Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

"МИЯН ПӦЛЯН" (Наша дудка) Коми народный танец

Танец записан 12 июня 1984 года в исполнении семейного ансамбля Кочановых из села Нижний Воч Усть-Куломского района во время их выступления на Первом межрайонном фестивале народного творчества "Песни Верхней Вычегды". Кочановы — музыканты-любители, владеющие секретами игры на древнейших коми национальных музыкальных инструментах. В их репертуаре песенные, игровые и плясовые наигрыши. Танец "Миян пӧлян" музыканты Кочановы исполняют сами, аккомпанируя себе на многоствольных флейтах-пэлянах и губно-щелевой флейте — "гум-пӧляне" (дудке из дягиля), см. подробнее. При скромности хореографического рисунка танца его манера, характер наполнены неповторимым своеобразием. Танец покоряет не техникой исполнения сложных "колен", а неподдельной музыкальностью, полным слиянием музыкального образа с пластическим. На осанке исполнителей существенно сказывается необычная постановка корпуса, что связано со спецификой игры на музыкальных инструментах. В условиях занятости рук и малоподвижности корпуса главным выразительным средством становятся движения ног в сочетании с ритмическими раскачиваниями всего тела. Подобная пластика нечасто встречается в хореографии и у коми народа получила образную и меткую характеристику, выразившуюся в названии такого способа движения —"Ош мунӧм" (Походка медведя). Танцевальных ходов в композиции всего два: "Ош мунӧм" и "Варгыльтны" (Идти вперевалочку).

Ход "Ош мунӧм" исполняется на один такт. Музыкальный размер 2/4. Темп медленный.

На "раз"— шаг правой ногой в направлении вперед и одновременно в сторону в широкую 2-ю позицию, стопы невыворотно, вес тела переносится на правую ногу. Корпус чуть наклонить по ходу движения вперед-вправо.

На "и"— пауза.

На "два"— с акцентом вниз сесть в полуприседание на правой ноге. Чуть качнуть бедрами вправо, корпус — в прямое положение.

На "и"— пауза.

На следующий такт движение исполняется с левой ноги. Женщины при этом ходе стремятся добиться эффекта раскачивания юбки при каждом шаге. Такое раскачивание тяжелой юбки из стороны в сторону в сочетании с раскачиванием корпуса создает впечатление и является существенной дополнительной деталью к хореографической пластике как использование особенностей коми народного костюма.

Второй ход "Варгыльтны" исполняется на одну четверть такта.

На "раз"— шаг правой ногой вправо-вперед, мягко ступая во 2-ю позицию на всю ступню.

На "и"— качнуть корпусом вперед-вправо, передавая вес тела на правую ногу. Левую приблизить к правой.

На "два, и"— шаг повторяется с левой ноги.

Танец состоит из одной фигуры под названием "Бӧр-водз" (Взад-вперед), композиция которой строится на прямолинейном движении вперед и назад трех исполнителей: двух женщин и одного мужчины.

Перед началом танца все трое стоят в одной линии. Начинают играть мелодию "Миян пӧлян". См. музыкальные ноты.

ОСНОВНАЯ ФИГУРА. "БӦР-ВОДЗ". 32 такта.

1—4 такты. Трое музыкантов-танцоров, исполняя четыре шага "Ош мунӧм", двигаются вперед (рис.1).

5—8 такты. Отступают назад на исходное место восемью шагами "Варгыльтны" (рис.2).

9—12 такты. Женщины идут вперед четырьмя шагами "Ош мунӧм" и снова возвращаются на свое место шагами "Варгыльтны" (рис.3). Мужчина остается стоять на своем месте.

17—20 такты. Четырьмя шагами "Ош мунӧм" мужчина выходит вперед. Женщины играют, стоя на месте (рис.4).

21—24 такты. Мужчина отступает назад на свое место шагами "Варгыльтны". Одновременно с ним женщины выходят вперед шагами "Ош мунӧм" (рис.5).

25—28 такты. Женщины отступают назад, а мужчина выходит вперед. Шаги те же (рис.6).

29—32 такты. Женщины стоят на месте, а мужчина один возвращается в общую линию. Шаги "Варгыльтны" (рис.7).

Фигура "Бӧр-водз" несколько раз повторяется с начала без каких-либо изменений. В конце исполнители кланяются друг другу в благодарность за игру и танец.

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.
См. также: Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.

Реклама Google: