Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

"НЫВЪЯС ВА ДОРӦ ВОРСНЫ ЛЭЧЧИСНЫ" (Девушки пошли к реке играть) народный танец

Хороводный танец с разыгрыванием содержания песни, под которую он исполняется. Записан в селе Вольдино Усть-Куломского района 10 июня 1976 года.

В основу танца положена народная песня, которую сочинили в этих краях на стихи В.И.Лыткина. Нотное приложение 20. Восприняв стихи современного поэта, народ создал на их основе песню, а песня, в свою очередь, повлекла за собой рождение хороводного танца.

Песня родилась в советское время (в 1920-е годы), но в ней отразились более ранние народные традиции. Она, как и хоровод, создавалась не на сцене и не для сцены, а во время чудесного и древнего обряда встречи половодья.

В селе Вольдино существовала давняя традиция — день, когда вскрывается река, отмечать первыми весенними играми, негромкими песнями, спокойными хороводами. В обряде принимали участие только девушки. Они одевались в свои самые нарядные сарафаны, головы покрывали красивыми шалями и отправлялись на реку. Шли вдоль берега реки, взявшись за руки, пели негромкие девичьи песни о любви, о милом друге, мечтали о счастье.

Так шли они хороводом вдоль берега речки до тех пор, пока не находили высокое, сухое, обогретое весенним солнцем место. Обычно это было традиционное место гуляний. Тут девушки усаживались на молодую травку лицом к реке, смотрели на ледоход, гадали, грустили о своих суженых, много пели и с заходом солнца возвращались в деревню.

В этом обряде отразился трепетный отклик молодых девичьих сердец на пробуждение природы, волновавший юные сердца ожиданием любви, счастья.

Может быть, именно поэтому стихи В.И.Лыткина как нельзя лучше подошли к настроению и событиям такого дня, органично вошли в праздник и стали народной песней. В этой песне говорится о грусти девушки, которая смотрит на великолепие пробуждающейся природы и сетует на свою несчастную судьбу. Она видит, что в природе есть свой "праздник"— весна. А в ее жизни все безрадостно. Подруги утешают ее, убеждают в том, что так же, как на смену долгой и суровой зиме приходит весна,— так и в жизнь девушки неизбежно придет счастье, а в ее сердце постучится любовь.

Хоровод необыкновенно поэтичен, образно, волнующе раскрывает тему неразрывного единства человека и природы, любования ее красотой, вечной мудростью природы.
См. музыкальные ноты и текст песни.

ВЫХОД. "МУННЫ ЗВӦЙКЙӦН" (Идти цепочкой). 16 тактов. Исполняется первый куплет песни.

Девушки, держась за руки, "змейкой" идут по кругу, образуя большой полукруг. Шаги очень медленные, спокойные, "мягкие". Один шаг на каждую четверть такта (рис.1).

ФИГУРА I. Исполняется второй куплет песни.

1—8 такты. Опустив руки, девушки стоят в полукруге. Крайние девушки поворачиваются на месте вокруг себя и руками как бы указывают на речку, солнце, окружающую природу (рис.2).

9—16 такты. Девушки, медленно приседая, опускаются вниз, расправляют по траве складки сарафанов.

ФИГУРА II. Исполняется третий куплет песни.

1—8 такты. От полукруга отделяется одна девушка. Она, поникнув головой, медленно идет на середину (рис.3).

9—16 такты. Выйдя на середину, "девушка-солистка" медленно опускается на землю. Голову склоняет на плечо и так сидит на протяжении всей последующей фигуры.

ФИГУРА III. Четвертый куплет песни.

1—8 такты. От полукруга отделяются две крайние девушки (первая и последняя) и подходят к сидящей в центре (рис.4).

9—16 такты. Подойдя к "солистке", две девушки с полуповоротом показывают ей на сияющее солнце, на "речку" и т. д. Продолжая петь, гладят ее по голове, жалеют (рис.5).

ФИГУРА IV. Пятый куплет песни.

1—8 такты. Бережно взяв под руки "солистку", обе девушки поднимают ее с земли. Вместе с ней встают все участницы хоровода (рис.6).

9—16 такты. Обеими руками поддерживая с двух сторон "солистку", девушки вводят ее в общий круг, в хоровод.

Круг образовывают все девушки, которые двигаются за ними следом, каждая на свое место в кругу (рис.7).

ФИГУРА V. Шестой куплет песни.

1—8 такты. Взявшись за руки в круг, девушки двигаются против хода часовой стрелки (рис.8).

9—16 такты. Разорвав круг, девушки "цепочкой" двигаются по большому полукругу.

УХОД. "МУННЫ ЗВӦЙКЙӦН". Седьмой куплет песни.

1—16 такты. Хороводница ведет всех девушек за собой "цепочкой" (рис.9).

Такой же "цепочкой" они шли по лугам, обходя сырые места, кустарник, березки, направляясь после гуляния в деревню.

Хороводница ведет за собой всех девушек цепочкой

Девушки и солистка медленно опускаются на землю

Подруги утешают девушку в ее горе.

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.
См. также: Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.

Реклама Google: