Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

"ЮСАЙСА ЙӦКТӦМ" (Заречные танцы) народный танец

Музыкально-танцевальный цикл коми народных песен, игр и танцев "Юсайса йӧктӧм" записан в селе Куратово Сысольского района в период с июня 1978 по июнь 1983 года. Наиболее полную информацию о танцах представили Василиса Осиповна Горинова, 1917 г. р., Матрена Олимпиевна Елохина, 1900 г. р., Ефросинья Павловна Молчанова, 1918 г. р. и многие другие женщины села Куратово и близлежащих деревень.

Село Куратово (Коми название — Кебра) — родина первого коми поэта, основоположника коми национальной литературы И.А.Куратова. Переименовано в ознаменование 100-летия со дня рождения поэта в 1940 году. Объединяет около тридцати деревень, расположенных в красивой холмистой, безлесой местности по обеим сторонам живописной реки Буб — притока Сысолы.

Фактор такого местоположения сыграл решающую роль в формировании местной танцевальной культуры. По сложившейся традиции устраивать шумные игрища в самом селе было не принято и, чтобы не беспокоить односельчан, да и самим себя чувствовать свободнее, молодежь выходила за околицу, на противоположный берег реки, в луга, в Заречье.

Эти весенне-летние гулянья куратовцы стали называть "заречными" и весь цикл песенно-танцевальных игр назвали "Юсайса йӧктӧм" (Заречные танцы). В него вошло множество танцевальных игр, хороводов, кадрилей, плясок.

Танцы эти сохранились до нашего времени в обширном репертуаре местного фольклорного коллектива и в играх детей. Многие куратовцы старшего поколения помнят их и охотно исполняют во время традиционных Куратовских праздников


На "Менам Муза" Куратовском празднике, с. Кебра, июль 2013.

По свидетельству старейшей жительницы села Екатерины Венедиктовны Поповой, 1898 г. р., каждая куратовская деревня, несмотря на их близкое друг к другу расположение, имела свою любимую пляску, свою особенную песню, игру.

И место для игр у каждой деревни было свое, "утоптанное" не одним поколением танцоров. Таким местом чаще всего служил холмик, который по весне раньше других освобождался от снега. Здесь, на возвышении, вдали от жилых домов, но фактически на виду у всего села, разжигался костер, и веселье длилось до утра. А с наступлением самой любимой у северян поры белых ночей костры загорались по всему Заречью.

Танцующие хорошо видели и слышали друг друга, и каждый старался перещеголять соседей. Часто, когда надоедало танцевать свои танцы, вокруг своего костра, отправлялись через луг — танцевать "чужие". Так, в деревню Чоййыв ходили на "Кадрель", возле Куратщины больше водили хороводы, на "Падеспань" и "Краковяк" приглашали гостей в деревне Ягыб.

Так ходят от костра к костру всю ночь, а когда соберутся все вместе, разложат самый большой костер и начнут плясать "Кебра гӧра" (Гора Кебра). Тут только бы гармонисты успевали менять друг друга, а плясать свою самую любимую пляску куратовцы могут часами.

Гармонист — фигура особенная. Это не просто аккомпаниатор певцам и танцорам. Он — главный создатель народного праздника, его атмосферы, настроения людей. В Куратово гармонист не сидит дома, не дожидается, пока за ним придут, пригласят на праздник, попросят что-нибудь сыграть. Он первым выходит на улицу, своей игрой созывает народ, первым запевает песню, начинает танец. Его память хранит множество песен, частушек, прибауток, старых и новых мелодий, танцев, игр, забав. Он — хороводник, он — танцор-импровизатор, запевала, выдумщик, острослов и просто обаятельный общительный человек.

Душа народного праздничного веселья — вот кто такой гармонист в селе Куратово. Эту трудную роль в последние тридцать лет взяла на себя Василиса Осиповна Горинова — всесторонне одаренный человек, истинный любитель и большой знаток коми народного искусства, неутомимая хороводница, музыкант-самородок, запевала и плясунья.


Вереница танцоров движется следом за гармонистом.

Все танцы цикла представляют собой местные интерпретации общенациональных коми танцев: хороводов, кадрилей, пляски "Шондібанӧй олӧмӧй" (Солнцеликая жизнь). В основе композиционного построения каждого из них лежит разомкнутый извилистый хореографический рисунок. Исполнители вереницей движутся следом за гармонистом-заводилой, строго соблюдая заданное им направление.

Форма танца изменяется в зависимости от рельефа местности, на которой он исполняется. Название танцев, фигур, многих танцевальных ходов и движений произошли от местности, по которой пролегал путь танцевальных групп: "Веж луг" (Зеленый луг), "Гӧп-вутш" (Кочка-ямка), "Уйны" (Плыть), "Туй пом" (Конец пути) и многие другие. Когда танцуют на одном месте, скажем, на сцене, все хореографические рисунки превращаются в замкнутый круг. Линейные игры или хороводы в селе Куратове не бытовали, во всяком случае, сейчас о них никто не помнит.

Характер и манера исполнения танцев куратовцами отмечены неповторимым своеобразием. Самобытность проявляется и в осанке, и в манере двигаться, и в манере петь. Вести себя на гуляньи каждый старается так, как этого требует обычай. Необходимо отметить, что в зависимости от места и времени исполнения резко изменяется характер, динамика, выразительность танцев и даже темп музыкального сопровождения. Одну и ту же песню на посиделках поют протяжно, грустно, во время гулянья по деревне — приподнято и празднично, в танцевальном кругу — безудержно, весело. Точно так же дело обстоит и с танцевальными мелодиями, движениями.

Всего в Куратово нами зафиксировано восемь разнохарактерных, самобытных танцев и кадриль. Наибольшей степенностью, торжественной приподнятостью среди всех выделяется общекуратовский танец "Улича кузя пройдитчыны" (Пройтись по улице). Нотное приложение 10а.

1. "УЛИЧА КУЗЯ ПРОЙДИТЧЫНЫ".

Рис. 1.

Танец-шествие, начинающий любой праздник или гулянье в селе Куратове. В каждой отдельной деревне есть свое место, своя улица для этого танца. Выйдя на улицу, гармонист играет наигрыши, и к нему со всех концов деревни сходится молодежь. Парни и девушки, сгруппировавшись вокруг гармониста, торжественно и чинно прогуливаются по улицам. Исполняют свои самые любимые протяжные песни, иногда приплясывают на ходу.

Тот факт, что шествие происходит на виду у всего села, накладывает свой отпечаток на манеру поведения, заставляет молодежь подобраться, больше следить за собой. Все имело значение: кто и с кем шел рядом, кто как был одет, кто как пел и многое другое, поскольку поглядеть на гуляющую молодежь выходило все село. Особенно высоко ценились хорошие голоса, плавная поступь. Шли не торопясь, по нескольку раз проходя всю улицу из конца в конец.

К шествию присоединялись все новые и новые желающие повеселиться (рис. 1). Когда все собирались, перед уходом за реку исполнялся короткий, но выразительный танец "Сьӧд йӧз" (Туча народу) — единственный из всего цикла, который разрешалось танцевать непосредственно на улице села. Нотное приложение 10а.

2. "СЬӦД ЙӦЗ".

Музыкальный наигрыш тот же, но темп его исполнения становится значительно живее.

Рис. 2.

Гармонист-хороводник громко выкрикивает: "Чукыль-мукыль" (Завиток) ,— и резко меняет характер музыки. Он первый принимается плясать, увлекая за собой остальных. За гармонистом пускаются в пляс девушки, за девушками пристраиваются парни. Танец состоит из двух фигур.

ФИГУРА I. "КУДРИТНЫ ЧУКЫЛЬ" (Завить завиток).

Гармонист заводит идущих за ним вереницей хороводников на широкий круг, но не замыкает его, а закручивает спиралью к центру. Танцевальные шаги у всех по четвертям с незначительными притопами. Дойдя до центра, гармонист выкрикивает: "Разьны чукыль!" (Развить виток).

ФИГУРА II. "РАЗЬНЫ ЧУКЫЛЬ".

Резко развернувшись направо, гармонист выводит всех танцующих из круга таким же спиралевидным рисунком. Выйдя за пределы круга, гармонист-заводила вновь громко выкрикивает: "Кудритны чукыль!",— и без какой-либо паузы переходит на рисунок первой фигуры, пристраиваясь за последним юношей.

Таким образом обе фигуры объединяются, и получается замкнутый спиралевидный хореографический рисунок, по которому беспрерывно двигаются танцоры. Одни из них направляются по спирали к центру круга, другие в это время выходят из него (рис. 2). Лишь возгласы гармониста "Кудритны чукыль!, Разьны чукыль!" определяют конец одной фигуры и начало другой.


Положение рук "Чукыль-мукыль".

Станцевав "Сьӧд йӧз", все направляются из села в Заречье. Возникает новый танец-шествие "Ветлӧм" (Хождение). Гармонист выкрикивает: "Мунысь-локтысь!" (Уходящий-приходящий),— и, разрывая предыдущий хореографический рисунок, уводит за собой всех танцующих к реке. Все идут следом, строго соблюдая рисунок, задаваемый гармонистом. Нотное приложение 10а, музыкальное сопровождение не меняется.

3. "ВЕТЛӦМ" (Хождение).

Характерной особенностью танца-шествия "Ветлӧм" является частая смена темпа, задаваемого гармонистом-хороводником. Он руководит танцем, выкрикивая названия фигур, и при каждой новой фигуре — новый темп. Это также обусловлено рельефом местности. По хорошей дороге идут быстрей, по болоту — медленно, осторожно ступая на каждом шагу, на мосту — лихо гремят каблуками. Танцевальные шаги, как и музыкальное сопровождение, неизменны во всех фигурах танца, но исполняются они по-разному. С замедлением темпа шаги тоже становятся медленными, плавными. При задорном звучании мелодии и шаги становятся более танцевальными.

ФИГУРА I. "ЧУКЫЛЬ ТУЙ" (Извилистая дорога).

Рис. 3.

Гармонист ведет всех за собой, заставляя вереницу танцующих извиваться широкими петлями из стороны в сторону (рис. 3). За гармонистом идут девушки. Замыкают вереницу парни. Гармонист командует: "Надзӧн мунӧм" (Тихий ход),— играет медленней, и все замедляют движения, переходя на танцевальный шаг "Гырыся восьлавны" (Крупно шагать).

Шаг исполняется на один такт. Музыкальный размер 2/4:

· на "раз, и" — шаг правой ногой вперед с каблука на всю ступню;

· на "два, и" — шаг левой ногой вперед с каблука на всю ступню.


Парное построение фигуры "Чукыль туй".

Какое-то время спустя гармонист командует: "Ӧд содтыны" (Прибавить ход),— начинает играть живей, и все тут же переходят на танцевальные шаги "Тэрыба восьлалӧм" (Быстрый ход):

1 такт. На "раз"— шаг правой ногой вперед с каблука на всю ступню.

· На "и"— шаг левой ногой вперед с каблука на всю ступню.

· На "два, и"— повторить движения на "раз, и".

Пройдя какое-то расстояние, гармонист подает новую команду: "Тыр ӧдӧн!" (Полным ходом). Темп музыки резко увеличивается, все переходят на шаг "Йӧктыштам" (Попляшем):

1 такт. На "раз"— шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы.

· На "и"— шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы.

· На "два"— шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы.

· На "и"— удар каблуком левой ноги рядом с правой, опускаясь с полупальцев на всю ступню правой ноги.

2 такт. Повторить движения 1-го такта, с левой ноги.

ФИГУРА II. "ЧУКЫЛЬ ТРӦПА" (Извилистая тропа).

От предыдущей данную фигуру отличает лишь более извилистый хореографический рисунок. Шаги остаются прежними. Их характер меняется в зависимости от изменения музыкального темпа, который задает гармонист по своему желанию (рис. 4).

Рис. 4.

Выйдя из деревни, молодежь начинает чувствовать себя свободнее. Парни, до этого момента шедшие в "хвосте" хороводной цепочки, начинают приближаться к девушкам, обгоняя их более быстрыми шагами, каждый подбирает себе пару для предстоящих танцев. Их действия стимулирует гармонист-хороводник, выкрикивающий: "Ыджыд бӧжа" (Хвостатый), что означает переход к следующей, заключительной фигуре танца.

ФИГУРА III. "БӦРЫН КЫССЬЫНЫ" (Плестись в хвосте).

Смысл этой фигуры заключается в стремлении парней не заработать кличку "Ыджыд бӧжа", а таким будут дразнить того, кто не выберет себе пару и будет продолжать плестись в "хвосте" хоровода. Парни увеличивают темп шагов, догоняют девушек, становясь между ними (рис. 5).

Рис. 5.

Шаги у девушек остаются прежними, а юноши переходят на танцевальные шаги "Ӧддйӧн котравны" (Быстро бегать):

· На "раз"— шаг-перескок вперед с левой на правую ногу.

· На "и"— подскок на правой ноге, проскальзывая на ней вперед.

· На "два, и" — повторить движения на "раз, и" с левой ноги.

Задача гармониста-хороводника состоит в том, чтобы к мосту через речку Буб все подошли в парах.

4. "ПОС ВЫЛЫН ЙӦКТӦМ" (Пляска на мосту).

Гармонист, подойдя к мосту, меняет мелодию. Нотное приложение 10б.

Рис. 6.

Танец строится из сольных проходов каждой пары через мост. На мосту останавливается лишь гармонист и с ним две-три девушки, обмахивающие его со всех сторон березовыми веточками, чтобы он не отвлекался на комаров, играл безостановочно. Каждой паре предоставляется возможность просолировать. Она может пройти своим индивидуальным ходом, спеть любимую частушку. Здесь гармонист подчиняется желанию исполнителей, играет мелодию так, как того желают парень с девушкой (рис. 6).

Все проходки разные, но по характеру и названиям они делятся на четыре основных. Каждая пара выбирает себе проходку по вкусу в зависимости от ее темперамента, возраста, исполнительского мастерства.

Первая проходка. "ЛӦСЬЫД ВОСЬЛАС" (Величавая походка).
Парень берет девушку под руку, и они медленно переходят мост, плавно шагая в ритм мелодии и слегка раскачиваясь из стороны в сторону. На "раз" — оба делают шаг правой ногой вперед и одновременно в сторону. Корпус наклоняют вправо.

· На "и"— приставляют левую ногу к правой с легким притопом.

· На "два"— шагают левой ногой вперед-в сторону. Корпус наклоняют влево.

· На "и"— приставляют правую ногу к левой с легким притопом.

Вторая проходка. "НЬӦЖЙӦ ВЕТЛЫНЫ" (Медленно ходить).
Эту проходку девушка с парнем исполняют порознь. Она идет впереди, а юноша — за ней. Темп умеренный.

1 такт.

· На "раз"— шаг правой ногой вперед, садясь в полуприседание на ней. На "и"— пауза.

· На "два"— шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы.

· На "и"— шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы.

Третья проходка. "ПУ КОК" (Деревянная нога).
Пара старается как можно громче топать ногами по деревянному настилу моста. Каждое движение исполняется на два такта:

1 такт.

· На "раз"— шаг вперед правой ногой, сильно топая всей стопой.

· На "и"— шаг вперед левой ногой, сильно топая всей стопой.

· На "и"— шаг вперед правой ногой, сильно топая всей стопой.

· На "и"— левую ногу поднять над полом.

2 такт.

· На "раз"— сильно топнуть левой ногой рядом с правой.

· На "и"— правую ногу поднять над полом.

· На "два"— сильно топнуть правой ногой рядом с левой. На "и"— пауза.

На 3—4 такты шаги исполняются с левой ноги.

Четвертая проходка. "ЙӦКТЫШТАМ" (Попляшем).
В этой проходке пара идет либо соединив руки, либо порознь. Если руки не соединяются, то первым на мост вступает юноша. Своим танцем он увлекает девушку за собой. Темп исполнения быстрый, плясовой.

1 такт. На "раз"— шаг правой ногой вперед, приседая на ней.

· На "и"— удар каблуком левой ноги рядом с правой.

· На "два"— шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы.

· На "и"— шаг правой ногой вперед на низкие полупальцы.

2 такт. Повторить движения 1-го такта с левой ноги.

*   *   *

Когда все перейдут через мост, начинается новый танец-шествие "Нюр ва". Нотное приложение 10а.

5. "НЮР ВА" (Болотная вода).

Рис. 7.

Не переставая играть, гармонист-хороводник переходит с моста на свое место во главе шествия. Две девушки — рядом с ним. Следует команда: "Помтӧм-дортӧм",— и все танцуют первую фигуру.

ФИГУРА I. "ПОМТӦМ-ДОРТӦМ" (Широко).

Гармонист идет прямо. Его девушки, продвигаясь вместе с ним, все время меняются местами, пересекая его путь. Юноши и девушки широко расходятся в разные стороны и, продвигаясь следом за гармонистом, совершают переходы на противоположную сторону, меняясь местами со своими партнерами (рис. 7). Шаги танцоров зависят от темпа музыки, который задает гармонист.

ФИГУРА II. "ГӦП-ВУТШ" (Кочка-ямка).

В этой фигуре к извивающемуся общему рисунку танцоры добавляют скачки из стороны в сторону с возвращением на главную линию танца (рис. 8).


Рис. 8.

Каждый скачок исполняется на два такта:

1 такт. На "раз"— юноши исполняют шаг-прыжок правой ногой в сторону от линии танца, а девушки — такой же шаг-прыжок левой ногой в другую сторону от общей линии танца.

· На "и"— садясь в полуприседание на двух ногах, юноши приставляют левую ногу к правой, а девушки — правую к левой.

· На "два, и"— два мягких подскока на двух ногах.

2 такт. Повторить движения 1-го такта с других ног, возвращаясь на общую линию танца.

ФИГУРА III. "НЮР ВОМӦН" (Через болото).

Все крепко берутся за руки, исполняют танцевальные шаги "Кок маласӧн туй" (Нащупать дорогу). Движение занимает два такта. Темп медленный.

1 такт. На "раз"— вытянуть вперед правую ногу и слегка коснуться ею пола.

· На "и"— приподнять правую ногу впереди над полом.

· На "два"— поставить правую ногу впереди на всю ступню. Вес тела продолжает оставаться на левой ноге.

· На "и"— сесть в полуприседание на левой ноге.

2 такт. На "раз"— перенести вес тела на обе ноги, плавно сгибая правую в колене.

· На "и"—пауза.

· На "два"— углубить полуприседание на двух ногах.

· На "и"— подняться из полуприседания, освобождая от веса тела левую ногу.

· На 3—4-й такты шаги исполняются с левой ноги.

Этими танцевальными шагами движутся до тех пор, пока гармонист не скомандует: "Шор вомӧн чеччыштны!"

ФИГУРА IV. "ШОР ВОМӦН ЧЕЧЧЫШТНЫ" (Перепрыгнуть через ручей).

Характер музыки меняется, темп убыстряется. Гармонист определяет место "ручья", и все, подходя к этому месту, по очереди прыгают, в шутку поджимая ноги. Желая потешить девушек, парни выдумывают смешные, порой нелепые прыжки. Многие из них помогают прыгать девушкам, поддерживая их под руки. Девушки подбирают юбки, как бы опасаясь их замочить, и все скачущими шагами продвигаются следом за гармонистом. Он вновь подает команду: "Уйны!"

ФИГУРА V. "УЙНЫ" (Идти бродом).

Музыка звучит еще веселей. Девушки еще выше подбирают юбки обеими руками, встают на высокие полупальцы и высоко поднимая колени шагают рядом с юношами. Юноши слегка поддерживают их под руки, шагают рядом, так же высоко поднимая колени при каждом шаге.

"Ваыс пидзӧсӧдз!" (Вода по колено) — восклицает гармонист, и все принимаются еще выше поднимать колени, переходя на скачки. "Ю ляпкаліс!" (Река обмелела) — следует новая команда хороводника, и шаги становятся сдержанней. Эти две команды попеременно звучат несколько раз, и всякий раз танцующие меняют шаги.

ФИГУРА VI. "НОМЫС СЬӦД ЛЭБАЛӦ" (Комаров туча летает).

В этой фигуре гармонист требует к себе особого внимания со стороны девушек. По его команде: "Номыс сьӧд!" (Комаров туча) все принимаются старательно обмахивать себя платочками, как бы отгоняя наседающих со всех сторон комаров. Комар — первейший "враг" гармониста-хороводника, у которого руки все время заняты игрой, и он не может защитить себя от комариных укусов, не прерывая музыки. Напоминая всем об этом, он резко прерывает игру и замирает с растопыренными в стороны руками. Всем своим видом он демонстрирует свою беспомощность перед "крылатыми вампирами". Подскочив со всех сторон, девушки старательно обмахивают платочками его руки, лицо и шею. Больше всех стараются две девушки, шедшие рядом с гармонистом, эта их главная обязанность на гуляньи. Только после этой приятной "процедуры" гармонист вновь возобновляет игру и танец-шествие продолжается.

ФИГУРА VII. "ВЕЖ ЛУГ" (Зеленый луг).

Сгрудившись вокруг гармониста, парни и девушки идут веселой гурьбой по лугу, приближаясь к конечной цели своего шествия — возвышенному месту, где будет разожжен костер. Нотное приложение 10в. "Туй пом" (Конец дороги) — восклицает гармонист и движется по кругу, обходя то место, где будут веселиться (рис. 9).


Рис. 9.

ФИГУРА VIII. "ТУЙ ПОМ" (Конец дороги)..

Старательно топая ногами, танцующие стремятся утоптать место для плясок, проверить выбор гармонистом места. Если эта площадка оказывается сырой или еще чем-то не устраивает всех собравшихся, отправляются дальше, на поиски другой.

Случалась ситуация, при которой сразу две или несколько групп из разных деревень со своими гармонистами претендовали на одно и то же место. Тогда возникала частушечная перепалка, соперничество между ними.

6. "ЛЭЧЫД КЫВ" (Колючий язык).

Состязание в остроумии, веселости между "чужаками". Верховодят в нем гармонисты. Каждый старается играть задорней, подстегивая своих частушечниц и воодушевляя плясунов личным примером. Победить нужно остроумным словом, шуткой, смекалкой, темпераментной пляской. Побежденных в таких "поединках" обычно не бывает. Общее веселье и смех способствуют объединению с "чужаками" для совместных игр и плясок.


Исполнение пляски с частушками "Лэчыд кыв" в кругу.

Одной из таких игр, призванных служить более тесному общению парней и девушек, была "Коколюка".

7. "КОКОЛЮКА" (Кочерга).

Эта танцевальная игра исполняется под танцевальную мелодию или частушечный напев. Нотное приложение 10г. Начинается она тогда, когда соберется все село у одного костра. Парни с девушками становятся в широкий круг. В середину круга входит гармонист и две девушки с ним. Они в игре не участвуют, а лишь поют частушки, приплясывают вокруг гармониста и спасают его от комаров.

Парни достают из костра обгоревшую головешку, привязывают к ней метлу или веник, повязывают сверху, как платком, какой-нибудь рваной тряпкой и мастерят таким образом "Коколюку"— главную "героиню" игры. С ней как с партнершей будут плясать те нерасторопные парни, которые потеряют своих девушек в ходе пляски.

Первым берет в руки "Коколюку" парень, добровольно согласившийся начать игру. Он пляшет с ней в середине круга, а все остальные идут по кругу, не держась в парах за руки (рис. 10).

Гармонист вначале играет медленно, и все медленно двигаются по кругу, приплясывая на ходу. "Шуйга-веськыд" (Правая-левая) — командует гармонист. По этой команде пары поворачиваются лицом друг к другу и, двигаясь по кругу навстречу друг другу, меняются партнерами (рис. 11).

Темп музыки еще более увеличивается. "Алала!"— кричит водящий и бросает "Коколюку" на землю. Все спешат найти свои пары. Парни могут брать себе в пару любую из рядом стоящих девушек. Важно не дать опередить себя другому. Оставшийся без девушки парень выходит на середину круга и поднимает с земли "Коколюку". Следующее проведение игры он вынужден танцевать с ней как с "партнершей".

Так играют много раз. Парень, чаще других теряющий свою девушку, получает прозвище "Алала", что означает "Лопоухий". Наигравшись вдоволь и окончательно разделившись на пары, начинают плясать самую любимую в Куратово, круговую импровизационную пляску "Кебра гӧра". Нотное приложение 10в.

8. "КЕБРА ГӦРА" (Гора Кебра).

Все гармонисты-хороводники образуют в центре круга целый оркестр гармонистов. Играют вместе и по одному, каждый на свой манер, со своими вариациями, общеизвестный в Куратово частушечный напев. Пары пляшут по кругу (рис. 12) местный вариант общенациональной коми народной пляски "Шондібанӧй олӧмӧй" (Солнцеликая жизнь).


Рис. 12.

Используя все вышеописанные танцевальные шаги, парни и девушки импровизируют, выплясывая друг перед другом. Если танцующих набирается много, они образуют два, иногда три круга. Без умолку звучат частушки, заливаются гармони — гулянье в Заречье достигает своей кульминации. Незаметно для других некоторые пары исчезают, круги редеют, веселье стихает. Под утро гармонист с несколькими девушками, тихо напевая лирические песни, возвращается в деревню.

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.

Реклама Google: