Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ


Девушки в ожидании приглашения на танец

Деление на пары

Фигура "Марш"

Солирующая пара.

"ШЕН" Коми народный танец

Этот коми народный танец записан 9 июня 1976 года в селе Помоздино. Наряду с кадрилью он распространен во многих селах, расположенных в верховьях Вычегды. Нет более популярных танцев в этой местности, чем "Шен" и "Кадриль". Пожилые люди хорошо помнят эти танцы и с большим мастерством исполняют по сей день.

По своему композиционному построению танец "Шен" является разновидностью коми народной кадрили. На наши вопросы о значении названия танца никто из исполнителей не смог дать точного ответа. Это наводит на мысль, что название его произошло от названия одной из фигур французской кадрили. Она так и называется "Шен". Возможно, коми народ познакомился с французской кадрилью в пору ее широкого распространения и на ее основе создал свой собственный танец, а название оставил прежнее. В смысл французских названий фигур тогда никто не вникал. Поэтому и сейчас никто не может объяснить его значение.

Танец "Шен" построен в традиционной форме кадрили. Он состоит из шести фигур. Создавая каждую из них, народ сохранил единый композиционный принцип построения хореографических рисунков. Каждая фигура построена на сложных перемещениях исполнителей с многочисленными поворотами в парах с разными партнерами.

Каждая пара исполняет фигуру и, закончив ее, приглашает следующую пару. Это придает всему танцу некоторую "церемонность", подчеркивает уважительное отношение исполнителей друг к другу.

Оригинальна первая фигура "Марш". Она напоминает наборный хоровод, во время которого участники выбирают себе партнеров и приглашают их на танец.

Все пары стоят в линиях друг против друга. В одной линии стоят девушки, а напротив их стоит линия юношей. Но танец гораздо интереснее смотрится, когда в обеих линиях девушки чередуются с юношами, а их партнеры находятся на противоположной стороне. Для исполнения очередной фигуры партнеры сходятся с разных сторон на середине между двумя линиями. Исполнив фигуру, каждая пара приглашает следующую, а сама становится в конец линий. Девушка возвращается на свою сторону, а юноша — на свою. Начинает любую фигуру (кроме шестой) всегда одна и та же пара, которая стоит в начале линий. На ее место постепенно перемещаются все остальные пары.

Фигуры танца следуют без пауз и объявлений, одна за другой, что создает картину нескончаемого движения. Пара без всякой остановки сменяет пару, а "цепное" построение всех фигур еще больше усиливает впечатление. При большом количестве пар приглашение каждой последующей пары отсутствует. В этом случае каждая пара вступает в танец, не дожидаясь окончания фигуры предыдущей парой. Возникает своеобразный хореграфический "канон" — очень интересный и зрелищный прием.

Гармонист всегда следит за первой парой. При ее возвращении на свое место он меняет мелодию, и первая пара начинает следующую фигуру. Останавливаются танцующие только один раз перед началом шестой фигуры. Пауза необходима для перестроения исполнителей с двух линий в общий круг.

По своей манере танец "Шен" приближается одновременно и к кадрили, и к игре. В нем много веселья, задора, чем-то напоминающего традиционный коми народный танец "Шондібанӧй".

Положение рук в этом танце ограничивается парными соединениями "Ки пӧлӧд" (Под руку). Выполняя повороты, юноша держит девушку за талию, а она кладет ему руки на плечи. Во время всех переходов руки свободно опущены вдоль корпуса.

Темп исполнения танца не очень быстрый. Он сохраняется на протяжении всего танца.

См. нотные приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

ФИГУРА I. "МАРШ".

Эта фигура обособленно стоит по отношению ко всем последующим. Она является как бы "интродукцией" ко всему танцу. Юноши и девушки выбирают себе партнеров и приглашают их на танец.

Перед началом танца все желающие танцевать размещаются по большому полукругу в произвольном порядке. Девушки могут сидеть на скамейках и ждать приглашения.

Привлекает особая форма приглашения на танец. Юноша или девушка, подойдя к своему "избраннику", грозит ему пальцем. Сначала они это делают правой рукой и одновременно притоптывают правой ногой, а затем — левой рукой, притоптывая левой ногой. Это своеобразное приглашение означает, что во время танца партнер должен хранить "верность", так как им придется находиться на расстоянии друг от друга и часто танцевать с другими парами.

Гармонист играет марш (см. нотное приложение). Один из юношей выходит на середину и, обойдя круг, подходит к девушке, которую он выбрал. Подойдя к девушке, юноша исполняет притоп правой ногой и с переступанием ударяет в пол левой ногой. Одновременно с этим он "грозит" девушке. Это "приглашение" остается неизменным для всех участников танца.

Количество тактов на "Проходку" и "Приглашение" не регламентируется.

После "Приглашения" юноша поворачивается и направляется на середину. Девушка идет за ним следом. Юноша проходит к еще одной девушке и исполняет перед ней "Приглашение". Теперь они втроем выходят на середину. Теперь "Приглашение" исполняет девушка. Она приглашает юношу.

Все приглашенные пристраиваются к общей цепочке с двух сторон. Двигается вереница то в одну, то в другую сторону. Ведущими поочередно становятся участники, стоящие на противоположных концах. После очередного "Приглашения" все поворачиваются на 180o, идут в другую сторону.

 

Так продолжается до тех пор, пока все участники не будут приглашены.

Последний приглашенный выводит всю линию на середину. Пары расходятся в разные стороны, образуя две линии (рис. 1).

Партнер каждой пары находится на противоположной стороне (рис. 2). Начинать все фигуры будет I пара. После исполнения фигуры она будет становиться на место IV пары, а все остальные пары будут постепенно смещаться на их место. Все пары танцуют одинаково. Поэтому мы ограничимся описанием движений одной пары.

ФИГУРА II. "ЧИЖИК".

1—2 такты. I пара, исполняя два "Шага с ударом на последнюю долю такта", сходятся на середине (рис. 3).
На "раз"— шаг с правой ноги вперед на всю ступню.
На "и"— шаг с левой ноги вперед на всю ступню.
На "два"— шаг с правой ноги вперед на всю ступню.
На "и"— удар каблуком левой ноги у носка правой ноги.

3—4 такты. Взявшись под руки правыми руками, I пара кружится на месте по ходу часовой стрелки (рис. 4).

5—6 такты. Меняют руки и кружатся в другую сторону против хода часовой стрелки.

7—8 такты. Двумя "шагами с ударом" юноша I пары идет к девушке II пары, а девушка I пары идет к юноше II пары (рис. 5).

9—10 такты. Подойдя к ним и взявшись правыми руками "под руку", кружатся по ходу часовой стрелки. Шаги те же (рис. 6).

11—12 такты. Покружившись со II парой, I пара снова встречается на середине и на 13—14-й такты кружится по ходу часовой стрелки, взявшись "под руку" левыми руками (рис. 7).

15—16 такты. I пара подходит к юноше и девушке III пары.

17—18 такты. Исполняют с ними поворот по ходу часовой стрелки, взявшись "под руку" правыми руками.

На следующие два такта I пара вновь встречается на середине. Они кружатся "под руку". Затем снова расходятся к разным линиям, направляясь к юноше и девушке IV пары.

Так длится до тех пор, пока I пара не покружится поочередно со всеми парами. Количество тактов будет зависеть от общего числа пар.

На последние два такта I фигуры I пара, взявшись за руки, идет к вышедшей на середину II паре и с притопом приглашает ее на танец (рис. 8).

Вся фигура повторяется II парой. Они начинают кружиться "под руку" по ходу часовой стрелки, а I пара, разъединив руки, отходит на место VI пары (рис. 9).

Так фигуру исполняют II, III, IV, V и VI пары. В конце все пары снова окажутся на своих первоначальных местах.

ФИГУРА III. "РОЧ".

Эта фигура плясового характера. В ней допускается импровизирование всеми участниками. Каждый из них старается придумать свой оригинальный шаг.

1—2 такты. I пара сходится на середине. Каждый исполняет свой шаг.

3—4 такты. Обходят друг друга, не берясь за руки. Сильно дробят и приплясывают (рис. 10).

5—6 такты. I пара расходится в разные стороны, и каждый подходит к юноше и девушке II пары.

7—8 такты. Обходят друг друга с чужими партнерами (рис. 11).

9—10 такты. I пара снова сходится на середине.

11—12 такты. Пары обходят друг друга, сильно приплясывая и выбивая дроби (рис. 12).

Всякий раз, возвращаясь на середину, I пара обходит III, IV, V и VI пары. Затем следует "Приглашение" II пары, а I пара отступает на место VI пары (см. конец I фигуры).

Фигуру исполняют поочередно все пары.

ФИГУРА IV. "БЕРЕЗКА".

1—4 такты. I пара соединяет руки крест-накрест и простыми шагами на каждую четверть такта проходит до VI пары.

5—8 такты. Повернувшись, возвращается обратно (рис. 13).

8—12 такты. Вернувшись на свое место, I пара образует круг с подошедшей к ней II парой. Взявшись за руки, они идут по кругу по ходу часовой стрелки (рис. 14).

13—15 такты. Поворачиваются и идут против хода часовой стрелки.

16 такт. I пара поднимает вверх соединенные руки, образуя "воротца". II пара проходит сквозь "воротца" и направляется на свое место, а на их место выходит III пара (рис. 15).

Так продолжается до тех пор, пока I пара не образует кружок с IV, V и VI парами. Фигура заканчивается традиционным "Приглашением" следующей пары. Фигуру повторяют все пары. Протанцевав эту фигуру, VI пара "приглашает" снова I пару и без паузы начинается следующая фигура.


"Челночное" движение пар

Фигура "Шен".

ФИГУРА V. "НОЧКА".

Хореографический рисунок этой фигуры построен на "челночных" переходах солирующей пары, во время которых все остальные пары последовательно меняются местами и снова возвращаются на свои места.

1—4 такты. I пара, взявшись крест-накрест за руки, проходит по середине до уровня III пары. II пара меняется местами, как только перед ней пройдет I пара (рис. 16).

5—8 такты. Не отпуская рук, партнеры I пары поворачиваются лицом друг к другу на 180А и проходят на свои места. У них за спинами юноша и девушка II пары возвращаются на свои места (рис. 17).

9—12 такты. I пара снова идет по середине. Теперь она доходит до уровня IV пары, а у нее за спиной меняется местами III пара (рис. 18).

13—16 такты. I пара повторяет движения 5—8 тактов. III пара возвращается на свое место, пройдя за спиной у первой пары (рис. 19).

Это "челночное" продвижение I пары длится до тех пор, пока последняя, VI пара снова не возвратится на свое место.

После этого традиционное "Приглашение" II пары, а I пара отступает на место VI пары. Протанцевав всю фигуру с начала, II пара "приглашает" III пару. III пара "приглашает" IV пару, IV пара в свою очередь "приглашает" V пару, а V пара — VI пару.

После этого наступает пауза, во время которой все пары перестраиваются из двух линий в общий круг.

ФИГУРА VI. "ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ".

I—2 такты. Все девушки, исполняя шаги с ударом на последнюю долю такта, идут к центру круга (рис. 20).

3—14 такты. Все девушки соединяют в центре правые руки, образуя "Город" (Узел). В таком построении девушки обходят три круга по ходу часовой стрелки. Исполняют мелкие шаги по восьмым долям такта. Юноши стоят на месте (рис. 21)

15—16 такты. Дойдя до своих юношей, девушки исполняют с ними "парный поворот". Руки девушек лежат на плечах у юношей, а юноши держат девушек за талии (рис. 22).

После поворотов со своими юношами девушки снова образуют "Город" в центре круга и двигаются по ходу часовой стрелки. На этот раз они проходят чуть больше круга и снова кружатся, но теперь не со своими партнерами, а с юношами следующих по ходу движения пар. После поворота снова "Город" в центре круга. Так последовательно девушки кружатся со всеми юношами, пока вновь не возвращаются к своим.

Вернувшись к своим юношам, девушки подают им правые руки. Все исполняют "Шен", подавая идущим навстречу юношам и девушкам то правые, то левые руки. Юноши двигаются по кругу против хода часовой стрелки. Девушки — по ходу часовой стрелки (рис. 23).

"Шен" продолжается до тех пор, пока пары вновь не окажутся на своих местах. Все пары исполняют "парный" поворот по ходу часовой стрелки. Точное деление этих фигур на такты невозможно, т. к. оно зависит от количества пар (рис. 24).

Вся фигура повторяется сначала. Только теперь "Город" в центре круга образуют юноши, а девушки стоят на месте. Юноши так же, как и девушки, обходят три круга, кружатся со своими девушками.

В исполнении жителей села Скородум танец "Шен" имеет VII фигуру, которая называется "Плясовая". Само название очень точно передает характер этой фигуры. Во время ее исполнения "Шен" перерастает в задорную круговую пляску. Все танцующие двигаются по кругу, импровизируя различные танцевальные ходы и "коленца". Подобный прием мы уже не раз встречали в традиционных коми народных танцах.

"Вычегодский Шен" танец в исполнении ансамбля народного танца "Метелица", руководитель Ольга Сажина. Апрель 2012.


*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.
См. также: Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.
См. также: На празднике "Коми книга -2012" на Удоре видео: "Удорская Плясовая", "Тупи-Тапи", "Молодежная Кадриль", фото "Глотовская Кадриль" и др.

Реклама Google: