Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

"ЛУЙКИ-ЛАЙКИ" народный танец

Игровой хороводный танец записан 11 июня 1976 года в исполнении фольклорного коллектива села Скородум Усть-Куломского района. В коми народных хороводных играх звучит тема счастливой любви, когда молодые по взаимной любви и согласию вступают в брак. Такому событию народ радуется и приветствует его. Но не менее часто в подобных хороводах звучит и горестная тема неравных браков, когда молодую девушку насильно выдают замуж за старого, нелюбимого. Данный хоровод свидетельствует о стремлении к красоте и справедливости, в нем ярко выражены народные взгляды на брак, требования нравственной чистоты и душевного благородства, предъявляемые к молодоженам. События хоровода развиваются вокруг солистов-"женихов", старого и молодого. Композиция двухчастна. В первой части солирует молодой "жених". Его величают, одаривают и с почетом провожают из хоровода. Первая половина хоровода плавная, торжественная, с ярко выраженным величальным характером. Вторая часть развивается по тому же сюжету, но с диаметрально противоположным отношением хороводниц ко всему происходящему, поскольку в круг выходит старый "жених". Его встречают резкими негодующими действиями, выражая "старому" свое осуждение, даже презрение.

В хороводе участвуют только женщины, всех возрастов, замужние и незамужние. Они образуют замкнутый круг, взявшись за руки.

См. музыкальные ноты.

Первый куплет песни. Торжественно и плавно все женщины движутся в ритме песни по ходу часовой стрелки.

Второй куплет. Круг останавливается, две девушки разъединяют руки и пропускают в середину девушку-солистку, которой предстоит сыграть роль "молодого жениха" (рис.1).

Третий куплет. Женщины продолжают движение по кругу, а "молодой жених" важным шагом прохаживается внутри круга (рис.2).

Четвертый куплет. "Молодой жених" всем своим видом демонстрирует молодецкую удаль, силу, мужественную красоту, а вместе с тем скромность и добропорядочность. Хороводный круг останавливается, от него отделяется одна девушка и в знак всеобщего уважения преподносит "молодому жениху" красочно расшитое полотенце. В момент вручения подарка вместе с девушкой кланяется и весь хоровод (рис.3).

Пятый куплет. "Молодой жених" с поклоном принимает подарок, перебрасывает его через плечо, берет девушку за руку и провожает ее обратно в хоровод. Круг возобновляет движение по ходу часовой стрелки, а "молодой жених" разгуливает внутри круга с полотенцем на плече (рис.4).

Шестой куплет. Девушки останавливаются, круг размыкается, и "молодой жених" выходит из круга. Проводив "молодого", круг размыкается в другом месте и пропускает в него новую солистку, чаще всего пожилую женщину, которая будет играть роль "старого жениха" (рис. 5).

Седьмой куплет. "Старый жених" гримасничает, нелепо хромает, смешно трясет бородой, пристает ко всем девушкам.

Восьмой куплет. Хоровод высмеивает желание дряхлого "старого жениха", который на старости лет надумал жениться на молодой. В знак своего осуждения хоровод гневно топает ногами, машет на него руками.

Девятый куплет. "Старому жениху" в лицо летит из хоровода рваная тряпка вместо полотенца. С этим "подарком" его изгоняют из круга.

На этом хоровод-игра заканчивается. Он может повториться с новыми исполнителями ролей "старого" и "молодого" женихов.

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.
См. также: Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.

Реклама Google: