Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

"ДОЛИ-ШЕЛИ" народный танец

Танец записан 16 февраля 1981 года в селе Большелуг Корткеросского района в доме Пинягиной Дарьи Семеновны, где по нашей просьбе собрались любители старинных песен и танцев.

"Доли-шели"— игровой хоровод весенне-летнего цикла, в котором образно разыгрывается сюжет широко распространенной коми народной песни "Паськыд гажа улича" (Широкая веселая улица, см. текст и музыкальные ноты). Круговая композиция танца традиционна для коми луговых хороводов. Перед началом хоровода-игры танцующие делятся на пары. Каждая пара в дальнейшем станет солирующей, и хоровод будет играться столько раз, сколько пар образовалось на гуляньи. Не имеющие пар, но желающие принять участие в игре могут становиться в круг без пары.

Кругов в хороводе два: внешний и внутренний. Во внешнем кругу стоят только юноши, во внутреннем — девушки. Девичий круг носит название "Круг-горт" (Круг-дом). В нем они стоят спиной к центру, тесно взявшись за руки. Солистка-девушка входит в этот круг. Она будет изображать роль "невесты". Круг юношей называется "Круг-улича" (Круг-улица) — это широкий круг, в котором юноши, держась за руки, стоят лицом к девушкам (рис.1). Пространство между двумя кругами выполняет "роль" улицы, на которую юноша-солист будет вызывать свою "невесту". "Круг-горт" двигается по ходу часовой стрелки, а "Круг-улича"— ему навстречу. С каждым новым куплетом направление движения кругов меняется.

Первый куплет песни. Оба круга приходят в движение. Солистка прохаживается внутри "Круга-горта" (рис.2).

Второй куплет. Круги меняют направление движения. Солистка продолжает гулять в "доме".

Третий куплет. Круги вновь меняют направление движения. От круга парней отделяется один юноша и начинает ходить вокруг "дома", высматривая девушку (рис.3).

Четвертый куплет. Юноша стремится проникнуть в "дом", но путь ему преграждают девушки. Они не пускают его внутрь "Круга-горта". Юноша должен найти способ преодолеть сопротивление и проникнуть в "дом": задобрить одну из девушек подарком, сказать остроумную шутку или, наконец, обмануть, но только не применять силу.

Пятый куплет. Войдя в "дом", юноша кланяется девушке и предлагает ей руку. Она подает ему руку с ответным поклоном. Парой они прогуливаются внутри круга (рис.4).

Шестой куплет. Парень стремится увлечь девушку "на улицу", но она жалуется ему на то, что родители строго следят за ней и не выпускают из дома. На это время круги останавливаются, хороводницы разъединяют руки, давая возможность "жениху" и "невесте" пройти на "улицу" (рис.5).

Седьмой куплет. "Жених" с "невестой" целуются.

Восьмой куплет. Она возвращается в круг девушек, а он становится в круг парней (рис.6).

Хоровод начинается сначала. Роль "жениха" и "невесты" будет исполнять другая пара солистов.

 

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ" (см. Введение). Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.
См. также: Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.

Реклама Google: