Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

"ТУТУ-РУТУ" Коми народный танец

Коми народный танец. Название не переводится. Выражение "туту-руту" в коми языке встречается в качестве определения применительно к конкретному человеку и означает "легкомысленный" (см., например, у Виктора Савина стихотворение "Тутуруту Семӧ"). Танец записан 11 февраля 1981 года в исполнении коренных жителей деревни Керос Прилузского района. Варианты зафиксированы в селах: Объячево, Летка, Спаспоруб, Слудка. Данный вариант танца представляет особую ценность как пример переосмысления коми-прилузцами заимствованной формы с позиций своих национальных танцевальных традиций. Линейность этого танца не носит вопросно-ответного характера, поскольку не связана с сюжетным развитием содержания песни.

Танец "Туту-руту" исполняется под чипсанные наигрыши и входит в обще-прилузский танцевальный цикл "Йӧктӧм-ворсӧм чипсан улӧ" (см. Коми народный музыкальный инструмент чипсан). В танце три фигуры, каждая из которых имеет свое название и исполняется под особую мелодию. Первая фигура называется "Сьӧрсьӧн-бӧрсьӧн" (Друг за другом). Ее танцуют под мелодию чипсанного наигрыша "Нюжйӧдлӧм" (Протяжная). Вторая фигура — "Ӧта-мӧдысь" (Друг от друга) — исполняется под мелодию "Миян чипсан" (Наш чипсан). Третья фигура носит название "Мӧда-мӧдлы" (Друг к другу), а сопровождением ей служит чипсанная мелодия "Туту-руту" и песня с тем же названием.

В качестве танцевальных шагов используются традиционные прилузские дробные ходы, притопы, шаркающие шаги, повороты. Акценты четко согласуются с ритмом и мелодией чипсанных наигрышей и с общим хореографическим рисунком танца, который многократно повторяется без каких-либо изменений. Манера исполнения сдержанная, но энергичная. Темп исполнения возрастает от фигуры к фигуре. В первой — медленный, во второй — умеренный, в третьей — быстрый.

Танец универсального назначения. Его танцуют в разное время года по любому поводу, в помещении или на открытом воздухе. От места исполнения зависит количество участников танца. В избе, во время посиделок, его танцевали 4—6 человек, на улице, в рождественские праздники, до двадцати. По свидетельству Туголуковой Ульяны Дмитриевны (1909 г.р.) — признанной в Керосе чипсанистки — в пору ее молодости, когда праздновали "Чомӧр" (Завершение сенокоса), вся деревня от мала до велика становилась в этот танец. Прежде мужчины охотно принимали участие в танце, многие хорошо играли на чипсанах. В настоящее время танец помнят и исполняют только женщины.

Перед началом танца женщины делятся на пары, и каждая пара становится лицом друг к другу, образуя две шеренги с одинаковым количеством участников. Шеренги отступают одна от другой на расстояние шести-восьми шагов. Правые руки с белым платочком свободно опущены вдоль корпуса, левые — с чипсанами.

ФИГУРА I. "СЬӦРСЬӦН-БӦРСЬӦН" (Друг за другом). 16 тактов. Музыкальный размер 2/4. Музыка — чипсанный наигрыш "Нюжйӧдлӧм". Нотное приложение 5.1.

Простейшее 4-тактное музыкальное построение повторяется многократно во всех танцах под чипсаны.

Женщины начинают играть мелодию и всю первую фразу стоят на месте, прислушиваясь к звучанию. Игру начинает главная чипсанистка — хороводница, а за ней вступают отдельные группы чипсанисток согласно музыкальным партиям. Только убедившись в стройности звучания, женщины начинают танец. Композиционной особенностью танца является "зеркальное" исполнение танцующими всех элементов движения: одна линия делает с правой ноги, а противоположная — с левой. Поэтому при записи танцевальных элементов мы ограничиваемая описанием движений первой линии с правой ноги.

1—3 такт. Женщины обеих линий поворачиваются в одном направлении: первая линия — направо, а вторая соответственно — налево, становясь друг за другом в затылок. Двумя параллельно движущимися цепочками идут друг за другом, исполняя шесть танцевальных шагов "Воськов джын" (рис. 1).
Танцевальный шаг "Воськов джын" (Полушаг) исполняется на каждую четверть такта.
На "раз" — небольшой шаг вперед правой ногой с ударом всей стопой в пол. Корпус слегка поворачивается направо, правая рука с платком заводится за спину.
На "и" — с ударом в пол всей стопой приставить левую ногу к правой в 6-й позиции. Слегка присесть на обеих ногах, корпус еще больше поворачивается вправо. Правая рука за спиной сгибается в локте.
На "два, и" — шаг повторяется с левой ноги. Корпус поворачивается налево и правая рука сгибается в локте перед собой.
Первая линия женщин начинает шаги с правой ноги, противоположная — с левой. На первом шаге обе линии поворачиваются лицом друг к другу, а на втором отворачиваются. Общий характер шага — вихляющий. Продвижение осуществляется не только вперед, но и в стороны.

4 такт. Чуть наклонив корпус вперед, все исполняют движение "Зымгыштам" (Притопнем):
На "раз" — шаг вперед правой ногой с ударом всей стопой в пол.
На "и" — шаг вперед левой ногой с ударом всей стопой в пол.
На "два, и" — повторить движения на "раз, и". Вторая линия исполняет это движение с левой ноги.

5—7 такты. Все женщины исполняют сольный поворот "Гӧгравны" (Кружиться) вокруг себя. Первая линия начинает с правой ноги и кружится по ходу часовой стрелки. Вторая линия кружится против хода часовой стрелки с левой ноги (рис. 2).

5 такт.
На "раз" — шаг-переступание правой ногой на месте, слегка приседая на ней и поворачиваясь направо на 180o. Корпус наклонить направо. Правую руку с платком согнуть в локте и поднять перед собой до уровня груди.
На "и" — переступить на левую ногу, ставя ее с ударом рядом с правой. Колени выпрямить. Правую ногу отделить от пола. Корпус еще больше наклонить на правый бок.
На "два, и" — повторить движения на "раз, и", завершая полный поворот вокруг своей оси. Корпус не выпрямляется.

6 такт. Полностью повторить движения 5-го такта.

7 такт. Повторить движения 5-го такта, постепенно выпрямляя корпус. Правая рука с платком поднимается над головой. Все три поворота сдержанные. Корпус наклоняется и выпрямляется плавно. Резкости в движениях нет, наоборот, присутствует мягкое опускание и поднимание корпуса при каждом шаге благодаря сгибанию и разгибанию коленей. Эти повороты обе линии заканчивают лицом друг к другу.

8 такт. Все исполняют движение "Зымгыштам" на месте. Рука с платком опускается сверху вниз. Корпус наклоняется вперед. Женщины кланяются друг другу.

9—12 такты. Танцоры повторяют движения 1—4-го тактов, возвращаясь на свои места. Теперь корпусы на первом шаге женщин повернуты друг от друга, а на втором — друг к другу (рис. 3).

13—16 такты. "Гӧгравны" — повторить движения 5—8-го тактов (рис. 4).
Фигура "Сьӧрсьӧн-бӧрсьӧн" (Друг за другом) повторяется несколько раз подряд. После первой фигуры наступает короткая пауза для отдыха. Женщины начинают играть следующую мелодию — "Миян чипсан" (см. нотное приложение 5.2), что является сигналом к началу второй фигуры.

ФИГУРА II. "ӦТА-МӦДЫСЬ" (Друг от друга). 16 тактов. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный.

1—3 такты. Сходятся двумя линиями на середине, исполняя шесть танцевальных шагов "Воськов джын" (рис. 5). Первая линия начинает движение с правой ноги, вторая — с левой.

4 такт. Чуть наклонив корпус вперед, исполняют "Зымгыштам", продолжая двигаться линиями навстречу друг другу. 5—7 такты. Стоя лицом друг к другу, исполняют "Гӧгравны"" и после трех поворотов останавливаются спиной друг к другу (рис. 6).

8 такт. Исполняют "Зымгыштам" с поклоном друг от друга.

9—11 такты. Расходятся шагами "Воськов джын" на свои начальные места (рис. 7).

12 такт. "Зымгыштам" — сильно топнуть, продолжая расходиться друг от друга.

13—15 такты. Все исполняют "Гӧгравны" на месте (рис. 8). После третьего поворота линии останавливаются лицом друг к другу.

16 такт. "Зымгыштам" с опусканием руки вниз и одновременным поклоном обеих линий друг другу.
Вторая фигура, как и первая, повторяется несколько раз подряд без каких-либо изменений. После нее наступает короткая пауза, а потом начинает звучать чипсанная мелодия третьей фигуры —"Туту-руту" (см. нотное приложение 5.3).

ФИГУРА III. "МӦДА-МӦДЛЫ" (Друг к другу). 32 такта. Музыкальный размер 2/4. Темп быстрый.

Вступление начинают играть женщины обеих линий, стоя на месте. С началом музыкальной фразы первая линия прекращает игру, начинает петь первый куплет песни и танцевать. Вторая линия им аккомпанирует, стоя на месте.

Женщины первой линии соединяют руки в "Шӧр чунь" (Средний палец) и, сгибая их в локтях, поднимают до уровня груди. Соединение происходит не всей кистью, а лишь одним средним пальцем или мизинцем, поскольку большой и указательный пальцы левой руки держат чипсаны, а правой — платок. Всей линией двигаются ко второй, исполняя четыре танцевальных шага "Чеччыштӧм" (Поскок).

1 такт. За такт — перенести вес тела на левую ногу, правую незначительно поднять впереди с прямым коленом.
На "раз" — небольшой прыжок с левой на правую ногу вперед и тут же приставить левую ногу к правой в 6-й позиции. Должны получиться два подряд удара в пол: правой, левой ногой. Корпус держать подчеркнуто прямо, руки качнуть вверх-вниз.
На "и" — пауза.
На "два" — шаг правой ногой вперед с ударом всей стопой в пол. Левая нога сзади слегка сгибается в колене. Корпус наклонить вперед. Руки снова качнуть вверх-вниз.
На "и" — левую ногу вынести вперед с прямым коленом. Корпус выпрямляется.

2 такт. Повторить движения 1-го такта с левой ноги.

2—4 такты. Снова повторить танцевальный шаг "Чеччыштӧм" с правой и с левой ноги. За четыре таких шага первая линия приближается ко второй (рис. 9). Вторая линия стоит на месте, играя на чипсанах.
Не разъединяя рук, женщины первой линии четыре раза исполняют перед своими напарницами "Зымгыштам" на месте.

5 такт. На "раз" — удар правой ногой в пол, ставя ее в невыворотную 2-ю позицию.
На "и" — удар левой ногой в пол, ставя ее рядом с правой ногой в 6-ю позицию.
На "два" — еще один удар правой ногой в пол.
На "и" — ударить левой ногой в пол рядом с правой и тут же оторвать ее от пола.
За все четыре удара корпус постепенно поворачивается вправо. Руки не разъединяются.

6 такт. Повторить движения 5-го такта с левой ноги. Корпус поворачивается влево. Руки не разъединяются.

7—8 такты. Последовательно повторить движения 5—6-го тактов.

9—11 такты. Женщины правой линии разъединяют руки, кружатся перед своими напарницами движением "Гӧгравны", как в 5—7-м тактах первой фигуры. После третьего поворота останавливаются лицом к своим напарницам (рис. 10).

12 такт. Исполняют "Зымгыштам" с поклоном.

13—15 такты. Отступают спиной на свои места шестью простыми шагами. Один шаг на каждую четверть такта.
Правые руки постепенно поднимаются вверх над головой (рис. 11).

16 такт. Еще раз исполняют "Зымгыштам" с поклоном своим напарницам. Рука с платком опускается вниз.

17-32 такты. Все движения 1—16-го тактов повторяют женщины второй линии. Теперь они образуют руками соединение "Шӧр чунь" и поют второй куплет песни, а первая линия стоит на месте и аккомпанирует им на чипсанах.

Третья фигура, как и две предыдущие, повторяется несколько раз подряд без каких-либо изменений. Одна линия поет и танцует, другая — играет на чипсанах. Текст песни прямого отношения к развитию хореографической композиции не имеет, по этой причине мы не включили его в описание танца.

Начало танца

Сольный поворот "Гӧгравны".

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.
См. также: "Тутуруто Сёмӧ" стихотворение Виктора Савина, Постановка "Тутуруту" Национального музыкально-драматического театра на республиканском театр капустнике в марте 2013, Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.

Реклама Google: