Komi Zyrians Traditional Culture

КОМИ КУЛЬТУРА ГРАММАТИКА СЛОВАРИ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ТЕАТР ЭТНОГРАФИЯ ФОТОАРХИВ КНИГИ

КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ

Игорь Скляр, Прометей Чисталев
"Коми народные танцы", 1990.

Содержание

Введение
Йоктӧм мунігӧн (Пляска на ходу)
Ислӧдлӧм (Катание)
Кӧкӧ (Кукушка)
Катша-катша (Сорока-сорока)
Туту-руту (Туту-руту)
Видз вылын йӧктӧм (Луговая плясовая)
Коми трӧпа (Коми тропа)
Сёрнӧсса кадрель (Чернышская кадриль)
Зырянская полька
Юсайса йӧктӧм (Заречные танцы)
Куратовская кадриль
Мӧдлапӧлын ворсанторъяс (Заречные игры)
Йӧктӧм кругӧн (Круговая пляска)
Нывъясӧй пӧ, нывъясӧй (Девушки, девушки)    

Горань
Миш Семен дорӧ (У Миш Семена)
Шондібанӧй (Солнцеликая)
Сигудӧк йӧктӧм (Пляска под сигудок)
Миян пӧлян (Наша дудка)
Нывъяс ва дорӧ ворсны лэччисны
Доли-шели (Доли-шели)
Уна нывъяс (Много девушек)
Гӧра йылын оз выйим (Земляника на горе)
Луйки-лайки (Луйки-лайки)
Тӧлӧчу-вӧлӧчу (Толочу-волочу)
Нёльӧн (Вчетвером)
Куим (Тройка)
Помоздинская кадриль
Шен

ВВЕДЕНИЕ

... Народные танцы — наименее исследованная область культуры коми народа. В этнографических очерках дореволюционных исследователей, в путевых заметках путешественников встречаются лишь редкие и случайные упоминания об игрищах и танцах, бытовавших у коми народа. Так, академик Шёгрен А.М. (1794—1855), побывавший в 20-х годах XIX века в южных районах Коми края (в Прилузье), в одной из своих рукописей отметил, что летом на лугу или зимой — дома "молодые юноши и девицы в лучших нарядных платьях сходятся под вечер в парадные места, где и заводят караводы, играют кругами, поют песни и пляшут"1.

Детская писательница А.И.Ишимова (1804—1881), сотрудничавшая с "Современником", несколько лет прожила среди коми вместе с отцом, сосланным в Усть-Сысольск на поселение. В своих воспоминаниях об Усть-Сысольске 20-х годов прошлого века Ишимова говорит, что в те времена местное общество совершенно не знало вальса, мазурки, экосеза и других модных в Петербурге танцев, а танцевало лишь свои национальные хороводные танцы, которые она описывает таким образом: "Побывав в первый раз на вечеринке у именинника — судьи (лицо очень почетное в то время в уездном городе) — я поражена была удивлением, когда вдруг раздалась хороводная песня, и хозяйка, взяв за руку одного из молодых людей, начала ходить с ним по зале; он взял другую даму, та опять другого кавалера, и так продолжалось до тех пор, пока не составилась длинная цепь из молодых дам и мужчин. Как скоро эта цепь сомкнулась в большой круг, началась какая-то хороводная игра, для которой выбирались одна или две пары мужчин и дам"2. Судя по описанной сцене, Ишимова более 170 лет тому назад наблюдала один из наборных хороводов, которые во множестве вариантов дошли и до наших дней. И сегодня праздничные гуляния в селах Вычегды, Сысолы, Выми, Печоры, Вашки и Мезени по традиции начинаются с хороводной песни, которую запевает хороводница и поочередным приглашением вовлекает в танцевальный круг всех присутствующих.

Историк и этнограф Н.И.Надеждин (1804—1856), сосланный в 1837 году в Усть-Сысольск, в своем очерке "Народная поэзия у зырян" пишет: "...Через несколько дней меня пригласили в один знакомый дом на вечеринку. Я пришел и нашел — игрище. Множество девушек собралось к подругам, дочерям хозяйского дома. Они беспрестанно водили круги и пели"3.

Такие упоминания не дают нам представления о том, какие танцы и пляски бытовали в народе, как водились хороводы, в какой последовательности исполняла их молодежь на вечеринках и игрищах, не раскрывается содержание хороводов, ни словом не упоминается о манере исполнения танцев, а главное— никто из исследователей и путешественников не записал пластику коми народного танца. Тем не менее эти упоминания являются немаловажным источником, поскольку дают возможность судить об эволюции танцевального фольклора коми народа.

Лишь основоположник коми литературы И.А.Куратов (1839—1875), наблюдая народные гуляния в своем родном селе Кебра (ныне с. Куратово), под впечатлением виденного написал стихотворение "Коми бал", где в художественной форме изобразил красочную картину сельского веселья, которая предоставляет возможность в какой-то степени восстановить фрагменты хороводных танцев, понять их характер, ощутить атмосферу коми народного гулянья.



Вот где бал-то, братцы!
Вольны собираться
Все тут,— нет запрета,
Веселись до света!
Бал у нас народный
Всякий гость почетный...
Парни удалые,
Девки молодые
То растянут ловко
Пестрою веревкой
Хоровод свой чинный,
То вдруг паутиной
Весело сплетутся,
После ж разойдутся
Снова друг за другом,
Снова взявшись кругом...
       Перевод П.Семынина

Многие народные танцы, в настоящее время бытующие в селе Куратово, пластическими мотивами хороводных рисунков, эмоциональностью плясок созвучны поэтическим образам, запечатленным пером великого коми поэта.

В трудах советских ученых, к сожалению, имеются лишь редкие и отрывочные упоминания о бытовании игрищ и связанных с ними танцах. Даже при целенаправленном изучении традиционных обрядов и праздничных церемоний никто из исследователей не обратил серьезного внимания на танцы. Однако эти материалы при всей их фрагментарности представляют большой интерес. Иногда это единственный источник, позволяющий судить о бытовании тех или иных танцев в прошлом. И хотя эти литературные свидетельства не дают представления ни о движениях танцев, ни о плане их построения, тем не менее важное значение зафиксированных наблюдений несомненно.

Планомерное обследование коми танцевального фольклора начато нами в 1975 году в стенах Института языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР совместно с Научно-методическим центром народного творчества и культпросветработы Министерства культуры Коми АССР. Сбор материала по народному хореографическому искусству коренного населения Коми АССР, составляющего основную базу данной книги, осуществлялся в районах компактного расселения коми: Прилузье, Сысола, Вычегда, Вымь, Удора, Ижма, Печора и др. За время с 1975 по 1986 год нами осуществлено более двадцати комплексных экспедиций. Экспедиционные выезды проводились в разное время года, приурочивались к календарным и общесоветским праздникам, что дало нам возможность наблюдать исполнение танцевальных игр, хороводов, плясок в естественной среде.

Цель данной работы — собрать, описать и проанализировать весь танцевальный фонд народа коми, уберечь от забвения самобытные народные танцы, сохранить их для будущих поколений, показать роль традиционных танцев в современной жизни.

Изучение и сохранение народных танцев требует точной фиксации движений, мизансцен, описания места и условий исполнения, а также мелодий и песен, сопровождающих танцы. Для фиксации танцев нами использовался литературно-графический метод, который заключается в словесном описании пластики танцевальных движений и раскладке их на такты музыкального сопровождения, описании характера и манеры исполнения. Отдельные позы, характерные движения фиксировались на фото- и диапозитивную пленку. Танцы отсняты на кинопленку, музыкальное сопровождение записано на ленту магнитофона. Расшифровка и нотация произведены музыковедом П.И.Чисталевым — участником всех экспедиций. Во время полевых выездов собрано более 240 танцев разного жанра: хороводные (с множеством вариантов), среди которых есть и такие, где последовательность фигур зависит от хороводницы, пляски импровизационные сольные, парные, групповые, пляски с закрепленной пластикой движений, кадрили, "Шондібанӧй" (Солнцеликая) и переплясы. Все эти жанры сформировались в далеком прошлом. Каждый из них имеет свою тематику и стилистические особенности, возникшие и утвердившиеся в коми народном хореографическом искусстве на определенном этапе общественного развития. И в настоящее время традиционные танцы всех жанров широко распространены, исполняются с большим мастерством всеми возрастными группами коренного населения Коми АССР.


"Важгортский сувенир" танец в исполнении ансамбля "Щебетунья" 15 апреля 2012.

В своей исследовательской работе мы стремились при помощи изучения современного состояния коми танцевального фольклора заглянуть в его прошлое, попытались определить исторические пути формирования хореографической культуры народа, отделить подлинные образцы коми национальной хореографии от напластований более поздних времен, связанных с деятельностью профессионалов-хореографов.

Коми народные танцы, исполняющиеся в самодеятельных и профессиональных коллективах республики, мы фиксировали, но в данном сборнике не публикуем. Мы считаем, что такая работа требует самостоятельного рассмотрения и всестороннего изучения, а наша книга целиком посвящена подлинно самобытному танцевальному искусству народа коми без какой-либо его сценической обработки. Содержание данной книги составили 29 наиболее ценных фольклорных танцев, бытующих в селах и деревнях Прилузья, Сысолы и Вычегды, во второй книге, готовящейся к изданию, собраны лучшие образцы коми народной хореографии Выми, Удоры, Ижмы и Печоры. В нашу книгу мы не включили большое количество широко распространенных по всей республике танцев, созданных в 20—30-х годах нашего столетия под влиянием модных тогда городских танцев. К ним относятся: Краковяк, Коробочка, Падеспань, Тустеп, Лезгинка, Ночка, Полька, Яблочко, Кузнецы, Во саду ли, Дирижабль, Ударник и многие др. Из них народ включил в ткань своих бытовых танцев, кадрилей только отдельные фигуры и па.

Коми народные танцы синкретичны. В них переплетаются слова, музыка, движения, сюжеты танцев отражают картины из жизни народа. Темы многих игровых, хороводных танцев подсказала сама природа. Величие суровых северных лесов, спокойные равнинные реки, гладь больших озер, певучесть лесных ручьев, поэтическая красота родной земли пробудили творческую фантазию народных исполнителей, создали возможность возникновения образов и определили пластическую гармонию коми народной хореографии. Композиционное построение, пластика танцевальных движений, музыкальное и голосовое сопровождение, выкрики, использование в танце различных атрибутов отражают хозяйственный уклад, культуру и быт коми народа.

Особая роль в создании неповторимых пластических мотивов коми народных танцев принадлежит национальному костюму. Его разнообразие по регионам (особенно женского), отличие летнего от зимнего, повседневного от праздничного наряда, силуэт, подбор тканей, конструктивные особенности кроя, традиционные орнаменты, украшения во многом влияют на общее настроение танцующих, на их манеру держаться и двигаться в танце.

Умение женщин с большим, подлинно художественным вкусом шить, украшать и носить свои праздничные наряды — одна из характерных черт коми-зырянки, веками воспитанных в ней. И по сей день коми женщины не выходят в хоровод или в пляску в повседневной одежде, а старинный красочный праздничный наряд совсем по-иному заставляет почувствовать себя в танце даже современную молодую женщину.

В южных районах Коми АССР женщины предпочитают белые кофты, белые с пестрыми цветами платки, сильно приталенные сарафаны с пышной юбкой чуть ниже колен, из-под которой должны быть хорошо видны богато орнаментированные шерстяные чулки ручной вязки и "коты" (кожаные башмаки без каблуков). В таком наряде танцевальные движения жительниц юга будут в значительной мере отличаться от пластики женщин Ижмы, привыкших выходить на праздник в широком, длинном, до пят, сарафане, сшитом из дорогих тяжелых тканей, с пышными парчовыми рукавами, в кокошнике с привозной, необыкновенно красивой шалью, обутыми в легкие туфли на высоком устойчивом каблуке. Шали у коми женщин пользуются особой любовью, они часто используют их в хороводных танцах, сольных проходках в центре общего круга. Особым образом повязанная на голове или свободно накинутая на плечи шаль совершенно меняет не только облик женщины, но и придает особую выразительность, поэтичность, женственность танцевальной пластике рук, укрупняет жест. В руках всегда находится белый платок — неизменный атрибут почти всех коми танцев. Его предназначения в танцах трудно перечислить. Он играет "роль" перины, подушки, подарка, плетки, заменяет собой любой предмет, необходимый по действию танца.

Мужской национальный костюм в меньшей степени, по сравнению с женским, сохранил самобытность, но нам представляется необходимым отметить три основных вида коми национальной мужской обуви — это "коты" с яркими узорчатыми вязаными чулками, сапоги с прочной подошвой и крепким каблуком, пимы или тобоки (мягкие сапоги из оленьего меха). Нетрудно заметить, что сама обувь предопределяет совершенно различную манеру движений в мужских танцах.

В быту коми народа танцы тесно связаны с годовым крестьянским циклом, часто приурочены к определенным обрядам, празднествам, ритуалам. В зависимости от времени года выбирается место для игрищ, танцевальных гуляний, вечеринок, которые могут проводиться в избах, на лугах, по берегам рек, на деревенской улице, мостах через реку, за околицей села и т.п. В избах, как правило, исполняются сольные пляски или танцы с небольшим количеством участвующих, на открытом воздухе те же танцы приобретают форму массового исполнения. Часто хореографический рисунок танцу диктуется рельефом той местности, на которой он исполняется.

Связь танцевального искусства коми народа с трудовыми процессами проявилась лишь в летних луговых танцах, связанных с сенокосом. Ни землепашество, ни лесозаготовка, ни древнейшие и любимейшие виды трудовой деятельности коми: охота, рыболовство — не нашли своего отражения в содержании народных танцев. Подавляющее большинство сюжетов посвящены лирико-любовной и семейно-бытовой тематике, что обусловлено их тесной связью с народными песнями. Эта связь не во всех танцах одинакова. В одних из них текст песни, ее ритм, мелодия полностью определяют содержание, форму и характер танца, но нередко текст песни случаен, и танец развивается самостоятельно, по своим законам, опираясь лишь на музыкальный ритм песни.

Наряду с песней основными формами музыкального сопровождения танцев у коми являются также различные шумовые инструменты типа трещоток, колотушек, деревянных барабанов, а при их отсутствии в ход идут различные предметы быта: печные заслонки, грабли, сковороды, поленья, палки, туеса, ложки, бураки (сосуды из дерева или бересты для молока, кваса) — все, из чего можно извлечь ритмические звуки, а к ним добавляются хлопки в ладоши и топот ног во время самого танца.

Особо следует остановиться на роли инструментальной музыки в качестве аккомпанемента к танцам. Связь коми танца с народной инструментальной музыкой свидетельствует о подлинной музыкальности национальной танцевальной пластики, где каждое движение, каждый танцевальный шаг, жест буквально пронизаны, а зачастую и рождены музыкой. Танцевальная музыка, как и сами танцы, складывалась в разные исторические периоды. Наиболее древняя связана с игрой на старинных национальных инструментах — чипсанах и полянах (дудках) — многоствольных флейтах. Ограниченный звукоряд их сказался и на стиле музыки, которая представляет собой многократно повторяющиеся короткие формульные попевки с определенным для данного наигрыша размером и ритмом. Под эту музыку исполняются особого рода пляски, древнейшие во всем коми танцевальном фольклоре, главной особенностью которых является полное органичное единство музыки и танца. См. Коми народные музыкальные инструменты.

На продольных флейтах (гум полянах) исполняются мелодически более развитые наигрыши, но это незначительно отразилось на танцевальной пластике — она не отличается большей технической сложностью по сравнению с танцами под чипсаны. Мелодии на сигудках (трехструнных смычковых и щипковых инструментах) также были узкодиапазонными, малораспевными. Камерность звучания сигудка породила совершенно оригинальную манеру коми танца — без обуви. Чтобы не заглушать мелодии, бережно относясь к ней, танцоры снимают обувь, остаются в шерстяных, очень красивых, чулках и танцуют на полупальцах.

Появившиеся в прошлом столетии гармони (тальянки, затем двухрядки) внесли новый стиль в народную танцевальную музыку — более размашистый, удалой, музыка стала более разнообразной, гармонически насыщенной, с характерными гармошечными вариациями. Все это, естественно, отразилось на пластике танцев. Вместе с гармонью в быт коми вошли новые танцы, особое место среди которых занимает коми кадриль. Заметно изменилась старинная коми пляска "Шондібанӧй", увеличилось количество темпераментных плясок — импровизаций, особой популярностью стал пользоваться перепляс.

В настоящее время в народных танцах ярко проявляются главные черты национального характера коми-зырян, их обычаи, нравы, традиции. Отношения между танцующими в разных танцах строго регламентированы и часто зависят от нравственных понятий, принятых в народе, от жизненных обстоятельств: общественного положения, возраста танцующих и многого другого.

Танцы у коми четко делятся на исполняемые старшим поколением и — молодежью. Открытое проявление чувств, симпатий друг к другу в молодежных коми танцах не принято, здесь молодые люди старательно скрывают свои истинные привязанности, отчего в танце появляется подтекст, второй план, что придает ему особую увлекательность и смысл. Очень часто при внешней строгости, сдержанности танец является единственной удобной формой общения молодых людей друг с другом. В танцах молодежи почти никогда не принимают участие замужние женщины и женатые мужчины.


Выступление ансамбля СИГУДӦК в апреле 2012, см. репортаж и фотоальбом.

Часто женщина не имеет права войти в танец без приглашения партнера, поэтому в коми танцах существует множество вариантов приглашений в танец, поклонов, наборных фигур. Преобладают парные танцы или танцы в тройках, когда один юноша танцует с двумя девушками. Множество женских хороводных танцев, в которых мужчина может участвовать лишь в качестве солиста. Чисто мужские пляски крайне редки и встречаются только на Удоре. Особенно ценятся у коми народа талантливые заводилы — хороводники, плясуны-импровизаторы, умеющие завести, начать пляску, увлечь за собой всех присутствующих. Манеры в танцах многообразны, но, как правило, четкие, резкие, широкие движения, открытое проявление чувств присущи мужскому танцу; мягкие, плавные, грациозные — женскому.

В настоящее время женщины являются главными хранительницами традиций коми народной хореографии. Они повсеместно берут на себя обязанности хороводников во время игрищ и массовых гуляний, пожилые женщины как более опытные знатоки всех тонкостей коми танцев нередко берутся исполнять в танцах мужские партии.

Авторы надеются, что их многолетний труд послужит делу сохранения хореографических памятников коми народного творчества, заинтересует специалистов и многочисленных ценителей народного искусства, даст в руки балетмейстеров подлинный материал для их работы, творческой фантазии, вызовет к жизни новые хореографические постановки на профессиональной и самодеятельной сцене.

С глубокой признательностью авторы обращаются ко всем народным исполнителям, подлинным знатокам коми народной пляски, благодаря которым смогла появиться на свет эта книга. Особую благодарность авторы высказывают в адрес ученых-этнографов, фольклористов, работников учреждений культуры республики — всех, кто в той или иной степени содействовал их работе.

Впервые поставив вопросы о сохранении бытующего в народной среде коми танцевального фольклора, авторы не претендуют на полное освещение всех проблем и с благодарностью воспримут все замечания, пожелания и советы относительно изложенного ниже.

Примечания:

1. Шёгрен А.М. Географическое описание Ношульской пристани. Manuscripta A.Sjӧgreni. Архив Академии наук СССР. Ленинградское отделение. Ф.#94 (Шёгрен), оп.1, д.#8.

2. Ишимова А.И. Воспоминания. Войвыв кодзув. 1962. #4. стр.62.

3. Надеждин Н.И. Народная поэзия у зырян. В дебрях Севера. Коми кн. изд-во. Сыктывкар, 1983. стр.70.

*   *   *

Источник: "КОМИ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ". Игорь Скляр, Прометей Чисталев. Сыктывкар, издание 1990 года. Хореографический редактор М.Я.Жорницкая.
См. также: Кадриль Коми молодежная, Козьӧ, Козьӧ Коми девичий хоровод, "Танцуют дети" методический сборник для детского сада.

Реклама Google: