Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

"ГОРАНЬ" народные хороводные игры

Сысольский цикл старинных святочных хороводных игр, бытовавший в селах и деревнях, расположенных в верховьях реки Сысолы вплоть до первой четверти XX века. Первым среди ученых-фольклористов обратил внимание на хореографическую самобытность этого цикла П.И.Чисталев. По его совету в 1977 году была организована специальная экспедиция с целью зафиксировать хореографический рисунок и пластику танцевальных движений "Горани". Во время экспедиции был собран интересный полевой материал, страдавший, однако, фрагментарностью. В поисках полного варианта "Горани" экспедиции повторялись в 1980, 1981 и 1983 годах, но дополнительного материала выявлено не было. Последним очагом бытования "Горани" сегодня является село Грива Койгородского района.

"Горань"— это общее название не только хороводов, но и всего народного зимнего праздника, начинающегося предрождественским вечером 6 января и продолжающегося вплоть до крещенского вечера 19 января. Значение слова "Горань" гривенцами объясняется по-разному. Для многих это слово привычно, и они не задумываются над его значением. Некоторые трактуют его смысл как Святки, Гуляния, Праздник, а гармонист Матвеев Степан Васильевич (1919 г. р.) объяснил значение слова так: "Гора — громкий, ань — женщина, вот и получается "громкие женщины". Подобное объяснение, на наш взгляд, не лишено смысла. Женщины на "Горани" действительно ведут себя шумно, раскованно, свободно проявляют свои чувства, являются зачинщиками общего веселья.

В наше время "Горань" считается праздником стариков. Его отмечают лишь пожилые гривенцы, собираясь в одном из домов "вспомнить старину". А по свидетельству старейшей жительницы деревни Завраг Чугаевой Анастасии Алексеевны (1899 г. р.) в прежние времена "Горань" была праздником молодых. Женатым и замужним запрещалось не только участвовать в нем, но и присутствовать в качестве зрителей, зато молодые приходили на "Горань" без ограничения — все, кто хотел.

По обычаю на игрищах главенствовали девушки. Они назначали самого сильного, рослого юношу старшим парнем, поручали ему следить за порядком на игрищах, сами выбирали просторную избу у вдовы или одинокой старушки. Особенно любили собираться в доме Кармановой Афанасьи Ивановны. Хозяйка славилась гостеприимством, охотно принимала участие в "сердечных заговорах" девушек, а в самый разгар веселья всегда уходила ночевать к соседям.

Отправляясь на "Горань", девушки не брали с собой рукоделья. Это был праздник веселья и отдыха молодежи. Смысл его заключался в знакомстве девушек с юношами, выборе пар, в совместных играх, развлечениях. Сегодня этот обычай утратил свое первоначальное значение, и любую вечёрку, на которую пожилые женщины собираются попрясть, повязать, попеть старинные песни, а то и просто посудачить, называют "Горанью". Это в корне неверно. Игрища "Горани" проходили в рождественскую и крещенскую недели, в которые работать считалось грешно, а целью сбора молодежи являлся сам праздник "Горань". Вместо рукоделия каждая девушка несла на "Горань" полено для печки, а парни в складчину покупали керосин для лампы.

Приходить на игрища одинокой для девушки считалось неприличным, и, отправляясь на "Горань", каждая подыскивала себе подружку. Подруги старались во всем быть похожими друг на друга: одинакового роста, одинаково скромно или нарядно одетыми, весь вечер держались рядом. Очень важно, чтобы подруги умели хорошо танцевать. Этика отношений на "Горани" не позволяла одной иэПних участвовать в хороводах, если другая, не умеющая танцевать, скучала в сторонке. По сложившемуся в Гриве обычаю девушки подбирали себе не только подруг, но и "заказывали" на "Горань" кавалеров. Об этом они вели тайные переговоры с подругами и хозяйкой дома. Не обходилось и без соперничества, если вдруг одного парня хотели "заказать" сразу две девушки. Договор на парней действовал один вечер, а на следующий день все "заказы" могли поменяться. Хозяйка дома полунамеком сообщала юношам девичьи тайны, "по секрету" давала понять, кто и кого из них ждет на "Горани". Некоторые девушки не доверяли своих тайн никому, кроме подруги, и если желанный парень не приходил на игрище, подруга должна была во всем селе отыскать его и предупредить о встрече.

Специальных распорядителей или хороводниц на "Горани" не было. События развивались своим чередом по неписаным правилам и законам. Может быть, поэтому в настоящее время никто не может с полной определенностью рассказать о последовательности обрядов, ритуалов, обычаев, больших и малых событий, порядке исполнения песен, хороводных игр — всего того, что составляет драматургическую основу праздника. По этому поводу среди информаторов возникало немало споров и разногласий. Структуру праздника, его общую картину мы публикуем со слов Чугаевой Матрены Павловны (1910 г. р.), Молчановой Ефросиньи Павловны (1918 г. р.), Ушаковой Клавдии Егоровны (1914 г. р.), Чугаевой Прасковьи Семеновны (1910 г. р.), Чугаевой Александры Яковлевны (1915 г. р.), которые смогли назвать и показать нам лишь главные, узловые события "Горани".

"Горань" состоит из четырех главных частей: "Ныв-зон скод" (Сбор молодежи), "Горанясьны" (Хороводные игрища), "Гораньӧн ворсны" (Игры в жмурки) и "Петук гора" (Звонкий петух), каждая из которых длилась определенное количество дней.

В первый день "Горани" молодежь собиралась на праздник со всех гривенских деревень. Девушки приходили задолго до прихода юношей. Они прибирали избу, украшали её как могли, растопляли печь. Очень долго и тщательно готовились сами: наряжались, вплетали в косы алые ленты, румянились. Прибравшись, девушки принимались гадать. Гадание длилось долго и прерывалось приходом парней. Для них выделялись специальные места отдельно от девушек. Чаще всего девушки и юноши садились друг против друга.

В первый день не плясали, больше беседовали, приглядывались друг к другу, девушки пели лирические песни, и поздно вечером все расходились по домам. На следующий день веселье начинало набирать силу. Парни приходили значительно раньше, девушки много пели и начинали играть хоровод "Тӧлӧчу-вӧлӧчу" (Толочу-волочу).

В сюжете хоровода нашел свое хореографическое отражение весь процесс подготовки девушек к празднику, их ожидание дорогих гостей — юношей. Содержание хоровода каждая девушка трактовала на свой лад, поскольку он исполнялся столько раз, сколько девушек присутствовало на "Горани", отчего танец часто приобретал двоякий смысл. Судя по танцу, нельзя было с определенностью сказать, присутствует ли её избранник на "Горани" или она еще надеется на его приход, ждёт. Этим хороводным танцем девушки распаляли интерес парней, заставляли их сомневаться и предпринимать ответные действия.

На третий день парни приходили с гармонистами, что говорило о их серьезных намерениях. Многие гривенцы утверждают, что третий день полностью посвящался пляскам парней. Эти пляски в наше время, к сожалению, полностью утрачены. В народе осталась лишь память о двух непревзойденных гривенских плясунах и гармонистах: Карманове Григории Петровиче (1910 г. р.) и Карманове Андрее Ульяновиче (1910 г. р.). В 30-е годы на пляску Петро Гриша и Ульян Андрея приходили полюбоваться даже из отдаленных деревень. Оба они погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Традиция прервалась, и сегодня никто из жителей села Грива не смог нам показать эти мужские пляски.

На четвертый день "Горани" начинали водить игровые хороводы, главным содержанием которых был выбор "жениха" и "невесты". Желающих было много, каждый мог по нескольку раз входить в хороводный круг, выбирать разных партнеров, поэтому каждый вечер танцевали только один хоровод: "Романа", "Потапа", "Зайку", "Тюрина"— они составляли вторую часть "Горани".

Восьмой день был особенный. Девушки запирались на всю ночь одни и парней не впускали. Это была новогодняя ночь, и каждая стремилась "узнать свою судьбу". Гадали девушки все вместе или попарно с подружками. Гаданий, всевозможных предзнаменований, примет было множество: ходили гадать к проруби, к соседнему дому; прыгали в сугроб, накрывшись скатертью; чертили на снегу магические круги; твердили всевозможные заклинания; прислушивались к звукам леса... Эта ночь была таинственной, загадочной, полной ожиданий, трепета и страха.

Всю последующую неделю играли весело и шумно, гораздо больше плясали, пели. Главным событием на "Горани" становились не игровые хороводы, а "Гораньӧн ворсны" (Игры в жмурки) — более подвижные, темпераментные, озорные развлечения, способствующие еще большему общению девушек с парнями. В избу приносили охапки сена, зарывались в нем, барахтались, устраивали потасовки, кучу малу. Натешившись, укладывались вповалку спать и слушать "Петук гора" (Звонкий петух).

Завершался праздничный цикл крещенским вечером 19 января, который вновь всецело посвящался гаданиям, поискам счастливых предзнаменований, надеждам девушек на свадьбы. Проходил он спокойно, скорее даже торжественно. Девушки сидели с юношами рядом, о чем-то перешептывались. Уходили с "Горани" парами.

С течением времени "Горань" постоянно видоизменялась, многие её обычаи, ритуалы, традиционные моменты забывались, менялись песни, плясовые наигрыши. Наиболее пострадала хореография праздника. По нашим подсчетам, в "Горани" было не менее 16 игровых хороводов и плясок. Из них до нашего времени дошли только два: "Тӧлӧчу-вӧлӧчу" (Толочу-волочу) и "Югыд лунӧй, Потапӧй" (Потап — ясный день). Они дают представление о пластике святочного хороводного цикла "Горань".

ТӦЛӦЧУ-ВӦЛӦЧУ

В селе Гриве мы слышали выражение: "Невесту нужно выбирать в тот момент, когда она прибирается в доме". Подобные народные советы мы слышали и в других селах Коми АССР, но танец на эту тему существует сегодня только в гривенской "Горани".

Хоровод "Тӧлӧчу-вӧлӧчу" — хореографическое повествование о добродетелях будущей жены, хозяйки дома: её трудолюбии, чистоплотности, гостеприимстве. Этим танцем каждая девушка как бы говорит юношам, наблюдающим за ней: "Смотрите, какая я хозяйственная, умелая, ловкая, как легко и красиво все делаю... Сватайтесь. Не пожалеете!"

Главным атрибутом танца является "Еджыд чышъян" (Белый платок) — большая шаль или полушалок обязательно белого цвета и с бахромой, в которой прежде невесту везли под венец. Такой платок девушки обычно выпрашивают на один праздничный вечер у замужней женщины или старушки, семейная жизнь которой сложилась удачно. Танцевать с таким платком считается у девушек счастливой приметой, предзнаменованием скорых свадеб. Поэтому каждая хочет похороводничать в таком платке.

Перед началом танца две девочки-подростка (чаще всего дочери хозяйки дома) выносят этот платок и кладут на плечи той девушке, которая первой будет водить хоровод. Все остальные девушки держат в руках небольшие, но тоже белые, платочки с кружевами.

Перед началом танца девушки образуют разомкнутый круг. Во главе его становится девушка-солистка с белым платком на плечах.

ФИГУРА I. "ТӦЛӦЧУ-ВӦЛӦЧУ". 8 тактов Музыкальный размер 6/8. См. нотное приложение.

Солистка придерживает руками концы свободно ниспадающего с плеч платка, её локти чуть присогнуты и отведены от корпуса. У остальных девушек руки опущены вдоль корпуса, белые платочки они держат в правых руках. У всех исходное положение ног — 6-я позиция.

I такт. На "раз"— акцентированный шаг правой ногой вперед на всю ступню.
На "два, три"— перенести вес тела на правую ногу, слегка сгибая ее в колене, левую ногу без веса подвести носком к правому носку. Корпус легко наклонить вперед. Правую руку, согнутую в локте, вынести вперед, а левую отвести назад.
На "четыре"— шаг левой ногой вперед на низкие полупальцы.
На "пять, шесть"— перенести вес тела на левую ногу, подняться из приседания, плавно выпрямить корпус, правую руку слегка завести назад, а левое плечо чуть подать вперед.

2—8 такты. Повторить движения 1-го такта, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки. Танцевальные шаги задает солистка, все остальные повторяют за ней ее движения.

ФИГУРА II. "ДЖОДЖ ПЛАКА ЧЫШКЫНЫ" (Половицу обмести). 8 тактов.

Перед началом фигуры девушка-солистка снимает с плеч белый платок и берет его правой рукой посередине так, чтобы все четыре конца платка свисали вниз.

1 такт. На "раз"— акцентированный шаг правой ногой вперед с ударом всей стопой в пол и приседанием на ней. Правая рука широким жестом отводится в сторону-вправо, корпус наклоняется вперед.
На "два, три"— подняться на невысокие полупальцы правой ноги, левую ногу прижать к щиколотке правой. Правая рука широким жестом проводится перед собой через низ в левую сторону, корпус не выпрямляется.
На "четыре"— акцентированный шаг левой ногой вперед с ударом всей стопой в пол и приседанием на ней. Левое плечо и рука сильно отводятся назад, правая рука с платком исполняет замах в сторону-влево, корпус не выпрямляется.
На "пять, шесть"— подняться на невысокие полупальцы левой ноги, правую ногу прижать к щиколотке левой. Правая рука широким жестом проводится перед собой через низ в правую сторону, корпус не выпрямляется.

2—8 такты. Повторить семь раз подряд движения 1-го такта, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки. Жесты правых рук с платком имитируют движения хозяйки дома, подметающей пол, но делают это так, чтобы платки не касались пола.

ФИГУРА III. "ПӦТӦЛӦК ЧЫШКЫНЫ" (Потолок обмести). 8 тактов.

1 такт. На "раз"— шаг правой ногой вперед на высокие полупальцы, левую ногу подвести к щиколотке правой ноги. Корпус прямой, правая рука опущена вниз.
На "два"— шаг левой ногой на высокие полупальцы влево (неширокая 2-я позиция). Правая рука широким полукругом проводится над головой справа налево.
На "три"— правую ногу приставить к левой ноге на высокие полупальцы. Корпус наклонить влево.
На "четыре"— шаг левой ногой вперед на высокие полупальцы, правую ногу подвести к щиколотке левой ноги.
На "пять"— шаг правой ногой на высокие полупальцы вправо (неширокая 2-я позиция). Правая рука проводится широким полукругом над головой слева направо.
На "шесть"— левую ногу приставить на высокие полупальцы к правой ноге. Корпус наклонить вправо.

2 такт. На "раз"— шаг правой ногой вперед на высокие полупальцы. Правую руку поднять над головой.
На "два, три"— два маленьких шага на полупальцах сначала левой, а потом правой ноги, начиная поворот вокруг своей оси против хода часовой стрелки.
На "четыре, пять"— повторить движения на "два, три" этого такта, завершая полный поворот вокруг своей оси.
На "шесть"— шаг левой ногой вперед с приседанием на всю стопу. Правую руку опустить вниз.

3—8 такты. Три раза повторить движения 1—2-го тактов.

По сюжету хоровода эта фигура танцевально отражает процесс обметания потолка во время уборки избы.

ФИГУРА IV. "ЛАБИЧЬЯС ЧЫШКЫНЫ" (Лавки обмести). 8 тактов. Перед началом фигуры правые руки с платками поднять к правым плечам.

1 такт. На "раз"— шаг правой ногой вперед на всю ступню.
На "два, три"— наклон корпуса вперед, правую руку открыть вверх-вперед-вниз перед собой так, чтобы платок чуть взлетел кверху.
На "четыре"— приставить левую ногу к правой на всю ступню.
На "пять, шесть"— корпус откинуть назад, правую руку резко подвести к правому плечу, платок должен оказаться за спиной.

2—8 такты. Повторить движения 1-го такта.

ФИГУРА V. "ПЫЗАН ПӦВ ВУШТЫНЫ" (Столешницу скоблить). 8 тактов. Перед началом фигуры платок берут двумя руками и держат его на вытянутых руках перед собой.

1 такт. На "раз"— шаг правой ногой на месте, левую ногу отделить от пола. Корпус резко откинуть назад, руки, сгибая в локтях, подвести к груди.
На "два, три"— пауза.
На "четыре"— шаг вперед левой ногой на всю ступню. Корпус резко подать вперед, руки вытянуть перед собой.
На "пять, шесть"— пауза.

2—8 такты. Повторить движения 1-го такта семь раз, продолжая общее движение по кругу против хода часовой стрелки.

ФИГУРА VI. "НЯНЬ ЛОЙНЫ" (Тесто месить). 8 тактов.

1 такт. На "раз"— шаг правой ногой вперед на всю ступню. Правую руку опустить вниз, а левую поднять вверх, не выпуская платка из рук.
На "два, три"— пауза.
На "четыре"— шаг левой ногой вперед на всю ступню. Левую руку опустить вниз, а правую поднять вверх.
На "пять, шесть"— пауза.

2—8 такты. Повторить семь раз подряд движения 1-го такта. В конце фигуры все девушки подбрасывают платки в воздух.

ФИГУРА VII. "ПЕКАРӦН УДЖАВНЫ" (Печь пироги). 8 тактов.

I такт. На "раз"— поймать руками платок и одновременно исполнить соскок на две ноги в 6-ю позицию с небольшим приседанием на обеих ногах.
На "два, три"— руки собирают платок перед собой в пышный комок.
На "четыре"— шаг вперед правой ногой на полупальцы.
На "пять"— шаг вперед левой ногой на полупальцы.
На "шесть"— шаг вперед правой ногой на полупальцы и одновременно подбросить платок вверх.

2—8 такты. Повторить движения 1-го такта семь раз.

ФИГУРА VIII. "ГӦСТЬЯСӦС ВИЧЧЫСЬНЫ" (Ждать гостей). 16 тактов.

1 такт. Расправить платок на вытянутых руках перед собой.

2 такт. Склонить корпус в поклоне перед воображаемым гостем.

3 такт. Выпрямить корпус.

4 такт. Шесть шагов вперед на полупальцах (по восьмым), начиная с правой ноги, по кругу против хода часовой стрелки.

5—16 такты. Три раза подряд повторить движения 1—4-го тактов.

Закончив хоровод, девушка-солистка подходит к любой из присутствующих девушек, чаще всего к своей подружке, и как эстафету передает ей "Еджыд чышъян", накидывая его ей на плечи.

Получив белый платок, а вместе с ним и право солировать в танце, каждая девушка стремится варьировать движения на свой лад, стараясь привнести что-то свое, часто — придумывая новые фигуры.

ЮГЫД ЛУНӦЙ, ПОТАПӦЙ

Типичный для "Горани" хоровод, посвященный теме выбора жениха. Он повествует о красоте девушки, ее праздничном наряде, ее стремлении всем своим видом, а главное, красивой пляской покорить сердце красавца Потапа. В танце обыгрываются кофта, сарафан, пояс, платок и другие части девичьего коми национального костюма. При этом особое значение придается не столько самому костюму, его богатству, сколько умению каждой девушкой его носить, эффектно выглядеть в глазах подруг и наблюдающих за ней парней. Хоровод исполняется в честь каждой девушки, присутствующей на "Горани", трижды за вечер. Первый раз — в самом начале вечера, когда в праздничной избе еще достаточно места и девушки танцуют друг перед другом, становясь в круг сразу по несколько человек. По мере прибывания гостей свободного места для танца остается мало, тогда начинается сольное исполнение танца, при котором все девушки сидят на лавках и по очереди выходят на середину избы для танца. Оба эти варианта исполняются без мужского участия. В конце вечера исполняют хоровод в третий раз. Теперь юноши, желающие играть роль Потапа, становятся по одному на середину горницы, а несколько девушек водят вокруг него хоровод. Пластика движений у девушек сохраняется такая же, как в первых двух вариантах, но теперь все их внимание обращено к юноше.

Содержание танца раскрывается в 12 фигурах, каждая из которых состоит из двух частей. Первая — медленная, в ней 6 тактов музыкального сопровождения, а вторая — быстрая, 8 тактов. Музыкальный размер 2/4. См. нотное приложение. Основной хореографический рисунок — круг, который, как всегда на "Горани", движется только против хода часовой стрелки.

ФИГУРА I. "ЮГЫД ЛУНӦЙ, ПОТАПӦЙ". 14 тактов.

1—3 такты. Стоя на месте, широко раскрыть руки через стороны и поднять их вверх над головой.

4—5 такты. Сгибая руки в локтях, опустить их до уровня талии. Кисти приподняты вверх. Одновременно подняться на невысокие полупальцы обеих ног.

6 такт. На "раз"— локти плотно прижать к себе и тут же снова отвести от корпуса. Оставаясь на полупальцах, чуть согнуть колени обеих ног.
На "два"— исполняется движение "Стокнитны" (Подскочить) на двух ногах с легким ударом двумя ступнями в пол.

7 такт. Исполняется движение "Сунки-санки" (Спотыкаясь).
На "раз"— шаг правой ногой вперед на всю ступню и тут же ударить носком левой ноги по каблуку правой.
На "и"— переступить на низкие полупальцы левой ноги, ставя ее у каблука правой, и тут же ударить каблуком правой ноги в пол.
На "два"— шаг правой ногой вперед с ударом в пол всей ступней. Левая нога без веса тела.
На "и"— удар каблуком левой ноги об каблук правой ноги.

8 такт. Повторить движения 7-го такта с левой ноги.

9—14 такты. Повторить движения 7—8-го тактов, двигаясь по кругу.

ФИГУРА II. "БӦРЪЯ КОВТА" (Выбираю кофту). 14 тактов.

I—6 такты. Девушки жестами приглашают всех обратить внимание на их кофты. Взбивают рукава, поправляют кружева на манжетах и т.п.

7—14 такты. Проходка по кругу "Сунки-санки", как в фигуре I, продолжая обыгрывать кофту.

ФИГУРА III. "ЛӦСЬЫД САРАПАН" (Красивый сарафан). 14 тактов.

1—6 такты. Взяв обеими руками подол сарафана, каждая девушка слегка покачивает корпусом вправо-влево, поворачивается на месте вокруг себя.

7—14 такты. Проходка "Сунки-санки" по кругу, как в фигуре I, продолжая обыгрывать сарафан.

ФИГУРА IV. "ЕДЖЫД ПАРТУК" (Белый фартук). 14 тактов.

I—6 такты. Девушки берут обеими руками нижние углы фартуков, поднимают их перед собой. На каждый такт чуть опускают и снова поднимают руки, заставляя фартук "плясать" в такт музыке.

7—14 такты. Проходка "Сунки-санки" по кругу с фартуком в руках.

ФИГУРА V. "ТАБЪЯ ВӦНЬ" (Плетеный пояс). 14 тактов.

1—6 такты. Перебирают кисти поясов.

7—14 такты. Проходка "Сунки-санки" по кругу, играя поясами.

ФИГУРА VI. "СЕРА ВУРУН ЧУВКИ" (Узорчатые шерстяные чулки). 14 тактов.

1—6 такты. Девушки берут юбки впереди и поднимают подол до уровня колен так, чтобы были видны узоры их вязаных шерстяных чулок.

7—14 такты. Проходка "Сунки-санки" по кругу. Подол юбки не опускается.

ФИГУРА VII. "ВЫЛЬ КӦТІ" (Новые туфли). 14 тактов.

1—6 такты. Девушки берут юбки сзади и поднимают подол чуть выше щиколотки, чтобы видны были нестоптанные задники их новых башмаков.

7—14 такты. Проходка "Сунки-санки" по кругу. Подол юбки не опускается. Корпус чуть наклонен вперед.

ФИГУРА VIII. "АЛӦЙ ЛЕНТА" (Алая лента). 14 тактов.

1—6 такты. Девушки берут косы в руки и демонстрируют всем, какие красивые ленты они вплели, отправляясь на "Горань".

7—14 такты. Проходка "Сунки-санки" по кругу, играя алой лентой в косе.

ФИГУРА IX. "БАНЙӦДЧЫНЫ КРАСКАӦН" (Румянить щеки). 14 тактов.

1—6 такты. Мягкими жестами девушки тыльной стороной ладоней обводят вокруг лица.

7—14 такты. Проходка "Сунки-санки" по кругу.

ФИГУРА X. "МЕДВЫЛЬ ЧЫШЪ; ЯН" (Самый новый платок). 14 тактов.

1—6 такты. Девушки снимают с плеч платки, играют ими, перебрасывая с руки на руку.

7—14 такты. Проходка "Сунки-санки" по кругу с платком в руках.

ФИГУРА XI. "ГРЫМ-ГРАМ ЙӦКТЫШТАМ" (Потанцуем с грохотом). 14 тактов.

1—6 такты. На каждую четверть исполняется движение "Стокнитны", с сильным топотом обеими ногами в пол, руки переводятся из стороны в сторону.

7—14 такты. Танцевальные шаги по кругу с нарочитым топотом на каждом шагу.

ФИГУРА XII. "ПОТАПӦЙӦС ЫЛӦДНЫ" (Завлекать Потапа). 14 тактов.

1—14 такты. Импровизационный момент в танце. Каждая девушка его исполняет на свой манер, придумывает свои движения.

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.
См. также: Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.

Реклама Google: