Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

"КУРАТОВСКАЯ КАДРИЛЬ" народный танец

Танец записан 16 июня 1983 года в селе Куратове Сысольского района на традиционном Куратовском празднике поэзии, посвященном памяти основоположника коми литературы Ивана Куратова в исполнении участников фольклорного коллектива сельского клуба.

Среди старинных танцев села Куратова кадриль занимает особое место. Несколько поколений куратовцев на протяжении более ста лет считают ее самым лучшим своим танцем, относятся к ней с почтением. Танцевать кадриль учились специально, заранее заучивая фигуры, переходы, танцевальные шаги. Кадриль пришла из города и считалась не простонародным, а "городским танцем". В прежнее время ее танцевали только в избе на посиделках, вечорках, свадьбах и в других особо важных случаях. В Заречье, на лугах, кадриль танцевали лишь для "тренировки". По местным обычаям, в кадрили очень важно быть нарядным. Девушек в повседневной одежде на кадриль не приглашали. Парни в танце подчеркнуто внимательны к своим партнершам.

Кадриль состояла из семи фигур. До наших дней дошел вариант, в котором сохранилось пять фигур. Два забыты полностью. Но и в этом виде Куратовская кадриль представляет собой яркое явление коми народного хореографического искусства.

Главное, что отличает Куратовскую кадриль от всех других коми кадрилей — ее необычное музыкальное сопровождение. Она исполняется под местный вариант наигрышей "Шондібанӧй" (Солнцеликая) и частушки (см. нотное приложение). Все фигуры следуют одна за другой без пауз и остановок.

В танце принимают участие восемь человек. Раньше это обязательно были пары, сейчас кадриль умеют танцевать только женщины, но половина из них танцует в "роли" мужчин. Перед началом танца пары становятся друг против друга (рис. 1).

ФИГУРА I. 16 тактов. Музыкальный размер 2/4.

1—3 такты. Не берясь за руки, пары идут навстречу друг другу, исполняя шесть танцевальных шагов "Зымӧдчӧм" (Стукотня). Шаг исполняется на каждую четверть такта.
На "раз"— шаг правой ногой.
На "и"— удар каблуком левой ноги рядом с правой.
На "два, и"— шаг повторяется с левой ноги.

4 такт. Встретившись с противоположной парой, все исполняют танцевальный притоп "Зымгыштам" с легким поклоном друг другу головой. Движение исполняется на один такт.
На "раз"— сильно топнуть правой ногой. Голову слегка наклонить вперед в поклоне.
На "и"— сильно топнуть левой ногой рядом с правой.
На "два"— сильно топнуть правой ногой рядом с левой. Голову поднять.
На "и"— пауза.


5—7 такты. Шестью шагами "Зымӧдчӧм" пары возвращаются на свои места (рис. 2).

8 такт. Партнеры одной пары поворачиваются друг к другу лицом, исполняют танцевальный притоп "Зымгыштам" с поклоном.

9—11 такты. Соединив правые руки под руку, пары кружатся по ходу часовой стрелки (рис. 3). Шаги "Зымӧдчӧм".

12 такт. На танцевальном притопе "Зымгыштам" меняют руки.

13—15 такты. Соединив левые руки под руку, пары кружатся против хода часовой стрелки (рис. 4). Шаги те же.

16 такт. Притопы "Зымгыштам".

ФИГУРА II. 32 такта. Музыкальный размер 2/4.

1—3 такты. Юноша и девушка от противоположных пар сходятся на середине, исполняя шесть шагов "Зымӧдчӧм" (рис. 5).

4 такт. Встретившись, кланяются друг другу на притопах "Зымгыштам".

5—7 такты. Соединив руки крест-накрест за спиной, вновь образованные пары кружатся по ходу часовой стрелки (рис. 6).

8 такт. Притоп "Зымгыштам" со сменой рук.

9—11 такты. Пары кружатся против хода часовой стрелки (рис. 7).

12 такт. Кружившиеся в парах юноши с девушками кланяются друг другу, исполняя притопы "Зымгыштам".

13—15 такты. Возвращаются к своим партнерам. Шаги те же (рис. 8).

16 такт. Кланяются своим партнерам на притопах "Зымгыштам".

17—32 такты. Их партнеры повторяют движения 1 — 16-го тактов.

ФИГУРА III. 16 тактов. Музыкальный размер 2/4.

1—3 такты. Пары, стоящие по диагонали друг с другом, идут навстречу, проходят на чужие места (рис. 9). Девушки обеих пар проходят мимо встречной пары. Танцевальные шаги "Зымӧдчӧм".

4 такт. Исполняя притопы "Зымгыштам", все поворачиваются к центру круга.

5—7 такты. Тем же путем возвращаются на свои места. Теперь в середину встречной пары проходят юноши. Шаги те же (рис. 10).

8 такт. Притопы "Зымгыштам"" с поворотом к центру.

9—16 такты. Все пары исполняют повороты под руку, повторяя движения 1—16-го тактов фигуры I (рис. 3, 4).

ФИГУРА IV. 16 тактов. Музыкальный размер 2/4.

1—3 такты. Стоящие на другой диагонали пары идут навстречу друг другу, но не проходят на противоположную сторону, а останавливаются на середине (рис. 11). Шаги те же.

4 такт. На притопе "Зымгыштам" девушки сошедшихся пар соединяют руки под рукй. Юноши берут их за руки.

5—8 такты. Обе пары поворачиваются в центре, обходя друг друга, и возвращаются на свои места. Шаги те же.

9—16 такты. Все пары исполняют повороты под руку, повторяя движения 9—16-го тактов первой фигуры (рис. 3, 4).

ФИГУРА V. 16 тактов. Музыкальный размер 2/4.

1—3 такты. Все четыре пары идут навстречу друг другу (рис. 12). Пары, идущие снизу, поднимают соединенные руки "воротцами", а пары, идущие сверху, проходят в них. Шаги те же.

4 такт. Притопы "Зымгыштам" с поворотом вокруг себя на 180o.

5—8 такты. Снова проходят "воротца", повторяя движения 1—4-го тактов с чужих мест.

9—16 такты. Все пары исполняют повороты под руку, повторяя движения 9—16-го тактов первой фигуры (рис. 3, 4).

На этом кадриль заканчивается.

Исполнение кадрили на празднике в честь
145-летия И.А.Куратова в его родном селе.

Положения рук, характерные для Куратовской кадрили

Переход "воротцами".

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.
См. также: Фоторепортаж танец Коми Кадриль в исполнении ансамбля Коми сьылан в мае 2012; Кадриль Коми молодежная; Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод; "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.
См. также: На празднике "Коми книга -2012" на Удоре видео: "Удорская Плясовая", "Тупи-Тапи", "Молодежная Кадриль", фото "Глотовская Кадриль" и др.

Реклама Google: