Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

"КУИМ" (Тройка) Коми народный танец


Танцует "тройка" девушек.

Коми народная пляска записана в селах Вольдино и Помоздино Усть-Куломского района 12 июня 1976 года. Танец назван по количеству его участников, поскольку всегда исполняется тремя танцорами под аккомпанемент гармошки и собственного пения. Гармонист наигрывает, а сами участники пляски с большим задором поют популярнейшие в Коми республике мелодии народных припевок "Шондібанӧй". См. нотное приложение.

"Куим" — повседневный танец. В большие праздники, при стечении народа, в Помоздине и Вольдине предпочитают танцевать "Шен", "Кадрель" — многофигурные массовые танцы. А для исполнения "Куим" не нужно много места.

В горнице во время посиделок, весной на едва обсохшем бугорке, на сенокосном лугу, на деревянных мостках улицы, на мосту — в любом месте и по любому поводу, а иногда и без повода, просто под хорошее настроение, танцуют этот танец. Была бы гармошка да желание попеть-потанцевать, а место для пляски всегда найдется.

Распевая частушки под гармонь, сидят вокруг гармониста на лавках, на заборах, на перилах моста, просто стоят, а в середину выходят трое плясать. Тройки часто сменяли одна другую. Танцуют "Куим" и по большим праздникам, и во время многолюдных гуляний. В этом случае "Куим" исполняют одновременно несколько групп. Каждая группа состоит из трех человек. Это могут быть три женщины пожилого возраста или три девушки, часто в тройку становятся и мужчины. Тогда один мужчина танцует с двумя женщинами. Располагаются эти группы в произвольном порядке, но каждая из них сохраняет и исполняет один и тот же хореографический рисунок.

При таком исполнении пляски неизбежно возникает и нарастает дух соперничества отдельных троек между собой за лучшее исполнение частушки. Каждая тройка стремится превзойти других в остроумии и, конечно же, не отстать от соседей в задоре пляски.

В момент исполнения частушек танец несколько затихает, уходит на второй план. Закончив частушку, танцоры прибавляют в стремительности, и танец "взрывается" новыми красками. Чем дольше танец, тем более темпераментным он становится. Особенно в исполнении молодых задорных девчат. Пожилые люди исполняют этот танец степенно, неторопливо в размеренном, равномерном темпе.

Перед исполнением танца три участника становятся на расстоянии 2-3 метров друг от друга.

Положение рук в танце зависит от характера исполнения, от эмоционального настроения танцующих, их возраста и темперамента. Наиболее распространенным являются:

1) руки свободно опущены вдоль корпуса, а кисти чуть отведены в стороны;

2) руки согнуты в локтях, и кисти на уровне пояса. У молодых, особенно задорных плясуний, руки часто покачиваются сверху вниз в такт движениям ног, но выше плеч не поднимаются. Обязательная принадлежность пляски — белый платок в руках женщин.


рис. 4.

рис. 5.

Вариант первый. Чаще исполняется пожилыми.

Гармонист начинает играть "Шондібанӧй", и танцоры шагами с пришаркиванием "Чашкыны кӧмкотӧн" двигаются петлящим рисунком, похожим на "восьмерку" (рис. 1). Этот основной хореографический рисунок повторяется в танце много раз подряд без остановок.

Вариант второй "ПОЛЬКА".

Этот вариант более сложен и доступен для исполнения молодым девушкам. Сохраняя основной хореографический рисунок, девушки продвигаются по нему, непрерывно кружась "вальсовым поворотом" в ритме 2/4. В таком исполнении танец чаще называют полькой (рис. 2).

Вариант третий "КВАЙТОН" (Шестерка).

Пожилые и молодые по-разному танцуют этот вариант. Старушки ходят парой друг за другом по основному хореографическому рисунку. Каждая пара, дойдя до крайнего положения, поворачивается на месте, и ведущая в паре становится замыкающей (рис. 3).

рис. 1.

рис. 2.

рис. 3.

Вариант четвертый. Молодежь и здесь норовит проявить свою прыть. Взяв друг друга под руку, они кружатся парами по ходу часовой стрелки и одновременно продвигаются по основному хорео графическому рисунку (рис. 4).

Вариант пятый. На рис. 5 показан вариант одновременного исполнения пляски "Куим" несколькими группами исполнителей.

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.
См. также: Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.

Реклама Google: