Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

"КОМИ ТРӦПА (Коми тропа)" народный танец

Танец записан 7 июля 1977 года в селе Летка Прилузского района во время воскресного гуляния сельчан на берегу реки Летки. Название танца коренные жители села объясняли следующим образом: "Идти надо друг за другом, как по тропинке, вот и танец такой получился". "Коми трӧпа" — круговая пляска, в которой органично соединились древние традиции чипсанных танцев с более поздними традициями, связанными с появлением в этих краях гармони (см. фотоальбом Коми народные музыкальные инструменты).

По своему назначению пляска универсальна, не связана с каким-либо определенным обрядом или календарным циклом. Живая, темпераментная, задорная, она предоставляет возможность для веселья морозной зимой и в знойную сенокосную пору. Ее танцуют на открытом воздухе в любое время года и по любому поводу. О характере пляски можно судить по тому, что хозяева, пуская молодежь в свою избу на посиделки, непременно ставили условие, чтобы танцевать "Коми трӧпу" все выходили на улицу в любой мороз. Условие это ревностно выполнялось, а если кто-то начинал танцевать "Трӧпу" в избе, всех тут же выпроваживали на улицу.

Приспособленность пляски к двум основным временам года отразилась на характере и композиции танца. Первая фигура называется "Лым талявны" (Утаптывать снег). Такое название фигура получила из своего назначения, поскольку в зимнюю пору молодежь, прежде чем танцевать, должна была приготовить место для танца — расчистить и утоптать снег. В танцевальных элементах первой фигуры присутствует нарочитая грузность, неповоротливость. Основные шаги исполняются со скованной, малоподвижной стопой и незначительным продвижением по кругу. В основном работают колени, ударяя в пол попеременно правой, левой ногой.

При виде этой фигуры невольно вспоминается способ притаптывания тропинки по свежевыпавшему, глубокому снегу, когда несколько человек идут друг за другом не прямо, а боком, ставят ноги близко одна к другой, сильно топают при каждом шаге, стараясь получше утрамбовать снег. Тропинка сразу получается достаточно широкой и хорошо утоптанной. Вторая фигура носит название "Туй сёртны" (Уторить тропинку) и является контрастной по отношению к первой. В ней больше динамики, полная раскованность движений, обилие движений с прыжками, поворотами и на полупальцах.

"Коми трӧпа" начинается с исполнения частушек под тальянку. Певцы-танцоры "пробуют голоса", настраиваются на пляску. В летний период это имеет характер настоящего ритуального шествия, носящего название "Йӧктӧ-тӧ гуляйтӧ" (Плясание прогуливаясь). Гармонист-тальянщик ведет за собой группу девушек. Под тальянку поются частушки. Все неторопливо двигаются простыми шагами в ритм музыке (рис.1). Самые бойкие и нетерпеливые девушки выходят вперед. Кружась и приплясывая на ходу, они ведут за собой всех гуляющих. Замыкают шествие парни. Они не принимают участия в пении, а важно идут сзади всех (рис.2). В таком построении юноши и девушки могут ходить по улицам села длительное время.

Пройдя по всему селу, шествие останавливается возле клуба или на живописном берегу реки Летки. Сюда стекаются все группы гуляющих, и начинается веселье. Поют песни, частушки, много пляшут. Танец повторяется много раз подряд разными группами участников, но элемент соревнования, соперничества в танце не возникает. Разные группы по нескольку раз выходят в круг. При повторении танца его композиция не меняется, нарастает лишь эмоциональность и темперамент исполнения, усложняются импровизационные "колена", но никто не стремится доказать свое превосходство над другими.

Все одинаково весело и задорно пляшут, а наплясавшись вволю, поют песни, отдыхают и вновь пускаются в пляс. Юноши в начале танца участия не принимают. Они наблюдают за девушками со стороны и, лишь когда веселье и общее настроение достигнут наибольшего накала, выходят плясать. Аккомпанирует пляске гармонист-тальянщик. Обе фигуры в "Коми трӧпе" танцуются под специальный плясовой наигрыш с таким же названием (см. нотное приложение). Основная тема танцевального наигрыша вариационно повторяется несколько раз на протяжении всего танца.

Грузные, приземленные движения первой фигуры танца

Легкие прыжковые движения второй фигуры.

ФИГУРА I. "ЛЫМ ТАЛЯВНЫ" (Утаптывать снег). 64 такта. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный.

1 такт. Круг начинает двигаться по ходу часовой стрелки (рис.3). Всеми исполняются боковые танцевальные шаги "Тавкӧдны" (Утрамбовать). Движение исполняется на один такт:
На "раз" — шаг левой ногой влево, во 2-ю позицию, сильно ударяя всей стопой в пол.
На "и" — пауза.
На "два" — правую ногу приставить к левой в 6-й позиции, сильно ударяя всей стопой в пол.
На "и" — пауза.

2—4 такты. Повторить движения 1-го такта.

5—8 такты. Меняя ритмический рисунок шагов, все танцоры исполняют боковые шаги "Талявны" (Утаптывать) с приседанием. Движение исполняется на один такт:

На "раз" — шаг левой ногой влево во 2-ю позицию, сильно ударяя в пол.

На "и" — поставить правую ногу к левой в 6-ю позицию, левую освободить от веса тела.

На "два" — притоп всей стопой левой ноги рядом с правой в 6-й позиции. Присесть на обеих ногах.

На "и" — пауза.

9—16 такты. Повторить движения 1—8-го тактов.

17—20 такты. Исполнить четыре раза боковые шаги с приседанием "Талявны" с добавлением хлопка в ладоши на "два". Хлопок выполняется вместе с притопом левой ногой и приседанием.

21—24 такты. Восемь раз исполнить "Бокӧн мунны". Этот танцевальный шаг делается на одну четверть:
На "раз" — приподнявшись на низкие полупальцы обеих ног, сделать шаг левой ногой в сторону с полупальцев на всю ступню. Сесть на ней в полуприседание и одновременно хлопнуть в ладоши перед собой.
На "и" — подставить правую ногу к левой в 6-ю позицию, приподнимаясь на ней на низкие полупальцы. Левая нога незначительно поднимается под полом.
Все хлопки выполнять перед собой так, как это обычно делают при желании согреть руки на морозе.

25—32 такты. Повторить движения 17—24-го тактов.

33—64 такты. Повторить все с начала фигуры.

ФИГУРА II. "ТУЙ СЁРТНЫ" (Уторить тропинку). 128 тактов. Темп быстрый.

Все поворачиваются лицом по линии танца (рис.4).

1—4 такты. Идут шагом "Тавкӧдны" по ходу часовой стрелки. На всех восьми шагах обе руки снизу постепенно открываются в стороны до уровня плеч.

5—8 такты. Идут шагом "Талявны". Руки на один такт опускаются вниз, на другой — снова поднимаются в стороны.

9—16 такты. Повторить движения 1—8-го тактов.

17—32 такты. Восемь раз исполнить танцевальный шаг "Кок шы" (Топот). Один шаг исполняется на два такта:

Первый такт.
На "раз" — шаг вперед ногой, сильно топая.
На "и" — шаг вперед левой ногой, сильно топая всей ступней.
На "два" — шаг вперед правой ногой, сильно топая всей ступней. Левая нога поднимается к щиколотке правой.
На "и" — пауза.

Второй такт.
На "раз" — сильно топнув всей ступней в пол, шагнуть левой ногой вперед. Правую подтянуть к щиколотке левой ноги. Руки опустить вниз, а затем скрестить перед собой с согнутыми локтями.
На "и" — пауза.
На "два" — сильно топнув всей ступней в пол, шагнуть правой ногой вперед. Левую ногу поднять к щиколотке правой ноги. На последующие два такта движение исполняется с левой ноги. Руки вновь через низ открываются в стороны.

33—40 такты. Восемь танцевальных шагов "Кӧмтӧм" (Разутый). Каждый шаг исполняется на один такт:
На "раз" — шаг-прыжок правой ногой вперед на высокие полупальцы и тут же шаг на полупальцы левой ноги, ставя ее чуть-чуть впереди правой. Согнутые в локтях руки скрестить перед собой на уровне груди.
На "и" — пауза. Замереть на высоких полупальцах обеих ног.
На "два" — шаг-соскок на правую ногу вперед. Присесть на правой ноге, левую ногу отвести назад, согнув в колене. Корпус чуть подать вперед.
На "и" — подвести левую ногу к правой. Корпус выпрямляется. На следующий такт движение исполняется с левой ноги. Руки открываются в стороны.

41—48 такты. Восемь танцевальных шагов "Кӧма" (Обутый). Один шаг исполняется на один такт:
На "раз" — шаг-прыжок правой ногой вперед, ставя ее на каблук, носок правой ноги поднять как можно выше и тут же поставить левую ногу на каблук чуть впереди правой. Согнутые в локтях руки скрестить перед собой на уровне груди.
На "и" — пауза. Задержаться на каблуках обеих ног. Корпус прямой.
На "два" — шаг-соскок на правую ногу, сильно ударяя всей стопой в пол. Присесть на правой ноге, левую, согнутую в колене, отвести назад. Корпус чуть подать вперед.
На "и" — подвести левую ногу к правой. Корпус выпрямляется. На следующий такт движение исполняется с левой ноги, руки открываются в стороны.

49—50 такты. Исполнить танцевальный шаг "Кӧмтӧм-кӧма" (Обутый-разутый). Этот шаг сочетает в одной комбинации два шага, описанные выше: "Кӧмтӧм" (Разутый) и "Кӧма" (Обутый). Сначала исполняется шаг "Кӧмтӧм" с правой ноги, а с левой ноги исполняется шаг "Кӧма".

51—56 такты. Еще три раза исполнить танцевальный шаг "Кӧмтӧм-кӧма".

57—64 такты. Все кружатся на месте, исполняя четыре раза шаги "Кок шы". Количество поворотов может быть различным: молодые кружатся быстрей и успевают сделать до четырех поворотов, пожилые — медленней. После поворотов девушки останавливаются спиной по линии танца. Пары обращены лицом друг к другу, и далее девушки будут танцевать "Мышкӧн муніг" (Двигаясь спиной).

65—72 такты. Все исполняют восемь шагов "Кӧмтӧм". Девушки отступают этими шагами назад, а юноши наступают на них. Руки синхронно открывают в стороны и, согнув в локтях, скрещивают перед собой на уровне груди (рис.5).

73—80 такты. Восемь шагов "Кӧма". Положение корпуса и направление движения круга не меняются.

81—88 такты. Девушки исполняют четыре шага "Кӧмтӧм-кӧма", отступая перед юношами спиной по линии танца, юноши наступают на них танцевальным шагом "Куш кока" (Босоногий), который они исполняют восемь раз — по одному на каждый такт:
На "раз" — сильно наклонив корпус вперед, юноши делают шаг-прыжок правой ногой вперед на высокие полупальцы и тут же подставляют левую ногу к правой на полупальцы. Вес тела на двух ногах. Левая рука, согнутая в локте, перед собой, а правая с прямым локтем отведена назад за себя. Взгляд обращен на девушку.
На "и" — пауза. Зафиксировать положение на высоких полупальцах.
На "два" — шаг-соскок левой ногой вперед на всю ступню, сильно ударяя в пол и приседая на ней. Правая нога сгибается в колене сзади. Положение корпуса и рук не меняется.
На "и" — подпрыгнуть на левой ноге. Правую ногу вынести вперед с прямым коленом. Положение корпуса и рук не меняется. Движение "Куш кока" на последующие такты исполняется только с правой ноги.

89—96 такты. Девушки исполняют кружение на шагах "Кок шы", как в 57—64-м тактах, а юноши обходят свою девушку шагами "Куш кока" против хода часовой стрелки (рис.6). После кружения и обхода девушка с юношей останавливаются спиной друг к другу и поворачиваются лицом к другим партнерам. Теперь юноши будут танцевать "Мышкӧн муніг", а девушки наступают на них, двигаясь лицом по ходу танца.

97—104 такты. Исполняют восемь шагов "Кӧмтӧм". Юноши — отступая по линии танца, девушки идут вперед.

105—112 такты. Исполняют восемь шагов "Кӧма", не меняя направления движения.

113—120 такты. Девушки исполняют четыре шага "Кӧмтӧм-кӧма", наступая на юношей, а юноши отступают перед ними, исполняя восемь танцевальных шагов "Куш кока".

121—128 такты. Девушки кружатся на месте, а юноши обходят их, как в 89—96-м тактах. После кружения и обхода все снова поворачиваются лицом по линии танца.

Вторая фигура может много раз повторяться сначала. Наплясавшись, все кланяются друг другу в благодарность за пляску.

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.

Реклама Google: