Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

"ВИДЗ ВЫЛЫН ЙӦКТӦМ" (Луговая плясовая) Коми народный танец

Танец записан 6 марта 1981 в исполнении фольклорного коллектива села Объячево Прилузского района. В старину танец исполнялся под чипсаны. Сейчас чаще всего — под гармонь, чипсаны, колотушки и другие ударные инструменты (см. фотоальбом Коми народные музыкальные инструменты). Все исполнители обязательно играют на каком-нибудь музыкальном инструменте, поют и пляшут под собственный аккомпанемент. Гармонист выполняет роль и хороводника и запевалы.

Ритм танцевальных шагов, затейливые дробные "колена", топот ног и хлопки в ладоши — своеобразное дополнение к музыкальному сопровождению. В композиции танца четко прослеживается взаимосвязь с чипсанными танцами весенне-летнего цикла "Йӧктӧм-ворсӧм чипсан улӧ". Главный элемент композиционного построения танца — традиционная круговая пляска, в которой принимают участие все без исключения музыканты-танцоры во главе с гармонистом.

Особо важным элементом композиции являются сольные выходы исполнителей в середину круга. Это подлинно хореографический момент. Тот, кто вышел в круг, освобождается от игры на музыкальных инструментах и пения, он должен демонстрировать все свое мастерство танцора. Во время записи солировали талантливые народные исполнители: Галева Елизавета Васильевна— 1918 г.р., Лихачева Мария Алексеевна — 1931 г.р., и гармонист-танцор — Шучалин Петр Васильевич — 1949 г.р.

Характер пляски веселый, задорный, с элементами шутки, народного юмора. Его полностью выражают слова песни, которую поют танцоры:

Ме луг вывті мӧді,      
Башмак аддзи.
Башмак аддзи,
Йӧктыны сувті.
Я по лугу шла,
Башмак нашла.
Башмак нашла,
Плясать пошла.

Исполняется пляска во время летних луговых праздников, ее часто танцуют на сцене коллективы художественной самодеятельности.

В танце две фигуры: "Кругӧн ворсӧм" (Круговая) и "Заводитны йӧктыны" (Пуститься в пляс). В них принимают участие и мужчины и женщины, причем не обязательно пары.

Перед началом танца гармонист выходит на середину, и все желающие танцевать становятся за ним с музыкальными инструментами в руках, образуя общий круг. Девушки становятся перед своими партнерами. Гармонист начинает играть мелодию "Видз вылын йӧктӧм" (см. нотное приложение). Все группы музыкантов-танцоров подхватывают ее.

ФИГУРА I. "КРУГӦН ВОРСӦМ" (Круговая). 32 такта. Музыкальный размер 2/4. Темп быстрый.

1—4 такты. Все танцующие двигаются по большому кругу друг за другом по ходу часовой стрелки, исполняя четыре танцевальных шага "Воськов джын" (рис. 1). Описание шага дано в танце "Туту-руту".

5—8 такты. Продолжают движение по кругу в том же направлении, исполняя 8 танцевальных шагов "Чашкыны кӧмкотӧн" (Шаркать башмаками). Движение исполняется на каждую четверть такта.
На "раз" — шаг вперед правой ногой. Колени вытянуты.
На "и" — слегка приседая на правой ноге, приставить левую ногу рядом с правой, скользя подошвой через 6-ю позицию. Колени присогнуты.
На "два, и" — повторить движения на "раз, и" с левой ноги.

9—12 такты. Снова исполняют четыре шага "Воськов джын" по кругу в том же направлении.

13—14 такты. Четыре шага "Чашкыны кӧмкотӧн".

15—16 такты. Продолжая исполнять шаги "Чашкыны кӧмкотӧн", все кружатся на месте. Поворот на 360о по ходу часовой стрелки. Во время поворота девушки поднимают правую руку с платком над головой (рис. 2). После поворота девушки останавливаются лицом к юношам и дальше будут танцевать спиной по линии танца.

17—20 такты. Все исполняют четыре шага "Воськов джын". Девушки, отступая назад, двигаются спиной по кругу, а юноши наступают на них, двигаясь лицом по кругу (рис. 3).

21—24 такты. Не меняя положения корпуса, все исполняют восемь шагов "Чашкыны кӧмкотӧн", продолжая двигаться по кругу в том же направлении.

25—28 такты. Повторяют движения 17—20-го тактов.

29—30 такты. Четыре шага "Чашкыны кӧмкотӧн".

31—32 такты. Продолжая те же шаги, каждый исполняет сольный поворот на 360о вокруг себя.

Девушки поднимают правую руку с платком над головой и после поворота останавливаются к юношам спиной, а лицом по линии танца. Гармонист стремительно выходит на центр круга.

ФИГУРА II. "ЗАВОДИТНЫ ЙӦКТЫНЫ" (Пуститься в пляс). 64 такта.

Всю эту фигуру гармонист находится в центре круга, играя на гармони, импровизирует несложные танцевальные "колена" на месте. По его команде все хором начинают петь песню "Ме луг вывті мӧді" (Я по лугу шла). Девушки на время песни прекращают игру на чипсанах и возобновляют ее только в проигрышах. Песня исполняется под аккомпанемент гармони и шумово-ударных инструментов. Основная масса исполнителей продолжает двигаться по большому кругу, дважды повторяя первую фигуру. В середину круга выходят солисты. Танцевальные действия солистов:

1—8 такты. Отделившись от общего круга, две солистки идут по внутреннему кругу в направлении, противоположном движению общего круга (рис. 4). Обе исполняют танцевальные шаги "Чашкыны кӧмкотӧн", приближаясь к гармонисту.

9—10 такты. Солистки исполняют четыре танцевальных шага "Зымгыштам", исполняемых на каждую четверть такта.
На "раз" — с небольшим шагом вперед сильно ударить в пол всей ступней правой ноги, приседая на ней.
На "и" — подставить левую ногу к правой в 6-й позиции, поднимаясь из приседания на двух ногах.
На "два, и" — повторить сначала движения на "раз, и".
Одновременно с этими шагами солисты исполняют движение рук "Сосъяс пушӧдны" (Распушить рукава). Для этого они поднимают перед собой согнутую в локте левую руку, локоть ее стараются поднять повыше, а кисть — на уровне груди. Правой рукой четыре раза одергивают левый рукав кофты выше локтя, стараясь сделать его пышным. Характер этого движения игровой, несколько шутливый. Каждая солистка, как бы соперничая с другой, демонстрирует свой наряд, накрахмаленные рукава кофты. И чем пышнее рукава, тем лучше.

11—12 такты. Повторяются движения 9—10-го тактов. Только теперь впереди поднимается согнутая в локте правая рука, а левая "пушит" правый рукав кофты.

13—14 такты. Солистки поворачиваются лицом друг к другу, упираются обеими руками в бока, отчего рукава становятся еще пышнее, и четыре раза исполняют танцевальные шаги "Бокӧн мунны" (Пройтись боком) с покачиванием корпуса:
На "раз" — шаг правой ногой в сторону с ударом в пол всей ступней и приседанием. Корпус наклоняется на правый бок.
На "и" — приставить левую ногу к правой в 6-й позиции, вставая из приседания и наклоняя корпус налево.
На "два, и" — повторить движения на "раз, и".

15—16 такты. Пройдя друг перед другом и перед гармонистом, солистки продолжают двигаться перед общим кругом теми же боковыми движениями, чтобы все могли оценить их наряд и поступь.

17—20 такты. Солистки повторяют движения 9—10-го тактов "Зымгыштам", но теперь исполняют его, кружась на месте по ходу часовой стрелки (рис. 5) и хлопая в ладоши на каждую слабую долю такта (синкопа).

21—24 такты. На тех же движениях кружатся против хода часовой стрелки, сильно наклонив корпус налево и согнув левую руку перед собой, а правую заведя за спину.

25—28 такты. Исполняют шестнадцать мелких подпрыгивающих шагов "Дрӧжжитны" (Трястись), один шаг на каждую восьмую долю такта:
На "раз" — чуть поднявшись на полупальцы, сделать маленький шаг вперед правой ногой и тут же опуститься с полупальцев. Колени смягчены.
На "и" — такой же шаг с левой ноги. И так далее.
Корпус нужно заставить трястись при каждом шаге сверху вниз.

29—32 такты. Продолжая исполнять движения "Дрӧжжитны", солистки развязывают головные платки, до этого момента завязанные у них под подбородком, и, не снимая платков с головы, берут в обе руки их концы и разводят в стороны.

33—40 такты. Солистками исполняются восемь танцевальных шагов "Турун лякны" по кругу (рис. 6). Каждый шаг занимает один такт. Исходное положение: ноги в 6-й позиции, освободить от веса правую ногу, чуть приподнять ее над полом, корпус и голову слегка наклонить вперед, не выпуская платок из рук.
На "раз" — круговым движением над полом провести правую ногу в сторону и поставить ее во 2-ю позицию выворотно. Обе руки — вправо. Корпус, не выпрямляя, склонить направо.
На "и" — приставить левую ногу к правой в 6-ю позицию, перенося на нее вес тела. Корпус сильно развернуть направо.
На "два" — переступить с левой на правую ногу в 6-й позиции. Левую ногу чуть поднять над полом.
На "и" — притопнуть левой ногой рядом с правой и тут же снова поднять ее над полом.
На следующий такт движение повторяется с левой ноги, руки переводятся налево, корпус склоняется и поворачивается налево.

41—44 такты. Восемь раз исполняют движение "Зымгыштам", взмахивая концами платка:
На "раз" — шаг с ударом в пол правой ногой вперед. Сесть в небольшое приседание.
На "и" — приставить левую ногу к правой в 6-ю позицию, поднимаясь из приседания. Корпус чуть отклонить назад-влево и резко взмахнуть вверх кистью правой руки так, чтобы повыше взлетел конец платка.
На "два, и" — повторить движения на "раз, и" с отклонением корпуса назад-вправо и взмахом кисти левой руки.

45—48 такты. Дважды кружатся на месте по ходу часовой стрелки. Повороты по четвертям. Четыре шага "Зымгыштам" на один поворот. Руки взмахивают сразу обеими кистями наверх при вставании из приседания. Концы платка одновременно взлетают вверх перед лицом солистки, как бы отгоняя наседающих комаров.

49—54 такты. Повторяют движения 33—40-го тактов "Турун лякны" с небольшим изменением: корпус не наклоняется вперед, а руки поочередно поднимаются над головой, т.е. когда движение исполняется с правой ноги, то правая рука отводится вправо, а левая поднимается над головой и кладется на голову, точно на макушку, а когда движение исполняется с левой ноги, левая рука отводится влево, а правая кладется на голову.

55 такт. Еще раз исполняется движение "Турун лякны" с правой ноги. Левая рука забрасывает свой конец платка на голову так, чтобы он удержался на голове.

56 такт. Движение "Турун лякны" исполняется с левой ноги. Теперь правая рука забрасывает второй конец платка на голову так, чтобы он лег сверху первого конца и не падал с головы. Оба конца должны удержаться на голове без узла. В результате получается форма платка на голове, которую исполнительницы называют "Лапӧд" (Накомарник), или "Лапъя пеля" (Большие уши).

57—60 такты. Подбоченившись обеими руками, солистки исполняют танцевальные шаги "Бокӧн мунны", как в 13— 16-м тактах.

61—63 такты. Снимают правой рукой платок с головы и исполняют сольные повороты "Гӧгравны" с наклоном корпуса. Описание поворотов см. в танце "Туту-руту".

64 такт. Солистки кланяются гармонисту и всем окружающим, а они в ответ кланяются солистам, благодаря друг друга за танец.

Круговая фигура пляски
"Видз вылын йӧктӧм".

Галева Е.В. (крайняя справа)
— лучшая исполнительница
луговых танцев в селе Объячево.

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.
См. также: Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.

Реклама Google: