Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

"ШОНДІБАНӦЙ" (Солнцеликая) Коми народный танец

Танец записан 14 января 1981 года в селе Койгородок. Запись происходила в доме Тороповой Елены Осиповны, где по нашей просьбе собрались пожилые люди из соседних домов на беседу о коми народных танцах. Из разговора выяснилось, что этот танец появился в 20—30-е годы и пользовался особой популярностью у местной молодежи вплоть до 40-х годов. О дальнейшей судьбе танца сказали так: "После войны мы почти не танцевали, а молодежь теперь танцует другие танцы". Сейчас танец помнят лишь несколько очень пожилых людей.

Нам посчастливилось записать танец полностью, все восемь фигур. Он представляет собой местный вариант широко распространенной в Коми крае пляски "Шондібанӧй". Интерес вызывает фигурная композиция с ярко выраженными солирующими моментами.

Задает тон в пляске первая пара. Она первой исполняет все фигуры, а остальные пары повторяют их за ней. Исполнители стоят двумя рядами друг против друга, что дает возможность принимать участие в пляске всем желающим, без ограничения. Парни стоят в одной линии, а девушки — напротив. Если количество пар было небольшим, все ждали, пока фигуру исполнит последняя пара, и только после этого переходили к следующей фигуре. При большом количестве пар очередную фигуру начинали не дожидаясь полного завершения предыдущей, что делало танец более интересным и зрелищным. Такая возможность была еще и потому, что все фигуры исполнялись под одну музыку — местный вариант наигрыша "Шондібанӧй" (см. нотное приложение). Как и везде, здесь его играют и танцуют вместе с частушками. Солирующая пара не поет, она всецело сосредоточена на пляске, которая, как эстафета, переходит от пары к паре.

Танец начинается с фигуры-рефрена, которая впоследствии повторяется после каждой новой фигуры.


ФИГУРА-РЕФРЕН. "ПЫРАН-ПЕТАН" (Проходная). 16 тактов. Музыкальный размер 2/4.

1—4 такты. Все соединяют руки и поднимают их, сгибая в локтях, кистями вверх до уровня груди. Обе линии, исполняя восемь шагов "Чашкыны кӧмкотӧн" (Шаркать башмаками), сходятся на середине (рис. 1).
На "раз"—из 6-й позиции, шаркнув подошвой по полу, сделать правой ногой шаг вперед.
На "и"— шаркнув подошвой по полу, подвести левую ногу к правой в 6-ю позицию.
На "два, и"— повторить движения на "раз, и" с левой ноги.

5—7 такты. Встретившись лицом к лицу, каждая пара обходит друг друга, меняясь местами (рис. 2). Все исполняют движения "Кок шы" (Топот).
На "раз"— шаг правой ногой вперед с ударом всей стопой в пол.
На "и"— приставить левую ногу к правой в 6-й позиции с ударом в пол всей стопой. Сесть в полуприседание на левой ноге, правую освободить от веса.
На "два, и"— повторить движения на "раз, и".

8 такт. Оказавшись на чужих местах, парни с девушками исполняют "Зымгыштам" (Топнем) с поклоном друг другу.
На "раз"— сильно топнуть правой ногой в 6-й позиции.
На "и"— сильно топнуть левой ногой в 6-й позиции.
На "два"— повторить притоп ногой.
На "и" — пауза. На все три притопа корпус наклоняется вперед.

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

9—11 такты. Исполняя шаги "Чашкыны кӧмкотӧн" назад, танцоры линиями отступают на места своих партнеров, оставаясь к ним лицом (рис. 3).

12 такт. "Зымгыштам" с поклоном друг другу.

13—15 такты. Исполняя танцевальное движение "Кок шы" в повороте, все кружатся на месте по ходу часовой стрелки (рис. 4).

16 такт. "Зымгыштам" с поклоном друг другу. После фигуры-рефрена все оказались на противоположной стороне. Теперь задача каждой пары в последующих фигурах состоит в том, чтобы, встретившись со своими партнерами на середине и проплясав с ним положенные по фигуре танцевальные движения, возвратиться потом на свое первоначальное место.

ФИГУРА I. 16 тактов.

1—4 такты. Первая пара сходится на середине. Каждый из партнеров идет по рисунку "Чукыльӧсь туй" (Извилистая дорога) навстречу друг другу (рис. 5). Оба исполняют движение "Зымгом" (Стукотня).
На "раз"— шаг правой ногой вперед, сильно ударяя в пол всей ступней. Сесть в полуприседание на правой ноге.
На "и"— такой же шаг левой ногой вперед, еще больше приседая на обеих ногах.
На "два"— вставая из приседания, шаг вперед правой ногой на низкие полупальцы. Колени выпрямить.
На "и"— шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы.

5—8 такты. Партнеры меняются местами, проходя тем же движением лицом друг к другу (рис. 6).

7—8 такты. Обходя свой небольшой круг теми же шагами, продолжают меняться местами, двигаясь против хода часовой стрелки (рис. 7).

9—10 такты. Партнеры меняются местами, проходя спиной друг к другу. Шаги те же (рис. 8).

11—14 такты. Повторяются движения 1—4-го тактов, но теперь партнеры удаляются друг от друга (рис. 9).

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Рис.8

Рис.9

15 такт. Вернувшись на свое первоначальное место, каждый поворачивается по ходу часовой стрелки на 180o, исполнив при этом два шага "Кок шы".

16 такт. "Зымгыштам" с поклоном своему партнеру.

На следующие 16 тактов первая фигура повторяется второй парой, затем вступают третья и четвертая. Если пар больше четырех, то первая пара не ждет исполнения первой фигуры всеми парами, а вступает раньше. Получается композиционное совмещение двух фигур в одном хореографическом рисунке, когда последние пары еще продолжают исполнять предыдущую фигуру, а первые уже начинают следующую. Но чаще танцуют четырьмя парами, и, когда четвертая пара станцует, все исполняют фигуру-рефрен, меняются местами, для того чтобы начать вторую фигуру.

ФИГУРА II. 16 тактов.

1—8 такты. Исполняя шаги "вальсовый поворот" в ритме 2/4, танцоры первой пары идут навстречу и на середине обходят друг друга (рис. 10 - справа).

9—14 такты. Продолжая кружиться, возвращаются на свои места (рис. 11).

15 такт. Поворачиваются двумя шагами "Кок шы" лицом друг к другу.

16 такт. "Зымгыштам" с поклоном своему партнеру.

Такие переходы на свое место с обходом партнера в повороте исполняют все пары. Снова повторяется фигура-рефрен "Пыран-петан".

ФИГУРА III. 16 тактов.

1—4 такты. Исполняя шаги "Чашкыны кӧмкотӧн", первая пара сходится на середине (рис. 12).

5—8 такты. Взявшись правыми руками под руку, пара кружится по ходу часовой стрелки (рис. 13). Шаги те же.

9—12 такты. Меняют руки и кружатся в противоположном направлении (рис. 14).

13—14 такты. Пара расходится на свои первоначальные места (рис. 15). Шаги те же.

15 такт. На двух шагах "Кок шы" поворачиваются лицом друг к другу.

Рис.12

Рис.13

Рис.14

Рис.15

16 такт. "Зымгыштам" с поклоном.

Рисунок этой фигуры повторяется в IV, V и VI фигурах. Меняются только соединения рук во время поворотов.

Когда третью фигуру закончили все пары, вновь повторяется фигура-рефрен "Пыран-петан". Линия юношей вновь меняется местами с линией девушек.

ФИГУРА IV. 16 тактов.

Хореографический рисунок этой фигуры точно повторяет рисунок III фигуры. Ее так же начинает первая пара и кружится на середине в обе стороны, но теперь она соединяет руки "Ки вылӧ ки" (Рука на руку). При таком соединении партнеры складывают прямые ладони правых рук и поднимают их вверх, локти соприкасаются на уровне груди. Кружась в обратном направлении, соединяют таким же образом левые руки. В завершении фигуры исполняется фигура-рефрен "Пыран-петан".

ФИГУРА V. 16 тактов.

Рисунок фигуры повторяет две предыдущие, а положение рук в паре во время поворота иное — "Топӧдчӧмӧн" (В обнимку). Партнеры обращены лицом друг к другу. Девушка чуть правее от юноши. Он кладет свою правую руку ей на пояс с левой стороны, а левой рукой поддерживает локоть ее правой руки.

Девушка свою правую руку кладет юноше на левое плечо, а левой рукой обхватывает запястье его правой руки. В таком положении пара кружится по ходу часовой стрелки. При смене направления поворотов меняются и руки: юноша левой рукой обнимает девушку за талию, а правой поддерживает ее левую руку за локоть и т. д. Вновь повторяется фигура-рефрен "Пыран-петан".

ФИГУРА VI. 16 тактов.

Как и в предыдущих трех фигурах, хореографический рисунок шестой фигуры не изменяется. Меняется лишь положение рук в паре во время поворотов. Теперь танцоры при кружении по ходу часовой стрелки кладут правые руки друг другу на правые плечи, а при кружении против хода часовой стрелки — левые руки на левые плечи. Свободную руку опускают вдоль корпуса. После этой фигуры танцоры сразу начинают VII фигуру без фигуры-рефрена.

ФИГУРА VII. "ГОЗЙӦН-ГОЗЙӦН" (Пара за парой). 32 такта.

Эта фигура является традиционной круговой пляской, исполняемой в парах. Различные варианты этой пляски бытуют в Коми республике повсеместно.

1—4 такты. Обе линии шагами "Чашкыны кӧмкотӧн" сходятся на середине (рис. 16).

5—7 такты. Выплясывают друг перед другом движениями "Кок шы".

8 такт. "Зымгыштам" с поклоном друг другу. Юноша предлагает правую руку девушке, она в ответ подает ему левую руку.

9—16 такты. Пара за парой идут на круг (рис. 17). Шаги "Чашкыны кӧмкотӧн".

17—18 такты. Пара за парой идут по кругу против хода часовой стрелки (рис. 18). Шаги "Чашкыны кӧмкотӧн".

Рис.16

Рис.17

Рис.18

Рис.19

Рис.20

Рис.21

Рис.22

19 такт.
На "раз"— все делают шаг вперед с правой ноги, ударяя стопой в пол.
На "и"— пауза.
На "два"— шаг вперед с левой ноги, сильно ударяя стопой в пол.
На "и"— пауза.

21—24 такты. Пары поворачиваются на 180o, меняют руки: юноша подает девушке левую, а она ему — правую руку. Повторяют движения 17—20-го тактов, проходя по кругу по ходу часовой стрелки (рис. 19).

25—26 такты. Повернувшись лицом друг к другу, пары соединяют обе руки. Юноши отступают спиной к центру четырьмя шагами "Чашкыны кӧмкотӧн", ведут девушек за собой (рис. 20).

27—28 такты. Повторяют движения 25—26-го тактов, вновь расширяя круг. Теперь девушки отступают спиной, а юноши идут за ними. Шаги те же (рис. 21).

29—32 такты. Соединив руки в "вальсовом положении", кружатся парами по кругу, исполняя два полных "вальсовых поворота" в ритме 2/4 (рис. 22).

Движения 17—32-го тактов повторяются много раз подряд, и фигура может длиться настолько долго, насколько танцующие этого желают.

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.
См. также: Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.

Реклама Google: