Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ




"ТАНЦУЮТ ДЕТИ" · методический сборник для детского сада
на основе Коми народных танцев

"Танцуют дети" сборник с методическими рекомендациями для воспитателей и музыкальных работников детских садов. Составление, запись танцев В.А.Власовой, художник В.И.Краев, оформитель нотной записи Н.М.Габов. Коми республиканский институт переподготовки и повышения квалификации работников народного образования. Рекомендовано Коми Министерством народного образования. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1992.

Для тех, кто интересуется не славянской, а Коми и финно-угорской культурой.

СОДЕРЖАНИЕ: стр.1, стр.2.

Северные пимы. Муз. В.Мастеницы

Бабушкин подарок. Муз. народная

Танец оленеводов. Муз. Г.Дехтярева

Хоровод. Муз. В.Мастеницы

Коми плясовая. Муз. народная

Круговой. Муз. народная

Шанежки-шаньги. Муз. Я.Перепелицы

Шор (ручеёк). Муз. А.Осипова

Кадриль. Муз. народная

Ижемские шали. Муз. народная

Акань (кукла). Муз. В.Лютер.

Методические пояснения

Для облегчения разбора танца по записи отдельные позы исполнителей и их передвижения по сценической площадке иллюстрируются графическими чертежами и рисунками.

Девочка условно обозначается закрытым полукругом, а мальчик — треугольником.

Для правильного определения всех передвижений исполнителей по сценической площадке приводится план сцены. Направление движений отмечается стрелкой, путь продвижения — пунктиром.

План сцены и описание построений даются со стороны зрителей. В том случае, если в распоряжении руководителя танцев нет сцены, а есть только сценическая площадка, он должен мысленно распланировать ее в соответствии с указанной общепринятой планировкой сцены.

Прежде чем приступить к разучиванию музыкальной композиции или танца, нужно разучить с детьми песню.

ШАНЕЖКИ, ШАНЬГИ

ШАНЕЖКИ-ШАНЬГИ
Слова В.Кушманова, Музыка Я.Перепелицы
Текст и музыкальные ноты см. здесь.

Коми танец. Исполняется легко и непринужденно. Песню может петь другая группа. В танце могут принимать участие 4 пары и больше.

Костюмы исполнителей: Для девочек — светлая кофта; цветной сарафан, по краю отороченный коми национальным орнаментом; неширокий фартук, также с ярким орнаментом, прикреплен к лифу сарафана; на голове — невысокий кокошник; на ногах — туфли темного цвета.

Для мальчика — рубашка-косоворотка, вышитая коми национальным орнаментом; пояс вышитый; брюки могут быть одного цвета и с продольными полосками; на ногах — темные туфли.

Описание танца

1—8 такты

Выход мальчиков танцевальным шагом (шаг с носка на 1/4 такта). Руки раскрыты в стороны (по 2-й позиции). Идут вдоль центральной стены и останавливаются.

9—10 такты

С правой ноги мальчики идут вперед, исполняя тройной шаг с притопом (движение 1).

11—12 такты

Отходят назад с левой ноги, тройной шаг с притопом.

13—16 такты

Мальчики танцевальным шагом обходят вокруг себя. Руки на поясе. Останавливаются полуоборотом к левой стене (кулисам), в конце 16 такта левую ногу отставляют на пятку, руки раскрывают в стороны.

Припев

17—24 такты

Выход девочек. У них в руках маленькие подносы, на которых бутафорские шанежки. Подносы держат в вытянутых и чуть согнутых в локтях руках. Проходят танцевальным шагом вдоль центральной стены и останавливаются впереди мальчиков.

25—28 такты

Девочки исполняют небольшую пружинку, поворачивают корпус и голову направо-налево, как бы показывают мальчикам шанежки.

29—32 такты

Девочки обходят мальчиков с правой стороны. Мальчики исполняют притопы одной ногой на сильную долю каждого такта, руки на поясе.

2-й куплет

1—12 такты

Дети парами идут по кругу танцевальным шагом. Девочки держат подносы с шанежками, у мальчиков руки на поясе.

13—16 такты

Выстраиваются парами вдоль заднего плана сцены и поворачиваются лицом друг к другу.

Припев. Дети могут петь.

1—2 такты

1, 3 пары идут на зрителя, мальчики — с левой ноги, девочки — с правой, делают 3 шага и притоп. 2, 4 пары идут к заднему плану сцены, мальчики с правой ноги, девочки с левой ноги с притопом.

3—4 такты

Пары возвращаются на свои места.

5—6 такты

Выполняют то же, что и в 1—2 тактах.

7—8 такты

Выполняют движения 3—4-го тактов.

9—12 такты

Мальчики, попарно взявшись за руки, образуют воротики, идут к заднему плану, а девочки попарно проходят вперед, в воротики.

13—16 такты

Мальчики на месте исполняют притоп одной ногой. Руки на поясе.

Девочки, 1-я и 2-я, проходят в левую сторону, 3-я и 4-я — в правую и останавливаются по обе стороны диагонально.

1—4 такты

Девочки на месте пританцовывают.

Мальчики исполняют с правой ноги шаг с притопом (движение 2). Постепенно раскрывая руки в стороны, двигаются к переднему плану зала.

5—8 такты

Мальчики и девочки шагом с притопом обходят маленький кружок вокруг себя, а в конце 8 такта останавливаются лицом к зрителю. Мальчики закрывают руки на пояс (2 характерная позиция).

9—12 такты

Мальчики на сильную долю такта делают притоп одной ногой. Девочки на месте пританцовывают.

13—16 такты

Мальчики исполняют 4 присядки. (Движение 3.) Девочки продолжают пританцовывать и любоваться шанежками.

Припев

1—4 такты

У мальчиков — тройные притопы. (На один такт тройной притоп.)

У девочек — приставной шаг с пружинкой, с правой стороны — вправо, с левой — влево (движение 4). Два раза в одну сторону, два раза в другую.

5—6 такты

Мальчики продолжают выполнять тройные притопы, девочки танцевальным шагом подходят к мальчикам и становятся рядом.

7—8 такты

Мальчики и девочки исполняют поклон.

9—16 такты

Парами танцевальным шагом уходят.

Описание движений

Движение 1. Тройной шаг

Музыкальный размер 2/4. На "раз"— шаг правой ногой вперед, на "два"— левой ногой вперед.

2-й такт— на "раз" шаг правой ногой вперед, на "два" притоп левой ногой. Движение повторить с другой ноги.

Движение 2. Шаг с притопом.

Музыкальный размер 2/4. На "раз"— шаг с правой ноги, на "два"— притоп левой ногой, не перенося на нее тяжесть тела, затем шаг с левой ноги и притоп правой и т.д.

Движение 3. Присядка

Исходное положение — пятки вместе, носки врозь.Руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1-й такт

На счет "раз" с небольшого прыжка опуститься на пальцы обеих ног по первой позиции в полное приседание, колени отведены в стороны. На счет "два"— с небольшим подскоком приподняться на левую ногу. Одновременно правую ногу поставить на каблук в правую сторону. Движение можно повторить с другой ноги и в другую сторону.

Движение 4. Приставной шаг

Исходное положение — шестая позиция ног. (Пятки и носки вместе.) Музыкальный размер 2/4. На счет "раз"— шаг в сторону с правой ноги, на "два"— приставить левую ногу: носок к носку, пятка к пятке и исполнить небольшую пружинку (приседание).

Движение исполняется в одну и в другую сторону.

ШОР (РУЧЕЕК)

ШОР
Слова С.Попова, Музыка А.Осипова
См. музыкальные ноты

Построение фигур хоровода и его рисунка непосредственно связано с музыкой и содержанием песни. Дети должны уметь быстро переходить от одного движения и фигуры к другим, сохраняя при этом хорошую осанку.

В данном танце участвуют 12 девочек, но число участниц можно увеличить.

Костюмы исполнителей: Небольшой кокошник, обшитый коми орнаментом. Белая кофта, на линии плеча орнамент, вышитый или аппликация. Сарафан голубого цвета и светлые туфли.

Описание танца

Перед началом танца девочки выстраиваются на переднем плане сцены или зала в две диагональные линии: 6 девочек с правой стороны, 6 девочек с левой.

1—8 такты

Взявшись за руки, каждая шеренга танцевальным шагом начинает двигаться по диагонали к заднему плану зала и встречаются на середине.

Повторить.

5—8 такты

Взявшись за руки, пары идут к переднему плану зала (авансцене) и выстраиваются в "ручеек".

1—12 такты

Первые пары поворачиваются к зрителю, лицом к детям, стоящим в фигуре "ручеек", проходят под поднятыми руками до конца и становятся в "ручеек". Каждая пара доходит до переднего плана (авансцены) и исполняет фигуру первой пары до тех пор, пока все не пройдут через воротики.

Выступление ансамбля "Сигудӧк", апрель 2012. Click to enlarge. См. фотоальбом концерта.

1—8 такты

Первые девочки танцевальным шагом заводят свой круг. Одна — вправо, другая — влево.

На повторение мелодии 5—8 тактов девочки кружатся вокруг себя с припаданием (движение 1).

1—12 такты

Первая пара, а за ней все один за другим идут к заднему плану сцены на середину. При встрече пары идут к переднему плану зала (авансцене).

Пары расходятся в правую сторону (движение 2), образуя круг.

1—12 такты

Продолжая идти, пары выстраиваются по диагонали справа налево.

1—12 такты

Все пары, кроме последней, поворачиваются на 180о и идут вперед. Последняя пара проходит по центру между линиями. Каждая следующая пара при встрече в конце линии поворачивается и проходит между линиями и т.д., пока все пары не пройдут.

1—8 такты

Первые пары, придя в исходное положение 5 фигуры, расходятся в разные стороны и образуют круг. На повторение.

5—8 такты

Дети продолжают идти по кругу.

1—12 такты

Продолжая идти, одна из первых девочек с левой стороны разрывает круг и заводит всех змейкой.

КАДРИЛЬ

ЧИКЫШӦС КОЛӦ КЫЙНЫ
Коми народная песня
См. музыкальные ноты



Кадриль — танец, распространенный у многих народов. Любят его и в Коми, но в каждом районе республики танцуют по-своему.

Характер танца задорный, веселый, быстро меняются фигуры.

В танце участвуют 4 девочки и 4 мальчика. Число исполнителей можно увеличить.

Костюмы исполнителей: Костюм девочек: светлая кофта с длинными рукавами, с высоким воротом, отороченным коми орнаментом. Короткий сарафан, украшенный по подолу орнаментом и кружевом с цветной тесьмой. Небольшой кокошник, вместо кокошника можно повязать красную ленту. В правой руке белый платочек. Туфли темного цвета.

Костюм мальчиков: рубашка-косоворотка, у горловины и по подолу рубашки коми орнамент; цветной кушак, также расшитый орнаментом. Брюки из шерстяной ткани с долевой полоской. Туфли темные.

Описание танца

1—8 такты

С правой стороны зала танцевальным шагом (шаг с носка) выходят пары. Мальчики и девочки держатся за руки. Свободные руки у мальчиков на поясе, у девочек — отведены в стороны, кисти приподняты вверх. Дети обходят целый круг.

8 такт

Девочки и мальчики поворачиваются друг к другу и берутся за руки.

Повторение мелодии.

9—10 такты

Исполняют тройной шаг с притопом (описание движения в танце "Шанежки-шаньги", стр.2). Мальчики идут вперед с правой ноги, девочки отходят назад с левой ноги.

11—12 такты

Повторить 9—10 такты, но исполнить фигуру в круг. Мальчики с левой ноги, девочки с правой.

13—15 такты

Танцевальным шагом пары расходятся из круга, не меняя положения становятся по углам зала (сцены).

16 такт

Становятся пары в две линии лицом друг к другу.

1—4 такты

Девочки переходят переменным шагом к мальчикам, стоящим напротив. Мальчики притопывают правой ногой, руки — на поясе.

5—8 такты

Взявшись за руки, пары кружатся танцевальным шагом.

9—16 такты

Повторяют фигуру 1—8 такта, но переходят мальчики. Девочки на месте притопывают правой ногой и помахивают платочками над головой.

1—3 такты

Танцевальным шагом, руки раскрыты в стороны, девочки идут по кругу к следующему мальчику. Мальчики притопывают одной ногой на месте. Руки раскрыты в стороны.

4-й такт

При встрече девочки и мальчики исполняют тройной притоп, руки закрывают на талию.

5—7 такты

Повторить 1—3 такты.

8-й такт

Повторить 4 такт.

9—16 такты

Повторить 1—8 такты.

1—4 такты

Взявшись за руки, дети кружатся в правую сторону.

5—8 такты

Кружатся в левую сторону.

9—11 такты

Мальчики идут в круг танцевальным шагом. Девочки на месте приплясывают, раскрывают руку с платочком в сторону и на пояс.

12-й такт

Исполняют тройные притопы.

13—15 такты

Повернувшись к девочкам, мальчики подходят к ним танцевальным шагом.

16-й такт

Тройной притоп, лицом к девочкам.

1—4 такты

Мальчики обходят девочек с правой стороны по целому кругу. Девочки исполняют лицом к зрителю движение 1 — выставление правой ноги на пятку с покачиванием корпуса.

Мальчики обходят девочек с другой стороны, а девочки исполняют движение 1 также с другой ноги.

9—16 такты

Дети парами уходят. Положение в паре как в начале танца.

Описание движения 1 Выставление ноги на пятку с покачиванием корпуса

Исходное положение. Носки и пятки вместе, руки раскрыты в стороны, кисти приподняты вверх. Музыкальный размер 2/4. Движение исполняется на четыре такта.

1-й такт

На "раз" "и" поставить ногу на пятку вперед, наклонить и повернуть корпус к правой ноге.

На "два" "и" выпрямить корпус, руки в стороны.

2-й такт

Повторить движение первого такта.

3-й такт

Поставить ноги в исходное положение (6-я позиция ног).

На "раз" наклонить корпус влево.

На "и" наклонить корпус вправо.

4-й такт

Повторить движение 3-го такта.

Движение повторить с левой ноги.

См. также: Фоторепортаж танец Коми Кадриль в исполнении ансамбля Коми сьылан в мае 2012; Куратовская кадриль; Коми молодежная кадриль; Шен.

ИЖЕМСКИЕ ШАЛИ

КУЗЬ СЫРЪЯ ЧЫШЪЯН

Слова С.Попова,

Музыка П.Чисталева
См. музыкальные ноты


Постановка и запись осуществлена на основе бытующего танца "Ижемские шали" села Ижма Коми ССР. В танце воспевается красота ижемской шали. Движения в танце плавные, фигуры меняются быстро, одна за другой. Данная постановка рассчитана на детей подготовительной группы детского сада или 1 класса школы, но могут его исполнять и более старшие дети. В танце участвуют 12 девочек. Число участниц может меняться, но должно быть четное количество пар.

Костюмы исполнителей: Удлиненный сарафан, от лифа заложены мягкие складки, бретели, неширокие. По низу сарафана нашивается цветная тесьма и черное кружево. Поверх сарафана надевают фартук, он должен быть яркого цвета. По низу фартука пришивается цветная тесьма и черное кружево. Рубаха, которая может быть в тон сарафана, на плечах и вороте-стойке украшается яркими нашивками из шелковой или парчовой ткани. Невысокий кокошник, расшитый бисером и перламутровыми бусами. Шаль — неотъемлемая часть костюма. Ее можно применять как элемент головного убора.

Мы с подружкой примеряли
Наши ижемские шали.
И играла на плечах
Тундра летняя в цветах.

Описание танца

Для облегчения постановки танца дети должны рассчитаться на 1-й и 2-й.

1—15 такты

С правой стороны зала (3-й правой кулисы) одна за другой выходят девочки (корпус немного полуоборотом вправо) танцевальным шагом (шаг 1/4 такта) и образуют круг. Платки держат перед собой, за два конца (платки сложены по диагонали). Положение первое.

Необходимо проследить, чтобы линия платков была натянутой.

16-й такт

Первые девочки поворачиваются ко вторым справа стоящим и образуют пары.

1—4 такты

Девочки, держа в руках платки за два конца, поднимают правую руку вверх, а левую опускают вниз. Кружатся на шаге 1/8 такта.

Изьватас презентацияИзьватас презентация

Ирина Терентьева, одиннадцатиклассница из села Ижма, победительница РАЙДА-2010
Коми национального конкурса красоты, выступает со своей группой поддержки.

5—8 такты

Дети меняют руки и кружатся в левую сторону.

9—16 такты

Первые девочки идут по линии танца, руки в 1 положении. Вторые девочки соединяют в центре левые руки с поднятым концом платка и идут по кругу в левую сторону. В конце 16-го такта пары встречаются.

Повторение мелодии.

1—4 такты

Девочки подходят друг к другу, соединяют руки с концами платков, правая рука к правой, левая рука к левой и кружатся на танцевальном шаге.

Выступление на РАЙДА-2008 Коми национальном конкурсе красоты в Сыктывкаре в декабре 2008.

5—8 такты

Девочки танцевальным шагом перестраиваются из круга в три линии.

9—10 такты

Девочки поднимают правую руку с концом платка, левую опускают вниз, придерживая второй конец платка, голову поворачивают вправо.

11 —12 такты

Повторить фигуру 9—10-го тактов по левую сторону.

13—14 такты

Повторить фигуру 13—14-го тактов. Повторение мелодии.

1—4 такты

Девочки исполняют припадание в повороте направо, платки держат как в предыдущей фигуре, правая рука приподнята вверх.

5—8 такты

Повороты в левую сторону.

9—16 такты

Девочки идут мелким шагом на носочках на 1/8 такта на один шаг по линии танца. Платки держат перед собой. В конце 16-го такта останавливаются в полукруг.

1—2 такты

Попарно поднимают руки с концами платков вверх. 1-я поднимает левую руку, а 2-я — правую. Вверху руки с платками соединяются.

3—4 такты

Повторить фигуру, но соединить другие руки с рукой другой девочки.

5—8 такты

Повторить фигуру 1—4-го тактов.

9—16 такты

Девочки мелким шагом на 1/6 такта одна за другой уходят, руки с платками на уровне груди. Платки натянуты, чтобы не свисала середина платка.

АКАНЬ

АКАНЬ

Слова Н.Уляшевой,

Музыка В.Лютер
См. музыкальные ноты

Акань — моя доченька,
Наступила ноченька.
Глазки, кукла, закрывай.
Баю, баю, баю, бай. (2 раза)
Акань, угро наступает.
Моя куколка встает,
Чисто умывается,
Маме улыбается. (2 раза)
Акань косоньку плетет,
Акань песенку поет.
А припевочка проста:
Тра-та-та-та-та-та-та. (2 раза)
Акань любит танцевать,
С ребятишками играть,
Вам понравится, друзья,
Коми куколка моя! (2 раза)

Танец с куклами для старшей и подготовительной группы

Дети должны передавать в движении содержание текста песни. Выразительно, эмоционально выполнять движения в характере музыкального образа. После каждого куплета темп убыстряется. В танце может участвовать любое количество детей.

Костюмы исполнителей: Однотонные короткие платья яркого цвета с широкими рукавами-фонариками, украшенные коми орнаментом, светлая широкая нижняя юбка; платочки.

Описание танца

Девочки с куклами в руках сидят на стульчиках.

I куплет

1—8 такты

Девочки поют песню.

9—12 такты

На повторение припева девочки смотрят на кукол и качают их.

II куплет

1—4 такты

Дети ходят по залу с куклами.

5—12 такты

Девочки вытаскивают платочки и вытирают кукол.

III куплет — Музыка убыстряется.

1—4 такты

Исполняют подскоки в разных направлениях. Кукол, чуть приподняв, держат перед собой.

5—6 такты

Исполняют пружинку, немного поворачивая корпус вправо и влево.

7—8 такты

Кружатся на мелком беге (шаг 1/8 такта).

9—10 такты

Исполняют движения 5—6 тактов.

11—12 такты

Девочки с куклами бегут мелким бегом (1/8 такта) в сторону зрителя и выстраиваются в одну линию.

IV куплет

1—2 такты

Исполняют в правую сторону 3 боковых галопа и притоп левой ногой.

3—4 такты

Исполняют в левую сторону 3 боковых галопа н притоп правой ногой (движение 1).

5—6 такты

Девочки исполняют два тройных притопа вправо и влево (движение 2).

7—8 такты

Кружатся, подняв кукол над головой.

9—10 такты

Протягивают руки с куклами к зрителю на слова "Вам понравится, друзья".

11—12 такты

Повторить 7—8 такты.

Держа кукол перед собой, уходят друг за другом танцевальным шагом.

Описание движений

Движение 1 — боковой галоп с притопом на 2 такта.

Музыкальный размер 2/4. Исходное положение ног — шестая позиция (пятки и носки вместе).

1-й такт

На счет "раз"— скользящий шаг правой ногой вправо, слегка приседая.

На счет "и" — поднимаясь на высокие полупальцы правой ноги, левую подтянуть к правой, с продвижением вправо.

На счет "два" — скользящий шаг правой ногой вправо, слегка приседая.

На счет "и" — поднимаясь на высокие полупальцы правой ноги, левую подтянуть к правой с продвижением вправо.

2-й такт

На счет "раз" — скользящий шаг правой ногой вправо, слегка приседая.

На счет "и" — поднимаясь на высокие полупальцы правой ноги, левую подтянуть к правой с продвижением вправо.

На счет "раз" — скользящий шаг правой ноги вправо, слегка приседая.

На счет "и" — притоп левой ногой, ставя ее рядом с правой в шестую позицию.

Движение повторить в левую сторону с левой ноги, притоп правой ногой.

Движение 2 — тройные притопы на 1 такт.

Музыкальный размер 2/4. Исходное положение ног — шестая позиция (носок к носку, пятка к пятке).

На счет "раз"— притоп правой ногой.

На счет "и" — притоп левой ногой.

На счет "два" — притоп правой ногой.

На счет "и" — пауза.

Так же движение исполняется с левой ноги.

"Танцуют дети": часть 1, часть 2.

*   *   *

Источник: "Танцуют дети". Сборник с методическими рекомендациями для воспитателей и музыкальных работников детских садов. Составление, запись танцев В.А.Власовой, художник В.И.Краев, оформитель нотной записи Н.М.Габов. Коми республиканский институт переподготовки и повышения квалификации работников народного образования. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1992.
См. также: Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод. Старинные детские игры.

Реклама Google: