такты, 7 фигуру.

9—16 такты

Беговым шагом перестраиваются в пары, держатся за руки, в свободной руке харей (с внешней стороны). Харей держат острым концом вперед. Последний ребенок как бы погоняет оленей в упряжке. Этой фигурой обходят зал.

Концерт ансамбля "Асъя Кыа" по Коми легендам, преданиям и обрядам.  Сыктывкар, апрель 2012.

ХОРОВОД

СЕВЕРНАЯ ВЕСНА

Слова А.Некрасова,

Музыка В.Мастеницы.

Зима, забрав пургу и дрожь,

за тундру уплывает,

И золотистой нитью дождь ромашки

вышивает.

И светел день и ночь светла,

И милый Север светел.

См. музыкальные ноты.

Одним из основных жанров многих народных танцев является хоровод. В хороводе разнообразное количество рисунков, которые быстро перестраиваются из одного в другой, сохраняя плавный характер музыки. В данной композиции участвуют 8 девочек, число участниц может увеличиться до 10, 12.

Музыкальный размер 2/4.

Костюмы исполнителей: Кофта светлая с широким рукавом, вышитая на плечах коми орнаментом. Сарафан (можно короткий) светлых тонов, по низу украшенный коми орнаментом. Кокошник с расшитым бисером орнаментом, сзади завязана бантом широкая лента с длинными развевающимися концами. В руке ромашка.

Описание танца

На вступлении дети стоят с двух сторон по 4 участника в колонне, держа в правой руке ромашку.

1—4 такты

Танцевальным шагом (движение 1) с правой ноги выходят навстречу друг другу с двух сторон.

5—8 такты

Продолжая идти танцевальным шагом (ромашка в правой руке перед собой), ведущие встречаются на середине зала (сцены), парами идут к переднему краю на зрителя и расходятся в разные стороны.

Танец на конкурсе красоты Райда-2008

"Хоровод" панно. Ткань, мех, нити. Подг. группа 6-7лет, коллектив. работа, педагог Нестерова Н.Н. Выставка работ детского сада #80 Сыктывкара в Центре Коми культуры Сыктывкара, май 2012.
увеличить.

9—14 такты

Расходятся в разные стороны и перестраиваются в две линии: 1, 2, 3, 4 — первая линия, 5, 6, 7, 8 — вторая линия.

15 такт

Дети поворачиваются лицом к зрителю.

16 такт

Повернувшись лицом к зрителю, поднятую правую руку с ромашкой наклоняют влево и вправо.

1—4 такты

Первая линия поворачивается направо, вторая — налево и исполняют 8 припаданий. Движение 2. К концу 4-го такта линии поворачиваются, первая влево, вторая вправо.

5—8 такты

Повторить движения 1—4 тактов.

9—12 такты

Дети кружатся мелкими шажками 1/8 такта, ромашка в правой руке перед собой.

13—16 такты

Останавливаются лицом к зрителю. Поднимают руку с ромашкой и наклоняют влево — вправо, влево — вправо.

1—4 такты

Перестраиваются в два круга по 4 человека. Двое с первой линии и двое со второй соединяют руки и образуют "звездочки". Ромашка извне круга. 1, 2, 7, 8 звездочки кружатся вправо, а 3, 4, 5, 6 — влево мелким шагом на 1/8 такта.

5—8 такты

Круги разрываются и образуют пары. Взявшись за правые руки, цветок в левой, дети продолжают кружиться на мелком шаге. В конце 8 такта образуют круг.

9—11 такты

Идут к центру круга, рука с ромашкой поднята вверх.

12 такт

Помахивают ромашкой над головой влево и вправо.

13—15 такты

Дети поворачиваются, отходят от центра круга мелкими шагами.

16 такт

Повторить движения 12 такта.

1—8 такты

Идут по кругу (по линии танца), в правой руке ромашка.

9—16 такты

Первая ведущая раскрывает круг и уводит всех.

Описание движений. Движение 1. Танцевальный шаг

"Раз"— шаг правой ногой.

"Два"— шаг левой ногой и т.д.  Исполняется шаг на каждую 1/4 такта, носок оттянут. Музыкальный размер 2/4.

Движение 2. Припадание

"Затакт"— подняться на полупальцы и отвести правую ногу вправо, слегка приподнять ее.

На "раз"— сделать небольшой шаг правой ногой вправо на всю ступню, слегка приседая на ней. Левую ногу согнуть в колене (выворотно), ступню приложить к щиколотке сзади правой ноги. Голову повернуть вправо.

На счет "и"— выпрямляя колени обеих ног, переступить на полупальцы левой ноги, правую отвести в сторону-

На счет "два"— повторить движение на "раз".

Движение исполняется во всех направлениях.

КОМИ ПЛЯСОВАЯ

КОЗЙӦ, КОЗЙӦ
Коми народная мелодия,
обработка П.Чисталева.
См. музыкальные ноты.

Танец массовый, исполняется весело, задорно. Данная запись сделана на любое четное количество детей. В танце 3 фигуры. Музыкальный размер 2/4.

На вступлении дети стоят по кругу друг за другом.

1—8 такты

Идут по кругу переменным шагом. (Движение 1).

9—12 такты

Сгибают правую руку в локте и отводят в левую сторону, ладонь обращена вниз. Исполняют поворот с припаданием в правую сторону. (Движение 2.)

13—16 такты

Повторить движение в левую сторону.

1—4 такты

Исполняют тройной шаг с притопом. (Движение 3.) Этим шагом дети сходятся в круг.

5—8 такты

Повторяют движение 1—4 тактов, но отходят спиной из круга.

Эту композицию можно повторить 2—3 раза.

Описание движений. Движение 1. Переменный шаг

Движение исполняется на 1 такт музыки, музыкального размера 2/4.

"Раз"— шаг правой ногой вперед.

"И"— шаг левой ногой, она как бы догоняет правую и становится чуть впереди каблука у середины стопы правой ноги.

"Два"— шаг правой ногой вперед.

"И"— пауза, корпус подается вперед, как бы продолжая движение.

Центр тяжести переносится на правую ногу. Следующий шаг исполняется с левой ноги.

Движение 2. Поворот в припадании

"И" (затакт)—мягкий подъем на полупальцы левой ноги, колено выпрямлено. Правая нога слегка приподнята над полом в сторону. Тяжесть корпуса переносится на левую ногу.

"Раз"— правую ногу плавно опустить на пол на всю стопу и слегка присесть на нее. Левую ногу согнуть в колене (выворотно), ступню приложить к щиколотке сзади правой ноги. Движение исполнять с небольшим поворотом вправо. Движение можно исполнить в левую сторону.

Движение 3. Тройной шаг с притопом

"Раз"— шаг правой ногой вперед.

"И"— шаг левой ногой.

"Два"— шаг правой ногой, одновременно левая нога сокращенным подъемом слегка поднимается над полом.

"И"— удар каблучком левой ноги в пол.

Следующий шаг с левой ноги.

Круговой

C ВЕРШИНЫ ЕЛИ СОЛОВЕЙ
Коми народная песня.  См. ноты.

Кто не знает коми танец
Наш веселый круговой?

Воспитатель вас научит.
Встаньте, дети, в круг за мной!

Массовый коми танец, построен на танцевальном шаге с быстрой сменой фигур. Исполняется танец весело, задорно.

Музыкальный размер 2/4. Композиция занимает 32 такта, после чего можно танец повторить.

Дети строятся по кругу, друг за другом. Девочки впереди, мальчики сзади.

1—8 такты

Взявшись за руки, дети идут по кругу танцевальным шагом. В характере коми танцев покачивают на каждый шаг вверх и вниз соединенными и чуть согнутыми в локтях руками.

9—12 такты

Мальчики и девочки, повернувшись лицом друг к другу, берутся за правые руки: ладошка к ладошке, локти опущены вниз, левые руки отведены в стороны, кисти приподняты вверх. Танцевальным шагом кружатся на месте в правую сторону.

13—16 такты

Повторяются 9—12 такты, левые руки соединены для поворота влево. В конце 16 такта мальчик поворачивается налево и становится рядом с девочкой лицом по линии танца.

1—8 такты

Взявшись за руки, мальчик — правой, девочка — левой, свободные руки отведены в сторону, кисти рук приподняты, двигаются по кругу танцевальным шагом.

9—12 такты

Дети поворачиваются друг к другу и кружатся, взявшись за руки парами в правую сторону.

13—16 такты

Повторяют поворот в левую сторону. На 16-м такте разъединяют руки, поворачиваются и образуют общий круг.

Танец повторяется 2—3 раза.

*   *   *

"Танцуют дети": часть 1, часть 2.

Источник: "Танцуют дети". Сборник с методическими рекомендациями для воспитателей и музыкальных работников детских садов. Составление, запись танцев В.А.Власовой, художник В.И.Краев, оформитель нотной записи Н.М.Габов. Коми республиканский институт переподготовки и повышения квалификации работников народного образования. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1992.
См. также: Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод. Старинные детские игры.

Реклама Google: